Реструктуризация угольной промышленности
Понятие «реструктуризация»
Процесс реконструкции одной из базовых отраслей промышленности России достаточно сложный и противоречивый. Поэтому не имеет однозначного определения.
По мере того, как шло углубление процесса реформирования отрасли, шла трансформация самого понятия «реструктуризация».
Первоначально этот термин был сформулирован ведущими специалистами компании «Росуголь». По их мнению, термин «реструктуризация» в общем, идентичен известному понятию «перестройка». Если раскрыть этот термин более конкретно, то реструктуризация угольной промышленности - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на преобразования производственной и организационной структуры угольной отрасли в целях повышения ее эффективности, с одновременной адаптацией к рыночным отношениям при переходе к ним российской экономики в целом.
Реструктуризация - это, прежде всего комплекс мер, направленных на поддержание и развитие стабильно работающих угледобывающих предприятий, замена и модернизация оборудования на старых шахтах, имеющих еще достаточное количество запасов, а также строительство и ввод в эксплуатацию новых шахт и разрезов, освоение перспективных угольных месторождений.
С. А. Прокопенко и Б. В. Красильников считают, что реструктуризация -это процесс раскрытия потенциала отрасли за счет оптимизации структуры различного вида имеющихся ресурсов: производственных, сырьевых, товарных и т.д. На мой взгляд, более убедительным является последнее определение. Однако оно абсолютно не затрагивает социальную сферу [1].
Следует отметить, что уже на начальном этапе коренных изменений в угольной отрасли стали появляться негативные оценки данного процесса.
Такой же позиции придерживается и губернатор Кемеровской области А. Тулеев: «Под хитрым названием «реструктуризация угольной промышленности» у нас начинает твориться что-то неслыханное, абсурдное, не укладывающееся в рамки здравого смысла. Угольная промышленность страны фактически разрушается, разрушается до основания».
На втором этапе реформирования, когда реструктуризация угольной отрасли вышла на новый качественный уровень, стали появляться точки зрения, не только критикующие данный процесс, но и стремящиеся подойти к определению данного термина как к совершенно естественному комплексу мероприятий в угольной отрасли.
Координатор информационно-аналитического центра реструктуризации угольной промышленности Кузбасса Евгений Лямин не понимает, например, почему возник ажиотаж вокруг аргументации данного термина. Он говорит о том, что реструктуризация - это просто изменение структуры. То есть этот процесс был разработан специально с целью сокращения бюджетного дотирования и приведения угольной промышленности к рынку.
Кузбасский социолог П. Бизюков согласен с Е. Ляминым и считает, что сам термин «реструктуризация» предполагает изменение структуры: закрываются неэффективные предприятия, остаются эффективные. По его мнению, реальной реструктуризацией можно было бы назвать передачу предприятий из-под государственного контроля в руки новых, частных собственников.
Оценка П. Бизюкова противоречива. Во-первых, закрывались и убыточные и эффективные предприятия. Во-вторых, автор при определении термина «реструктуризация» то исходит из уровня эффективности угольных предприятий, то из перераспределения форм собственности в отрасли.
Свою точку зрения на термин «реструктуризация» высказали отдельные средства массовой информации. Они не были согласны с тем, что реструктуризация - это комплекс мероприятий, направленных на преобразования производственной и организационной структуры угольной отрасли в целях повышения ее эффективности. В 2000 г. газета «Кузнецкий край» написала, например, в одном из своих номеров, что основная задача, которую ставило перед собой государство, намечая проводить процесс реструктуризации, - превратить угольную отрасль в бизнес, полностью, «по-взрослому». Потому что не хотелось казне тянуть лямку непродуктивных расходов, когда более 2/3 в общем объеме финансирования составляли государственные дотации. Журнал «Российская Федерация сегодня» в 2002 году высказал подобную точку зрения более жестко: «Под замысловатым словом «реструктуризация» скрывалось самое обыкновенное желание наших младореформаторов оторвать угольную отрасль от бюджетного финансирования путем закрытия убыточных шахт».
По моему мнению, реструктуризация - это комплекс мер, направленных на коренное изменение всей системы управления угольной промышленностью и стремление максимально сократить бюджетные вложения в отрасль. На практике это выразилось в резком сокращении угольных предприятий и, как следствие, привело к достаточно серьезным социальным последствиям. Причем в разряд неэффективных довольно часто попадали угольные предприятия, обладающие ценнейшими коксующимися марками угля. Кроме этого, непродуманность ряда решений на начальном этапе реформирования чуть было не привела к гибели одной из базовых отраслей страны. И только принятие срочных мер позволили отрасли выйти из создавшегося положения и вновь занять одно из лидирующих положений в топливно-энергетическом комплексе страны [2].
Этапы реструктуризации
Историографию данной проблемы можно разделить на три периода:
первый - середина 80-х - начало 90-х гг., когда после неудавшейся попытки улучшения функционирования управления угольной промышленностью, нарастание кризисных явлений стало необратимым;
второй - 90-е гг., связанный с изучением состояния ведущей отрасли региона непосредственно на этапе проведения реформирования отрасли;
третий - начало XXI в., когда с окончанием проведения основных мероприятий по реструктуризации стали появляться обобщающие работы. Надо отметить, что проблемы реформирования угольной промышленности всегда были в центре внимания не только специалистов-угольщиков, но также волновали экономистов и историков.
Первый период характеризуется тем, что, начиная с 1985 г. в стране стала реализовываться политика «перестройки». В этой связи были предприняты шаги по увеличению доли самостоятельности в управлении предприятиями, а также внедрению новых форм организации хозяйства и условий труда.
Большой интерес для исследования хозяйственного механизма и форм организации труда на угольных предприятиях Кузбасса представляют работы специалистов-угольщиков. Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов ими рассматриваются вопросы введения хозрасчета, совершенствования технологии производства на примерах конкретных предприятий. Показаны специфика и трудности внедрения новых принципов хозяйственной деятельности, отражены успехи в работе передовых коллективов угольщиков.
В этот период получили свое освещение вопросы истории шахтерских кадров. Однако они нашли отражение преимущественно в изданиях популяризаторского характера.
В научно-популярных изданиях, посвященных горнякам, отмечены в основном примеры работы передовых коллективов, их творческая и общественно-политическая деятельность. Авторы этих публикаций не ставили перед собой цели показать количественные и качественные изменения шахтерских кадров Кузбасса, условия труда и особенно быта шахтеров. В них преобладает позитивная оценка и очень скупо говорится о негативных явлениях.
В конце первого периода на волне всеобщей шахтерской забастовки, прошедшей в Кузбассе в июле 1989 г., появились работы, посвященные рабочему движению. Это не исторические исследования, а преимущественно свидетельства очевидцев. Исследования появятся позднее.
Второй период (90-е гг. XX в.) представлен наибольшим числом работ как публицистического, так и научного характера. Это объясняется во многом тем, что начавшийся процесс реформирования одной из ведущих отраслей промышленности страны затронул не только угольную отрасль, но и, как следствие, большое количество связанных с ней отраслей.
В историографии данного периода можно выделить ряд наиболее важных проблем:
1) предпосылки реструктуризации угольной промышленности;
2) разработки программ реформирования отрасли и роль Всемирного банка в этом процессе;
3) опыт ведущих мировых держав;
4) вопросы структурной перестройки экономики региона в связи с переходом на новые условия работы;
5) основные неудачи первого периода реструктуризации;
6) пути решения социальных проблем, связанных с закрытием угольных предприятий.
Анализ причин, повлиявших на проведение реструктуризации одной из базовых отраслей промышленности, нашло освещение в работах специалистов-угольщиков. Здесь, прежде всего, следует выделить коллективную работу под редакцией Ю. Н. Малышева, где впервые излагаются теоретические предпосылки реструктуризации угольной отрасли исходя из ее состояния и общей экономической ситуации в стране. Несмотря на богатый материал, собранный в книге, в ней оказался практически не освещенным вопрос проведения реструктуризации угольной промышленности на местах - в угледобывающих городах. Кроме того, в ней не отражены проявившиеся достаточно быстро негативные моменты, связанные с началом проведения реформ.
Изучение проблем разработки программ реформирования угольной промышленности и роли Всемирного банка в этом процессе нашло свое отражение в публикациях кузбасских специалистов угольной отрасли. Авторами представлены пути и конкретные мероприятия по реструктуризации отрасли, ее диверсификации и техническому перевооружению горных работ. Кроме этого, рассматриваются сложившиеся производственные отношения, динамика процесса разгосударствления угольных предприятий и предлагаются перспективные формы объединения ресурсов отрасли.
Роль Всемирного банка реконструкции и развития достаточно определенно была сформулирована заместителем председателя Российского профсоюза работников угольной промышленности Г. Михайлецом. Он считает, что подход к российской угольной промышленности со стороны Всемирного банка был продиктован экономическими, а может быть, и долгосрочными геополитическими интересами США. Профсоюзный лидер однозначно заявил, что реструктуризация угольной промышленности, проводимая под диктовку Запада, осуществлялась, на начальном этапе реформирования, революционным путем, без четкой программы, без научного обоснования, без учета мнения самих шахтеров, попавших в бедственное положение.
Процесс реформирования угольной отрасли в зарубежных странах, наращивающих или сокращающих добычу угля, рассматривается в работах экономистов. Здесь достаточно подробно освещаются проблемы проведения реструктуризации в условиях конкретной страны и дается анализ того, что из накопленного мирового опыта реструктуризации угольной отрасли могла бы использовать Россия с учетом реальной ситуации в отдельных угольных бассейнах. Справедливо указывается на то, что без предварительного обобщения тенденции стратегии перестройки угольной промышленности Европейского и Мирового сообществ нельзя объективно оценить существующие подходы акционирования, приватизации и реструктуризации угольной отрасли России.
Наиболее показательно причины неудач первого периода реформирования угольной промышленности Кузбасса отразил в своих работах А. Г. Тулеев. Он считает, что проводимые в отрасли мероприятия на первом этапе реформирования явились не шагом вперед, а целенаправленным уничтожением угольной промышленности России как одной из основополагающих отраслей в экономической безопасности страны. В своих опубликованных работах и публичных выступлениях А. Г. Тулеев убедительно доказал, что сокращение общего объема добычи угля, в том числе добычи ценнейших коксующихся марок в Кузбассе влечет за собой угрозу не только ее энергетической, но и национальной безопасности [3].
Исследование процессов реструктуризации угольной отрасли не исчерпывается только экономическими сюжетами. Говоря о реструктуризации угольной промышленности, нельзя забывать и о других проблемах, сопутствующих решению данной задачи:
во-первых, это социальные проблемы: трудоустройство высвободившихся шахтеров; поддержка социальных программ, направленных на обеспечение жизнедеятельности малых городов в угледобывающих областях, так как эти города возникли вокруг угольных предприятий. Шахты и разрезы развивали и поддерживали их социальную инфраструктуру, обеспечивали рабочие места в непроизводственной сфере;
во-вторых, это проблемы экологические: ликвидация угольных предприятий для многих угледобывающих районов - настоящая катастрофа, сопряженная не только с угрозой для окружающей среды, но порой грозящая непредсказуемыми последствиями для жизни проживающего в районе населения.
Третий период историографии связан с окончанием основных мероприятий по коренному реформированию угольной отрасли, когда в свет начинают выходить обобщенные публикации и работы отдельных авторов по проблемам развития угольной промышленности России и Кузнецкого угольного бассейна в конце XX - начале XXI вв.