Регулирование внешнеэкономической деятельности Финляндии
Европейский Валютный Союз (ЕВС)
Финляндия начала применять в полном объеме торгово-политические инструменты ЕС и, в частности, таможенный тариф ЕС в отношении третьих стран, в том числе и России. Размеры пошлин соответствуют пошлинам ВТО и их средневзвешенный уровень не превышает 3-5%. Однако, сравнение ставок ввозных пошлин по основным статьям российского экспорта в Финляндию (нефть сырая, дизтопливо, легкий мазут и тяжелый мазут, природный газ, березовые балансы, электроэнергия, сырье для химической промышленности, уголь коксующийся, сырье и полуфабрикаты для металлургической промышленности), по которым ЕС применяет так называемую общую пошлину в торговле с третьими странами, показывает, что в целом произошло некоторое ухудшение условий доступа российских товаров на финский рынок.
Несмотря на снижение в начале 1995 года пошлин в рамках ГАТТ-ВТО на 7%, отсутствие или снижение в объединенном товарном таможенном тарифе (TAR1С) пошлин на отдельные товары (природный газ, тяжелый мазут) и снижение пошлин на отдельные товары (дизтопливо) за счет применения более точных таможенных подгрупп в случае отсутствия прямых аналогов в номенклатуре ЕС, в ближайшие два года условия торговли между нашими странами будут ухудшаться. Из-за поэтапной отмены Общей Системы Преференций (ОСП) ЕС, хотя это не отвечает интересам как России, так, в ряде случаев, и Финляндии. Если сравнивать применение таможенных пошлин Финляндии и ЕС, то общий таможенный сбор по финским ставкам составил бы около 15,9 млн. фмк, а по ставкам ЕС (с учетом ОСП) в 1996 г. составил около 39 млн. фмк. Поэтапная отмена ОСП ЕС по нефтехимическим товарам в 1997-98 гг., по предварительным оценкам, повысила таможенные сборы ЕС при экспорте России в Финляндию до 57 млн. фмк в 1997 г. и в 1998 г. – до 75 млн. фмк.
Есть и положительные аспекты, которые принесли процессы европейской интеграции в российско-финляндское внешнеэкономическое сотрудничество. В новых условиях, перейдя российско-финскую границу, товар сразу оказывается на территории ЕС и при его следовании в другие страны Евросоюза нет необходимости переоформлять транспортные документы и проходить дополнительные таможенные формальности.
Нетарифные методы регулирования ВЭД. Финляндия, являясь членом ГАТТ-ВТО с 1950г., строит свои экономические отношения на принципах свободной торговли. Став с 01.01.95 г. полноправным членом Евросоюза, Финляндия старается строго придерживаться практики и директив ЕС в отношении принципов свободной рыночной экономики. С этой точки зрения, первые три года членства Финляндии в ЕС отчетливо показали, что произошло изменение базовой идеологии Финляндии к России, что выразилось в последовательно проводимой линии на развитие отношений с Россией посредством и в рамках ЕС, а не напрямую.
На практике это означает, что главным способом регулирования внешнеэкономической деятельности в странах-членах ЕС, в том числе и в Финляндии, являются нетарифные методы, такие как антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины и квоты на товары, поставляемые сверх определенного объема, а также различные технические барьеры, в том числе многочисленные сертификаты соответствия национальным и общеевропейским стандартам качества. Следование этой линии приводит к возникновению ситуации, парадоксальность которой заключается в том, что те же страны, которые, с одной стороны, предоставляют России разного рода содействие, с другой – фактически ограничивают с помощью нетарифных методов регулирования ВЭД ее экспортные поступления и возможность погашения внешней задолженности (в том числе бывшего СССР).
При этом Финляндия, поддерживая решения ЕС, оказывается в невыгодном для себя положении, ограничивая импорт традиционных российских товаров. Например, Россия традиционно поставляла в Финляндию хлорид калия, основным потребителем которого в Финляндии является государственная фирма «Кемира», потребности которой на 50-80% покрывались за счет импорта из России. В случае прекращения импорта хлорида калия из России (что весьма вероятно из-за антидемпинговых процедур), по мнению специалистов фирмы, импорт из других стран вызовет дополнительные издержки как по ценам, так и по транспортным расходам и складированию в зимнее время. Рост цен на удобрения скажется на конечных ценах на финскую сельхозпродукцию, которая и сейчас неконкурентоспособна на европейском рынке. Сравнение статистических данных 1994-97 гг. показывает, что за последние два года импорт из России в Финляндию хлористого калия сократился в 2,5 раза.
В конце декабря 1995 года Комиссия ЕС приняла решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины на импорт магния из России. Единственным производителем магния в ЕС является фирма «Пешине», Франция. В Северной Европе производителем магния является фирма «Ношк Гидро», Норвегия. Основные потребители магния: автомобильная и металлургическая промышленность, строительство. Опрос стран-членов ЕС в отношении целесообразности введения антидемпинговых пошлин на российский магний дал результат: 8 – «за» и 7 – «против». Причем среди голосовавших «за» была и Финляндия, хотя она является потребителем российского магния. Кроме того, основные российские импортные поставки идут транзитом через г. Ловизу, что выгодно финским транспортным компаниям. Однако, ограничительные меры в отношении российских производителей, в пользу которых высказываются «Пешине» и «Ношк Гидро», вряд ли способны остановить снижение цен на магний вследствие крупных поставок из Китая. В то же время эти меры создают серьезный прецедент для дальнейшего развития отношений Россия-ЕС, российскому экспорту и двусторонним российско-финским отношениям и сотрудничеству.
Другими примерами ограничительных мер Финляндии при импорте российских товаров, которые проводились в соотвествии с директивами ЕС, являются антидемпинговые процедуры по отношению к товарам химической (кальций, бутанол, минеральные удобрения) и металлургической промышленности (чистый чугун с содержанием фосфора 0,5% или менее, ферромарганец, ферросиликомарганец, феррохром, горячекатанная сталь толщиной 600 мм и более, цинк). Кроме того, с 1 октября 1996 года в Финляндии запрещена продажа автомашин ВАЗ 2104-2107 ("Лада» в экспортном исполнении), не отвечающих стандартам ЕС. Эффект антидемпинговых процедур, с точки зрения потерь России от сокращения экспорта в Финляндию, составляет 93,8 млн. фмк (18,4 млн. долл.) в год.
Положительным шагом в направлении изменения этой ситуации можно считать представление в начале апреля 1997 года к рассмотрению Европарламентом Договора между Комиссией ЕС и Россией о поэтапной отмене к 2001 году всех ограничений на импорт российской стали в ЕС. В соответствии с этим Договором ЕС увеличивает квоты России на листовой прокат в 1997 г. на 10%, в 1998 г. – на 5% и далее по 2,5% ежегодно до 2001г. В обмен на это Россия должна отказаться от господдержки своей сталелитейной промышленности, создать условия для свободной конкуренции и принять меры по недопущению экспорта по демпинговым ценам листового проката.
ЕВС
Основной задачей экономической политики правительства в 1997 году являлась подготовка страны к участию в третьем этапе Европейского Валютного Союза (ЕВС). Финляндия уже в 1996 году соответствовала всем 5 критериям для вступления в ЕВС и в 1997 г. лишь укрепила свои позиции по этим критериям.
Доля государственной задолженности Финляндии в ВНП в прошлом году снизилась до 59,1%, в то время как максимальная граница для этого показателя, зафиксированная в Маастрихтском договоре, составляет 60%. Другие показатели – ограничение дефицитности госсектора экономики, уровня учетных ставок по долгосрочным кредитам, уровня инфляции, а такее присоединение к Европейскому механизму валютных курсов. По всем этим показателям Финляндия также соответствует требованиям ЕС.
По поручению правительства Финляндии исследование вопросов целесообразности присоединения страны к ЕВС проводила группа финских экономистов под руководством профессора Юкки Пеккаринена, которая представила свои выводы в 1997 г.:
Основные преимущества присоединения Финляндии к ЕВС
Благодаря жесткой экономической политике ЕВС у Финляндии есть хорошие шансы выровнять доходные и расходные части госбюджета; возрастет эффективность экономики и улучшатся предпосылки к экономическому росту;
финансовый сектор (валютные курсы, учетные ставки по кредитам и уровень инфляции) стабилизируется, если переход будет осуществляться по намеченному плану; Центральный Банк ЕС благодаря проведению более жесткой линии по сравнению с Банком Финляндии сумеет удержать инфляцию на еще более низком уровне, при этом учетные ставки по реальным кредитам сократятся, что создаст предпосылки к устойчивому росту экономики;
применение единой валюты упростит и ускорит расчеты между предприятиями стран-участниц ЕВС, сделает внутреннее производство более эффективным и приведет к дальнейшему углублению европейской интеграции;
такое малое государство как Финляндия приобретет вес и авторитет и будет наравне с другими участвовать в принятии решений.
Основные риски при присоединении Финляндии к ЕВС.
отличия в структуре финской экономики от структур большинства стран-членов ЕС может стать причиной возникновения проблем в будущем;
основы системы территориального развития и самоуправления Финляндии и налоговой системы могут со временем претерпеть существенные изменения;
практика показывает, что на начальном этапе реальные события никогда не соответствуют первоначальным и заранее разработанным планам;
альтернативой присоединения к ЕВС в первых рядах для Финляндии может быть т. н. ЕВС-2, то есть присоединение к ЕВС с некоторой задержкой, что повлечет на переходном этапе введение плавающей марки и неизбежное повышение инфляции и учетных ставок по кредитам, что нежелательно.
Доклад правительства о готовности страны к третьему этапу ЕВС, подготовленный на основе выводов рабочей «группы Пеккаринена», был представлен парламенту в середине мая 1997 года. «При благоприятных условиях, европейское валютное пространство предоставило бы народному хозяйству Финляндии больше стабильности и постоянную возможность для страны участвовать в развитии Европейского Союза», – говорится в докладе. Гораздо худшим вариантом был бы так называемый ЕВС-2 или присоединение к ЕВС только после некоторого ожидания, считают авторы доклада. Правительство не видило больших законодательных проблем на пути Финляндии к ЕВС, так как основная часть конституционных проблем была решена уже тогда, когда Парламент одобрил вступление Финляндии в ЕС в 1994г., и намеревалось получить одобрение доклада о присоединении к ЕВС.
Центральный Союз торговли Финляндии полагает, что затраты по переходу на евро будут покрыты в течение нескольких лет за счет преимуществ использования единой европейской валюты. Только за счет экономии средств при обмене валюты торговля будет ежегодно получать дополнительно около 200 млн. фмк. Союз торговли Финляндии предполагает, что оптовая торговля перейдет на расчеты в евро в начале 1999 г., а розничная – в октябре 2001 г. Ожидается, однако, что единовременные потери розничной торговли при переходе на расчеты в евро составят от 400 до 800 млн. фмк.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному в январе 1998 г., процентное соотношение сторонников и противников вступления Финляндии в ЕВС находилось в относительном равновесии: за присоединение высказались 41% опрошенных, против – 42%. В основе этого лежит не только неуверенность в экономической целесообразности вступления страны в ЕВС и отказ Швеции от вступления в валютный союз в «передовой группе» стран, но и страх потери независимости в принятии решений по многим вопросам внутреннего устройства Финляндии.
На текущий момент положительным фактором обязательства правительства Финляндии по вступлению в ЕВС в передовой группе, явилась лишь определенная стабилизация на валютном и финансовом рынках.