Кооперативные объединения и союзы

Организационно-экономические основы коммерческих объединений сельскохозяйственных предприятий

В результате процесса приватизации государственной собственности и реорганизации колхозов и совхозов созданы новые организационно-правовые формы хозяйствования, базирующиеся на принципах экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции и функционирующие на основе рыночных механизмов.

Действующая на основе этих форм система производственных структур натолкнулась на ряд проблем, связанных с производством, сбытом, переработкой своей продукции, материально-техническим снабжением, агросервисным, кредитным и другими видами обслуживания. Экономический механизм взаимоотношений субъектов различных сфер деятельности не способен обеспечить необходимые условия сотрудничества, а наоборот, в большинстве случаев усиливает имеющиеся противоречия.

Хроническая убыточность ряда колхозов и совхозов на протяжении последних лет подтолкнула эти хозяйства к реорганизации. Наряду с этим необходимость многообразия форм хозяйствования должна исходить из их экономической целесообразности. Реорганизация может быть оправданной только в том случае, если через мотивацию к труду и трудовую активность коллектива повышается эффективность производства, выраженная, в первую очередь, повышением производительности труда, дополнительным объемом и качеством выпускаемой продукции. При этом не обязательно проводить повсеместную приватизацию собственности госпредприятий.

Практика показывает, что эффективность производства во вновь созданных хозяйственных формированиях на базе реорганизованных колхозов и совхозов, сохранивших хозяйственную целостность, специализацию производства, производственную и социальную инфраструктуру, севообороты, технологию и не раздробленные на юридически самостоятельные субъекты, оказалась выше, чем в мелкогрупповых юридически самостоятельных формированиях.

В условиях глубокого экономического кризиса развитие кооперации в АПК будет способствовать стабилизации экономики аграрного сектора, созданию антимонопольных мер в сфере переработки сельскохозяйственной продукции и производственно-технического обслуживания сельскохозяйственного производства, созданию базы хранения, маркетинговой службы, кредитно-финансовых услуг, социальной поддержки и т.д.

Кооперация – это основное направление развития АПК, т.к. она способна обеспечить концентрацию материальных, финансовых и трудовых ресурсов в целях повышения эффективности деятельности всех моделей хозяйствования, основанных на различных формах собственности.

При рассмотрении вопросов кооперации важным является определение их особенностей. Классификация кооперативов может быть осуществлена по целому ряду признаков: типу хозяйственных операций, сфере деятельности, социально-профессиональным чертам и т.д. Рассматривая организационно-экономические основы коммерческих объединений сельскохозяйственных предприятий, следует знать, что в дореформенный период широкое распространение имели межхозяйственные предприятия, создаваемые с целью объединения средств для минимизации издержек, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции и совместным использованием специализированных технических средств.

В настоящее время все типы подобных предприятий подпадают под определение совместной деятельности или простого товарищества.

По договору о совместной деятельности простого товарищества:

- два или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели;

- в договоре могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации;

- вкладом в общее дело признаются деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловая репутация и деловые связи (вклады должны быть равными по стоимости, если иное не следует из договора или фактических обязательств);

- денежная оценка вклада производится по соглашению сторон;

- внесенное имущество на праве собственности, произведенная совместно продукция, полученные доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором;

- порядок покрытия расходов и убытков определяется их соглашением (при отсутствии соглашения каждый несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Не допускается заключение соглашения, полностью освобождающее кого-либо от участия в покрытии общих расходов или убытков);

- участники предпринимательской деятельности солидарно отвечают по всем обязательствам независимо от оснований их возникновения;

- прибыль, полученная от совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором или соглашением.

Договор простого товарищества прекращается вследствие:

- несостоятельности (банкротства) кого-либо;

- ликвидации либо реорганизации участвующего в договоре юридического лица, если нет специальных оговорок в договоре (соглашении), либо замещение ликвидированного (реорганизованного) юридического лица его правопреемником;

- отказа кого-либо от дальнейшего участия в бессрочном договоре;

- расторжения договора (имеющего срок действия) по требованию одного из участников в отношениях между ним и остальными товарищами;

- истечения срока договора;

- выделение по требованию кредитора его доли в товариществе.

При прекращении договора простого товарищества:

- имущество, переданное в общее владение (пользование), возвращается его владельцам без вознаграждения, если иное не предусмотрено соглашением сторон;

- с момента прекращения договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц.

 Организационно-экономические основы некоммерческих объединений сельскохозяйственных предприятий.

В результате реформ предприятия АПК стали частными, преобразованы в коллективные, кооперативные, акционерные, индивидуальные и другие формы. В этой связи государство не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность собственника. Однако, как это доказано теоретически и практикой развитых стран, АПК и продовольственный рынок не могут развиваться без регулирующей роли и поддержки государства, т.е. нужна система государственного управления АПК, построенная на новых экономических методах регулирования.

Самостоятельные хозяйствующие субъекты – собственники нуждаются в кооперации своей деятельности, консолидированных действиях на рынке продовольствия, во взаимодействии и отстаивании своих интересов перед государственными органами. В современных условиях отдельному предприятию очень сложно действовать эффективно.

Важное значение приобретает организация, прежде всего, вертикальной и горизонтальной структур хозяйственного управления (хозяйственного самоуправления) на всех уровнях аграрной экономики с учетом ее отраслевой, межотраслевой, межотраслевой и территориальной специфики, условий деятельности конкретных хозяйствующих субъектов. Вертикальная хозяйственная структура создается в форме хозяйственных объединений.

Объединения юридических лиц на практике выступают как организации:

коммерческие – концерны, консорциумы, корпорации и другие, существующие в форме акционерных обществ или товариществ

некоммерческие – ассоциации и союзы, создаются коммерческими или некоммерческими организациями, предусмотрены Гражданским кодексом РФ (статьи 121-123) и Законом РФ «О некоммерческих организациях».

При построении вертикальной структуры акционерный тип управления является наилучшим вариантом. Акционерное управление, как показывает практика, ущемляет интересы товаропроизводителей (особенно мелких держателей акций), сковывает их инициативу, усиливает диктат администрации и обладает другими недостатками. В этом смысле практический интерес представляет построение вертикальной структуры на ассоциированной основе. Суть ее в том, что хозяйственное управление создается снизу доверху на демократической основе. Система саморегулируемая, построена на инициативе товаропроизводителей. Организационно-правовой формой здесь выступают объединения юридических лиц в виде ассоциаций и союзов как некоммерческих организаций.

При создании вертикальной структуры хозяйственного управления АПК следует руководствоваться следующими положениями.

1. В законодательстве термины «ассоциация» и «союз» зачастую отождествляются, между ними нет строгого различия. В этом следует разобраться. Согласно общепринятым правилам толкования понятий русского языка, «ассоциацией называют объединение лиц одного рода деятельности» (см. С. И Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., – 1993. – с. 28), а «союзом» – «объединение для каких-либо совместных целей» (там же, с. 779). Следовательно, для «ассоциации» доминирующим признаком является однотипный состав участников, а для «союза» – общность целей объединения.

Однотипность состава участников может определиться принадлежностью к одной или смежным отраслям экономики (например, ассоциация сельских товаропроизводителей или ассоциация мясопереработчиков и т.д.), общностью их правовых форм (например, ассоциация фермеров). Общность целей участников объединения может быть связана с интересами конкретной территории, региона, страны (например, районное агропромышленное объединение или Российский агропромышленный союз). Министерство сельского хозяйства рекомендует на практике исходить из того, что ассоциации создаются по признакам отраслевой или организационной общности, а союзы – по территориальному и иным признакам.

2. Ассоциации и союзы создаются в целях координации предпринимательской деятельности участников, а также защиты их общих имущественных интересов. При этом ассоциации и союзы не являются органами, вышестоящими по отношению к учредителям, но функции предпринимательской деятельности предполагают управленческое воздействие на них со стороны управленческого органа, которому они добровольно делегировали соответствующие полномочия. Любое управление невозможно без соблюдения обязательного выполнения управленческих решений, данное положение должно получить свое развитие в учредительных документах объединения. В них следует установить: перечень вопросов, по которым объединение вправе принимать управленческие решения, обязательные для его участников, а также решения, имеющие законодательный характер; правовые последствия невыполнения таких решений; контрольные функции объединения по вопросам, отнесенным к его компетенции; информационные, вспомогательные, научные, снабженческие функции и другие вопросы – о коммерческой тайне, порядке финансирования деятельности объединения (обособленного аппарата управления), ведения учета и отчетности, внесения изменений и дополнений в состав и т.д.

3. Ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями, финансирование их деятельности по реализации делегированных им полномочий осуществляется, главным образом, самими участниками. Объектами финансирования являются традиционные расходы на содержание управленческого аппарата – аренда помещений, зарплата, премии, приобретение оргтехники, финансирование научно-исследовательских работ и т.д., на этой основе составляются текущие и перспективные сметы расходов на содержание обособленного аппарата, а также определяется доля участия каждого участника объединения в финансировании их деятельности.

Каждый участник объединения, участвующий в финансировании его деятельности, управленческие, консультационные, маркетинговые и другие подобные услуги от своего объединения получает бесплатно, не заключая соответствующего договора. Потребляемые каждым участником услуги должны соответствовать его вкладу на содержание аппарата. Тем более, законодательством предусмотрено, что при выходе из объединения его участник в течение двух лет с момента выхода несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему взносу. Поэтому порядок предоставления, объемы, периодичность и другие параметры потребляемых услуг участников будут различными. Все это вызывает необходимость конкретизации отношений сторон путем заключения соответствующих договоров или фиксаций в учредительных документах.