Развитие хозяйственного комплекса Прибалтики
Изменения в структуре хозяйства региона в постсоветский период
В составе бывшего СССР в хозяйственном отношении республики специализировались на производстве продукции перерабатывающих отраслей промышленности и интенсивном сельском хозяйстве. Среди отраслей промышленности наибольшим уровнем развития выделялись машиностроение (электротехника, приборостроение, производство транспортных средств), химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, лёгкая и пищевая отрасли. В сельском хозяйстве ведущие позиции занимали мясо-молочное животноводство и свиноводство.
После обретения независимости республики Балтии, с одной стороны, продолжали оставаться в сырьевой зависимости от России, а с другой, быстрыми темпами осуществили структурную перестройку экономики, провели рыночные экономические преобразования (в том числе аграрные реформы) и переориентировались на внешнюю торговлю со странами Западной Европы.
Специфика переходного периода для стран Балтии:
1) Латвия, например, сосредоточила усилия на развитии банковской системы, превратившись в «балтийскую Швейцарию». На сегодняшний день в республике работают 23 коммерческих банка, в Литве- 10, в Эстонии-5. [13;c.51-59]
2) В Эстонии основой экономики стало развитие сферы услуг. Среди прибалтийских республик Эстония лидировала по уровню иностранного капитала в народном хозяйстве. Сегодня практически все крупные предприятия здесь принадлежат иностранцам, особенно это касается банков-85%. Эстония - страна с самым низким уровнем налогообложения (по сравнению с Литвой и Латвией), поэтому она и привлекательна для инвесторов. [13;c.51-59]
3) В Литве ставку сделали на развитие сельского хозяйства и промышленности.
Основная часть банков и предприятий остались в собственности местных бизнесменов, так как Литва смогла избежать масштабной экспансии иностранного капитала. В республике основной акцент был сделан на развитие производства - лёгкой, электронной, химической, мебельной, пищевой промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день объём сельскохозяйственного производства в Литве занимает примерно 10% в структуре ВВП. [13;c.51-59]
Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс стран региона базируется на местном (горючие сланцы) и привозном (нефть, нефтепродукты, природный газ) сырье. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев (Эстонская и Прибалтийская ГРЭС). На основе переработки горючих сланцев налажено производство газа, они используются также как сырье для химической промышленности. Все это позволяет говорить о наличии в Эстонии сланцево-энергохимического комплекса. Частично в энергетическом хозяйстве страны используется природный газ, поставляемый из России. По производству электроэнергии надушу населения, Эстония находится на уровне экономически развитых государств Европы. Часть электроэнергии экспортируется в Латвию и Литву.
Энергетическое хозяйство Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В Мажейкяе (Литва) работает нефтеперерабатывающий завод, который использует российскую нефть (ответвление нефтепровода «Дружба»). Среди тепловых электростанций выделяется Литовская ГРЭС (около Вильнюса). Однако основная часть (более 80 %)электроэнергии в Литве вырабатывается на Игналинской АЭС. В Латвии большой удельный вес в производстве электроэнергии занимают гидроэлектростанции, построенные на Даугаве. В Литве действует Каунасская ГЭС на реке Нямунас. [3; с.281-282]
· нефтекомплекс
Среди стран Балтии Литва выделяется развитым топливно - энергетическим комплексом. Он развивается здесь на базе нефти, поступающей из России по нефтепроводу Новополоцк - Мажейкяй. Литовский нефтекомплекс имеет развитую структуру, включает в себя нефтеперерабатывающий завод, нефтепровод, нефтетерминал в Бутинге.
Литва- единственная из стран Балтии- имеет собственную нефтепереработку. В настоящее время Литва создала национальный нефтеконцерн «Мажейкяй Нафта». Почти весь нефтекомплекс страны отдан американской нефтяной компании «WILLIAMS international», которая получила 33% акций нового концерна. Этот нефтекомплекс даёт национальному бюджету почти 1,5 млрд долл. дохода в год. [3; c.552-553]
· электроэнергетика
В Латвии большая часть вырабатываемой электроэнергии приходится на ТЭС, но также важным источником производства энергии остаются гидроресурсы. Множество электростанций было построено на р. Даугава ещё в советские времена. Самая крупная из них - Плявиньская ГЕС, мощностью 825 тыс. кВт. Небольшое количество энергии производится на малых ГЭС и установках с ветровыми двигателями. Тем не менее, электроэнергия, произведённая в самой стране, не обеспечивает полностью спроса, поэтому часть её Латвия закупает в Эстонии, Литве, России. [3; c.522]
В Литве ведущее место в структуре вырабатываемой электроэнергии занимает электроэнергия, получаемая на АЭС. Игналинская АЭС мощностью 6 млн кВт вырабатывает 85% всей электроэнергии в стране. Это самый высокий показатель в мире. Литва по требованию ЕС должна закрыть ИАЭС к 2010 году, но власти Литвы намерены сохранить её ещё на 15 лет. Это связано тем, что в ближайшие годы не будет альтернативного источника получения энергии. Кроме того, закрытие АЭС потребует больших затрат. Особенность энергетики Эстонии - огромная роль горючего сланца, на базе которого производится 99% электроэнергии. [3; c.484-485;556-557]
Химическая промышленность
Химическая промышленность достигла наибольшего развития в Литве. Здесь она базируется на привозном сырье (природный газ, апатиты), а также продуктах нефтепереработки. Основные направления развития литовской химической промышленности - производство минеральных удобрений для сельского хозяйства, химического волокна для легкой промышленности, пластмасс для машиностроения. Центрами производства минеральных удобрений являются города Кедайаняй и Йонава. Здесь производят суперфосфат, аммофос, серную кислоту, фосфорную кислоту и др. На основе химической промышленности развивается фармацевтическая промышленность, которая специализируется на производстве различных средств для инъекций. В Эстонии на сланцевом сырье налажено производство азотных удобрений, красителей и другой химической продукции (Кохтла-Ярве).
Машиностроение
Современное машиностроение претерпело наиболее значительные изменения по сравнению с советским периодом. Выпуск многих видов продукции был прекращен (например, автомобилей RAF в Риге), в других отраслях (вагоностроение, судостроение) значительно сократились масштабы производства. Развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала (радиотехника, изделия тонкой механики, приборы и др.), а также производство отдельных видов оборудования для промышленности и сельскохозяйственных машин. Потребности машиностроения в металле удовлетворяются за счет импорта из Украины и России, а также продукции передельного металлургического завода в Лиепае (Латвия)- 500 тыс. в год. Основные центры машиностроения - Рига, Каунас, Клайпеда.
Крупным литовским станкостроительным предприятием является завод «Жальгерис»; основные центры станкостроения - Вильнюс и Каунас (Литва). Среди крупнейших машиностроительных предприятий стран Балтии можно назвать заводы: «Экранас», выпускающий телевизоры и комплектующие узлы и детали для них, и «Снайге», известный производством холодильников.[5; c.282]
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность использует местную и привозную древесину и представлена в основном производством мебели и бумаги, а также разнообразных строительных изделий и конструкций из дерева. Центры производства: Юрмала (Латвия), Клайпеда (Литва), Тарту, Пярну (Эстония).
Лёгкая промышленность
Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию — текстильные, трикотажные, швейные изделия, обувь. Сильная зависимость от импортных поставок сырья (хлопок) и сокращение производства химических волокон обусловили резкое падение объемов производства продукции в отрасли. Крупные текстильные, трикотажные и швейные предприятия имеются во всех основных промышленных центрах — Риге, Елгаве, Лиепае (Латвия), Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе (Литва), Нарве, Таллинне (Эстония).
Латвийская лёгкая промышленность даёт около 14% стоимости промышленной продукции. Дешёвые трудовые ресурсы - основа конкурентоспособности латвийских товаров, что позволяет им легко проникать на европейский рынок. Около 50% продукции латвийской лёгкой промышленности идёт на экспорт, из них в страны ЕС -70%. В Литве производство по переработке льна организовано по полному циклу: подготовка сырья - прядение- ткачество - пошив готовых изделий. Работают пять предприятий, наиболее крупное из которых находится в г. Паневежис. Лён поступает из Украины, Бельгии, Германии, Дании. В перспективе предполагаются значительные поставки из Беларуси. До 90% произведённых льняных тканей и изделий из них экспортируется в страны Европы. Развита также трикотажная отрасль. [3; c.525;c.555]
Пищевая промышленность
Среди отраслей пищевой промышленности повсеместно развиты рыбная, мясная и молочная отрасли. Лов рыбы ведется в Балтийском море. Переработка производится на рыбоперерабатывающих и рыбоконсервных заводах в Риге, Лиепае, Вентспилсе (Латвия), Клайпеде (Литва), Таллинне и Пярну (Эстония). Из других отраслей представлены пивоварение, кондитерская, производство разнообразных напитков, мукомольно-крупяная и т. д. Пищевая промышленность обладает своеобразной проблематикой в каждой стране. В Латвии, например, главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Чтобы повысить конкурентоспособность пищевых продуктов, особенно молочных, на европейском рынке в стране реализуют программу модернизации предприятий отрасли. В Литве существует государственная система поддержки экспорта сельскохозяйственных продуктов. Это позволяет удерживать объёмы производства и сохранять занятость населения.
Сельское хозяйство
В результате проведения аграрной и земельной реформ в государствах Балтии сформировался фермерский тип сельского хозяйства с частным землевладением. При этом значительно сократились объемы производства основных видов продукции, обусловленные потерей традиционного рынка сбыта (Россия) и конкуренцией со стороны импортного продовольствия. В трех республиках ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство, которое специализируется на разведении крупного рогатого скота и свиноводстве (в том числе беконного направления). При этом поголовье свиней (около 2 млн) превышает поголовье крупного рогатого скота. По производительности коров (надой молока на одну корову) и производству молока на душу населения государства Балтии занимают лидирующие позиции в мире. Растениеводство играет подчиненную роль: специализируется на производстве кормов, зерновых и технических культур, а также овощей. Сельскохозяйственные угодья занимают от 35% (Эстония) до 55 % (Литва) территории, при этом около половины посевных площадей отводится под кормовые культуры. Основные площади в структуре посевов под зерновыми культурами занимают ячмень и пшеница. В Латвии и Литве широко распространены посевы льна-долгунца и сахарной свеклы. Повсеместно выращиваются картофель и овощные культуры. [5; c.283]
Транспортная сеть
Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике. Для внешней торговли наибольшее значение имеют железнодорожный и морской виды транспорта. Общая протяженность железных дорог превышает 5,5 тыс. км. Основные морские порты — Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония). Столицы государств связаны авиационным сообщением с аэропортами многих городов России, Европы и Америки. Так как транспортная система играет исключительную роль в экономике стран Балтии имеет смысл рассмотреть её применительно к каждой стране в отдельности.
Транспортный комплекс Литвы.
В Литве на транспортные услуги приходится около 7% ВВП страны, около 5% её населения работает на транспорте.[3; c.558]
· морской транспорт
Самый крупный литовский стратегический и экономический порт- Клайпеда. Клайпедский порт - универсальный, через него проходят металл, мазут, удобрения, древесина, контейнерные и другие грузы. Порт имеет несколько специализированных терминалов, его грузооборот составил в 2000г. 19,4 млн т. [3; c.558]
· железнодорожный транспорт
Протяжённость железных дорог 2000 км. Более половины от общего объёма грузооборота литовских железных дорог составляют транзитные перевозки. [3; c.559]
· автомобильный транспорт
Главные автомобильные дороги страны формируют южную часть магистрали Via Baltika. Тринадцать крупных автодорог ведут из Литвы в Латвию, 16-в Беларусь, 4- в Польшу, 8- в Калининградскую область России. [3; c.559]
· внутренние водные пути
Проходят по реке Нямунас, Вилия и Тракайским озёрам. Их используют для перевозок прежде всего строительных материалов.
· воздушное сообщение
Организовано авиакомпанией «Литовские авиалинии». Имеются три международных аэропорта - в Вильнюсе, Каунасе, Паланге.
Транзитный комплекс Латвии.
Транспорт и коммуникации являются наиболее успешно развивающимся сектором национальной экономики Латвии. Развитие транзита, транзитных перевозок, портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста страны.
· портовое хозяйство
Основу транзитного комплекса составляют огромное портовое хозяйство, включающее в себя три больших и девять маленьких портов, развитая транспортная инфраструктура с объектами трубопроводного и железнодорожного транспорта.
Латвийское пароходство (LASCO) не только самое крупное и современное в Балтии, но и одно из крупнейших в мире по перевозкам светлых нефтепродуктов.
Латвийский транзитный коридор - основная транспортная артерия в бассейне Балтийского моря для доставки российской нефти и нефтепродуктов к рынкам северо-западной Европы. Важнейшим портом этого коридора остаётся Венспилс, лидер по приёму и перевалке российской нефти (около 13% российского экспорта нефти). Пропускная способность порта по нефти -50-55 млн т в год. Кроме операций по перевозке нефти, Вентспилс осуществляет перевозки калийных удобрений. Создана компания «Калий Паркс», учредителями которой являются предприятия «Уралкалий», «Сильвинит», «Беларуськалий». Она самая крупная в Европе и одна из трёх крупнейших в мире по перевозкам удобрений. Вентспилс проводит также операции по перевалке и транспортировке чугуна и, чёрных металлов, хлопка, крупногабаритных грузов. [3; c.518]
· железнодорожный транспорт
Протяжённость железной дороги -2,4 тыс. км. [3; c.519]
Латвийская железная дорога в настоящее время является акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит государству. Приоритетный вид деятельности - транзитные перевозки, на которые падает ¾ всего грузооборота. Большую часть в структуре грузооборота составляют нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, металлы и лес.
· автомобильный транспорт
В значительной степени обслуживает транзитные перевозки. Существует проект Панъевропейского транспортного коридора.
Транспортный комплекс Эстонии.
Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15-25% ВВП Эстонии.
[3; c.487]
· морской транспорт
Эстония обладает современными глубоководными портами с развитой инфраструктурой. Наиболее крупный эстонский порт ( мощность до 5 млн т) –Мууга. В настоящее время в грузообороте Таллиннского порта доминирует перегрузка жидких и генеральных грузов. Доля транзитных грузов - ¾. Таллиннского порт считается единственным серьёзным конкурентом латвийских портов по перевалке нефти. Общий грузооборот Таллиннского порта в 2000 г. составил 29,4 млн т. [3; c.487]
· железнодорожная сеть
протяжённость железных дорог Эстонии – 1000 км. Особенность эстонских железных дорог – большая протяжённость узкоколейных дорог, на которые приходится почти половина длины всей железнодорожной сети. По железным дорогам осуществляют более 90% транзитных перевозок через территорию Эстонии. Наибольшую часть железнодорожного транзита составляют нефтепродукты, зерно, металлы. [3; c.488]
· автомобильный транспорт
Плотность сети автомобильных дорог Эстонии велика- 669 км на 1000 км кв. Она сопоставима с плотностью автомобильных дорог в странах Северной Европы и лишь немного отстаёт от показателей Западной Европы. Транзитный индекс, характеризующий качество оказываемых услуг (время, затраченное на перевалку и хранение груза, а также на прохождение необходимых таможенных процедур), ставит Эстонию в Балтийском регионе на второе место после Финляндии. Однако Эстония имеет некоторые преимущества перед Финляндией, связанные с более низкими расценками оказываемых услуг. Поэтому ежегодный прирост грузооборота эстонских портов составляет 13-15%. [3; c.489]
Сфера услуг
В структуре ВВП доля сферы услуг в странах Балтии превышает 60%, наибольший показатель в этом плане у Латвии-70%. По показателям занятости населения в сфере услуг лидируют Латвия (68%) и Эстония (69%) в Литве - 56%. Туризм и рекреация всегда были важной отраслью хозяйства для стран Балтии. В настоящее время для жителей стран СНГ получение виз стало проблематичным, что связано с переориентацией рынка туризма на местных жителей и туристов с Запада, что в итоге повлекло за собой огромные убытки. Много внимания в стране уделяют развитию инфраструктуры туризма, особенно транспортной. Развитие портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста для стран Балтии. В целом, на транспортные услуги приходится около 5-7% ВВП стран, около 5-8% населения работает на транспорте. [3; c.492; c.529]
Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения и создаёт около 70% ВВП. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой и играет важную роль в экономике.