Регионализм в Бельгии

В рамках празднования дней Валлонии 17 сентября 1998 г. в Намюре, столице Валлонского региона Бельгии, под звуки национального гимна валлонов и с поднятием их национального флага в бывшем приюте для престарелых был открыт новый Валлонский парламент (из-за нехватки средств валлоны были вынуждены отказаться от строительства действительно нового здания национального парламента).

Активизировалась дискуссия о неизбежности очередной государственной реформы в Бельгии, трансформации ее нынешней федеративной модели в конфедерацию (сегодня она включает в себя два вида субъектов: Культурные сообщества – Фламандское, Французское, Немецкоязычное, а также Экономические регионы – Фламандский, Валлонский и Брюсельский столичный). Все субъекты бельгийской федерации, согласно конституции, наделены собственными законодательными и исполнительными органами. Правда, фламандцы предпочли иметь единые парламент и правительство, тем более что Фламандское сообщество и Фламандский регион совпадают территориально.

Наличие шести парламентов и шести правительств, включая федеральные, недешево обходится налогоплательщикам десятимиллионной Бельгии, отнюдь не облегчает, скорее, напротив – усугубляет центробежные тенденции в разделенной не только по этно-языковому, но и экономическому признаку стране (явно бросается в глаза контраст в уровне социально-экономического развития «богатой» нидерландоязычной Фландрии и «бедной» франкоязычной Валлонии).

В отличие от «бедных» валлонов, «богатые» фламандцы гораздо раньше них обзавелись собственным национальным парламентом, расположенным в роскошном здании в центре Брюсселя напротив федерального парламента Бельгии. Еще раньше фламандцы официально объявили Брюссель столицей Фландрии (Брюссель расположен на фламандской территории и не имеет общей границы с Валлонией), хотя их представительство пока не превышает 15% миллионного, преимущественно франкоговорящего населения брюссельцев. Одновременно фламандцы активно взялись за «фламандизацию» Брюсселя, переведя туда свои правительственные структуры, а также активно поощряя переселение в «столицу Фландрии» коренных фламандцев, филиалов фламандских фирм и т. д.

Циркуляр Петерса.

B результате первого этапа (1970г.) реформы государственного устройства Бельгии, закрепившего лингвистические границы трех культурных Сообществ страны – Фламандского, Французского и Немецкоязычного, несколько коммун с преобладанием франкоязычного населения, примыкающих в целом к франкоязычному Брюсселю, оказались на территории Фламандского сообщества. С тем чтобы снять возникшее там противостояние между франкофонами и фламандцами, был принят специальный федеральный закон о предоставлении этим коммунам «льготного статуса» ("льготные коммуны»). Согласно которому местные франкофоны получили возможность сохранить свои школы, общаться на французском языке, в том числе с коммунальными органами власти, включая официальную переписку.

В результате второго этапа госреформы (1980 г.) в Бельгии, наряду с культурными сообществами, были введены в качестве субъектов бельгийской федерации экономические регионы (Фламандский, Валлонский и Брюссельский столичный), что и в административном, и в культурном планах фактически изолировало франкофонов упоминавшихся «льготных коммун» от Французского сообщества страны. Более того, политика единого фламандского правительства, объединившего вскоре компетенции Сообщества и Региона, фактически способствовала фламандизации «льготных коммун», постепенно ограничивая культурно-лингвистические возможности франкофонов. Это, в частности, выражалось в «объективном» сокращении франкоязычных школ, в регулярных отказах местных административных органов осуществлять переписку с франкофонами на французском языке и т. д.

16 декабря 1997г. министр внутренних дел фламандского правительства Л. Петерс издал циркуляр (№ ВА-97/92), получивший впоследствии название «циркуляр Петерса», который фактически отменил федеральный закон о «льготных коммунах». С середины января 1998г. бельгийские франкофоны, включая премьеров правительств Французского сообщества и Валлонского региона, предпринимали официальные демарши с требованием отменить «циркуляр Петерса», противоречащий федеральному закону. Такое решение вынес Госсовет Бельгии, призванный урегулировать конфликты компетенцией между субъектами, а также субъектами и федеральным центром. Однако фламандское правительство проигнорировало рекомендацию Госсовета об аннулировании «циркуляра Петерса», обратившись в Арбитражный суд, который вынес «половинчатое решение», поскольку 12 судей Арбитражного суда (6 франкофонов и 6 фламандцев) «разошлись во мнении», строго в соответствии со своей культурно-лингвистической принадлежностью.

Мнения о целесообразности исполнения «циркуляра Петерса» разошлись и на уровне руководства «льготных коммун», часть которых решила его игнорировать, создав тем самым опасный прецедент «правого нигилизма». Основной спор между фламандцами и франкофонами по вопросу о правомочности «циркуляра Петерса» переместился в плоскость выяснения актуальности федерального закона о «льготных коммунах». В частности, фламандцы уверяют, что этот закон носил временный характер и преследовал цель дать возможность франкофонам фламандских коммун адаптироваться во «фламандской среде». Франкофоны же настаивают на том, что при принятии упомянутого закона ни о какой его «временности» не было и речи.

Молчание же федеральных властей, пытающихся разрешить спор в «третейском суде», в частности в Комиссии по правам человека Совета Европы, объясняется опасением разрастания «локального» межэтнического конфликта из-за «циркуляра Петерса» в общебельгийский, что может резко осложнить внутриполитическую ситуацию в стране за год до общефедеральных парламентских выборов, вплоть до правительственного кризиса, в котором не заинтересованы ни правительственные, ни оппозиционные партии.

Формально, конфликт носит сугубо локальный характер, что частично связано с несовершенством механизмов федеративного устройства бельгийского государства. Однако основная причина состоит в том, что фламандцы как сформировавшаяся «де факто» нация в лице своей политической элиты пытаются оформить этот статус «де юре», что, соответственно, вызывает сопротивление со стороны франкофонов Брюссельского столичного региона и Валлонии, предпочитающих оставаться бельгийцами.

О возможности очередной конституционной реформы. В Бельгии не вызывает сомнений неизбежность очередного (пятого) с 1970 г. этапа конституционной реформы, в ходе подготовки к общефедеральным парламентским выборам 13 июня 1999г. Реформа будет направлена на дальнейшее углубление регионализации страны, то есть расширение компетенций субъектов бельгийской федерации, ее трансформацию в конфедерацию.

Однако среди идеологов концепции федеративного устройства Бельгии, включая непосредственных разработчиков последних поправок (в 1992-93 гг.) к конституции, немало сторонников идеи восстановления равновесия компетенций между федеральным центром и субъектами, а также между самими субъектами. К ним, в частности, относится группа ученых расположенного во Фландрии Лувенского католического университета «Авенир» (будущее), которую возглавил один из «отцов» конституционных реформ в Бельгии, профессор Ф. Дельпере. Его последний проект поправок к конституции предполагает «двойное голосование» на региональном уровне. Это означает введение в нижнюю палату федерального парламента представителей Фландрии и Валлонии, которые будут избираться туда не по партийным, а исключительно по региональным спискам, что, по мнению автора идеи, содействовало бы укреплению взаимосвязи центра и регионов и одновременно позволило бы последним активнее отстаивать свои интересы на федеральном уровне.

Тот же принцип «двойного голосования» предлагается использовать при выборах в Региональный совет (парламент) Брюссельского столичного региона, где наряду с уже представленными там фламандцами и франкофонами Брюсселя появились бы представители непосредственно Фландрии и Валлонии. В свою очередь, во Фламандском и Валлонском парламентах, согласно концепции «двойного голосования», должны получить представительство брюссельцы.

Авторы идеи «двойного голосования» вдохновлялись примером о. Маврикий, где уже используется избирательная система «тройного голосования», направленная на гармонизацию социально-политических отношений между тремя местными этническими группами – индо-маврикийцами, креолами и китайцами. Однако, какими бы примерами не вдохновлялись сегодня бельгийские ученые-политологи, с энтузиазмом воспринят сам факт того, что предложение о «двойном голосовании», способном в определенной степени сцементировать страну, исходит именно из Фландрии, где наиболее часто раздаются призывы к дальнейшей регионализации Бельгии, за которыми скрываются намерения фламандских сепаратистов добиться «абсолютной автономии», то есть независимости региона.

Другое компромиссное предложение группы «Авенир» затрагивает экономические аспекты предстоящей конституционной реформы. Так, в отличие от весьма радикальных призывов, раздающихся опять же из Фландрии, о «необходимости» регионализации общефедеральной налоговой и социальной сферы, включая здравоохранение, группа «Авенир» предлагает ограничиться регионализацией налогов с физических лиц, уровень которых мог бы устанавливаться местными властями в соответствии с экономической продуктивностью самих регионов.

Пример группы «Авенир» свидетельствует о наличии не только у франкофонов, но и у фламандцев сторонников поиска совместных конструктивных решений во имя общебельгийских интересов. Это наглядно демонстрирует Христианско-народная партия Фландрии, подтвердившая на своем последнем съезде намерение возглавить очередную общефедеральную правительственную коалицию и вновь выдвинуть на пост премьер-министра своего и, безусловно, пока общенационального лидера Ж.-Л. Дехане.

О предоставлении избирательного права иностранцам. 29 октября 1998г. депутаты Палаты представителей бельгийского парламента приняли необходимым в 2/3 большинством голосов поправки к ст. 8 Конституции страны, которые наделяют, начиная с 2000 г. активным избирательным правом граждан ЕС на выборах в местные органы власти Бельгии. Таким образом, фактически поставлена последняя точка в затянувшемся споре вокруг данной проблемы, которая уже дважды становилась предметом рассмотрения в Европейском суде (Бельгии грозили серьезные, в т. ч. материальные санкции).

"За» проголосовали представители всех правительственных партий (фламандские и франкоязычные социалисты и демохристиане), а также либералы-франкофоны. Экологисты ("зеленые» ) воздержались. Против высказались депутаты от фламандских оппозиционных партий – ФЛД (либералы и демократы), ФЮ (националисты) и ФБ (правые радикалы).

Основное внимание комментаторов вызвали не столько фактические итоги голосования (практически никто не сомневался в том, что 2/3 голосов будут найдены), сколько влияние принятого бельгийским парламентом решения о наделении иностранцев правом голоса на общественно-политическую ситуацию в стране в целом.

"Кандидаты по французским спискам» на следующих выборах в местные органы власти в Бельгии получат ощутимый прирост голосов за счет избирателей из числа граждан Франции, Италии, Испании и Португалии, что, в свою очередь, не может не отразиться на картине общей расстановки политических сил, в первую очередь в Брюсселе и прилегающих к нему коммунах. Еще более негативные последствия фламандцам следует ожидать к 2006 г., когда, как ожидается, к избирательным урнам в коммунах придут и иностранцы не из стран ЕС.

Еврорегион Маас-Рейн. В состав Еврорегиона Маас-Рейн, на территории которого проживают более 3,7 млн. чел., входят пять административных единиц трех соседних государств: Бельгии (провинции Льеж, Лимбург и Немецкоязычное сообщество), Германии (район Аахена, федеральная земля Северная Рейн-Вестфалия), Нидерландов (провинция Лимбург).

Исключительно благоприятно геополитическое положение региона: он находится в центре большого индустриального кольца Европы, которое образуют Рурская область, Нидерландский Рандстад (четырехугольник Амстердам-Гаага-Роттердам-Утрехт), Брюссель, Париж, Люксембург. В непосредственной близости находятся крупные морские порты (Антверпен, Роттердам), аэропорты (Кельн, Дюссельдорф, Брюссель, Амстердам, Люксембург), прекрасно развита сеть автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей (Льеж – третий по грузообороту речной порт Европы). В радиусе 500 км проживает более половины населения ЕС, более 165 млн. человек являются потенциальными потребителями производимой здесь продукции, что объективно превращает регион в центр расположения здесь транспортных фирм и торговых компаний. Постоянно растет площадь производственных объединений и научных центров. В регионе Маас-Рейн – шесть университетов, в которых обучаются более 100 тыс. студентов. Старинные города, историко-архитектурные и парковые ансамбли, известные на весь мир достопримечательности привлекают сюда ежегодно десятки миллионов посетителей из разных уголков нашей планеты. Культурное и лингвистическое единство и многообразие (в регионе говорят на трех языках: немецком, нидерландском и французском) превратили его в своеобразную «лабораторию» процесса европейской интеграции.

Как институциализированное образование еврорегион Маас-Рейн существует уже более 20 лет, однако опыт реального функционирования в нынешнем режиме широкоразветвленного и эффективного надграничного сотрудничества в полной мере проявился в последние три-четыре года. Это в свою очередь вывело его на ведущие позиции в Европе, насчитывающей около ста аналогичных образований. Процесс европейской интеграции (снятие контроля на внутренних границах стран ЕС, становление экономического союза, предстоящее введение евро и т. д.) объективно стимулирует расширение контактов между людьми, способствует росту торговых потоков, предоставляет возможность выбора места работы в разных странах, улучшает положение на рынке занятости, нивелирует в определенном смысле уровень жизни и социальной защищенности населения. Именно эти вопросы, объединенные в комплексных направлениях сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, обмена технологиями, научных исследований, защиты окружающей среды, культуры, туризма, оказания взаимной помощи в преодолении чрезвычайных ситуаций, пожаров, природных катастроф и т. д. составляют основу совместной деятельности рабочих органов еврорегиона Маас-Рейн.

Юридически руководящие структуры оформлены в виде фонда со своим уставным капиталом и бюджетом (финансовые средства поступают от правительств трех стран, Комиссии ЕС – Комитета регионов Европы). Принят Устав еврорегиона. Правление (впервые избрано в 1978г., в его состав входят по три представителя от всех пяти «составляющих», председательствуют по очереди губернаторы провинций и главы административных образований трех стран в установленной последовательности) одобряет рекомендации правительствам, которые затем утверждаются в Бонне, Брюсселе и Гааге. Суть этих рекомендаций – в решении общих для всех задач надграничного сотрудничества в отмеченных выше сферах.

25 января 1995г. в Маастрихте впервые состоялось заседание избранного от всех пяти административных образований Совета (парламента) Еврорегиона Маас-Рейн. В его состав вошли 118 чел. (36 – от Аахена, 28 – от Льежа, 23 – от бельгийского Лимбурга, 22 – от нидерландского Лимбурга, 9 – от Немецкоязычного Сообщества). В настоящее время председательствует в президиуме правления еврорегиона Маас-Рейн- министр-президент правительства Немецкоязычного сообщества Бельгии Жозеф Марэт.