Рекреация как социокультурный феномен современности

Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) – самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует:

Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja – отдых, с латыни recreation – восстановление) – это:

1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);

2) помещение для отдыха в учебных заведения;

3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания – географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты.  В связи с этим, следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.

Рекреационная география –

1) наука,  изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени;

2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы.

Рекреалогия –

1) междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на парадигмах экологии человека;

2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека.

В нашей стране своими исследованиями в  этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Среди отдельных наиболее выдающихся специалистов отметим деятельность И. В. Зорина, В. А. Квартальнова, В. С. Преображенского, Т. В. и  Д. В. Николаенко, Ю. А. Веденина,  Н. С.  Мироненко,  И. Т. Твердохлебова,  В. Б.  Нефедовой,  Г. П.  Долженко, В. М. Кривошеева, В. В. Храбовченко, Ю. Д. Дмитревского, А. В. Даринского, А. А. Романова, А. Ю. Александровой,  Н. С. Фальковича,  Е. В. Колотовой, Ю. С. Путрика, Т. А. Ирисовой, П. В. Большаника, А. М. Сазыкина, Е. А. Окладниковой, А. В. Дроздова, И. И. Пирожника и мн. других.

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В рамках данного параграфа  мы попытаемся провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью и выяснить, что же такое рекреация. Для этого нам необходимо проанализировать и сопоставить все основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как  уникальный социокультурный и экономический феномен.

Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование)  понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. 

Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот».

В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.  Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) – опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.

Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков.

Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном в советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В. А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данному понятию.

Рекреация – это:

  расширенное воспроизводство  физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

  любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления  физических и умственных сил;

  наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

  перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

  цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями. 

Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же – это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:

·    «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;

·    «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий;

·    «след» – определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания.