Роль и проблемы г. Москва
Роль столицыСтолицы играют важную роль в жизни стран, выполняя как политические (государственное управление), так и экономические, социальные, культурные, научные, военно-стратегические функции. В столице могут сочетаться функции столичные (политические) и нестоличные (экономические, культурные, административные и др.).
Главным отличием политической столицы от любого крупного экономического и/или культурного центра является выполнение столичных функций — управление территорией государства и его населением. В столицах, как правило, размещаются институты трех главных ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Таким образом, столица является главным центром государственного управления страной [3].
Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области (в состав которой не входит). Это крупнейший по численности населения город России и Европы (население на 1 июля 2009 года — 10,527 млн. человек) [6], центр Московской городской агломерации. Также является одним из крупнейших городов мира, занимая седьмое место в этом списке. Москва относится к глобальным городам, оказывая большое влияние на мир. Этому способствует высокий экономический потенциал города, его население.
Москва — важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают 6 аэропортов. В Москве 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен. Москва — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России. Кроме того, большая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.
В Москве, как в городе, наделённом Конституцией РФ столичными функциями, находятся законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны, за исключением Конституционного Суда РФ, который в 2008 года был перенесен в Санкт-Петербург. Опыт деконцентрации столичных функций существует во многих странах, прежде всего, с федеративной формой государственного устройства. Достаточно сильно столичные функции децентрализованы в той же Германии, где функции по финансовому управлению всегда располагались во Франкфурте-на-Майне, управление по труду – в Нюрнберге, конституционный суд – в Карлсруэ.
Москва как столица является местом нахождения представительств республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, а также дипломатических представительств иностранных государств. Московский Кремль является официальной резиденцией президента Российской Федерации. Она располагается в здании Сената. Москва является не только «столицей» в прямом смысле этого понятия, но и крупнейшим в России городом федерального значения, центром мирового мегаполиса с многомиллионным населением, многоотраслевым и многоукладным экономическим хозяйством.
Осуществление Москвой столичных функций возможно только при обеспечении городом целого ряда условий общегородского (а иногда и регионального) масштаба [2]:
— устойчивость общегородского развития, экологическая безопасность, охрана окружающей природной среды, учет требований гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
— сохранение природного, ландшафтного, исторического своеобразия Москвы и ее пригородов;
— развитие центральной исторической части Москвы как национального общественно-культурного центра, символа российской государственности, а также системы городских общественных центров и зон, международных, культурных, рекреационных и спортивных комплексов как инфраструктуры национального и международного туризма;
— комплексное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города, обеспечивающих устойчивое функционирование всех систем обслуживания москвичей и гостей столицы, и ряд других требований.
Проблемы столицыВ наше время столица переживает капитальное архитектурное преобразование. Город перестраивается — строятся многоэтажные офисные здания, современная транспортная инфраструктура, элитное жилье, которое может быть не востребовано в период наступившего финансового кризиса. Появляются программы по строительству доступного широким кругам населения жилья.
СМИ зачастую употребляют словосочетание «строительный бум», описывая происходящие процессы в городе в конце 1990-х годов — начале XXI века. При этом они замечают, что из-за крайне высокой стоимости земли в центральной части города, этот бум негативно влияет на сохранность исторического облика города. Чтобы сэкономить деньги инвесторы зачастую объявляют здания ветхими и сносят их, строя на их месте взамен современные многоэтажные здания.
В те же годы сложилось явление под названием «точечная застройка», когда посреди сложившихся кварталов, например, на месте детской площадки, вырастал новый высотный жилой дом. Подобная практика вызывала протесты со стороны москвичей. В 2008 году «точечная застройка» была запрещена, однако по сообщениям ряда СМИ застройщики успешно находят способы для преодоления подобных запретов [1].
В числе других негативных последствий строительного бума СМИ называют приток в столицу большого количества мужчин из российских регионов и южных стран СНГ. Аналитики предсказывают, что безработные, лишившись работы на стройках из-за экономического кризиса, ухудшат статистику уличной преступности и уже вызывают рост социальной напряженности, отмечается и рост числа бездомных собак, которых прикармливают на стройплощадках охранники и строители.
Самой важной проблемой Москвы столичные жители считают дорожно-транспортную ситуацию и наличие пробок. Между тем согласно статистике Минтранса в рабочие дни на дорогах столицы насчитывается 650 пробок. Почти 60% транспортной сети в Московском транспортном узле работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность. В связи с этим специалисты подчеркивают, что если столичные власти допустят увеличение автопотока в этих районах, что уже в скором времени транспортное движение в городе попросту остановится. Москва - это главный транспортный узел всей страны, и решение транспортных проблем в столице должно проходить на государственном уровне, считает мэр столицы Юрий Лужков [1]. Он отметил, что в концепции должны быть отражены такие вопросы, как строительство новых линий метро, дублеров крупных городских магистралей, в том числе и над железной дорогой, увеличение гаражного строительства, разгрузка таких крупных транспортных узлов, как Кунцево, Рижский и Павелецкий вокзалы.
Но пробки на дорогах - проблема всех больших городов. Не исключение и Лондон. Из-за пробок и заторов средняя скорость на его улицах - чуть выше 16 км/ч. В феврале 2003 года для решения этой проблемы ввели специальный транспортный налог: 8 фунтов (примерно 16 долларов) за въезд в центральные районы города. Но как признало транспортное управление Лондона, введение этого налога не решило проблемы "пробок" в британской столице. В столице Японии Токио способы борьбы с пробками оказались более эффективными. Этот город имеет большее преимущество по сравнению с другими столицами, так как у него нет исторического центра, ведь он давно уничтожен частыми землетрясениями. Самое первое, что стали делать власти для борьбы с заторами, это строить подземные и многоуровневые наземные магистрали и развязки. Местами количество уровней достигает пяти. Почти любую пробку можно объехать - в Токио 12 кольцевых дорог, из них 8 бесплатных.
Еще одной проблемой москвичи считают низкий уровень жизни. Хотя Москва и занимает 25-е место среди самых богатых городов мира (по некоторым зарубежным оценкам), но это достигается за счет неравенства доходов, многократно превосходящего показатели неравенства не только в Европе, но и в США [4]. В Москве доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 39 раз, значительно превосходят неравенство по России в целом и являются более высоким, чем во всех остальных городах и регионах страны (таблица 1).
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1; чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2005 г. [4]
Регион |
Удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов (в %) |
Коэффициент фондов, разы |
Коэффициент Джини | ||||
первая (с наименьшими доходами) |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая (с наибольшими доходами) | |||
Российская Федерация |
5,5 |
10,2 |
115,2 |
22,7 |
46,4 |
14,8 |
0,405 |
Москва |
2,9 |
5,6 |
10,2 |
20,6 |
60,7 |
38,6 |
0,567 |
Проблема поляризации качества жизни заключается не только в абсолютной бедности, масштабы которой, хотя и оцениваются по заведомо заниженной величине прожиточного минимума, слишком велики для столичного мегаполиса. Доля населения Москвы со среднедушевым доходом ниже московского прожиточного минимума близка к доле бедных в общей численности населения России в целом, тогда как московский среднедушевой доход в 3 раза превосходит среднедушевой доход всего населения России (таблица 2,3).
Таблица 2. Распределение численности населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2005 г. (в % от общей численности населения региона) [4]
Величина среднедушевого денежного дохода, руб/мес |
Российская Федерация |
Москва |
До 1000 |
0,8 |
0,1 |
1000-1500 |
2,4 |
0,5 |
1500-2000 |
3,9 |
1,1 |
2000-3000 |
10,6 |
4,3 |
3000-4000 |
11,7 |
6,1 |
4000-5000 |
11,0 |
6,5 |
5000-7000 |
17,8 |
11,8 |
Свыше 7000 |
41,8 |
69,6 |
Таблица 3. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения субъекта) [4]
Регион |
2000 г |
2001 г |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
Российская Федерация |
29,0 |
27,5 |
24,6 |
20,3 |
17,6 |
- |
Москва |
23,6 |
21,8 |
20,7 |
18,6 |
14,6 |
13,2 |
В Москве велика относительная бедность, обусловленная высокой концентрацией доходов и расходов богатых. По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, 51% жителей Москвы имеют среднедушевой доход ниже 60% среднедушевого дохода по Москве. Это означает, что значительная часть населения, которое по образовательным и социально-профессиональным признакам должно было бы относиться к среднему классу, пребывает в Москве в условиях относительной бедности по доходам. А имущественное неравенство и неравенство социальных и экономических возможностей в Москве значительно превосходят регистрируемое неравенство доходов.
Существует и экологические проблемы, свойственные всем большим городам. По данным Министерства природных ресурсов, самая большая экологическая проблема столицы – это загрязнение воздуха. По данным Минприроды, московский воздух в основном загрязняется выхлопами транспорта. При этом попытки решить проблему административными мерами успехом не увенчались. Московские водоемы загрязнены в меньшей степени, чем воздух, но и тут ситуация близка к критической. Основной причиной загрязнения Москвы-реки и других столичных водоемов являются даже не сбросы предприятий, а естественное стекание грязи с улиц после дождей и в результате таяния снега. Грязные воды, которые стекают со всего города и попадают в московские водоемы, практически не проходят очистки[5].
В среднем в мире горожанин тратит на себя 400 литров воды в день, а в некоторых районах Москвы этот расход достигает 700 литров в день. Свыше 90 % этой воды, но уже загрязненной, поступает в канализацию. Подготовка избыточного количества воды питьевого качества и очистка избытков сточной воды приводит к значительным энергозатратам и огромному объему донных осадков.
Москва по сравнению с другими крупными городами мира имеет ряд объективных факторов, осложняющих экологические проблемы. Способность экосистемы Московского мегаполиса к самовосстановлению существенно ниже, чем в более теплых городах. Московские зеленые насаждения, микробиологические системы в водоемах и почве в "полную мощность" работают не более 5-6 месяцев в году.
Централизованные системы тепло- и водоснабжения, имея некоторые преимущества, в то же время стимулируют повышение плотности застройки, а, следовательно, и удельной техногенной нагрузки на единицу территории. Москва имеет самую высокую плотность населения из крупнейших столиц мира. В среднем на одном квадратном километре в Москве проживает около 8,4 тысяч человек, тогда как в центральной части Нью-Йорка – 8,1; в Токио – 5,4; Берлине – 3,5; Лондоне – 3,9 тысяч человек.
Решение экологических проблем в г. Москве требует серьезных социально-экономических и градостроительных исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных программ и планов, в которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий, строительства экологически безопасных предприятий и объектов экологической инфраструктуры.