Роль и проблемы г. Москва

Роль столицы

Столицы играют важную роль в жизни стран, выполняя как политические (государственное управление), так и экономические, социальные, культурные, научные, военно-стратегические функции. В столице могут сочетаться функции столичные (политические) и нестоличные (экономические, культурные, административные и др.).

Главным отличием политической столицы от любого крупного экономического и/или культурного центра является выполнение столичных функций — управление территорией государства и его населением. В столицах, как правило, размещаются институты трех главных ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Таким образом, столица является главным центром государственного управления страной [3].

Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области (в состав которой не входит). Это крупнейший по численности населения город России и Европы (население на 1 июля 2009 года — 10,527 млн. человек) [6], центр Московской городской агломерации. Также является одним из крупнейших городов мира, занимая седьмое место в этом списке. Москва относится к глобальным городам, оказывая большое влияние на мир. Этому способствует высокий экономический потенциал города, его население.

Москва — важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают 6 аэропортов. В Москве 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен. Москва — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, большая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

В Москве, как в городе, наделённом Конституцией РФ столичными функциями, находятся законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны, за исключением Конституционного Суда РФ, который в 2008 года был перенесен в Санкт-Петербург. Опыт деконцентрации столичных функций существует во многих странах, прежде всего, с федеративной формой государственного устройства. Достаточно сильно столичные функции децентрализованы в той же Германии, где функции по финансовому управлению всегда располагались во Франкфурте-на-Майне, управление по труду – в Нюрнберге, конституционный суд – в Карлсруэ.

Москва как столица является местом нахождения представительств республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, а также дипломатических представительств иностранных государств. Московский Кремль является официальной резиденцией президента Российской Федерации. Она располагается в здании Сената. Москва является не только «столицей» в прямом смысле этого понятия, но и крупнейшим в России городом федерального значения, центром мирового мегаполиса с многомиллионным населением, многоотраслевым и многоукладным экономическим хозяйством.

Осуществление Москвой столичных функций возможно только при обеспечении городом целого ряда условий общегородского (а иногда и регионального) масштаба [2]:

— устойчивость общегородского развития, экологическая безопасность, охрана окружающей природной среды, учет требований гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций;

— сохранение природного, ландшафтного, исторического своеобразия Москвы и ее пригородов;

— развитие центральной исторической части Москвы как национального общественно-культурного центра, символа российской государственности, а также системы городских общественных центров и зон, международных, культурных, рекреационных и спортивных комплексов как инфраструктуры национального и международного туризма;

— комплексное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города, обеспечивающих устойчивое функционирование всех систем обслуживания москвичей и гостей столицы, и ряд других требований.

Проблемы столицы

В наше время столица переживает капитальное архитектурное преобразование. Город перестраивается — строятся многоэтажные офисные здания, современная транспортная инфраструктура, элитное жилье, которое может быть не востребовано в период наступившего финансового кризиса. Появляются программы по строительству доступного широким кругам населения жилья.

СМИ зачастую употребляют словосочетание «строительный бум», описывая происходящие процессы в городе в конце 1990-х годов — начале XXI века. При этом они замечают, что из-за крайне высокой стоимости земли в центральной части города, этот бум негативно влияет на сохранность исторического облика города. Чтобы сэкономить деньги инвесторы зачастую объявляют здания ветхими и сносят их, строя на их месте взамен современные многоэтажные здания.

В те же годы сложилось явление под названием «точечная застройка», когда посреди сложившихся кварталов, например, на месте детской площадки, вырастал новый высотный жилой дом. Подобная практика вызывала протесты со стороны москвичей. В 2008 году «точечная застройка» была запрещена, однако по сообщениям ряда СМИ застройщики успешно находят способы для преодоления подобных запретов [1].

В числе других негативных последствий строительного бума СМИ называют приток в столицу большого количества мужчин из российских регионов и южных стран СНГ. Аналитики предсказывают, что безработные, лишившись работы на стройках из-за экономического кризиса, ухудшат статистику уличной преступности и уже вызывают рост социальной напряженности, отмечается и рост числа бездомных собак, которых прикармливают на стройплощадках охранники и строители.

Самой важной проблемой Москвы столичные жители считают дорожно-транспортную ситуацию и наличие пробок. Между тем согласно статистике Минтранса в рабочие дни на дорогах столицы насчитывается 650 пробок. Почти 60% транспортной сети в Московском транспортном узле работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность. В связи с этим специалисты подчеркивают, что если столичные власти допустят увеличение автопотока в этих районах, что уже в скором времени транспортное движение в городе попросту остановится. Москва - это главный транспортный узел всей страны, и решение транспортных проблем в столице должно проходить на государственном уровне, считает мэр столицы Юрий Лужков [1]. Он отметил, что в концепции должны быть отражены такие вопросы, как строительство новых линий метро, дублеров крупных городских магистралей, в том числе и над железной дорогой, увеличение гаражного строительства, разгрузка таких крупных транспортных узлов, как Кунцево, Рижский и Павелецкий вокзалы.

Но пробки на дорогах - проблема всех больших городов. Не исключение и Лондон. Из-за пробок и заторов средняя скорость на его улицах - чуть выше 16 км/ч. В феврале 2003 года для решения этой проблемы ввели специальный транспортный налог: 8 фунтов (примерно 16 долларов) за въезд в центральные районы города. Но как признало транспортное управление Лондона, введение этого налога не решило проблемы "пробок" в британской столице. В столице Японии Токио способы борьбы с пробками оказались более эффективными. Этот город имеет большее преимущество по сравнению с другими столицами, так как у него нет исторического центра, ведь он давно уничтожен частыми землетрясениями. Самое первое, что стали делать власти для борьбы с заторами, это строить подземные и многоуровневые наземные магистрали и развязки. Местами количество уровней достигает пяти. Почти любую пробку можно объехать - в Токио 12 кольцевых дорог, из них 8 бесплатных.

Еще одной проблемой москвичи считают низкий уровень жизни. Хотя Москва и занимает 25-е место среди самых богатых городов мира (по некоторым зарубежным оценкам), но это достигается за счет неравенства доходов, многократно превосходящего показатели неравенства не только в Европе, но и в США [4]. В Москве доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 39 раз, значительно превосходят неравенство по России в целом и являются более высоким, чем во всех остальных городах и регионах страны (таблица 1).

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1; чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2005 г. [4]

Регион

Удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов

(в %)

Коэффициент фондов, разы

Коэффициент Джини

первая (с наименьшими доходами)

вторая

третья

четвертая

пятая (с наибольшими доходами)

Российская Федерация

5,5

10,2

115,2

22,7

46,4

14,8

0,405

Москва

2,9

5,6

10,2

20,6

60,7

38,6

0,567

Проблема поляризации качества жизни заключается не только в абсолютной бедности, масштабы которой, хотя и оцениваются по заведомо заниженной величине прожиточного минимума, слишком велики для столичного мегаполиса. Доля населения Москвы со среднедушевым доходом ниже московского прожиточного минимума близка к доле бедных в общей численности населения России в целом, тогда как московский среднедушевой доход в 3 раза превосходит среднедушевой доход всего населения России (таблица 2,3).

Таблица 2. Распределение численности населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2005 г. (в % от общей численности населения региона) [4]

Величина среднедушевого денежного дохода, руб/мес

Российская Федерация

Москва

До 1000

0,8

0,1

1000-1500

2,4

0,5

1500-2000

3,9

1,1

2000-3000

10,6

4,3

3000-4000

11,7

6,1

4000-5000

11,0

6,5

5000-7000

17,8

11,8

Свыше 7000

41,8

69,6

Таблица 3. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения субъекта) [4]

Регион

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

Российская Федерация

29,0

27,5

24,6

20,3

17,6

-

Москва

23,6

21,8

20,7

18,6

14,6

13,2

В Москве велика относительная бедность, обусловленная высокой концентрацией доходов и расходов богатых. По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 51% жителей Москвы имеют среднедушевой доход ниже 60% среднедушевого дохода по Москве. Это означает, что значительная часть населения, которое по образовательным и социально-профессиональным признакам должно было бы относиться к среднему классу, пребывает в Москве в условиях относительной бедности по доходам. А имущественное неравенство и неравенство социальных и экономических возможностей в Москве значительно превосходят регистрируемое неравенство доходов.

Существует и экологические проблемы, свойственные всем большим городам. По данным Министерства природных ресурсов, самая большая экологическая проблема столицы – это загрязнение воздуха. По данным Минприроды, московский воздух в основном загрязняется выхлопами транспорта. При этом попытки решить проблему административными мерами успехом не увенчались. Московские водоемы загрязнены в меньшей степени, чем воздух, но и тут ситуация близка к критической. Основной причиной загрязнения Москвы-реки и других столичных водоемов являются даже не сбросы предприятий, а естественное стекание грязи с улиц после дождей и в результате таяния снега. Грязные воды, которые стекают со всего города и попадают в московские водоемы, практически не проходят очистки[5].

В среднем в мире горожанин тратит на себя 400 литров воды в день, а в некоторых районах Москвы этот расход достигает 700 литров в день. Свыше 90 % этой воды, но уже загрязненной, поступает в канализацию. Подготовка избыточного количества воды питьевого качества и очистка избытков сточной воды приводит к значительным энергозатратам и огромному объему донных осадков.

Москва по сравнению с другими крупными городами мира имеет ряд объективных факторов, осложняющих экологические проблемы. Способность экосистемы Московского мегаполиса к самовосстановлению существенно ниже, чем в более теплых городах. Московские зеленые насаждения, микробиологические системы в водоемах и почве в "полную мощность" работают не более 5-6 месяцев в году.

Централизованные системы тепло- и водоснабжения, имея некоторые преимущества, в то же время стимулируют повышение плотности застройки, а, следовательно, и удельной техногенной нагрузки на единицу территории. Москва имеет самую высокую плотность населения из крупнейших столиц мира. В среднем на одном квадратном километре в Москве проживает около 8,4 тысяч человек, тогда как в центральной части Нью-Йорка – 8,1; в Токио – 5,4; Берлине – 3,5; Лондоне – 3,9 тысяч человек.

Решение экологических проблем в г. Москве требует серьезных социально-экономических и градостроительных исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных программ и планов, в которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий, строительства экологически безопасных предприятий и объектов экологической инфраструктуры.