Религиозно-исторический центр Испании -Эскориал
Мадрид – столица ИспанииПо преданиям город основал Мохаммед I (852-886 гг.), эмир Кордовы, как арабскую крепость на холме над рекой Мансанарес, для защиты Толедо от набегов леонцев и кастильцев. После взятия Толедо Альфонсом VI в 1085 году Мадрид окончательно попадает под влияние христиан. Его крепость Алькасар становится временным местом пребывания королей Кастилии. В мае 1561 года Филипп II провозглашает Мадрид столицей государства. Это привело к резкому увеличению населения города и, как следствие, к нехватке жилья.[3]
Столица Испании расположена в самом сердце Пиренейского полуострова на высоте 646 метров над уровнем моря. Население Мадрида – более трех миллионов человек. Город является торговым и административным центром Испании, лидером в банковской и промышленной сфере. В Мадриде расположена главная резиденция испанских королей. Активная художественная и культурная деятельность города, а также оживленная ночная жизнь привлекает туристов из разных стран.
Центром Мадрида считается площадь Пуэрта-дель-Соль (Ворота Солнца), окруженная зданиями 18-го века. Здесь расположен центральный узел метро, и автобусных маршрутов.
Есть множество мест в Мадриде, которые можно посетить: многочисленные музеи, самый известный из которых – музей Прадо, выставочные залы, галереи и антикварные магазины – для тех, кто интересуется культурным наследием Испании. Музей Прадо – музей, где можно увидеть творения Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Зурбарана, Риберы, Тициана, Рафаэля, Ботичели, Фра Анжелико, Рубенса, Босха, Ван дер Вейден, Пуссена, Лорены, Ватто, Рембранта, Дюрера, Менгса и др. Постоянную коллекцию современного испанского искусства предлагает Национальный музей – центр искусств имени королевы Софии. Королевский дворец – здесь можно увидеть мебель, отделку, ковры, скульптуры, расположенные в постройках и залах, служивших апартаментами для королей Испании, начиная с середины 18-го века.
Для любителей флоры и фауны – уникальный Биологический парк Мадрида, Западный парк и аллея роз, Загородная Усадьба с зоопарком, бассейном и теннисными кортами, Ботанический сад и парк Ретиро, построенный в 17-м веке.[4]
В пятидесяти километрах от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Святого Лаврентия — Сан Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал, крупнейший и самый известный религиозно-исторический центр Испании. Он был сооружен по приказу испанского короля Филиппа II, пожелавшего совместить в нем трудно совместимые вещи.[5]
ЭскориалЗа мостом через реку Гвадарраму начинается подъем — гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. По пути встречаются небольшие с красными черепичными крышами селения. Склоны невысоких гор покрывают прекрасные дубовые рощи.
Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.
Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы — словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом — все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы художественной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.[6]
XVI столетие в истории Испании — эпоха наивысшего расцвета огромной колониальной империи — было вместе с тем и веком великого разочарования. Долгие годы деспотии Филиппа II внесли в испанское общество ощущение трагического разлада. Между тем держава Габсбургов достигла, казалось бы, зенита своего могущества. Победа над турками в битве 1571 г. при Лепанто усилила престиж испанского флота в глазах Европы. Испанская армия, которая не столь давно под командованием герцога Альбы обагрила кровью земли мятежных Нидерландов, внушала страх. В портах Нового Света трюмы тяжелых галеонов загружались слитками золота и серебра. Иностранцы отдавали должное строгой выдержке испанских дипломатов и их умению хранить государственные тайны. Испанский этикет, язык, мода распространились к концу столетия при европейских дворах. Национальная гордость еще продолжала питаться прославлением героической истории страны.
И все же царствование Филиппа II обычно характеризуют как «начало конца» испанского могущества. Упадок, подобно болезни, подтачивал силы империи. Огромный удар империи Габсбургов нанесло отпадение в 1581 г. Северных Нидерландов, неудачей закончилась попытка сокрушить Англию. Апофеозом устаревшей и непригодной военной стратегии Испании стала история снаряжения и гибели Непобедимой армады, отправленной в 1588 г. к берегам Англии.
Сам всевластный монарх сочетал в своей натуре редкое трудолюбие и маниакальное упорство с доходившей до абсурда мелочностью и тягостной нерешительностью. Филипп II был одной из самых зловещих фигур в испанской истории. Он настойчиво проводил в жизнь идею абсолютной монархии, не останавливаясь для ее осуществления даже перед преступлениями. Именно при нем — во второй половине XVI в. —террор был возведен в ранг государственной политики. Шпиономания и ложные доносы стали неотъемлемой составной частью повседневной жизни страны. По приказу короля в тюрьму был брошен даже его сын Карл, который там и погиб.
Филипп II окончательно закрепил за Мадридом положение столицы государства. Но втайне он всю жизнь опасался этого города, считая его гнездом заговорщиков, и предпочитал уединение в Эскориале, проводя долгие часы в своей мрачной келье. В тиши эскориальских покоев Филипп II вершил судьбы католического мира; из-под его пера бесчисленным потоком шли различные приказы, предписания, инструкции и меморандумы.
Движение времени как бы замирало при испанском дворе. Никогда тиски монархии не были более жесткими, как теперь, в эпоху безграничной деспотической власти короля и внешнего могущества огромной колониальной державы. И образ Эскориала вместил в себя содержание целой исторической эпохи.
Строительство ЭскориалаСоздание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника св. Лаврентия (Сан Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя Св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу, поскольку он был родом из Арагона.
Будущее сооружение должно было вместить монастырь, личную резиденцию короля и, во исполнение завещания покойного отца, Карла V — усыпальницу испанских монархов.
Архитектурная композиция и символика дворца-монастыря были вызваны к жизни легендой о страданиях святого мученика Лаврентия: прямоугольный в плане, разбитый внутри на мелкие квадраты, Эскориал напоминает решетку, на которой святой Лаврентий принял смерть. В декоре дворца также преобладает мотив решетки.[7]
Местоположение
Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки
Мансанарес специальной комиссией.
Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший
возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям». Селение
Эль-Эскориал, расположенное близ опустевших железных рудников, привлекло
удачным природным ансамблем — расположением на южных склонах Сьерры, обилием
горных источников и наличием великолепного строительного материала —
светло-серого гранита
Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под непрестанным личным наблюдением Филиппа II. Ни один чертеж не проходил без утверждения короля. Все, что касалось Эскориала, решалось им исключительно оперативно.
Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутистеде Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.
Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы ПеллегриноТибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Пикколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и другие. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование последнего Габсбурга Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан Лоренсо, также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Эти огромные монументальные фрески с облаками, летящими фигурами и другими апофеозами земной и небесной власти принесли Луке Джордано большую известность в Европе.
В Эскориале прежде всего поражают прекрасно сохранившиеся фрески, которыми расписаны стены. Некоторые из них восходят ко времени правления Филиппа II. Подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, — произведения итальянских мастеров. Все здесь напоминает о том, что монархам, собравшим эти сокровища, были подвластны многие страны Европы и они широко использовали таланты их мастеров, подобно императорам Восточной Римской империи, которые вывозили из Греции и Малой Азии произведения искусства для украшения византийской столицы.
Не меньшее впечатление в Эскориале производит неожиданный контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, принадлежавшую некогда властителю мира, через маленькую дверь едва проникает слабый луч света. В его душе властителя, охваченной религиозным фанатизмом, видимо, не было места для забот ни о собственном благе, ни о благополучии своих многочисленных подданных.
Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавия сочинений, которые читает король.
Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, в течение шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор успел в последний раз запечатлеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался... С этого времени Эскориал стал местом захоронения королей Испании.
Наследники Филиппа II продолжали украшать Эскориал произведениями искусства, пополнять коллекции полотнами знаменитых европейских мастеров. Королевский двор иногда посещал Эскориал. Но никто из испанских монархов не жил в нем подолгу, они предпочитали более уютные загородные резиденции, которые отвечали вкусам нового времени.