Сельское хозяйство США

        ·  Даже до продовольственного, топливного и финансового кризисов 1,1 млрд человек жили менее чем на 1 долл. США в день и 923 млн человек страдали от недоедания.

        ·  Высокие колеблющиеся цены на продовольствие и низкие темпы экономического роста могут привести к тому, что еще 250 млн человек окажутся за чртой бедности.

        ·  75 процентов бедного населения мира проживает в сельских регионах, причем основная его часть занимается сельским хозяйством.

        ·  В XXI веке сельское хозяйство по-прежнему имеет фундаментальное значение для экономического роста, сокращения бедности и обеспечения экологической устойчивости развития.

 Инвестиции 

В 2008 финансовом году инвестиции Всемирного банка в развитие сельского хозяйства и сельских регионов составили 2 млрд. США (8 процентов от всего объема займов Банка) против 3,1 млрд долл. США в 2007 финансовом году. Кредитование стран Латинской Америки и Карибского бассейна увеличилось в 2008 финансовом году до 329 млн. долл. США в сравнении с 247 млн. долл. США в 2007 финансовом году. В 2009 финансовом году ожидается рост займов на развитие сельского хозяйства и сельских регионов по сравнению с уровнем 2008 финансового года. Ключевые мероприятия Всемирного банка в области развития сельского хозяйства и сельских регионов в 2009 финансовом году Внедрение в практику Доклада о мировом развитии (ДМР) 2008 года: Сельское хозяйство на службе развития. ДМР 2008 года, явившийся результатом широких консультаций во всем мире, обеспечил общую основу для текущей и будущей поддержки сельского хозяйства Всемирным банком. Действия Всемирного банка будут нацелены на снижение рисков и уязвимости, повышение сельскохозяйственной производительности, обеспечение фермерам доступа к рынкам, создание добавочной стоимости, содействие созданию несельскохозяйственного дохода в сельской местности и отходу от сельского образа жизни, а также укрепление экологических служб и повышение экологической устойчивости. Сочетание мер, сконцентрированных в этих шести областях, вероятно, будет отличаться от выделенных в ДМР трех сельскохозяйственных сфер: экономика, основанная на сельском хозяйстве, трансформирующаяся экономика и урбанизованная экономика.

Меры, принимаемые в ответ на глобальный продовольственный кризис. 

Быстрые ответные меры Всемирного банка на недавний всплеск и колебания цен на продовольствие, были приняты в координации с Организацией Объединенных Наций и другими партнерами. В мае 2008 года Всемирный банк создал в рамках Программы мер по преодолению глобального продовольственного кризиса (GFRP) механизм быстрого финансирования с фондом в 1,2 млрд долл. США. Программа имеет своей целью своевременное уменьшение негативного воздействия последствий высоких цен на продовольствие на жизнь бедных.

В рамках программы оказывается поддержка правительствам в разработке устойчивых мер политики, направленных на уменьшение отрицательных последствий колебаний цен на продовольствие для бедных, и создан глобальный финансовый механизм для содействия среднесрочному росту производительности в сельском хозяйстве и расширению доступа сельхозпродукции из развивающихся стран к рынкам с вовлечением всех соответствующих сторон в целях обеспечения устойчивого повышения продовольственной безопасности. По состоянию на 12 марта 2009 года общая стоимость проектов GFRP – как одобренных Советом Всемирного банка, так и находящихся в стадии разработки – составляла 1,174 млрд долл. США. В настоящее время финансируемые средствами GFRP операции при совокупной поддержке Банка на сумму в 866 млн долл. США ведутся в 30 странах. Полное описание мер, предпринятых Всемирным банком в ответ на кризис цен на продовольствие, представлено в тематическом обзоре по глобальному продовольственному кризису.

Сельское хозяйство и изменение климата.

Изменение климата оказывает непропорционально сильное воздействие на бедное население сельских регионов, которое зависит от сельского хозяйства и рыболовства. Это связано с повышением риска неурожая, высыхания лесов, распространения сельскохозяйственных вредителей, засух, пожаров, наводнений, падежа скота, разрушения коралловых рифов и изменения распределения рыбных ресурсов. Всемирный банк проводит стратегические исследования по вопросам смягчения воздействия факторов, ведущих к изменению климата, и адаптации к такому изменению. Готовятся три аналитических исследования, посвященных влиянию изменения климата на сельское хозяйство и продовольственную безопасность, мерам по адаптации сельского хозяйства и природных ресурсов и региональным особенностям масштабов адаптации сельскохозяйственных систем и ландшафтов. Поскольку с обезлесением и изменением поверхности суши связано приблизительно 20 процентов глобального объема выбросов углерода, особое значение приобретает работа Всемирного банка со странами по предотвращению обезлесения. К числу конкретных программ относятся следующие:

        ·  Группы сотрудников Всемирного банка, работающие в области сельского хозяйства и развития сельских регионов, содействуют включению сельскохозяйственных могильников углерода для повышения производительности земли и воды в перечень тем для обсуждения на КС‑15 1, а также их возможному включению в Пост-киотский механизм чистого развития. 2 Эти группы сотрудников также:

        ·  способствуют глобальному диалогу по сельскому и лесному хозяйству и другим видам землепользования (AFOLU), который ведут Африканская министерская конференция по окружающей среде (АМКОС), КОМЕСА,3 АфБР,4 Террафрика5 и другие заинтересованные стороны (например, Конвенции ООН, Фонд Рокфеллера, Фонд Клинтона и Всемирный фонд дикой природы (ВФДП);

        ·  поддерживают усилия правительства Дании, направленные на активизацию участия национальных правительств развивающихся стран и региональных агентств в разработке руководящих принципов земле- и водопользования в контексте изменения климата и совещания КС‑15 в Копенгагене в декабре 2009 года; и

        ·  работают с национальными заинтересованными сторонами в Африке над пилотной реализацией сельскохозяйственных углеродных проектов в интересах мелких землевладельцев, которые одновременно направлены на повышение производительности земли и воды и сокращение выбросов углерода сельским хозяйством в целях решения вопросов как уменьшения выбросов, так и адаптации к изменению климата.

        ·  Группа сотрудников Всемирного банка по лесному хозяйству активно поддерживает деятельность заинтересованных сторон по уменьшению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов (REDD), а также разработку Программы инвестиций в лесное хозяйство.

        ·  Всемирный банк поддерживает партнерства с организациями гражданского общества для создания новых механизмов, которые позволят сельским общинам стать действительными и полноправными участниками формирующихся рынков Платежей за экологические услуги (PES). Планируется проведение анализа и оценки использования целлюлозных видов биотоплива.

 Сельскохозяйственная политика и политика развития сельских регионов.

Международная и национальная политика оказывает влияние на способность бедных стран использовать потенциал сельского хозяйства для стимулирования роста и сокращения бедности.

        ·  Государственные расходы на сельское хозяйство.

Всемирный банк сотрудничает с Департаментом международного развития Соединенного Королевства в области составления обзоров государственных расходов на сельское хозяйство и планирует разработать учебные примеры и курсы повышения квалификации специалистов в целях улучшения качества анализа и рекомендаций по вопросам политики в сфере осуществления расходов на сельское хозяйство.

        ·  Содействие справедливой торговле сельскохозяйственной продукцией.

В течение последних двух десятилетий экспорт сельскохозяйственной продукции из развивающихся стран снизился, что отчасти связано с протекционизмом и субсидированием сельского хозяйства как в богатых, так и в бедных странах. Всемирный банк продолжает анализировать ситуацию и настаивать на необходимости проведения глобальной реформы в области торговли сельскохозяйственной продукцией. Было опубликовано исследование в двух томах по реформированию торговли сельскохозяйственной продукцией для развивающихся стран, а также готовится к публикации исследование по вопросам взаимосвязи между торговлей, бедностью и окружающей средой (при содействии ВФДП).

 Сельскохозяйственное производство. Изменения в сельскохозяйственном секторе обусловлены изменениями в структуре потребительского спроса, накоплением знаний и применением новых технологий в контексте новых возможностей и угроз.

        ·  Содействие инновациям.

Всемирный банк поддерживает использование инновационных систем в целях повышения производительности сельского хозяйства и экономического развития и роста. Всемирный банк также способствует формированию платформ для многостороннего партнерства в целях оказания помощи бедным фермерам во внедрении технологий и получении доступа к возможностям, предоставляемым рынком. Работа над инновационными системами в сельском хозяйстве также тесно связана с развитием высшего образования в Африке. В будущем Всемирный банк будет уделять повышенное внимание аналитической работе, сосредоточенной на операционных целях, реализации соответствующих подходов в своей кредитной деятельности и разработке пилотных исследований новых инструментов.

        ·  Укрепление гендерного равенства в сельском хозяйстве.

Всемирный банк в партнерстве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Международным фондом сельскохозяйственного развития (ИФАД) подготовил сборник материалов “Гендерные аспекты в сельском хозяйстве” для решения проблемы гендерного неравенства в сельскохозяйственной сфере. После выпуска сборника материалов в октябре 2008 года три партнерские организации созвали 16-17 марта 2009 года международные консультации экспертов, в которых приняли участие заинтересованные стороны и эксперты национальных правительств, частного сектора и международных организаций развития, представители научно-исследовательских кругов, НПО и гражданского общества для обсуждения и разработки плана действий для этих трех организаций по вопросам гендерного равенства в сельском хозяйстве.

 Ликвидация опасности распространения зоонозов. Животноводство является одной из наиболее динамично растущих отраслей в развивающихся странах. За последние 15 лет производство мяса удвоилось, причем производство домашней птицы увеличивалось на 7 процентов в год. Однако подобный рост оказывает влияние на окружающую среду и здоровье людей. Всемирный банк осуществляет программы в рамках Глобальной программы борьбы с птичьим гриппом (GPAI). В партнерстве с ФАО и Всемирной организацией здоровья животных (ВОЗЖ) была выпущена публикация Enhancing Control of Highly Pathogenic Avian Influenza through Compensation: Issues and Good Practice (Усиление контроля за высоко патогенными штаммами птичьего гриппа через системы вознаграждения: вопросы и передовая практика). Всемирный банк и ВОЗЖ в настоящее время проводят исследование по вопросам управления экстерналиями в животноводстве, разведения скота и путей сокращения бедности, а также по вопросам финансирования компенсации убытков от эпизоотий в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

В ответ на обращение Совещания на уровне министров по вопросам борьбы с птичьим гриппом и другими пандемиями Банк и Координационная группа системы ООН по вопросам птичьего гриппа (UNSIC) совместно с техническими агентствами (ВОЗ, ФАО, ЮНИСЕФ и ВОЗЖ) разработали стратегию, озаглавленную One World One Health: Global Strategy for Managing Risks of Infectious Diseases at the Animal–Human Ecosystems Interface ("Один мир, одно здоровье: глобальная стратегия управления рисками инфекционных заболеваний при взаимодействии экосистем животных и человека").

Данная стратегия была представлена в Египте 24-26 октября 2008 года на Совещании министров по вопросам борьбы с птичьим гриппом и другими видами пандемического гриппа.

 Сельское хозяйство и сельские рынки. Большинство фермеров развивающихся стран по-прежнему испытывают серьезные проблемы с улучшением доступа к финансовым услугам и более эффективным рынкам средств производства и готовой продукции, а также с расширением участия в более привлекательных цепочках приращения стоимости.

        ·  Землевладение.

Безопасное землепользование издавна считается основополагающим условием экономического роста и сокращения бедности. Рост численности населения, высокие темпы урбанизации, а также наблюдающееся в последнее время повышение цен на продовольствие и спроса на биотопливо, ведут к резкому усилению конкуренции за земельные ресурсы. Чтобы не допустить возникновения конфликтов под влиянием этих тенденций, Всемирный банк совместно со своими партнерами (ФАО, учреждения ООН, двусторонние агентства, научные круги и институты гражданского общества) поддерживает разработку и реализацию мер политики и институциональных реформ на уровне стран, направленных на:

a) повышение безопасности землевладения и документальное подтверждение прав на землю;

б) совершенствование доступа к земельным ресурсам через рыночные и нерыночные механизмы;

в) обеспечение эффективного использования земли. Банк также содействует обмену опытом между странами и регионами, чтобы помочь им эффективно использовать возможности новых технологий (информационных технологий, дистанционного зондирования, электронного управления) в области совершенствования управления земельными ресурсами.

        ·  Инвестиционный климат в сельских регионах.

Нефермерские сельские предприятия, которым необходим широкий доступ к факторам производства и динамичным рынкам, а также благоприятствующая их развитию среда, дополняют работу сельскохозяйственных предприятий, являясь второй основной движущей силой роста в сельских регионах. Исходя из разработанных методологий и пилотных исследований, проведенных за последние четыре года в девяти странах, в настоящее время проводится расширение программы работы Всемирного банка Инвестиционный климат в сельских регионах еще на три страны Африки к югу от Сахары и одну страну региона Ближнего Востока и Северной Африки, при меньших затратах и более сжатых сроках реализации мер, а также при более тесной взаимосвязи с диалогом по вопросам политики между государственными и частными заинтересованными сторонами и поддержкой государственных органов/доноров, оказываемой сельским регионам.

        ·  Финансовые услуги в сельских регионах играют критически важную роль в развитии их экономики и содействии приобретению активов бедным населением, благодаря чему может снизиться его уязвимость в случае шоков. Всемирный банк изучает способы предоставления широкого спектра финансовых услуг бедному населению в сельских регионах; этот вопрос рассматривается в его публикациях: Meeting Development Challenges: Renewed Approaches to Rural Finance and Providing Financial Services in Rural Areas: a Fresh Look at Financial Cooperatives ("Решая задачи развития: обновленные подходы к финансированию в сельских регионах и Предоставление финансовых услуг в сельских регионах: свежий взгляд на проблему финансовых кооперативов"). В других исследованиях изучаются вопросы финансирования орошения и осушения, а также финансирования сельского хозяйства в целом, и рассматривается влияние финансирования в сельских регионах на социальные аспекты. Банк также выдвинул новую инициативу, основное внимание в рамках которой уделяется финансированию сельского хозяйства. Управление кредитным риском со стороны финансовых институтов, в том числе использование продуктов страхования и хеджирования, играет критически важную роль в этой связи.

        ·  Управление товарными рисками.

Основанные на рыночных механизмах стратегии управления сельскохозяйственными рисками могут помочь фермерам, институтам частного сектора и правительствам развивающихся стран снизить риски, связанные с ценами на товары и климатическими шоками. Всемирный банк поддерживает работу, связанную со стратегиями развития сельскохозяйственного сектора и управления рисками для систем снабжения в ряде стран. Кроме того, Всемирный банк продолжает поддерживать работу, направленную на уменьшение рисков, связанных с климатическими факторами и ценами на товары, посредством пилотных исследований и исследований целесообразности, а также оценок подходов к управлению рыночным риском в странах Центральной Америки (совместно с Межамериканским банком развития), Ямайке, Гаити, Белизе, Таиланде, Бангладеш, Индонезии (совместно с IFC), Малави, Буркина-Фасо, Марокко и Кении.

        ·  Оказание помощи фермерам в получении доступа к рынкам.

Всемирный банк продолжает проведение аналитической работы, реализацию программ кредитования и участие в партнерствах в области улучшения доступа к рынкам средств производства и готовой продукции, уделяя повышенное внимание аспектам стоимости и совершенствования каналов поставок, созданию добавленной стоимости и более эффективному использованию стандартов качества сельскохозяйственной и пищевой продукции. Признавая растущее значение вопросов надежности продовольственного обеспечения и безопасности сельскохозяйственной продукции как для внутренних, так и внешних рынков, текущая программа обеспечит завершение работы над руководством по инвестициям в национальные лабораторные системы, более широкое применение совместно с ФАО экономического анализа для уменьшения рисков и оценки возможных вариантов, оказание поддержки учебным мероприятиям как внутри Всемирного банка, так и за его рамками, усиление практической работы посредством формального открытия совместно с ГТЗ6 Сети экспертов-практиков по торговым стандартам, продолжение партнерства со Всемирной торговой организацией (ВТО) в рамках Механизмов стандартов и развития торговли, а также начало сотрудничества с ВОЗ по программе Глобального бремени, связанного с пищевыми заболеваниями.

        ·  Управление инвестициями в современные агропредприятия.

Признавая усиление инвестиционной активности и общего интереса к крупномасштабному коммерческому сельскому хозяйству и агробизнесу в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком, Всемирный банк разрабатывает контрольные перечни и руководства для более полного информирования широкого сообщества инвесторов и правительств стран-бенефициариев о существующих рисках, существующем опыте, передовой практике и защитных механизмах. Они будут протестированы и затем предложены к распространению через семинары и конференции в Африке, Азии и Ближнем Востоке.

Сельское хозяйство и природные ресурсы. Рост спроса на продовольствие, корма и источники биоэнергии создает дополнительную нагрузку на и без того истощаемые земельные, водные и лесные ресурсы. Для удовлетворения такого спроса на природные ресурсы и решения сопутствующих задач Всемирный банк уделяет особое внимание в своей работе устойчивому управлению природными ресурсами, включая практику надлежащего управления.

        ·  Совершенствование управления природными ресурсами.

Всемирный банк продолжает уделять повышенное внимание вопросам применения законодательства по лесному хозяйству и практике надлежащего управления (FLEG), для чего он создает диагностические инструменты, проводит консультации с заинтересованными сторонами и готовит к публикации исследование Unbundling Forest Governance for Better Forestry Outcomes (Разделение аспектов управления лесным хозяйством в целях повышения его эффективности). Более подробную информацию см. в Тематическом обзоре лесного хозяйства.

        ·  Понимание компромиссов в вопросах обеспечения ресурсами.

Всемирный банк завершает работу над исследованием источников биоэнергии, в котором изучаются взаимосвязи между биоэнергетикой, имуществом и воздействием на окружающую среду. Им также проводится исследование для более полного понимания и выработки руководящих принципов по наблюдаемой в развивающихся странах тенденции к приобретению крупных пакетов прав на землю для сельскохозяйственного использования или использования природных ресурсов.

        ·  Поддержание устойчивых рыбоводческих хозяйств.

В октябре 2008 года было начато исследование The Sunken Billions: The Economic Justification for Fisheries Reform (Затонувшие миллиарды: экономическое обоснование реформы рыбоводческих хозяйств). В данном всестороннем исследовании определяется ориентированный на повышение благосостояния подход к устойчивому управлению рыбным хозяйством, направленный на предотвращение потерь вследствие экономических рент, которые оцениваются в размере 50 млрд долл. США. Кроме того, Всемирный банк готовит диагностическое исследование по вопросу устойчивого развития аквакультуры – пищевой подотрасли, развивающейся наиболее быстрыми темпами во всем мире. Основное внимание в этом исследовании уделяется необходимости распространять знания о путях использования аквакультуры в интересах бедных слоев населения и о надлежащем управлении аквакультурой для решения проблем окружающей среды.

        ·  Совершенствование практики управления.

Продолжается работа над созданием Партнерства для выращивания лесов, которое представляет собой совместную инициативу с ФАО и МСОП, призванную содействовать созданию партнерств с заинтересованными сторонами в области лесного хозяйства на страновом уровне. Целью партнерства является увязка международных программ в области лесного хозяйства с местными приоритетами и потребностями. Всемирный банк анализирует оптимальную практику управления природными ресурсами, и недавно им было принято руководство в помощь организациям, работающим в сфере развития Sustainable Land Management Sourcebook (Сборник материалов по управлению устойчивым землепользованием). Глобальная программа развития рыбного хозяйства (PROFISH) помогает странам достичь консенсуса в вопросах стратегий развития рыбной отрасли и включать эти стратегии в национальные системы экономического планирования. PROFISH также поддерживает разработку проектов (в настоящее время в Западной Африке, Перу и Индии) и проведение анализа зоны влияния рыболовных флотилий, а также воздействия изменения климата на сектор рыбного хозяйства и адаптации к нему.

        ·  Водные ресурсы в сельском хозяйстве.

На долю сельского хозяйства приходится почти 70-75 процентов потребления водных ресурсов в мире. С усилением нехватки воды все большее значение приобретают усилия по улучшению управления водными ресурсами в сельском хозяйстве. Всемирный банк проактивно возобновляет финансирование инвестиций, нацеленных на совершенствование политики, технологий и системы управления водными ресурсами в сельском хозяйстве. План действий для стран Африки определил управление водными ресурсами в сельском хозяйстве в качестве одного из приоритетных направлений. Инвестиции, которые ориентированы на оказание помощи местным группам пользователей и стимулируют партнерство государственного и частного секторов, играют критически важную роль в повышении качества работы как ирригационного, так и дождевого сельского хозяйства.

        ·  В 2009 финансовом году был создан Инструментарий для мониторинга и оценки проектов управления водными ресурсами в сельском хозяйстве. Он включает руководящие принципы построения показателей результативности и отдельных индикаторов в рамках различных видов проектов, касающихся управления водными ресурсами в сельскохозяйственном секторе. Всемирный банк в настоящее время проводит исследование различных мер для улучшения управления водными ресурсами в дождевом сельском хозяйстве, которое охватывает свыше 80 процентов возделываемых земель во всем мире. Его целью является улучшение понимания целесообразности и возможных последствий принятия отдельных мер для управления водными ресурсами, а также различных сочетаний таких мер, и препятствий их более широкому внедрению в различных условиях.