Кооперация аграрного сектора Вьетнама
Происходит заметное сокращение штатов управления кооперативными обществами. Если прежде в среднем на одно общество приходилось до 40 и более управленцев, то теперь их число сократилось в 4-5 раз. Эта мера сразу же положительно сказалась на рентабельности кооперативов и улучшила нравственный климат внутри их коллективов: большие штаты управляющих, контролеров, бухгалтеров и т.д. вызывали недовольство со стороны крестьянства. Повышается общественная активность кооператоров: они берут на себя функции, которые прежде выполнялись штатными служащими или органами власти. Административные методы управления экономикой ослабевают. Но преодоление их идет медленно, ценой больших усилий. Часть государственных служащих, партийных функционеров и руководителей кооперативных обществ не освободилась от привычек командовать, не отвечая при этом за последствия своих действий. Пользуясь низкой общеобразовательной подготовкой значительной части крестьянства, некоторые представители органов власти занимаются вымогательством и взяточничеством. И тем не менее новые перемены в обществе все заметнее сказываются на экономике страны, растет производство разнообразных товаров, активизируется индивидуальный сектор; крестьянские семьи приобретают опыт самостоятельного хозяйствования; усиливается роль рынка, побуждающая товаропроизводителей постоянно состязаться между собой, выпускать все большее количество товаров, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на росте производительности труда и снижении стоимости товаров.
Названные позитивные перемены в кооперативном строительстве Вьетнама свидетельствуют об общем успехе в реформировании аграрной сферы страны. Но кооперативы в результате прежде всего недостаточности финансовых ресурсов нe могут взять под свое влияние значительное число селян, особенно тex, кто не имеет возможности получить стабильную работу. Поэтому многие в поисках работы идут в город, обостряя социальную напряженность в обществе.
В этой связи во Вьетнаме имеются два разных подхода к проблеме использования финансовых накоплений и применения иностранных кредитов, выделяемых государству. Одни считают, что финансовые ресурсы по линии государства и кооперативов должны выделяться беднякам, не имеющим работы. Выделенные средства они станут использовать для организации самостоятельного производства сельскохозяйственных культур, поставлять их на рынок и тем самым благосостояние всех станет улучшаться. Другие - не поддерживают эту идею, считая, что бедняки быстро истратят деньги на личные нужды, тем самым скудные финансовые ресурсы иссякнут окончательно. Поэтому надо вести целенаправленное крупное строительство больших гостиниц, дорог, жилья, обеспечивая тем самым многих людей работой.
Представляется, что местные органы власти и своих регионах должны сами решать, как более рационально использовать появляющиеся у них накопления. Кооперативы ряда стран имеют опыт выделения целевых кредитов и контроля по использованию средств строго по назначению. Очевидно, такой опыт применим и для современных условий Вьетнама.
Развитие рыночных отношений неизбежно влечет за собой дифференциацию жизненного уровня среди крестьянства. Те хозяйства, которые состоят из престарелых людей, или в которых мало мужчин, а также там, где низка дисциплина труда, становятся малоэффективными, им грозит разорение. Кооперация же может cтать, с одной стороны, помощником и защитником экономически слабых хозяйств, с другой - ускорять процессы, усугубляющие их трудное положение, приближать разорение.
Кооперативы по-разному относятся к хозяйствам, оказавшимся в трудных материальных и финансовых условиях. Если крестьянская семья добросовестно трудится, но в силу каких-то обстоятельств не может преодолеть встретившиеся на ее пути преграды, то ей оказывают необходимую помощь.
Примечательно, что некоторые кооперативы включились в организацию помощи хозяйствам инвалидов войны, престарелых людей. Они продают им товары по сниженным ценам, выделяют из своих резервов финансовые средства. Однако эта благотворительная работа носит преимущественно эпизодический характер: многие кооперативы находятся в стадии реорганизации и сами испытывают значительные материальные трудности.
В кооперативах Вьетнама применяется и наемный труд. Использование привлеченных по трудовому соглашению в семейные кооперативы работников находится под контролем государства (устанавливается время продолжительности рабочего дня, минимум заработной платы и т.д.). Эта мера дает возможность привлечь к общественно полезному труду многих людей и в определенной мере снижает уровень безработицы.
Безработица в стране - наиболее острая и трудная социальная проблема общества. Во Вьетнаме в начале 90-х годов при 65-миллионном населении имелось свыше 10 млн. человек полностью или частично безработных. В городах много бездомных детей - выходцев, как правило, из многодетных крестьянских семей. В стране проводится значительная работа по организации школьных занятий с детьми, оторвавшимися от своих семейных очагов. Но эффективность преодоления проблем детской беспризорности, очевидно, стала бы большей, если бы сельские кооперативы начали проводить более широкую работу по созданию новых ремесленных (промысловых) кооперативов и приобщению к работе в них детей из больших крестьянских семей.
Вьетнамская деревня сравнительно быстро отошла от малоэффективного направления развития. Крестьянство в этой стране более активно содействовало изменениям в общественных отношениях, чем в ряде других стран, вставших на путь реформирования производственных связей. Это можно объяснить, прежде всего тем, что село еще не было раскрестьянено. Оно не испытывало недостатка в трудовых ресурсах. Сохранился в крестьянской среде навык торгового предпринимательства, не угасло кустарное и ремесленное производство. Семейное производство распространяется не только на селе, но и в городе. При этом многие товаропроизводители стремятся действовать самостоятельно, не связывая себя кооперативными объединениями. В частном секторе снято ограничение на применение наемной рабочей силы. Если вначале было разрешено использовать в индивидуальном хозяйстве на условиях найма на юге страны до 10 человек, а на севере до 5, то с 1988 г. пределы количества привлекаемого наемного труда не устанавливаются.
Эти меры позволили резко увеличить выпуск товаров негосударственными секторами. В 1989 г. они производили (сюда входит продукция кустарей объединенных сбыто-снабженческими кооперативами) 79% товаров народного потребления или более 40% общей стоимости промышленной продукции страны.
Характерно, что со стороны обладателей крупных сбережений не наблюдается тенденции расширять производство, увеличивать применение наемной рабочей силы. Объясняется это, очевидно, тем, что для вьетнамцев крупная предпринимательская деятельность не является традиционной. Имеет место и определенная настороженность, еще совсем недавно состоятельные слои общества преследовались, их лишали собственности на дома, магазины и т.д.
Наряду со структурной перестройкой экономики во Вьетнаме проводятся энергичные меры по созданию благоприятных условий для развития всех имеющихся в стране экономических укладов и взаимодействия разнообразных форм предпринимательской деятельности. Государство проводит политику создания регулируемых механизмов рыночной экономики, придерживаясь при этом развития страны по пути к социализму.
Осуществление экономических реформ сопровождается развитием торгового обмена, установлением прямых связей с зарубежными инвеститорами. Иностранные фирмы Индии, Японии, Таиланда, Сингапура начинают вкладывать свой капитал в сельское хозяйство, легкую промышленность, морские промыслы, туризм. При этом фирмы названных стран практикуют установление экономических контактов с различными видами кооперативных обществ Вьетнама. Устанавливается совместная ответственность иностранных инвесторов и кооперативов и за прибыль, и за убытки. В 1993 г. иностранные инвестиции во вьетнамскую экономику составляли свыше 5 млрд. долларов.
Обновление экономики Вьетнама неизбежно затрагивает политическую систему государства. Ей приходится приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Поощряя и стимулируя развитие рыночных отношений, государство в то же время не пускает этот процесс на самотек. И одним из важных инструментов воздействия на рынок становится кооперация. Осуществляя через нее закупки продукции сельского хозяйства, изделий ремесленников по фиксированным ценам, государство в определенной степени воздействует на характер развития рыночных отношений и частнопредпринимательскую деятельность. Иными словами, государство стремится обеспечить такое направление развития частного сектора, которое бы способствовало укреплению народного хозяйства страны, отвечало интересам трудящихся, не мешало процессу строительства нового общества.
Экономическая реформа во Вьетнаме стала претворяться в жизнь недавно. Однако в результате ее реализации усилилось использование экономических секторов: государственного, кооперативного, мелкокапиталистического и индивидуального, что в значительной мере оживило деловую жизнь в стране, увеличило производство товаров повседневного пользования и продуктов питания. Характерно, что все названные секторы экономики в большей или меньшей степени взаимодействуют между собой. Кооперативный сектор становится важным инструментом по укреплению этого взаимодействия и сотрудничества. В то же время демократизация и гласность в обществе породили у некоторых групп людей настроение вседозволенности, безответственности, бесконтрольности. Эти явления отрицательно сказываются на кооперативном строительстве. Поэтому одной из важнейших задач объединений трудящихся становится повышение нравственности внутри их коллективов, использование высоких моральных принципов кооперативной деятельности.