Рекреационный потенциал Алтайского края
Общая характеристика региона
Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, «российский Тибет» в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.
По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами дальнего зарубежья: Китай и Монголия, и ближнего зарубежья – Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации – республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.
Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой.
Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.
Преобладающий рельеф местности – горный. Республика полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами.
Самая высокая гора Белуха (4506 м) является высочайшей точкой Сибири.
Географические особенности республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (более 90% всех видов перевозок) и авиационного (пассажирские и почтовые перевозки). Автомобильный транспорт является ведущим в республике. Протяженность автомобильных дорог – более 3,2 тыс. км, из которых 541 км – главная автомагистраль, трасса федерального значения Новосибирск–Бийск–Ташанта (Чуйский тракт).
Одним из важнейших природных богатств Горного Алтая являются его водные ресурсы. Гидрографическая сеть республики насчитывает более 20 тысяч водотоков с протяженностью более 60 тыс. км и около 7 тысяч озер общей площадью более 700 кв.км. Наиболее крупные реки – Катунь и Бия, которые сливаясь образуют реку Обь – одну из самых крупных рек Сибири. Самое большое озеро Телецкое с площадью водного зеркала – 230,8 кв. км и максимальной глубиной – 325 метров.
Огромные запасы пресной воды высокого качества заключены в горных озерах Алтая. Только в Телецком озере более 40 куб. км чистейшей воды.
Потенциальные запасы подземных вод оцениваются в 22000 тыс. куб. м в сутки, а современное использование составляет всего около 44 тыс. куб.м в сутки. В горах Алтая известны источники минеральных вод, которые являются целебными.
Ледники Алтая содержат в себе огромные запасы пресной воды. Общий объем льда учтенных ледников Алтая достигает 57 куб.км, что соответствует 52 куб.км воды. В целом запас воды в ледниках превосходит среднегодовой многолетний сток алтайских рек равный 43 куб.км в год. Самые большие ледники: Большой Талдуринский – 35 кв.км, Менсу – 21 кв.км, Софийский – 17 кв.км, Большой Маашей – 16 кв.км.
Минеральные ресурсы Республики Алтай разнообразны по количеству выявленных полезных ископаемых и значительны по разведанным запасам. Но сегодня минерально-сырьевой потенциал региона практически не используется. В настоящее время разрабатываются в незначительных объемах золоторудные и молибдено-вольфрамовое месторождения, залежи декоративного камня и строительных материалов.
Разведаны несколько крупных золоторудных узлов с геологическими запасами сотни тонн рудного и десятки тонн россыпного золота. Выявлено уникальное по запасам комплексное месторождение редкоземельных металлов (тантал, литий, рубидий, цезий, висмут). Оценены с различной детальностью несколько месторождений (кобальт, вольфрам, молибден, висмут, медь, серебро, золото, ртуть). Разведаны и подготовлены к эксплуатации месторождения: Чаган-Узунское ртутное, Ороктойское и Коскольское мраморное (по объему десятки млн.куб.м и уникальных по декоративности), Холзунское железорудное (с запасами около миллиарда тонн), Пыжинское каменноугольное и Талдыдюргунское буроугольное. В стадии изучения и освоения находятся месторождения: Лебедское волластонитовое (уникальное по качеству сырье), Подделикское гипса (высококачественный медицинский), самых разнообразных минеральных пигментов, минеральных и лечебно-столовых вод, лечебных грязей.
Выявлены залежи почти всех видов строительных материалов, ювелирно-поделочных, декоративных и коллекционных камней.
Длительный процесс исторического развития территории, контрастность современных ландшафтов обусловили высокое разнообразие растительного сообщества на территории республики. Растительные ресурсы республики насчитывают более 2 тысяч видов растений, из них 200 видов растений-эндемиков, встречаются только в горах Алтая.
Животный мир Республики Алтай представлен 80 видами млекопитающих, 300 видами птиц (из которых около 250 гнездящихся), 44 видами рыб, 7 видами пресмыкающихся, 2 видами земноводных и большой группой беспозвоночных животных.
Охотничья фауна насчитывает 33 вида млекопитающих и 34 вида птиц, поэтому регион издавна считался и сегодня считается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири. Редкие, находящиеся на грани исчезновения, животные также занесены в Красную Книгу.
Лесные ресурсы Республики Алтай сосредоточены на площади около 43 тыс.кв.км. и оцениваются в 700 млн.куб.м., в том числе 600 млн.куб.м. хвойных пород. Спелые и перестойные леса составляют о коло 300 млн.куб.м., а расчетная лесосека более 2 млн.куб.м.
Республика Алтай располагает богатейшими энергетическими ресурсами. Гидроэнергетический потенциал оценивается в 80 млрд. кВт.ч. Наиболее мощным потенциалом обладают реки Катунь (31 млрд.кВт.ч.), Аргут (7,2), Чуя (7,1). В республике перспективно применение мини и микро ГЭС (1-100 кВт) для электроснабжения небольших потребителей (чабанских, туристских стоянок, фермерских хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции).
Имеются промышленные запасы бурого и каменного углей, которые находятся в начальной стадии освоения.
Горный Алтай обладает культурными и национальными традициями, что может представлять интерес для таких областей наук, как археология, фольклористика, лингвистика, история и другие.
Такие уникальные природные объекты, как Телецкое озеро, гора Белуха, Алтайский и Катунский заповедники решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного Наследия Человечества.
Археологические памятники
Первые археологические раскопки в Горном Алтае связаны с именем Карла Фридриха Ледебура. В 1826 году Ледебур организовал экспедицию в Горный Алтай, где изучал климат, флору и фауну. Он решил раскопать несколько курганов в бассейне реки Чарыш в Усть-Канском районе.
Первые обширные раскопки в различных районах Алтая произвёл В. В. Радлов в начале 60-х годов XIX века. Наиболее известны раскопанные им два больших кургана на р. Берель (Юго-Западный Алтай) и близ села Катанда.
В 1865 году экспедиция, руководимая В. В. Радловым, между речками Верхняя и Нижняя Катанда, среди множества древних курганов выбрала для раскопок самую грандиозную из них. Каменная насыпь достигала 2,1 м в высоту, диаметр равнялся 40 м. Под многослойным накатом была обнаружена деревянная камера с двойными стенками и двойным потолком. Пол был выстелен толстыми плахами. Двойные стенки погребальной камеры сложены из брёвен в 6-7 венцов.
Хотя Катандинский курган был ограблен уже в древности, здесь остались нетронутыми многие удивительные вещи. Так, в одном из свёртков оказалась широкая шуба. Её стан и рукава были набраны из меха, окрашенного в зелёный, жёлтый и коричневый цвета. Получался как бы чешуйчатый узор, причём чешуйки разграничены нашивкой золотых бляшек. Всего на шубе было укреплено до 8000 деревянных и около 3000 кожаных, обложенных листовым золотом, блях. Рукава у шубы оказались очень узкими. Видимо, они имели декоративный характер, то есть шуба просто набрасывалась на плечи.
Своеобразна и вторая форма одежды из Катандинского кургана. Она сшита в виде «фрака» с очень длинной задней спинкой. «Фрак» также был расшит золотыми бляхами. В шубу из Катандинского кургана были завёрнуты различные вещи, в их числе покрытый щёлком и обшитый золотой пластинкой меховой нагрудник. К нему были прикреплены вырезанные из дерева фигурки коней. Также здесь была найдена деревянная бляха, на которой была вырезана сцена борьбы двух животных – медведя и мифического животного, туловище которого напоминало тигра, ноги заканчивались копытами травоядного животного, птичья голова увенчана оленьими рогами, которые, в свою очередь, оканчиваются грифоньими головками. В кургане были захоронены 22 лошади.
Не менее интересный курган был раскопан В. В. Радловым в том же году на юге Горного Алтая в Берельской степи (ныне территория Казахстана). Диаметр кургана достигал 30 метров, а высота равнялась пяти метрам. Для насыпи потребовалась 1000 кубометров камня. Погребённый был уложен в деревянный саркофагколоду, выдолбленный из толстого ствола лиственницы. К крышке саркофагаколоды были прикреплены четыре бронзовые фигурки мифического существа грифона. Крылья грифона распластаны в стороны, мощный клюв загнут вниз, на голове торчит высокий хохолок. В северной части захоронения были обнаружены останки 16 лошадей.
В 1924 году начались исследования Алтайской экспедиции, под руководством С. И. Руденко, организованные этнографическим отделом Государственного Русского Музея. В первые годы работы экспедиции ее участники большое внимание поискам и картографированию ещё неизвестных археологических объектов в труднодоступных районах Горного Алтая. Так была открыта Пазырыкская группа курганов, сооружённая в середине I-го тысячелетия до нашей эры.
В 1927 году М. П. Грязнов в течение 47 дней, совместно с членами алтайской экспедиции, исследовал огромный каменный курган в урочище Шибе на реке Урсул. Диаметр кургана был 45 метров, высота равнялась 2,2 метрах. Яма под насыпью занимала площадь в 35 кв. метров, а глубина достигала 7 метров. Над деревянной погребальной камерой был устроен накат из 600 брёвен. Чтобы соорудить такое грандиозное сооружение требовалась работа огромного количества людей в течение большого периода времени. Так была открыта культура пазырыкских племён Горного Алтая.
В погребениях встречаются металлические чеканы, ножи, кинжалы, гривны, зеркала, удила, пряжки, а также различные костяные изделия и т.д. В курганах с мерзлотой сохраняются предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. Бальзамированные тела, найденные в погребениях пазырыкской культуры, до сих пор являются сенсациями мирового масштаба.
Кроме могильников, к периоду раннего железа относятся такие археологические объекты, как поселения, поминальные и ритуальные сооружения, стелы, петроглифы, оросительные сооружения и др. Памятники последующего гунно-сарматского времени Горного Алтая до недавнего времени были почти неизвестны. Но в последние два десятилетия открыты и исследованы около 20 памятников датированных VI в. до н.э. К их числу относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верх-Уймон, Сары-Бел, Булан-Кобы, Айрыдаш, Курайка и другие. Известны также объекты иного характера – поселения, святилища, производственные центры и т.д.
Полученные материалы свидетельствуют, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая названа «булан-кобинской».
В свою очередь булан-кобинцы приняли непосредственное участие в формировании населения эпохи средневековья Алтая, которая открывается тюркским периодом.
Тюркское время Горного Алтая представлено разнообразными археологическими памятниками. Наиболее известными из них являются курганы и поминальные комплексы Кудыргэ, Курая, Туекты, Яконура и другие. Погребальные памятники представляют собой круглые курганы с грунтовой ямой, где находится погребение человека и сопроводительное захоронение коня. Поминальные комплексы включают каменную оградку прямоугольной или квадратной формы в плане, стелу или изваяние – скульптуру воина, а также «балбалы» – небольшие камни, вкопанные вертикально в ряд.
К тюркскому времени относятся знаменитые памятники рунической письменности, которых в Горном Алтае обнаружено уже около ста. Они написаны на трех рунических алфавитах. К этому периоду принадлежит значительное число петроглифов, выполненных в технике выбивки и граффити, производственные центры, а также другие памятники: городища, оросительные каналы, дороги, переправы и т.д.
Этнографические памятники
Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этому же блоку относятся природные объекты, имеющие мировоззренческое значение.
Среди памятников старины особое внимание занимают каменные изваяния (каменные бабы). Они подразделяются на несколько культурно-хронологических групп: эпохи бронзы, скифского времени, древнетюркские изваяния.
На территории Южной Сибири и Монголии широко распространены скульптурные изваяния воинов, высеченные из мрамора или гранита. Каменные изваяния находят на территории от Монголии до Восточной Европы. Они оставлены населением, некогда проживавшим на необозримых просторах Центральной Азии, Сибири и создававшим свои мощные, некогда цветущие, государства.
Каменные изваяния широко распространены и на территории Горного Алтая. Они создавались местным населением на протяжении многих веков. Все они разные, от грубо отёсанных каменных глыб, надгробных камней или просто каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты и до настоящих произведений скульптуры, таких как изваяние «Кезер Таш», некогда возвышавшееся посреди Курайской степи. Технические приёмы ваяния и применяемые инструменты, по всей видимости, были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии, Семиречья. Обычно левая рука воина лежит на наборном поясе с кинжалом, правая рука держит чашу. Изучая каменные изваяния алтайских гор, можно узнать о сложной мировоззренческой системе, характерных приёмах каменотёсного искусства. Обычно каменные изваяния стоят вблизи древнетюркских поминальных оградок. Подобных оградок на территории Алтая зафиксировано более 3000, хотя их счёт может исчисляться многими тысячами. Особой монументальностью поминальные оградки отличаются в соседней Монголии. Там имеются глинобитные оградки с башенками, зданием, каменными фигурками людей, львов, баранов.
Как правило, алтайские оградки и храмы древнетюркских каганов сопровождают ряды вертикально установленных камней – балбалов, которые установлены в один ряд в направлении востока и в конце заворачивают налево, в направлении севера. Поминальные храмы Алтая окружены прямоугольным валом и рвом.
О назначении балбалов единого мнения не существует. Большинство учёных предполагает, что балбалы ставились у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, сражённых самим погребённым. Но есть и предположения, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц, принимавших участие в похоронах или, что балбалы ни что иное, как коновязные столбы.
Кроме каменных изваяний на территории Горного Алтая имеются оленные камни – вертикально вкопанные в землю валуны или куски плитняка, имеющие форму столбов. Своё название они получили от изображенных на их поверхности оленей и других животных. Они отражают богатый духовный мир людей древних веков, их представления о Солнце, Земле, Вселенной, человеке с его анимистическими и тотемическими представлениями.
Большинство каменных изваяний Алтая вывезены за пределы республики, небольшое число их находится в республиканском музее имени А. В. Анохина, в г. Горно-Алтайске.
На вершинах гор, на перевалах, на отдельных возвышенностях Горного Алтая встречаются сложенные кучей камни – «обоо». На местах проведения бурханистских молений остались каменные выкладки квадратной формы – «куре». Всё это являлось раньше культовыми объектами. Многие из них находятся теперь в разрушенном состоянии.
Данные культовые сооружения служили алтарями для единения с силами природы, устранения препятствий, испрашивания благополучия и достатка.
Особую роль имеет культ родовых гор. Многие горные вершины, перевалы, целебные источники (аржаны) считаются священными.
В верованиях алтайцев почитаемая гора является почётным членом сеока и отождествляется с его покровителем, защитником. По мнению Л. П. Потапова, «культ гор» древнее тотемизма. О культе гор у алтайцев упоминали Н. М. Ядринцев, В. В. Сапожников, В. В. Радлов и др.
Возлияния духам гор совершались, в основном, в связи с молениями Небу, Алтаю, приходом весны и т.д. Для определённой «родопроизводственной» горы специально совершали моление при обряде поклонения почитаемому духу – Хозяину горы «тоско тужери».
Для священных гор существуют серии запретов, таких как запрет женщинам подниматься к вершине горы, произносить собственное название горы и т.п. Считалось, что хозяин горы не допускает нарушений, связанных с пребыванием на горе людей. Он держал в страхе служителей культа – шаманов, для многих из которых был покровителем.
В мировоззрении алтае-саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с этим почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит идея зависимости существования человека от воли высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям. Это не страх и бессилие перед стихийными явлениями природы, а прагматизм, основанный на идее влияния взаимоотношений человека с природными объектами, которые он устраивает сам, на благополучие или здоровье человека. Обычно такое почитание природы трактуется как данные формы религий.
Музеи и научно-технические сооружения
История Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина начинается с 29 октября 1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе художника Г. И. Чорос-Гуркина (1870-1937) у известной династии сибирских краеведов Гуляевых палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Первым заведующим музея был А. В. Анохин (1869-1931), который свыше двадцати лет своей жизни посвятил изучению и развитию культуры Горного Алтая.
В первые годы своего существования музей не имел постоянного помещения, коллекции перевозились из села в село – Улалу, Чемал, Кызыл-Озек – в результате были потеряны многие экспонаты и описи предметов.
7 декабря 1926 года вышло специальное постановление Ойротского областного исполнительного комитета о предоставлению музею отдельного помещения. Это было однокомнатное каменное здание на Базарной площади – дом-магазин купца Д. Тобокова, в котором ранее располагался Союз охотников.
После получения отдельного помещения сотрудники музея привели в порядок коллекции, библиотеку, архив, а также значительно пополнили фонды новыми экспонатами, научной и краеведческой литературой. 29 мая 1927 года музей открыл свои двери первым посетителям.
В 1928-1930 годах музей проводил по аймакам Ойротской автономной области первые экспедиции по исследованию археологических памятников, полезных ископаемых, красящих и лекарственных растений, местонахождений целебных источников и по сбору этнографических материалов.
В 1930 году была организована Алтайская этнографическая экспедиция «Общества изучения Сибири и ее производительных сил» в составе А. И. Новикова – директора музея, Н. И. Арбузовой – научного сотрудника музея, А. И. Терентьевой, А. Г. Данилина, Л. Е. Каруновской – ученых-этнографов из Ленинграда, Г. И. Чорос-Гуркина и А. В. Анохина. В ходе экспедиции в Элекмонарском, Шебалинском, Онгудайском, Улаганском, Турочакском аймаках Г. И. Чорос-Гуркин сделал большое количество уникальных рисунков. Ценность их определяется в первую очередь тем, что они зарисованы в то время, когда предметы быта, культа сохраняли в значительной степени традиционный облик. Сегодня эти рисунки составляют золотой фонд Национального музея.
В эти же годы музею были пожертвованы некоторые археологические, этнографические предметы, предметы буддийско-ламаистского культа. Из отдела ГПУ были переданы конфискованные личные вещи А. П. Кайгородова, различные образцы ружей XIX-XX веков и многое другое.
В конце 1920-х и в 1930-х годах в ходе так называемой антирелигиозной работы среди населения в музей поступали также культовые принадлежности шаманов, ярлыкчи, священников.
Первые художественные коллекции музея составили работы Г. И. Чорос-Гуркина, Н. И. Чевалкова, А. Шишкова, П. Максимова, Д. Мечеша, Э. Кобэкова и других.
В 1931 году музей был переведен в бывшую лавку купца Бодунова по улице Советской №16 и размещен в 3-х комнатах нижнего этажа (основную часть здания занимали Ойротская художественная школа и Ойротский областной архив). Музей был разбит на 3 отдела: естественно-географический, экономический и культурно-исторический.
С 1933 по 1989 годы музей стал занимать весь дом, который до сих пор население г. Горно-Алтайска называет «Старый музей».
В 1934 году директором музея был назначен С. М. Сергеев – археолог, выпускник Московского университета. С этого времени началась активная научно-исследовательская и экспозиционная деятельность. Для разработки и составления плана новой экспозиции по теме «Алтай до Октября» был приглашен А. Г. Данилин – известный ученый, научный сотрудник Русского музея, автор труда «Бурханизм: Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае». На работу чертежником был приглашен сын Г. И. Чорос-Гуркина – Геннадий Гуркин и т.д.
Репрессии 1930-х годов не миновали музей. В 1934 году из фондов музея «по особому списку ОГПУ» было изъято большое количество предметов, в том числе личные вещи А. П. Кайгородова, огнестрельные ружья, предметы культа. За период с 15 ноября 1937 года по 15 апреля 1938 года «библиотека была очищена от контрреволюционной и другой вредной и устаревшей литературы и приведена в порядок». Из фондов художественных картин были изъяты работы «контрреволюционных националистов». Из списка картин, принадлежавших музею, исчезли портреты Л. Папардэ, И. Толтока, К. Эмекчинова, И. Воронкова, И. Долгих, П. Хабарова, П. Гордиенко, Ч. Апоятова, И. Меджит-Иванова, выполненные сибирским художником И. Тютиковым в 1932 году, к 10-летию Ойротской автономной области.
Также с 1927 по 1941 годы в музее сменилось 12 директоров, некоторые из них были сняты с работы или репрессированы.
На рубеже 1930-1980 гг. основной целью деятельности музеев стала пропаганда официальной идеологии политики компартии, жизненного пути и деяний различных «вождей», великих экономических достижений, совершаемых в соответствии с предначертаниями верхов.
Теперь многое из хранящегося в музее воспринимается как живая нить, соединяющая по-новому осознаваемое прошлое с современным движением возрождения культурного наследия. Музейные фонды служат не только для иллюстрации существующих на территории Горного Алтая определенных исторических периодов, но также и для возрождения культурного наследия. Сокровища музеев экспонируются, изучаются и переосмысливаются как основа национального достояния.
Сегодня в фондах Национального музея хранится почти весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай: археологические находки, характеризующие все основные этапы древней истории Горного Алтая, этнографические коллекции одежды и предметов быта, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, естественнонаучные коллекции и фотодокументальные материалы – всего около 50 тысяч единиц хранения. В 1999 году Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай фонды музея внесены в Перечень особо ценных объектов истории и культуры РА.
В музее существует шесть отделов: исторический, экскурсионно-массовый, научно-методический, культуры и искусства, природы и отдел фондов. Работает научная библиотека.
Национальный музей имеет 3 филиала: Музей алтайской традиционной культуры в с. Мендур-Соккон Усть-Канского района (создан в 1993 г., зав. Н. А. Шодоев), Музей казахов Алтая в с. Жана-Аул Кош-Агачского района (создан в 2003 г., зав. Е. С. Аккожанова), музей им. Н. К. и Е. И. Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района (создан в 1981 г), который в 2003 г. получил статус Государственного музея-заповедника им. Н. К. и Е. И. Рерихов в с. Верхний Уймон Усть-Коксинского района.
В настоящее время готовится Распоряжение Правительства РА о создании еще одного филиала – Государственного музея-усадьбы Г. И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района.
На территории республики находятся 3 научно-исследовательских института, Алтайский ботанический сад – филиал Центрального Сибирского ботанического сада и отдел горного садоводства научно-исследовательского института садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко.
Народные промыслы
Племена Алтая издревле знали различные приемы художественной обработки металлических изделий: литье, чеканку, гравировку, серебрение, листовую насечку и т.д. Деревообработка у алтайцев включает столярные и плотницкие ремесла. Умельцы изготавливали деревянную посуду, мебель, остовы юрт, седла. Их продукция была довольно разнообразной и нередко художественно оформленной.
На эволюцию традиционных ремесел у алтайцев оказали влияние такие факторы, как уровень развития производительных сил и особенности этнической истории народа, а также формы ведения хозяйства, природные условия, наличия сырья и др.
Издавна алтайские мастера металлообработки производили металлическую посуду, предметы хозяйственного инвентаря, оружие, конское снаряжение, металлические части костюма, атрибуты шаманов, ювелирные украшения, огниво и многое другое. Алтай привлекал завоевателей именно по наличию сырья из металла, дань выплачивалась металлическими изделиями.
Мастера металлообработки (темир ус) пользовались в народе огромным уважением. Считалось, что они могут противостоять натиску злых сил, в том числе козням шаманов. В основе технических приемов кузнеца была горячая и холодная ковка, твердая и мягкая закалка, варка, которые сложились в Южной Сибири в период с конца I тыс. до н.э. до начала I тыс. н.э. Свидетельством того, что на Алтае существовало развитое производство металлоизделий говорит то, что археологи до сих пор находят остатки железоплавильных производств (Куяхтанарские, Юс-Тытские железоплавильные печи, медеплавильные печи в Майминском районе и др.).
Деревянные изделия из-за местных лесных запасов были широко распространены в быту. Они изготавливались с помощью несложных инструментов практически в каждом хозяйстве. Однако, вещи, отличающиеся высоким качеством исполнения, изготавливались только мастерами. Шорные мастера так же пользовались известностью и уважением в народе. В ходе работы над изделиями шорные мастера выполняли кройку, прошивку кожи, декоративную отделку теснением, вышивкой и аппликацией. Кожу использовали для шитья одежды, обуви, изготовления конской сбруи, плети, сумы и других изделий.
Основными типами промыслов алтайского населения остаются охота на пушных зверей – соболей, лисиц, белку, копытных зверей – косулю, лосей, маралов, а также собирательство – сбор кедровых орехов, лекарственных трав. Рыбу больше ловят в северных районах, чем в южных. Везде, где произрастают ягоды их сбор довольно развит. Весной собирают калбу (черемша), полевой лук, дикий чеснок, ревень и др.
В Горном Алтае достигло значительных успехов пчеловодство, которое стало традиционным в последние двести лет.
Занятие промыслами было характерно для всех групп населения Алтая. Если один вид промысел преобладал над другими, то второй существенно дополнял те виды хозяйственной деятельности, которые менее всего были развиты в силу тех или иных причин.
Рекреационные ресурсы и основные принципы их освоения
Горный Алтай представляет собой уникальный природный комплекс по своим рекреационным богатствам. Это прекрасное сочетание живописных горных ландшафтов с разнообразными видами климата, отличающихся обилием солнечного света и повышенной ультрафиолетовой радиацией. Территория Республики Алтай обладает великолепными лесами и лекарственными растениями, минеральными источниками и целебным воздухом. На Алтае находят свое отражение почти все группы рекреационных ресурсов: лечебные, эстетические, для отдыха, спортивные и др.
Территория Республики Алтай в целом является историко-ландшафтным заповедником, не имеющим аналогов. В настоящее время в Республике Алтай выделены особо охраняемые территории и природные комплексы, площадь которых составляет около 22% от общей территории республики.
Особо охраняемые территории представлены двумя заповедниками (Алтайский и Катунский), пятью заказниками (Чергинский, Сумультинский, Кош-Агачский, Турачакский, Шавлинский), Зоной покоя «Укок» и Природным парком «Белуха».
Отнесены к особо охраняемым территориям и природным объектам 126 памятников природы, из них 44 имеют республиканское значение.
Все особо охраняемые территории и природные объекты находятся в ведении и под контролем Государственного комитета природы Республики Алтай.
Почти всю восточную часть Республики Алтай занимает один из крупнейших заповедников России – Алтайский.
Растительный покров Горного Алтая имеет очень мощный ресурсный потенциал, требующий соответствующей охраны от чрезмерной эксплуатации. Правительством Республики Алтай принято постановление о лицензировании заготовки наиболее ценных лекарственных растений. Издана Красная книга Республики Алтай, где обозначены виды растений, требующие охраны. По мере снижения поголовья общественного стада восстанавливается естественное разнотравье альпийских лугов.
Неоценимую роль в восстановлении и сохранении природных комплексов выполняют особо охраняемые природные территории. Проект «Алтай – золотые горы» по включению ряда природных объектов (Телецкое озеро, гора Белуха) Республики Алтай принят в список всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО.
Вся экологическая политика Республики Алтай направлена на сохранение природы Горного Алтая с его уникальным ландшафтным разнообразием и природными объектами общемирового значения.
Одним из важнейших направлений в обеспечении экологической безопасности территории является разработка и принятие соответствующих законодательных актов. С 1992 года подготовлены Госкомэкологией и приняты Госсобранием – Эл Курултай и Правительством Республики Алтай следующие законодательные и нормативные документы:
Закон РА «О животном мире»;
Закон РА «О недрах и недропользовании»;
Закон РА «Об особо охраняемых природных территориях и объектах РА»;
Закон РА «О туризме»;
Указ Президиума Госсобрания – Эл Курултай «Об административной ответственности за нарушение режима водоохранных зон и прибрежных полос».
Ценность рекреационных ресурсов Республики Алтай определяется, в первую очередь, природно-климатическими условиями данной территории. Большое количество солнечных дней в году, низкая концентрация пылевидных составляющих в атмосфере долин, наличие широкого спектра горно-климатических зон определяет территорию республики как один из потенциальных рекреационных центров Российской Федерации. Лесостепные и лесные низкогороья и среднегорья Северного, Северо-Восточного и Северо-Западного Алтая имеют возможности организации массового отдыха и туризма, при условии создания соответствующей инфраструктуры. Наличие радоновых вод и грязевых источников в сочетании с мягким климатом, определяют развитие санаторно-курортного лечения.
Высокую рекреационную ценность представляет территория Центрального и Юго-Восточного Алтая, где возможна сезонная организация водного сплава, туристских походов и альпинистских восхождений. Реки Горного Алтая представляют по своим техническим характеристикам значительный интерес для спортсменов и туристов-водников.
В тоже время, протекая через живописные места, реки позволяют увидеть изменения климатических зон. А рыба, обитающая в их бурной воде, делает незабываемым любое водное путешествие. На реках часто встречаются водопады, которые привлекают отдыхающих и туристов своей красотой. В тоже время, из-за низкой температуры воды, реки считаются неблагоприятными для купания. Лишь воды отдельных озер (Ая, Манжерок, Куреево) и небольших рек (Иша, Лебедь) прогреваются до температур, благоприятных для массового купания. Продолжительность купального сезона на них составляет около двух месяцев. Значительную часть года реки покрыты льдом, толщина которого колеблется в пределах от 0,5 до 3 метров.
Для развития горнолыжного спорта важное значение имеет период залегания и высота устойчивого снежного покрова. Стабильный снежный покров на высотах более 2000 м устанавливается уже в сентябре. Продолжительность залегания снега, в зависимости от высоты и ориентации склона, колеблется от 100 до 300 дней в году.
Большой спортивный интерес туристов и альпинистов вызывают ледники. По количеству ледников (1330) и площади оледенения Алтай занимает третье место среди горных стран мира. Близ массива г. Белуха (4506 м) сосредоточено 169 ледников.
Количество и качество рекреационных ресурсов, расположенных на территории Горного Алтая, позволяет осуществлять дальнейшее развитие туризма в регионе.
Туристская инфраструктура
Республика Алтай располагает значительными природными ресурсами, наличием уникальных исторических и археологических памятников для организации отдыха, туризма и занятий спортом.
В республике имеется 11 детско-юношеских спортивных школ, два детско-юношеских клуба физической подготовки, две детско-юношеские школы олимпийского резерва, учебно-тренировочная база горнолыжников «Семинский перевал» и др.
На территории республики действуют два специализированных санатория круглогодичного пребывания, 6 туристических баз круглогодичного действия («Катунь», «Золотое Озеро» и др.), около 20 туристических баз, баз отдыха и пансионатов с сезонным пребыванием, 30 оздоровительных лагерей для школьников и др.
У подножия горы Белуха в Усть-Коксинском районе расположена база поисково-спасательного отряда «Ак-Кем», где работают спасатели высокого класса, которые обеспечивают безопасность туристских маршрутов.
Всего на территории Республики Алтай зарегистрировано 110 хозяйствующих субъектов, основная деятельность которых – организация туризма и отдыха. Кроме того, существуют около трехсот предприятий и предпринимателей, оказывающих среди прочих видов деятельности и туристические услуги.