Рекреационное освоение острова Русский

Остров Русский очень удобен для продолжительного отдыха и длительных экологических маршрутов с осмотром береговой полосы, рододендроновых дубняков, грабово-лиановых широколиственных лесов, эфемероидной флоры, а также риасового побережья с типичным мелкоформенным рельефом. Особый интерес для научного туризма, по мнению д.б.н. Б. И. Семкина, представляют прилагунные экосистемы. Перспективен на о. Русский и военно-исторический маршрут: здесь сохранились мощные фортификационные сооружения для обороны России от Японии, здание первой на востоке страны радиостанции дальнего действия, типографии, где в 20-х гг. печатались первые тиражи книг, дошедших до нас только в 90-е годы. Отсюда уходили последние корабли с теми русскими людьми, кто и внешне не принял Октябрьской революции.

В связи со снятием статуса военного городка остров Русский стал открытым для рекреационного использования. Рекреация и туризм составляют повсюду в мире высокодоходную статью бюджета; доходы от туризма и рекреации по Приморью уже сегодня занимают четвёртое-пятое место в краевом бюджете. Развитие рекреации способно обеспечить занятость местного населения, среди которого на Русском острове за последние годы существенно выросла безработица. Прежний закрытый режим острова и природоохранная деятельность военного лесничества обеспечили сохранность ценнейших островных биогеоценозов и ряда памятников природы. Территория острова более чем наполовину покрыта лесами, представляющими природный комплекс с ценными, высоко декоративными растительными сообществами, состоящими из деревьев, лиан и травянистых растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Остров Русский с конца XIX века выполнял функцию острова-крепости, прикрывающего морские ворота Владивостока. Уникальное достояние острова - сохранившиеся в хорошем состоянии фортификационные сооружения, возведённые в 1888-1916 годах в составе Владивостокской крепости. По мнению специалистов, в частности В. А. Обертаса, на базе сооружений Владивостокской крепости должен быть создан культурно-исторический пояс. Помимо собственно фортификационных сооружений, на Русском острове сохранились казармы царского и советского периодов, также представляющие немалую архитектурно-историческую ценность - например, здания казарм в стиле модерн начала века.

По своему рекреационному потенциалу о. Русский представляет собой объект не только регионального и национального значения, но не уступает в сравнительном аспекте рекреационным островным центрам высокого мирового ранга и может стать объектом международного туризма и привлечения иностранных инвесторов. Это даёт возможность создания уникального рекреационного комплекса Русского острова, включающего исторические фортификационные сооружения, хорошо сохранившиеся островные экосистемы с интересными памятниками природы и морскими пляжами. Остров должен стать одним из привлекательнейших комплексных объектов для познавательного туризма и весьма разнообразной рекреационной деятельности (Гуремина, 1999).

Обычно планировочные работы предваряет экосистемный анализ территории и функциональное зонирование. Для прокладки туристических и экскурсионных маршрутов и основных транспортных связей использован пофакторный анализ. Немалая часть территории острова благоприятна для рекреационного использования и не требует для этого больших капитальных вложений. На Русском острове существуют развитая дорожная сеть, линии электропередачи и другие инженерно-технические коммуникации, которые предполагается задействовать в ходе создания и эксплуатации рекреационной системы. В той или иной мере сохранились казарменные здания и иные сооружения, которые могут быть использованы для целей рекреации. Скорейшим и наиболее доступным способом получения первичного оборотного капитала могут служить экскурсии одного дня. На последующем этапе проводится восстановление зданий казарм для более длительного летнего и зимнего отдыха рекреантов, в результате чего появляются средства на строительство информационно-туристического центра близ посёлка Подножье. Место строительства выбрано с учётом сложившейся системы транспортных прибрежных сообщений. Остров Русский, административно входящий в состав Фрунзенского района города Владивостока, связан с городом главным образом паромным сообщением, осуществляемым от городского вокзала прибрежных сообщений до причала посёлка Подножье, либо через искусственный канал, отделяющий остров Елены от основной части Русского острова, либо в обход острова Елены.

Значительная часть территории острова с высоким рекреационным потенциалом должна быть исключена из любого хозяйственного использования. Помимо информационно-туристического центра в посёлке Подножье рекомендуется выделить в качестве территорий планируемых центров рекреации остров Елены, бухты Аякс, Воевода, Рында, остров Шкота, мыс Вятлина, мыс Каразина, а также бухты юго-западного побережья острова. Проведённый анализ выявил в качестве наиболее комфортных для летней рекреации на побережье закрытые мелководные бухты на западных берегах бухты Новик, на южных берегах острова Елены и полуострова Кондратенко. В местах, защищённых рельефом от зимнего муссона, становится привлекательной зимняя рекреация; лучшие места для подлёдной рыбалки - бухты Новик, Парис и Воевода. Осуществленное по трём основным факторам районирование острова с учётом характеристик рельефа, микроклимата, а также визуальных пространств позволяет выделить маршруты автобусных, пеших, конных и морских экскурсий (Гуремина, 2000).

При экологических экскурсиях проводится осмотр ценных в научном и эстетическом аспекте ландшафтов и памятников природы - геологических, ботанических. Предлагаются экскурсии вдоль побережья на катере в сопровождении гида-эколога и акванавта с демонстрацией морских животных; разрешена рыбалка удочками, предоставляются рыболовные снасти. Ещё большие возможности открывает плавание с аквалангом. Пешие экскурсии по экологической тропе познакомят с уникальной островной флорой, красивыми и редкими растениями, занесёнными в Красную книгу. Осмотрев геологические памятники природы, можно проследить историю образования острова, увидеть окаменевшие остатки древних морских обитателей.

Перспективы развития островных территорий могут быть реализованы в рамках единой рекреационно-туристской системы с общим муниципальным управлением, с развитой опорной сетью рекреационных центров и специализированных рекреационно-туристских комплексов.

Так, для крупных островов, где имеются необходимые условия строительства туристско-рекреационных центров и специализированных комплексов, могут быть выделены следующие функциональные зоны:

   - административно-хозяйственная с парковым типом ландшафта;

   - активного массового отдыха с парковым типом ландшафта;

   - аграрная (агроландшафты);

   - зона туристско-оздоровительных видов отдыха (лесопарковый тип ландшафта);

   - акваториальная зона водного туризма, потребительской рекреации и марикультуры (с регулируемым режимом природопользования);

   - резервная (строго охраняемый режим природопользования):

   - заповедная (девственные ландшафты).

По мере развития рекреационной структуры и видов рекреаций на Русском острове необходима их постоянная корректировка в соответствии с конкретной экономической ситуацией и изменяющимися потребностями. Поэтому лишь кратко перечислим возможные виды рекреационной деятельности (спортивно-оздоровительной, познавательной и связанной с промыслом) на Русском острове:

1. летом - купание; подводное плавание; летний лов рыбы; подводная охота, сбор моллюсков (на плантациях марикультуры); прогулки на катерах и яхтах; сбор грибов и других дикоросов (на плантациях); сбор ботанических коллекций; соревнования по гребле; гольф; велосипедный туризм; планерный спорт, дельтапланеризм, виндсерфинг; катание на водных лыжах;

2. зимой - подлёдный лов рыбы; лыжные прогулки; катания на буерах;

3. круглогодично - знакомство с памятниками истории и архитектуры; осмотр эстетически ценных ландшафтов; пеший туризм; автотуризм; конные прогулки; вертолетные экскурсии; соревнования рыбаков; спортивная стрельба; военно-спортивные игры; скалолазание.

Следует подчеркнуть, что развитие рекреационной структуры острова Русский не может рассматриваться в отрыве от рекреационных возможностей и потребностей Владивостока, Приморского края, Дальневосточного региона и даже всей страны.

Объекты саммита АТЭС-2012

Программу подготовки Владивостока к саммиту АТЭС-2012 вновь внесены существенные изменения. На острове Русском, входящем в состав приморской столицы, через четыре года будет построен Тихоокеанский научно-образовательный центр, на базе которого в 2012 году пройдет саммит АТЭС. Об этом на пресс-конференции во Владивостоке заявил генеральный директор ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Николай Ашлапов.

Руководимая бывшим вице-губернатором Красноярского края, депутатом Госдумы РФ, гендиректором «Главмосстроя» и Ачинского глиноземного комбината, дирекция Росстроя выступает заказчиком строительства конференц-центра и Тихоокеанского научно-образовательного центра на острове. Последний будет состоять из Дальневосточного федерального университета и научного парка местного отделения Российской академии наук. По словам Николая Ашлапова, в первую очередь будет вестись строительство университета: административно-учебного корпуса и гостиницы-общежития на 5 тыс. номеров для студентов и преподавателей. В связи с очередным изменением концепции строительства объектов к саммиту АТЭС-2012 под вопросом пока оказалось размещение зоны игорного бизнеса, которую ранее планировалось расположить также на о. Русском. Новое место для приморского «Лас-Вегаса» пока не выбрано.

Дальневосточный федеральный университет, наряду с уже созданными Сибирским и Южным, может стать третьим крупным образовательным учреждением, созданным в России в соответствии с указом президента Дмитрия Медведева. С одной стороны, изменение концепции размещения объектов, необходимых для проведения во Владивостоке саммита АТЭС-2012, позитивно. По крайней мере, решение использовать объекты для создания в Приморье крупного центра образования и науки выглядит верным шагом. Не пропадать же построенной на острове инфраструктуре после того, как участники международного экономического форума разъедутся. С другой стороны – реализация проекта связана с целым комплексом рисков. Главный из них – люди. Пока отрицательная демографическая динамика на Дальнем Востоке не идет на убыль. В связи с чем возникает вопрос – сможет ли образовательный центр федерального уровня изменить эту тенденцию и превратить Приморье, в сознании многих давно ставшее криминальной вотчиной страны, в регион с совершенно иным экономическим профилем. Ясно, что только возведением самих корпусов и общежитий это реноме не изменить.

Кроме Тихоокеанского НОКа, за строительство которого отвечает Дальневосточная дирекция Росстроя, в крае предстоит построить массу других объектов. К примеру, в ближайшее время здесь планируется начать возведение океанариума. Согласно проекту, в нем будут смонтированы несколько аквариумов общим объемом 9,85 тыс. кубометров, что позволит создать сразу несколько экспозиций и представить подводный животный мир нескольких климатических зон, от Берингова и Охотского морей до тропиков, а также пресноводных водоемов. Аквариумы будут сделаны по современной технологии из акрилового стекла. В океанариуме планируется разместить четыре научные лаборатории, конференц-зал, учебные аудитории, научную библиотеку и музей. У этого здания, согласно плану, будут свои электроподстанция, котельная и очистные для канализационных стоков. Предусмотрено также благоустройство территории, расширение дороги, строительство морской набережной. Рядом с океанариумом будет построен дельфинарий с большой ареной для представлений.

Продолжается также проектирование объектов, включенных в краевую целевую программу «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». Как напомнила пресс-служба администрации Приморья, эта программа принята для подготовки Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года и рассчитана на 2008–2011 годы.

За это время в строительство и реконструкцию объектов будет вложено 10,8 млрд рублей из краевого и более 34 млрд рублей из федерального бюджетов. В программу входят следующие крупные объекты: прежде всего строительство моста через бухту Золотой Рог и автомобильной дороги, соединяющей мост с районом бухты Патрокл, реконструкция автодороги аэропорт Кневичи – федеральная трасса М-60, реконструкция автомагистрали общегородского значения от станции Санаторная до моста через Золотой Рог и строительство улично-дорожной сети острова Русский.

Также в программу включено строительство медицинского центра и театра оперы и балета. Еще семь объектов программы – инфраструктурные. Это строительство системы по обеспечению водоснабжения Владивостока из Пушкинского месторождения, третий водовод с комплексом насосных станций, реконструкция центральной системы канализации Владивостока, реконструкция очистных сооружений Северного и строительство очистных сооружений Южного и Восточного планировочных районов приморской столицы, строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов и рекультивация существующего полигона.

Проект моста через бухту Золотой Рог уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы, администрацией края был заключен контракт с подрядчиком – ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Она обещает начать строительные работы уже в июле. Также получено экспертное заключение по проекту моста через пролив Босфор Восточный. Вся проектная документация сейчас передается в Дальневосточную дирекцию Росстроя, которая назначена заказчиком объекта. В июле будет проведен конкурс на выбор подрядной организации, которая займется строительством первой очереди объекта «Реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации Владивостока», куда входят канализационная и водопроводная системы, а также очистные сооружения Центрального планировочного района города. До 2011 года будут построены две канализационно-насосные станции – в районе мыса Чумака и Второй Речки. Их мощность составит более 290 тыс. кубометров сточных вод в сутки.

Объекты университета и научного парка будут построены в тех границах, где ранее планировалось возвести объекты к саммиту АТЭС и игорную зону. Уже скорректировано техническое задание, которое прошло согласование в Минобразования, в Российской академии наук и Минрегионразвития РФ.

Приморье не сможет обойтись своими силами при строительстве объектов саммита АТЭС, модернизации дорог, инженерных коммуникаций. Для реализации программы необходимо около четырех тысяч специалистов. Мы будем привозить их из разных регионов, включая страны СНГ, а также со всего мира. Для этого во Владивостоке будут созданы жилые городки вблизи строительных площадок, где будут располагаться работники, задействованные на стройках.

Мост через Золотой Рог — «большая мечта владивостокцев», запечатленная еще на дореволюционных открытках. Длинная бухта разделяет полуостров Муравьева-Амурского, на котором расположен Владивосток, надвое. Из-за этого затруднено сообщение спальных районов на мысе Чуркина с центром приморской столицы: автомобильному транспорту приходится огибать бухту Золотой Рог и простаивать в пробках, а паромы ограничены по вместимости и к тому же зависят от погодных условий. Со строительством моста транспортные потоки в центре города будут, как можно надеяться, разгружены, а район мыса Чуркина сможет поднять свой невысокий сегодня статус среди местных жителей.

Что касается моста на о. Русский, то его необходимость сегодня очевидна не всем горожанам. Эскиз моста через пролив Босфор Восточный представлен в Приложении 4. На острове, в советское время считавшемся одним из наиболее милитаризованных форпостов, сейчас живут около 5 тыс. человек. Осталось и несколько воинских частей, однако от большинства былых объектов Минобороны остались только заросшие травой руины. С островом общей площадью около 100 кв. км налажено паромное сообщение. На Русском до сих пор практически нетронутая природа (леса первой категории), живописные чистые морские бухты. Есть все основания полагать, что со строительством моста экологическая ситуация на острове может серьезно ухудшиться. Но не это главное. 700−тысячный Владивосток, в свое время создававшийся как военный пост, не слишком пригоден для жизни такого количества населения. Город расположен на узком полуострове, с трех сторон окруженном морем. В условиях высокой автомобилизации это сразу же привело к возникновению пробок, приближающихся по напряженности к московским, тогда как строительство объездных дорог проблематично в силу объективных географических причин. До сих пор не решена полностью проблема водоснабжения города, гористый рельеф осложняет строительство. Все эти соображения позволили социологу Игорю Романову некоторое время назад даже выдвинуть идею о необходимости переноса приморской столицы в другое место — в район Уссурийска, расположенного на 100 км к северу.

Вряд ли сегодня власть сможет пойти на столь радикальные шаги, однако понятно, что назревшие проблемы Владивостока надо каким-то образом решать. В настоящее время существует два возможных направления дальнейшего территориального развития города: северное, предполагающее застройку территории Артемовского городского округа и Надеждинского района (губернатор Сергей Дарькин не раз обещал, что у этой «владивостокской агломерации» будет многомиллионное население), и южное. Под вторым понимается как раз перевод военных земель на Русском острове в гражданский оборот и активное заселение острова, превращенного тем самым в новый район Владивостока. Но этот сценарий нереален без строительства моста, так как существующая паромная линия просто «не потянет» сколько-нибудь значительное увеличение пассажиропотока, а главное, морское сообщение слишком сильно зависит от погоды. Не обладающие высокими мореходными качествами паромы при каждом штормовом предупреждении становятся «на прикол», и Русский оказывается в изоляции. Но теперь, когда возведение моста вот-вот перейдет в практическую стадию, предприимчивые состоятельные приморцы уже начали скупать землю на Русском под строительство коттеджей…

Все эти моменты определяют те процессы, которые предшествовали выбору генподрядчиков строительства мостов. Конкурс на строительство моста через Золотой Рог был объявлен 29 апреля. Вскоре в администрации Приморского края сообщили, что в тендере изъявили желание участвовать две российские компании, а также несколько зарубежных. Однако позже стало известно, что почти все желающие по тем или иным причинам отозвали свои заявки. И единственным участником конкурса осталось ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК), которая 18 июня и была объявлена победителем. Стоимость контракта составляет 17,9 млрд рублей в ценах на момент ввода объекта в эксплуатацию. Помимо самой ТМК в строительстве моста примут посильное участие приморское предприятие «Примавтодор», хабаровская компания «Дальмостстрой» и ряд других компаний. Приморские организации смогут поставить для стройки щебень и камень, организации из других регионов России — металл, а вантовые конструкции планируется заказать за рубежом, потому что их в России не делают. Строительство моста планируется начать уже в этом месяце, а завершить — в декабре 2011 года (саммит АТЭС, в рамках подготовки к которому будет строиться мост, должен пройти во Владивостоке осенью 2012 года).

Между тем особенности проведения конкурса сразу же породили различные пересуды. Некоторые наблюдатели считают, что ТМК избрана подрядчиком в силу особой близости к краевой администрации. Наиболее откровенное мнение высказала по этому поводу на страницах «Независимой газеты» гендиректор «2К Аудит — деловые консультации» Тамара Касьянова: «Очень часто конкурсы выигрывают либо некомпетентные компании, либо те, кто, не имея достаточного опыта, предлагает заниженную цену, либо те, кто имеет предварительную договоренность об обязательном “откате”. Результат такой практики — невыполнение проектов, нарушение сроков и требований качества строительства». Почему же все компании, за исключением ТМК, отказались от участия в конкурсе? В департаменте дорожного хозяйства Приморского края объясняют, что никаких закулисных интриг не было. К примеру, у Китайской корпорации по строительству дорог и мостов просто на данный момент не оказалось лицензии на право ведения строительных работ в России. Южнокорейская компания решила участвовать в строительстве моста в качестве субподрядчика, не осмелившись замахнуться на статус генерального подрядчика. Две японские компании, а также одна французская отказались от участия в конкурсе предположительно из-за своего скепсиса в оценке экономической ситуации в России. Дело в том, что стоимость контракта указана с учетом инфляции, тогда как иностранные наблюдатели считают, что инфляционные ожидания занижены (другими словами, если инфляция в России к концу 2011 года превысит прогнозные показатели, то генподрядчик не сможет уложиться в предусмотренную сегодня контрактом сумму). Что касается российских компаний, то московская корпорация «Трансстрой» не успела в срок подготовить документы.

Но, пожалуй, наиболее интересен мотив отказа еще одного претендента — московского ОАО УСК «Мост». Проектировщиком моста на остров Русский выступила известная компания «Мостовик» из Омска. Некоторое время назад стало известно о том, что конкурс на строительство этого моста проводиться не будет: генподрядчика, вопреки сложившейся практике, назначат специальным постановлением правительства РФ. Как о практически свершившемся факте говорится, что этим генподрядчиком станет УСК «Мост», а его субподрядчиком — омский «Мостовик». По информации «Эксперта Online», УСК «Мост» первоначально планировала принимать участие в конкурсе на строительство моста через Золотой Рог, однако потом отказалась от этого намерения. Мотивировка вполне уважительная: строить сразу два сложнейших моста было бы обременительно даже для столь солидного предприятия. Длина моста на Русский составит 3,1 км, высота пилона — 320 метров. Эту информацию обнародовал гендиректор омского НПО «Мостовик» Олег Шишов, принявший участие в совещании, которое Дмитрий Козак проводил во Владивостоке 25 июня.

Как уточнили в пресс-службе администрации Приморского края, это будет «самый большой в мире вантовый мост». При выборе цвета вантов моста было решено остановиться на белом, потому что «он одновременно красив и сдержанно строг». Как утверждалось на том же совещании у Козака, мост на Русский будет построен за 45 месяцев. Это означает, что строительство необходимо начинать уже в ближайшие месяцы.

Раздольное—Хасан на юге Приморского края, который включает возведение мостов через несколько небольших рек. Так что опыт строительства мостовых переходов у компании, безусловно, есть. Хотя очевидно и то, что проект строительства моста через Золотой Рог гораздо масштабнее, чем все, чем занималась ТМК до сих пор. Генеральный директор ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» (эта структура является координатором и контролером всех строек саммита АТЭС) Николай Ашлапов, отвечая на пресс-конференции во Владивостоке на вопрос о готовности ТМК возвести столь сложный объект, заявил, что возьмет строительство моста через бухту Золотой Рог на свой особый контроль. «В случае чего мы спросим с генерального подрядчика за сроки, отведенные на строительство моста через Золотой Рог, — пообещал Ашлапов. — Мы не можем влиять на выбор подрядчика, но при возникновении вопросов можем обратиться в Министерство регионального развития РФ с просьбой остановить финансирование и сменить генерального подрядчика».

Строительство вантового моста с полуострова Голдобин на остров Русский стоимостью 20 млрд рублей находится под вопросом, сообщает «Газета.RU» со ссылкой на слова главы Минэкономразвития и торговли РФ Германа Грефа.

На заседании правительства, посвященном программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, включающей подпрограмму «Владивосток - столица АТЭС-2012», Герман Греф заявил буквально следующее: "японцы нам посоветовали не делать вантовый мост в сейсмоопасной зоне. Лучше сделать обычный мост с опорами, но надо еще пересчитать проект".

В свою очередь первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительства потребовал начать финансирование подпрограммы "Владивосток - столица АТЭС-2012" как можно скорее. Он напомнил, что сейчас на острове Русский, где будет проходить встреча глав государств АТЭС, дислоцируются три воинские части. "Нам надо уже сейчас их выводить с острова, мы же не можем вывезти людей в никуда, а на все это нужно время и деньги".

Свое отношение к программе высказал министр финансов Алексей Кудрин, который заявил, что "документ сырой и немалые деньги могут быть потрачены непонятно на что и непонятно зачем". "У меня тут есть только пояснительная записка на 30 страниц и перечисление объектов на 90 страниц, этот документ нельзя считать стратегией развития, потому что он не объясняет, какие результаты мы получим, инвестировав более 300 млрд рублей", - недовольно заявил министр.

Премьер-министр Михаил Фрадков с ним согласился, признав, что документ явно надо дорабатывать.

Эксперты уверяют, что при строительстве объектов форума АТЭС памятники, находящиеся на острове Русском останутся в целости и сохранности. Однако, слухи о том, что большинство объектов культурного наследия будут уничтожены упорно ходят среди островитян. Корреспондент РИА PrimaMedia встретился с сотрудником Военно-исторического музея ТОФ Олегом Борисовичем Стратиевицким и старшим научным сотрудником исторического музея ДВГТУ Мизь Нелли Григорьевной, которые рассказали о строительстве на острове и его влиянии на памятники.

"На остров Русский приезжала моя знакомая, которая уехала жить в Москву. Когда она увидела что происходит на острове – чуть не расплакалась", - начал рассказывать Олег Борисович.

На острове сохранился уникальный единый культурный комплекс под названием "Южный рубеж". Как уже стало известно, при строительстве будут уничтожены такие памятники как батарея, вал, "волчьи" ямы, палаточный городок. По словам, Нелли Григорьевны разделять этот комплекс недопустимо, тогда все сооружения потеряют свой исторический смысл. Уникальность заключается в том, что все памятники, которые входят в комплекс, сделаны вручную. Разделение или попросту уничтожение этих памятников исключит возможность проведения экскурсий на острове – показывать будет нечего. "За 100 лет экскурсию на острове посетило порядка 100 тысяч человек. К нам шел огромный поток людей. Сейчас же наступило затишье – люди перестали приезжать, наверное, боятся", - выразил сожаление Олег Борисович.

"Почему японцы смогли сохранить Порт – Артур, а мы так равнодушно относимся к нашему культурному наследию?", - недоумевал Олег Борисович. "Ведь существуют альтернативные способы строительства моста", - заявил он.

Всего на рассмотрении находится три плана строительства моста, но выбрали самый неграмотный и жестокий. При этом план строительства постоянно меняется. Только строители приступят к работе, как схема меняется, и начинаются новые работы. В итоге все разворочено.

Как рассказал Олег Борисович, были собраны подписи от общества изучения Амурского края, Росохранкультуры, Охраны памятников и других авторитетных организаций в пользу переноса строительства моста на остров Елену. Иначе вред будет нанесен огромному количеству культурных памятников.

Например, возле одного пресного озера планируется построить общественно – деловой центр. На это озеро часто прилетают египетская и японская цапли, там обитают семьи диких коз и бурые лисицы. Если там начнется строительство, то, что станет с животными? Они не смогут находиться в непосредственной близости с людьми.

Стоит под угрозой также песчаный пляж Аякс, который считается одним из самых главным излюбленным местом отдыха приморцев. Раньше в этой бухте отдыхали дети, стояли летние лагеря, но к форуму АТЭС все это будет застроено домами.

Помимо этого на острове планируется строительство гостиного комплекса, в целом рассчитанного на 6 тысяч посетителей. "Кто будет жить в этом комплексе? Студенты, преподаватели? Или может туристы? Туризм на данный момент в Приморье находится в глубочайшей яме, к нам перестали приезжать даже китайцы. Этот комплекс никому не нужен", - считает Нелли Григорьевна.

На острове уже проходят работы по бурению. "Сейчас мы берем пробу земли, бурить будем до 35 метров", - сообщил Алексей Косяк, помощник буровика. На вопрос корреспондента известно ли Алексею, что они бурили на месте исторического палаточного городка, Алексей ответил, что он это знал, поэтому исторический фундамент они не трогали.

Когда Владивосток посетил министр регионального развития Дмитрий Козак, он сказал, что окончательный план по строительству моста необходимо принять в сентябре. "У нас еще есть время предотвратить строительство моста на мысе Поспелова и перенести его на остров Елена", - надеется Олег Борисович.

"Я не понимаю, кому это нужно. Если бы все это делалось на благо жителей острова и при этом не страдали памятники – это было бы прекрасно. Но это не так. И ведь можно все исправить, но нас никто не слышит", - возмущается Нелли Григорьевна.

Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток с островом Русский.

    ·  Длина моста – 1388.09 м

    ·  Протяженность мостового перехода по основному створу - 2.1км

    ·  Схема мостового перехода 49,98+2х90+100+737+100+2х90+41,94м в виде вантового двухпилонного пролетного строения. Мост двухпилонный с двумя плоскостями вант в поперечном сечении. Ванты расположены по схеме веер.

    ·  Число полос движения – 4

    ·  Габарит проезжей части 9,5+1+9,5+2х4,25

    ·  Подмостовой габарит по высоте - 64.25м

    ·  Главный пролет 737 м

    ·  Высота пилонов от уровня ростверков - 226.25м

    ·  Размеры железобетонной плиты под пилон 36х64х12м

Автодорожный тоннель. Проектом предусмотрено строительство автодорожного тоннеля под четыре полосы движения - две полосы в прямом направлении и две - в обратном. Длина тоннеля, который появиться в районе Фуникулера - около 250 м. Между направлениями движения будет сплошная общая стенка. Габарит проезда по ширине каждого направления принят 9.0 м, по высоте -5,7 м.

Сооружение тоннеля предусмотрено открытым способом. Учитывая сложные инженерно-геологические условия и разнородность по прочности скальных грунтов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, с учетом опыта реконструкции автодороги на этом участке, выполненной несколько лет тому назад, проектом предусмотрено рядная разработка котлована в основном бульдозерами с рыхлением грунта клыком или с применение пневмоударных машин. В случаях наличия участков включений прочных пород предусмотрено рыхление грунта мелкошпуровыми зарядами с поверхностной защитой.

Дорожное покрытие и благоустройство

Площадь проезжей части -76300м2;

Площадь тротуаров и пешеходных дорожек 65759 м2, в том числе:

-  с покрытием из искусственного камня -11000м2

-  с асфальтобетонным покрытием – 14 878м2

-   общая площадь благоустройства – 188 800 м2