Рекреация как социокультурный феномен современности
Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) – самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует:
Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja – отдых, с латыни recreation – восстановление) – это:
1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);
2) помещение для отдыха в учебных заведения;
3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания – географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.
Рекреационная география –
1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени;
2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы.
Рекреалогия –
1) междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах экологии человека;
2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека.
В нашей стране своими исследованиями в этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Среди отдельных наиболее выдающихся специалистов отметим деятельность И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, В. С. Преображенского, Т. В. и Д. В. Николаенко, Ю. А. Веденина, Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебова, В. Б. Нефедовой, Г. П. Долженко, В. М. Кривошеева, В. В. Храбовченко, Ю. Д. Дмитревского, А. В. Даринского, А. А. Романова, А. Ю. Александровой, Н. С. Фальковича, Е. В. Колотовой, Ю. С. Путрика, Т. А. Ирисовой, П. В. Большаника, А. М. Сазыкина, Е. А. Окладниковой, А. В. Дроздова, И. И. Пирожника и мн. других.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В рамках данного параграфа мы попытаемся провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью и выяснить, что же такое рекреация. Для этого нам необходимо проанализировать и сопоставить все основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как уникальный социокультурный и экономический феномен.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга.
Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот».
В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) – опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.
Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков.
Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В. А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.
Рекреация – это:
► расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
► любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;
► наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
► перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
► цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.
Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же – это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.
Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:
· «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;
· «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий;
· «след» – определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания.