Развитие сельского хозяйства Алжира
Современные социально-экономические структуры в сельском хозяйстве Алжира сложились в результате сложного и подчас противоречивого исторического процесса, на который оказали влияние традиционная система землевладения и землепользования, аграрная политика колониальных властей, а также реформы и преобразования, проведенные в сельском хозяйстве страны после завоевания независимости в 1962 г.
В первые годы независимого развития основой новых аграрных структур в Алжире стал самоуправляемый сектор, созданный после бегства иностранных колонистов на основе национализированной иностранной земельной собственности и унаследовавший в силу этого и присущую колонистским фермам экспортную направленность. Самоуправляемым фермам были присущи черты как государственных, так и кооперативных хозяйств.
После 1971 г. в ходе аграрной реформы, целью которой была перестройка отсталых традиционных структур, был создан кооперативный сектор. Аграрная реформа предусматривала ограничение собственности крупных землевладельцев-абсентеистов, ликвидацию архаичных пережитков, мешавших росту производства, повышение эффективности использования земельного фонда. При этом сохранялись рентабельные современные частные фермы.
Распределение земли между безземельными и малоземельными крестьянами в ходе аграрной реформы сочеталось с обязательным вступлением крестьян в кооперативы различных типов, из которых около 75% приходилось на производственные. Реформа проходила поэтапно и продолжалась вплоть до начала 80-х годов, несмотря на объявленные правительством более ранние сроки завершения. Основным направлением хозяйственной деятельности кооперативного сектора стало производство зерна для внутреннего потребления.
В результате аграрной реформы к 1981 г. между 92,2 тыс. крестьян было распределено 1303 тыс. га земли. Согласно оценке специалистов, землю получили лишь 25,4% нуждавшихся в ней феллахов. Путем всевозможных уловок крупным землевладельцам и абсентеистам удалось сохранить у себя около 1/3 всей пахотной земли. Площадь земель, не подвергшихся изъятию по условиям закона об аграрной реформе, почти в два раза превысила площадь изъятых земель. По подсчетам алжирских специалистов, за счет этого фонда можно было бы дополнительно наделить землей 120-150 тысяч безземельных семей, что улучшило бы положение в частном секторе, снизив число безработных.
В результате проведенных преобразований в сельском хозяйстве Алжира к началу 80-х годов сложилось три сектора: самоуправляемый, кооперативный и частный. В 1982 г. на долю сельскохозяйственных предприятий обобществленного сектора (включавшего 2 тыс. самоуправляемых и 5,8 тыс. кооперативных хозяйств) приходился 41% обрабатываемых земель и 40% экономически активного населения в сельском хозяйстве. Они давали 46,2% продукции растениеводства в целом, 40-50% зерна. Их доля в валовой сельскохозяйственной продукции страны доходила до 30%. В этих хозяйствах использовалась основная часть сельскохозяйственной техники, в том числе 76% тракторов, 100% других сельскохозяйственных машин и орудий, более 60% минеральных удобрений, 75% гербицидов и пестицидов. Самоуправляемый сектор, например, имел возможность использовать и научные достижения в области семеноводства: уже в середине 70-х годов на этот сектор приходилось 73% всех селекционных семян, использовавшихся для посевов. К началу 80-х годов в хозяйствах обобществленного сектора значительно возросло применение высокоурожайных и засухоустойчивых семян мексиканской пшеницы.
Создание самоуправляемого и кооперативного секторов под контролем государства имело целью формирование в сельском хозяйстве страны современной индустриальной системы производительных сил и решение на этой основе задач быстрого развития сельскохозяйственного производства для удовлетворения внутренних потребностей страны и повышения его эффективности. В основополагающих документах революционно-демократического режима тех лет (Хартии аграрной революции, Законе об аграрной революции, Национальной хартии, в большей или меньшей степени касавшихся аграрных структур, подчеркивалась необходимость первоочередного развития общественного сектора (самоуправляемого и кооперативного), провозглашался принцип ликвидации эксплуатации чужого труда, хотя принцип частной собственности также поддерживался.
Поэтому в развитие самоуправляемого и кооперативного секторов государство вкладывало основную часть выделяемых для сельского хозяйства материальных и финансовых средств. Алжирские власти сознавали и социальное значение этих секторов, поскольку они обеспечивали занятость значительному числу сельскохозяйственных рабочих и мелких крестьян, зачастую в ущерб собственной рентабельности, поскольку многие хозяйства были просто перегружены рабочей силой.
Однако, несмотря на крупный производственный и людской потенциал, роль обобществленного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции была явно неадекватной и не соответствовала существовавшим возможностям. В особенности это касалось сектора самоуправления, которому принадлежали самые плодородные в стране земли. Достаточно сказать, что к 1980 г. его доля в валовой сельскохозяйственной продукции страны снизилась до 24,3%, в то время как высокодоходный колонистский сектор до независимости обеспечивал до 60% всего объема сельскохозяйственного производства.
Несмотря на приоритетное положение обобществленного сектора в 60-е - 70-е годы, по сравнению с частным, в деле финансирования и снабжения современными технологическими средствами, решающего сдвига в производстве сельскохозяйственной продукции в эти годы не произошло. Некоторое улучшение наблюдалось лишь в производстве кормов, технических культур (сахарной свеклы, томатов для переработки). Несколько возросло производство фруктов, включая цитрусовые. В производстве же зерна и зернобобовых, являющихся важнейшей составной частью продовольственного рациона населения, наблюдался застой.
Основную часть сельскохозяйственной продукции давал частный сектор. В нем в середине 80-х годов насчитывалось около 700 тысяч индивидуальных хозяйств. В производстве он играл ведущую роль, обеспечивая 70% валовой продукции аграрного сектора. На его долю приходилось 50-60% производства зерна, 60% огородных культур, 80% молока, 90% мяса.
Несмотря на наличие некоторой части рентабельных хозяйств (занимавшихся преимущественно производством высокотоварных культур на экспорт), обобществленный сектор в целом оставался малоэффективным. Неоднократно предпринимавшиеся правительством специальные меры с целью исправить положение положительных результатов не приносили. Причины такого положения в целом были общими как для самоуправляемого, так и для кооперативного секторов. К ним, в первую очередь, можно отнести жесткую централизацию управления и контроль государства практически над всеми сторонами хозяйственной деятельности, порождавший фактический отрыв работников от земли и как следствие безинициативность и апатию работников, бюрократизм администрации, неотлаженность системы поставок и сбыта, большой разрыв в ценах на поставляемые государством сельскохозяйственные машины и оборудование и получаемую в аграрном секторе продукцию, нехватку специалистов, стремившихся из-за низкой зарплаты перейти в другие отрасли, низкий общеобразовательный уровень и старение работников. Так, например, в середине 70-х годов доля неграмотных в хозяйствах самоуправляемого сектора составляла 77-81%, а более 75% постоянных работников здесь составляли лица старше 50 лет. Среди причин, содействовавших снижению эффективности производства в кооперативном и самоуправляемом секторах, следует отметить и постоянные задержки с финансированием, что не позволяло полностью использовать производственный потенциал хозяйств, новые технологические средства. Все это усугубляло положение в аграрном секторе.
В начале 80-х годов в экономическую политику Алжира были внесены значительные коррективы, что объективно было обусловлено углублением отраслевых и региональных диспропорций, возникших в результате проводившейся в 70-е годы форсированной индустриализации, снижением эффективности капитальных вложений, застоем в сельском хозяйстве, нарастанием экономических и социальных трудностей.
Основные изменения в стратегии экономического развития были сформулированы на внеочередном съезде партии ФНО в июне 1980 г. и отражены в его резолюциях и планах развития на 1980-1984 и 1985-1989 гг., а также в новой редакции Национальной хартии, принятой в 1986 г. Они в основном касались перенесения акцентов с наращивания мощностей на достижение эффективности и рентабельности производства, повышение роли частного сектора, усиление внимания к нуждам сельского хозяйства и социальной сферы. В результате в планах развития произошло некоторое перераспределение инвестиций в пользу аграрного сектора и социальной инфраструктуры.
Эти изменения объяснялись тем, что недостаточные темпы развития сельскохозяйственного производства, отстававшие от роста населения, привели к серьезному обострению продовольственной ситуации. Уровень самообеспеченности Алжира продовольствием снизился с 93% в 1963 г. до 35% в 1985 г. Напряженное экономическое положение и необходимость скорейшего решения продовольственной проблемы остро поставили перед алжирским руководством вопрос о повышении эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения рентабельности хозяйств, реорганизации системы управления аграрным сектором. Было ясно, что жесткое государственное регулирование в агросфере не может решить этих сложных насущных задач, что оно изжило себя.
С начала 80-х годов развитие аграрного сектора и повышение его эффективности в целях решения продовольственной проблемы было выдвинуто руководством страны в качестве важнейшей стратегической задачи, что нашло отражение в решениях внеочередного съезда партии ФНО 1980 г., съезда 1983 г. и последующих пленумов ЦК ФНО. В процессе реализации этой задачи важное значение в аграрной политике придавалось преобразованием в области социально-экономических структур, в том числе реорганизации обобществленного сектора, наделению крестьян землей, развитию частного предпринимательства на селе, созданию семейных ферм.
Необходимость перестройки обобществленного сектора алжирское руководство обосновывало требованием более эффективного использования вкладываемых в аграрный сектор средств, максимального использования машинной техники, интенсификации производства. Одновременно была выдвинута задача наиболее полной мобилизации ресурсов частного сектора в целях вовлечения его в решение общенациональных задач. На пленуме ЦК партии ФНО в 1981 г. было принято специальное решение об усилении роли частного сектора в производстве, что было затем закреплено в новой редакции Национальной хартии, в силу чего частный сектор был уравнен в правах с общественным.
В соответствии с установками государственных и партийных органов в 1980 г. началась перестройка самоуправляемого, а в 1982 г. - кооперативного сектора. Вначале было решено разделить слишком крупные хозяйства на более мелкие и потому лучше управляемые фермы, чтобы достигнуть их более высокой эффективности. Затем, в 1983 г., все самоуправляемые и кооперативные хозяйства были объединены и на их основе были созданы более 3,4 тыс. так называемых "социалистических сельскохозяйственных предприятий" общей площадью в 2,8 млн. га. При проведении структурной реорганизации обобществленного сектора большое значение придавалось реприватизации хозяйств, в первую очередь нерентабельных и малорентабельных. При этом в личное пользование было передано около 700 тыс. га земли. К концу 1987 г. в аграрном секторе было создано 3.264 "социалистических сельскохозяйственных предприятий" на площади 2,5 млн. га, деятельность которых регулировалась государством. В них было занято 138 тыс. постоянных и 200 тыс. сезонных работников.
С 1987 г. в Алжире началось осуществление экономической реформы на основе либерализации экономики и децентрализации управления народным хозяйством, а в сельском хозяйстве наступил новый этап реорганизации малорентабельного государственного по существу сектора. Его суть заключалась в реприватизации земель и создании небольших по размерам и самостоятельных в финансовом и экономическом отношении хозяйственных единиц, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики. В сельском хозяйстве новая система управления вводилась законом № 87-19, предусматривавшим дальнейшую реорганизацию "социалистических сельскохозяйственных предприятий". В соответствии с его условиями земля, находившаяся в их пользовании, распределялась среди крестьян на правах долгосрочной аренды у государства (сроком до 99 лет) небольших участков размером по 2 и более га. При этом поощрялось их объединение в так называемые "коллективные предприятия", т.е. своего рода кооперативы. Минимальное число членов подобных объединений составляло 3, а максимальная площадь "предприятия" не должна была превышать 2 тыс. га. На малоплодородных землях или неудобьях закон допускал участие в "коллективных предприятиях" и меньшего числа членов или вообще индивидуальную обработку земли.
В соответствии с законом крестьяне, получившие землю в аренду, должны были личным трудом участвовать в производстве, однако при необходимости они могли нанимать дополнительных работников. Что касается "коллективных предприятий", то предполагалась их полная самостоятельность в хозяйственном отношении. Все вопросы производственного характера, в том числе найма дополнительных работников, севооборота, ассортимента высеваемых культур и др., относились к компетенции самих объединений и их членов. Государственные органы призваны были осуществлять лишь общее руководство предприятиями в рамках проводимой экономической политики. Создаваемые объединения формально считались коллективными, а по существу представляли собой небольшие фермерские коммерческие компании. По истечении пятилетнего переходного периода становления хозяйства, налаживания производства и получения прибыли арендуемая земля могла быть выкуплена у государства. Таким образом в ходе реорганизации обобществленного сектора более 2,8 млн. га принадлежавших государству земель было сдано в аренду. Быстро росло число небольших семейных ферм, значительная часть которых была объединена в "коллективные предприятия". К середине 1988 г. подобных предприятии насчитывалось уже более 2 тысяч.
К началу 90-х годов создание новых структур в сельском хозяйстве Алжира в основном завершилось. К 1992 году в аграрном секторе было создано 22. З56 "коллективных предприятии" со 156.548 членами на площади 2.232,6 тыс. га и 5.677 индивидуальных хозяйств на 55,969 тыс. га
Значительную роль в вовлечении новых земель в сельскохозяйственный оборот и укреплении прослойки самостоятельных крестьянских хозяйств сыграл принятый в 1983 г. закон относительно освоения засушливых земель в предсахарских и сахарских районах страны. Он определил условия продажи частным лицам ранее не обрабатывавшихся земель в этих районах. Он также предоставил частным лицам право приобретения земельных участков при условии их освоения в течение пяти лет. Государство обязывалось оказать помощь крестьянам, получившим наделы в соответствии с новым законом. Вместе с тем оно сохраняло за собой право расторгнуть договор о продаже земли, если в определенный государством срок участок не будет освоен и с него не будет собран урожай. Крестьяне, получившие земельные участки, в течение 5 лет освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога.
Этот же закон восстановил свободу сделок с обрабатываемыми землями и землями сельскохозяйственного назначения, находившимися в частном владении, приостановленную во время проведения аграрной реформы в начале 70-х годов. Этой мерой была фактически снята преграда на пути возможной концентрации земельной собственности в руках отдельных частных предпринимателей. В 1990 г. в северных, степных и южных районах Алжира между 1.086 крестьянами в соответствии с указанным законом было распределено 338 тыс. га земли, из которых 95,7 тыс. га было освоено и 74,5 тыс. га засеяно. Предполагается, что таким образом будет дополнительно освоено и вовлечено в сельскохозяйственный оборот около 2 млн. га земли, что расширит сельскохозяйственный потенциал страны и будет содействовать росту производства продовольственных культур.
Государство стимулирует освоение новых земель путем предоставления феллахам кредитов на льготных условиях, а также других финансовых льгот. В 1982 г. специально для финансирования аграрного сектора был создан Банк сельского хозяйства и аграрного развития. Этим была ликвидирована многоступенчатая бюрократическая система финансирования самоуправляемых и кооперативных хозяйств и частных лиц, а условия предоставления кредитов были значительно упрощены.
Государство принимает активные меры к обеспечению производителей сельскохозяйственными машинами и другими орудиями труда. В последние годы значительно расширилась механизированная обработка участков мелких крестьян-единоличников, не владеющих техникой, специальными сельскохозяйственными кооперативами услуг и снабжения.
Некоторые льготы были предоставлены частный хозяевам и в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и импорте товаров производственного назначения. С декабря 1983 г. частные лица получили разрешение на беспошлинный ввоз некоторых видов машин и других орудий производства, а также автомобилей. В интересах крестьян были изменены и условия торговли сельскохозяйственной продукцией: феллахам было предоставлено право самостоятельно сбывать полученный ими урожай, минуя государственную торговую сеть. Был также разработан более гибкий механизм закупочных цен, обеспечивший повышение прибыли земледельцам. Были, в частности, увеличены закупочные цены на многие продовольственные культуры, в том числе на зерновые и бобовые, томаты, табак, а также на продукцию птицеводства.
Осуществление реформ в сельском хозяйстве столкнулось со значительными трудностями как технического, так и политического характера. Перед специально созданными комитетами, занимавшимися организацией "коллективных предприятий" на местах, встали сложные экономические и социальные проблемы, связанные с размежеванием земель, интегрируемых в предприятия, разделом между ними сельскохозяйственной техники бывших самоуправляемых хозяйств и кооперативов, трудоустройством части постоянных работников, не получивших землю, а также сезонных работников, желавших вступить в создававшиеся предприятия, но которых туда не принимали, и т.д. Ясно, что все эти затруднения встречали недовольство крестьян, затронутых реорганизацией.
Существовала оппозиция политике либерализации и децентрализации и в политической сфере. Она исходила как от бюрократии, разросшейся на базе многочисленных государственных экономических организаций и управленческого аппарата, не желающей терять своих привилегий, так и со стороны части партийных кадров старшего поколения, опасавшихся, что они могут остаться не у дел и что новый курс, направленный на развитие рыночных отношений, может привести к потере завоеваний социального характера, достигнутых в годы проведения курса на социалистическую ориентацию. Меры государства по либерализации аграрного сектора активизировали лиц, земли которых подверглись национализации в ходе аграрной реформы и которые всеми возможными средствами стремились вновь завладеть отторгнутыми у них участками, а также всякого рода спекулятивных элементов в городе и деревне.
Все это, естественно, затрудняло проведение намеченного правительством курса. Тем не менее реформа проводилась в жизнь. Поставив в центр внимания непосредственного производителя и ликвидировав прежнюю многоступенчатую бюрократическую систему управления и финансирования сельского хозяйства, она стимулировала инициативу крестьян. Судя по материалам алжирской прессы, преобразования в аграрном секторе получили поддержку большинства сельского населения. Этому в немалой степени содействовала продуманная политика властей и принятие экономических мер, направленных на улучшение жизненного уровня сельского населения и увеличение доходов крестьян путем изменения условий кредитования, реорганизации системы сбыта продукции, предоставления в распоряжение феллахов средств производства и др.
Следует также отметить, что кроме самоуправляемых хозяйств и производственных кооперативов реорганизации подверглись около 600 кооперативов обслуживания, в которых было занято около 14 тыс. работников и пайщиками которых состояли 450 тыс. человек. В ведении государства пока остаются 188 показательных госферм общей площадью 187,8 тыс. га, на которых занято 7.813 работников. Преобразования коснутся и этих показательных ферм, поскольку в правительстве разрабатываются меры по улучшению их работы. Власти планируют также начать работу и по совершенствованию системы сельскохозяйственных научных учреждений, располагающих 58 опытными станциями с 2,8 тыс. работников.
Итак, в последние годы в Алжире была проведена решительная ломка существовавших прежде аграрных структур и на их месте были созданы новые, более соответствующие по мнению алжирских властей новому этапу развития Алжира в условиях рыночной экономики. Естественно, трудно ожидать от вновь созданных структур быстрой отдачи в плане увеличения сельскохозяйственного производства. Фактически они находятся пока на этапе становления. К тому же, противостояние исламских экстремистов и властей, террористическая деятельность в стране вооруженных исламистских формирований, в результате которой с 1962 г. погибли по одним данным 30, а по другим - 50 тыс. человек, затруднили ход экономических, и, в частности, аграрных преобразований. И хотя вооруженные исламистские формирования не предпринимают нападений на крупные, имеющие важное значение экономические объекты и избегают столкновений с силами безопасности, активизация борьбы этих формирований против населения, организация терактов не рынках и перед школами, в автобусах и поездах, убийства известных общественных деятелей и журналистов сильно дестабилизируют внутреннюю обстановку, затрудняя проведение намеченного курса реформ, направленных на дальнейшую либерализацию экономики.
Алжиру не удалось пока разрешить ни одной из стоящих перед ним животрепещущих проблем: в стране сегодня насчитывается 2,5 млн. безработных, среди которых много молодежи, а правительство по-прежнему тратит колоссальные средства на закупку за рубежом продукции сельского хозяйства. Так, ежегодно Алжир тратит на импорт сельскохозяйственной продукции до 2 млрд. долларов, а на закупку молочных продуктов, пользующихся большим спросом на внутреннем рынке, около 600 млн. долларов. Пока в стране идет гражданская война, дальнейшее продвижение вперед курса реформ и достижение поставленных рубежей стоит под вопросом. Для обеспечения внутренней стабильности и развития экономики необходимо политическое урегулирование конфликта.