Система природопользования на территории Забайкалья
Природопользование эвенков, бурят, семейских
До начала колонизации в Предбайкалье и Забайкалье жили в основном эвенки, буряты, якуты. Уже в то время намечалась определенная «привязанность» этносов к различным природным ландшафтам: буряты предпочитали степи и лесостепи, якуты и эвенки-таежные пространства.. Эти ландшафты были не только вмещающими, но и кормящими.
Новые поселенцы ( русские, украинцы и др. ) обустраивались на постоянное жительство в южной половине Восточного Забайкалья.
Главной особенностью хозяйства коренного населения являлась непосредственная связь с природой и ее биологическими ресурсами.
Со временем часть коренного населения стала использовать и земельные ресурсы. Поэтому сейчас можно говорить о существовании двух форм природопользования: этнического (биологического ) и традиционного ( биологического и земельного)
Для каждого этноса характерна определенная специализация традиционного хозяйства в соответствии с экономическими возможностями вмещающего и кормящего ландшафта. Горно-таежная зона- оленеводства и охотничьего промысла, степная зона-зона скотоводства ( животноводства), лесостепная и степная – земледельческо-животноводческая.
Коренное население Забайкалья умело хорошо приспосабливаться к условиям кормящего и вмещающего ландшафтов. Они регулировали степень использования их ( определяли размер изъятия копытных, пушных животных или рыбных запасов), унаваживали пастбища и покосы, намораживали искусственные наледи на покосах ( буряты), применяли орошение ( семейские).
Технология ведения этнических хозяйств (традиционное природопользование) в основном сохраняется до настоящего времени, несмотря на большое влияние других национальностей.
В реферате я рассмотрела вопросы природопользования эвенков, бурят, семейских, их промыслы, занятия.
Эвенки ( тунгусы )
Численность эвенков в Восточном Забайкалье составляла на 1 января 1991 г. 1075 человек. Основными видами традиционного природопользования у них являются оленеводство и промыслы (охотничий и др.), которые с древних времен неразрывно связаны между собой.
Оленеводство. В 1975 г. площадь оленепастбищ северных районов Восточного Забайкалья составляла 11,3млн. га, по этим показателям среди соседних районов уступали лишь Хабаровскому краю. К 1983 г. площадь оленепастбищ по разным причинам сократилась до 6,8 млн га. Это отразилось на численности поголовья северных оленей, однако главной причиной его сокращения в последние двадцать лет является утрата значимости оленеводства как основного источника жизнеобеспечения эвенков.
Охота. Являясь древнейшим видом деятельности человека, охота по-прежнему приносит значительные доходы, главным образом за счет реализации пушнины, хотя ведется также заготовка мяса копытных и боровой дичи. Основные виды промысловых пушных зверей – соболь, горностай, белка, заяц-беляк, ондатра и колонок.. По сравнению с прошлыми годами перечень добываемых видов пушных зверей сократился, изменился и его состав: исчезли из перечня рысь, волк, росомаха, выдра, лисица, главными промысловыми видами стали соболь и горностай. Предпочтение все больше отдается охоте, а оленеводство характеризуется существенным и устойчивым спадом.
БУРЯТЫ. Вся этническая территория бурят представляет собой пеструю картину перемежающихся лесов и степей, иногда переходящих в массивы или лесов, или степей. У бурят в процессе хозяйственной деятельности сложился традиционный тип хозяйства, который выражался в преобладающем развитии экстенсивного скотоводства, носившем пастбищный, кочевой и полукочевой характер с круглогодичным выпасом, существенным дополнением были охота, отчасти рыболовство и собирательство (ягод, лекарственных трав, кореньев).
Буряты постоянно передвигаясь со скотом, совершали сезонные (осенние, зимние, весенние и летние) кочевки по заранее определенным еще предками маршрутам. Но со временем, в связи с ограниченностью пастбищ, все чаще стали практиковаться только летние и зимние кочевки в места, где были удобные для выпаса скота пастбища и богатые охотничьи угодья.
Наличие лесных угодий позволяло заниматься охотой, но в силу быстрой исчерпаемости охотничьих запасов она была менее выгодна, чем животноводство, которое давало постоянный доход. Это является одной из причин второстепенного значения охоты в традиционном природопользовании бурят.
В таежной и лесостепной зонах ограниченность сельскохозяйственных угодий и наличие полноводных рек привело к появлению утужной системы, а горный характер водных потоков способствовал уменьшению затрат на ее развитие. Утуги- сенокосные места, которые расчищались, удобрялись, огораживались и орошались посредством канав, проведенных от родников, речек и рек. Наряду с орошением урожайности трав, утужная система гарантировала получение кормов для кота и способствовала осушению заболоченных мест, а в случае наводнений уменьшала неблагоприятные последствия этого явления.
Кроме утугов в XIX в. существовали телятники - огороженные участки неплодородной земли, которую предварительно очищали от камней, удобряли, а иногда и орошали. Для телятников также использовались участки леса, очищенные от кустарника. Простые покосы огораживались поскотинами.
В связи с развитием утужной системы, телятников и постройкой валовых поскотин наметился процесс перехода от экстенсивной к интенсивной форме ведения сельского хозяйства бурят. Таким образом, ограниченность сельскохозяйственных земель способствовала интенсификации землепользования. Следует отметить, что кочевое или полукочевое скотоводческое хозяйство у бурят издавна вели индивидуальные семьи, а пастбища обычно находились во владении рода.
В системе традиционного природопользования бурят было выработано особое соседское совместное землепользование, когда всем разрешалось пользоваться любым угодьем, поэтому в голодные годы можно было перекочевывать на территории соседних родов.
Семейские.
В заселении Забайкалья немаловажную роль сыграли старообрядцы. Большая часть из них была выходцами из западных районов России, из старообрядческих скитов, куда в XVII - начале XVIII в., скрываясь от преследований, бежало много старообрядцев. Первая партия семейских в 1756 г. была поселена по Чиною, следующие партии - по Хилку. За короткое время здесь образовался обширный земледельческий район.
Старообрядцы, в отличие от остальных ссыльных, шли в ссылку целыми родственными группами, по несколько семей вместе. Такого рода переселения были новостью для Сибири, отсюда их местное название - «семейскис» Число семейских постоянно пополнялось новыми переселенцами с Запада. В XIX в. к западу от Яблонового хребта семейские населяли уже 26 крупных сел.
При переселении семейские выбирали такие географические ландшафты, которые в наибольшей степени соответствовали месту их прежнего проживания. Первоначальное заселение шло исключительно по рекам (Уда, Хилок, Чикой). Их долины имели наиболее плодородные почвы: суглинки, лучше других противостоящие засухе, а также темноцветные легкие супесчаные почвы. Хорошо знавшие толк в земле, семейские оценили высокие качества долин рек Чикоя и Хилка и основали здесь ряд селений. Среди поселений семейских преобладали большие села, некоторые ш них нередко тянулись вдоль реки или тракта на несколько километров (Урлук. Куналсй. Архангельское). Наряд с такими селами существовали и мелкие, разбросанные по речкам и падям.
У семейских были большие семьи, которые являлись основой их натурального хозяйства.
Приходившие в Забайкалье семейские селились на землях свободных или частично занятых крестьянскими старожилами (Хилко-той. Архангельское, Котый, Нижний Нарым) Число кочевавших на этой территории бурят было очень мало в сравнении с массой земли, которой они могли пользоваться.
Первоначально появление семейских не стесняло бурят. Первые Земледельцы разрабатывали равнинные участки, близко расположенные и более доступные; однако с увеличением населения постепенно все земли на равнинах оказались занятыми либо пашнями, либо сенокосами, поэтому для расчистки новых пашен семейские начали подниматься в горы. Много полей появилось на очень значительных высотах и по весьма крутым уклонам. Когда крестьянские селения заняли все среднее течение Чикоя, Хилка и других долин, а у самих бурят увеличились стада, появились взаимные земельные притязания.
Семёйские практически не вступали в контакты с коренным населением. Причиной этого являлись предписания, которые семейские получали при переселении: им не разрешалось без уведомления местных властей далеко уезжать из селения и принимать у себя в доме посторонних людей. Со временем эта обособленность стала нарушаться, однако большинство семейских сохранили традиционный уклад жизни.
Хозяйственный быт жителей традиционно отражал их прежний, до ссылки, уклад жизни. Подворья у семейских обычно делились на две или три части. За двором находились сушила для просушки хлеба и гумно, часть которого занимала «ладонь» (ток), где хлеб молотили машинами или «молотилами». За гумном размещался огород с посадками огурцов, капусты, брюквы, моркови, лука, чеснока, картофеля. Огородами занимались женщины. Избы, как правило, строились высокие, с резными либо раскрашенными рамами и карнизами. Внутри избы было чисто и опрятно. Пол мыли и слегка посыпали песком, а иногда застилали самотканой материей. Убранство отражало религиозный дух семьи и пристрастие к украшательству.
Исключительное занятие семейских - земледелие, в нем они преуспели благодаря чрезвычайному трудолюбию. Не было ни одной полоски удобной земли, которую бы они тщательно не приспособили для посева.
Пашни удобрялись и частью искусственно орошались. В целом система земледелия, сложившаяся у семейских, отличалась высоким уровнем землепользования благодаря искусственному орошению и применению паров (незасеваемых вспаханных земель).
В отличие от сибиряков, пользовавшихся сохой, семейские обрабатывали землю плугом, называемым сабаном или шабаном. Основное отличие между сохой и плугом заключалось в глубине вспашки: у сохи она не превышала 3—4-х вершков (1 вершок - 4,4 см), а у плута была больше и составляла 5—6 вершков.
Большинство семейских хорошо знали ремесла, это помогало им найти средства к жизни. В одних селениях слесарничали, в других -скорняжничали, шорничали, столярничали. Особый вид промыслов давали кедровые леса. Забайкальские кедровники, наряду с главным богатством - кедровыми орехами, славились зверем (соболь, белка, копытные), ягодой, лекарственными травами.
С конца августа наступала настоящая кедровая страда. Все работоспособные мужчины отправлялись в тайгу, порой с ними ехали женщины и подростки - кашеварить и собирать шишку. Еще до заезда в тайгу образовывались на родственных началах артели. Нередко промысловики жили в зимовьях или трехстенках, занимались охотой и сбором ягод, ожидая, когда шишка «сама пойдет». После первых заморозков и дождей с ветром шишка опадала, ее собирали и перерабатывали. Собранные орехи просушивали, засыпали в амбары (сайбы), где они хранились до зимы и вывозились по санному пути.
С окончанием промысла в русских печах сушились кедровые орехи. У семейских они были привычным продуктом питания. Из кедровых семян изготавливали масло, а также сливки. Сливки получали следующим образом: сначала очищенные от скорлупы ядра слегка поджаривали и очищали от пленок, перетирая их в ладонях, затем толкли в ступах, куда подливали немного воды. Полненную кашеобразную массу складывали в чугунки и помещали в русскую печь на «вольный жар». Как только содержимое чугунков закипало - сливки были готовы. Если сливки предназначались для хранения, их переливали в горшки, крынки и герметично закрывали, предварительно остудив. «Постное молоко», или кедровое молоко, получали из сливок, разведенных горячей водой. Сливки из кедровых орехов содержат жиров в два раза больше, чем коровьи. По калорийности они значительно превосходят мясо, яйца. Кроме того, их издавна используют в лечебных целях
С поселением русских в тайге орехи стали употреблять не только как лакомство и продукт питания, но и для обмена на товары и вещи С возникновением широких рынков сбыта кедровый орех наряду с пушниной завоевывал прочное место на специальных ярмарках. Кедровые орехи скупали в притаежных селах и непосредственно в местах сбора, перепродавали на местных сибирских ярмарках, откуда их везли обозами в европейскую часть России.
Труд на кедровом промысле был очень тяжел, требовал физически развитых, сноровистых и приспособленных к таежным условиям работников. Непродолжительность (50-60 дней) сбора орехов делала этот промысел сезонным, а из-за удаленности и труднодоступности орехопромысловых зон широкое освоение кедровников было возможно только при вьючной вывозке орехов из массивов.
В кедровниках непременно жирует осенью ценный обитатель лесов - белка, колебания численности которой настолько тесно связаны с урожаями кедровых орехов, что охотники по величине урожаев безошибочно прогнозируют численность белок на предстоящий охотничий сезон.
Таким образом, жизнь семейских тесно увязывается с особенностями природы, ландшафтов. В целом семейские расселились в соответствии с природными условиями района, приурочив свои села к «хлебным почвам». Тесные связи с окружающей средой, бережное к ней отношение в ходе хозяйственной деятельности стали главным фактором, благодаря которому поселения семейских из века в век существуют на одном месте.
Современные семейские в Красночикойском, Хилокском, Петровск-Забайкальском районах живут компактно в селах Урлук, Аль-битуй. Архангельское, Малоархангельское и др.
Система сел в целом сохранена. Сравнивая поселения семейских прошлых лет и современные, можно отметить, что в среднем мало изменилось число жителей, приходящихся на одно село. Это объясняется уменьшением прироста населения и некоторыми перетоками жителей из села в село. Например, резкое сокращение населения в селах Хилкотой. Нижний Нарым, Урлук, Архангельское и Барахоево достигнуто как за счет уменьшения естественного прироста, так и за счет переезда их жителей в Красный Чикой.
Размещение сел семейских, как правило, повторяет географию пахотных массивов - сравнительно крупных, в основном ровных полей с плодородными в большинстве случаев почвами. На них выращиваются пшеница, гречиха, овес, кормовые культуры.
Сенокосы и пастбища в основном расположены в поймах маленьких речек. Их значение для животноводства неоспоримо. Весной скот угоняется на летники, имеющие навесы. стайки пли более солидные помещения для скота, жилье для доярок и пастухов-скотников. Молоко перерабатывается на молокозаводах сел Урлук, Красный Чиной, Захарове Кроме того, осуществляется переработка многих сельскохозяйственных продуктов. В Урлуке агрофирма «Родина» имеет мукомольный цех, производящий муку трех видов; обдирочный цех для обработки гречки; цехи по консервированию ягод, грибов, садовых культур; здесь работают колбасный цех, маслозавод, звероферма.
В последнее время роль подсобного приусадебного хозяйства возросла, жизненно важной стала необходимость выращивания картофеля, различных овощных культур, производство свинины, говядины как для собственных нужд, так и на продажу. Новый стимул получило развитие пчеловодства.
Не забыт опыт предков и в промыслах. С наступлением осени и зимы сотни промысловиков и любителей по-прежнему отправляются бить шишку на орехи, белковать, охотиться на соболя, колонка, зайца, копытных. Созданы акционерные общества «Охотник», «Менза». Заготовители уезжают со всеми припасами на глухие таежные речки к своим зимовьям. Охотятся бригадами или группами в два-три человека месяца полтора - два. Неплохие доходы делают на заготовках и реализации пушнины, кедровых орехов.
Хорошую прибыль приносит заготовка и переработка древесины. Древесина и круглые лесоматериалы, пиломатериалы, шпалы, ящичные комплекты, дубильное корье, хвойно-витаминная мука, некоторые товары культурно-бытового назначения являются предметом продажи или обмена крестьянских хозяйств. В среде семейских по-прежнему популярно плетение корзин, изготовление музыкальных свистков, ткачество, чеканка, пошив своей культовой одежды. Народные промыслы и ремесла - важная часть занятости населения, за которой стоит ряд социальных характеристик, в частности умение использовать окружающие ресурсы во благо семьи и общества.
Формы традиционного природопользования семейских существуют и в настоящее время.
В некоторых селах сохранились старые культовые строения (например, церковь в селе Захарово). Усадьбы хранят особенности семейного уклада и быта, дома многих семейских являются прекрасными образцами деревянного зодчества.
В условиях усиления туристского интереса к бассейну озера Байкал по-новому выглядит «феномен» семейских с их почти нетронутыми обычаями и традициями, фольклором, песенно-рсчевыми обрядами, ремеслами XVII—XVIII вв.
С появлением семейских в Забайкалье был образован костяк русского населения и расширен ареал его расселения. Умелое использование хлебородных земель в поймах рек Никоя и Хилка, интенсивное земледелие и овощеводство, сопряженные с интенсивным откормом скота и лесными промыслами, сделали этот ареал поистине крестьянским.
Национально-этнический уклад жизни семейских. опыт хозяйствования, завязанный на особенностях «кормящего ландшафта», склонность к тем или иным приработкам, промыслам и ремеслам, оптимальное их сочетание позволяет устойчиво развиваться селам семейских
Охрана ценных природных объектов и территорий
История создания охраняемых территорий в Забайкалье восходит к глубокой древности и связана с представлениями о существовании хозяина у гор. целебных источников, перевалов, отдельных скал. Культовые места отмечены лоскутками ткани на деревьях, небольшими кучами камней, хвороста, иногда рогов. Святость мест подчеркивается их географическими названиями: Хан-Ула (царь-гора). Цаган-Обо (белое святое), Кусо, Куто (камень-человек), гора Шаман. Бичиктуй (писаница, писаная скала). Местные жители до сих пор ревностно следят за посещениями таких мест посторонними людьми. Своеобразной формой особой охраны охотничьих ресурсов, кедровых и ягодных угодий служило неофициальное закрепление их за отдельными семьями, деревнями или охотниками. Пришлое население, особенно горожане, не желая считаться с таким правом старожилов, разрушает годами и веками сложившиеся традиции. У эвенков существовали восстанавливаемые в настоящее время родовые угодья
С появлением в Чите местной организации «Общество правильной охоты и размножения полезных животных» (1887 г.) был поставлен вопрос о создании в окрестностях города охотничьего заповедника, то есть о создании особо охраняемой территории, предназначенной для охоты членами общества. Такие «заповедники» стали прообразом так называемых заповедно-охотничьих хозяйств, которые получили широкое развитие по всей территории бывшего СССР и существующих до настоящего времени. У истоков заповедного дела стояло Русское географическое общество, которое еще в начале XX в. разработало проект сети особо охраняемых территорий в России. Им было предусмотрено создание заповедников во всех природных зонах, где также предлагалось выделение территорий по типу «американских природных парков». Конкретные предложения о выделении территорий под заповедники в Восточном Забайкалье появлялись давно, но лишь после Великой Отечественной войны экспедицией Н. А. Гладкова из Московского государственного университета была выбрана территория под первый заповедник. В экспедиции участвовали местные энтузиасты-краеведы Е. И. Павлов из Областного краеведческого музея и В. П. Евладов, возглавлявший охотничье хозяйство Читинской области. На первой конференции по охране природы Восточного Забайкалья (1967т.) впервые прозвучало предложение об организации Сохондинского и Даурского заповедников.
Работа над созданием охраняемых территорий в Восточном Забайкалье направлялась Забайкальским филиалом географического общества СССР (ныне Забайкальское отделение Русского географического общества) На стадии предпроектных работ по строительству Байкало-Амурской магистрали академик В. Б. Сочава высказал мнение о целесообразности открытия национального парка в этой зоне, что послужило основанием для начала разработки эколого - экономического обоснования создания Кодарского национального парка. Однако до настоящего времени парк на этой территории не создан, хотя здесь выделено множество примечательных природных объектов, которые получили статус памятника природы.
Началу проектирования Алханайского национального парка предшествовала работа по выделению памятников природы «Алханайские Ворота» и «Вершина горы Алханай». В 1999 г. всему уникальному Алханайскому природному комплексу придан статус национального парка. Это первый национальный парк на нашей территории. Активная просветительская и исследовательская работа началась по созданию Чикойского национального парка. Это приобретает особую актуальность в связи с положением будущего парка в границах байкальского бассейна.
Заказники появились на карте Восточного Забайкалья в 1960-е гг. Большинство заказников являются охотничьими и создаются для сбережения охотничье-промысловых ресурсов. По истечении заказного срока (обычно 10 лет) в них вновь открывается охота: «Дульдургинский» -для охраны колоний монгольского сурка и «Сакуканский» -для сохранения черношапочного сурка и снежного барана. Кроме того, в связи с особой значимостью Байкальского бассейна создан Ивано-Арахлсйский ландшафтно-природный заказник.
Природным достопримечательностям небольшого размера придают статус государственных памятников природы. Особым почитанием пользуются у населения лечебно-оздоровительные местности с озерными грязями, источниками лечебных вод (аршаны). с наличием лекарственных растений. Открытые в XVIII и XIX вв. целебные воды Чикоя, Былыры, Кыры, Куки, Ямаровки, Чары продолжают служить людям. Как правило, вокруг источников выделяются зоны санитарной охраны. К памятникам природы отнесены и озера с большими запасами лечебных грязей (Угдан, Гу жирные озера, Арсй, Ха-ланда. Бабье, Борзинское и др.).
Положение на путях расселения флоры и фауны (альпийской горной, послеледниковой таежной, степной и широколиственных лесов):
положение на северо-восточной окраине центрально-азиатских пустынь и подверженность опустыниванию средней интенсивности юго-востока территории;
пограничное положение и общие природные объекты с Китаем и Монголией (разрабатывается проект создания международного заповедника на основе российского биосферного заповедника «Даурский», монгольского «Монгол-дагуур» и китайского «Далайнор»):
- положение значительной части юго-запада региона в бассейне озера Байкал, имеющего статус охраны «Участок мирового наследия».
Однако сложившаяся структура охраняемых территорий не является оптимальной для того, чтобы сохранить и восстановить все разнообразие видов, популяций, сообществ и экосистем. Перечисленные выше природные особенности не всегда учитывались при создании охраняемых территорий. Поэтому в настоящее время для сохранения живой природы нашего края, примечательных объектов и уникальных ландшафтов разрабатывается новая природоохранительная стратегия, признанная на международном уровне, - это формирование экологической сети, или экологического каркаса. Экологический каркас - взаимосвязанная система ценных природных территорий со специальным режимом природопользования, обеспечивающим сохранение биологического разнообразия, поддержание важных природных процессов, экологического баланса и других социально-значимых функций живой природы.
К началу нового века площадь особо охраняемых природных территорий в нашем крае составила 4,8 %. этого совершенно недостаточно для сбережения богатой флоры и фауны. У наших соседей процент охраняемых территорий составляет почти 20 % (Республика Бурятия) и более 30 % (Республика Саха-Якутия). В целом по России статус охраны имеет 1.5 % территория. Следует иметь в виду, что территория Забайкалья все еще недостаточно изучена и перспектива открытия здесь новых видов фауны высока.
В настоящее время в регионе есть два биосферных заповедника, один национальный парк, 16 комплексных зоологических заказника (Приложенне-5), зарегистрировано 65 памятников природы. Кроме того, выявлено более 600 геологических памятников: стратиграфических, палеонтологических, минералогических.
Россия обязана соблюдать ряд международных договоров и конвенций, согласно которым статус особо ценных территорий является общепринятым и включает в себя десять категории, В России имеются следующие:
Участок Мирового наследия -десятая, высшая международная категория. Этот статус присвоен в 1997 г озер} Байкал, бассейн которого частично расположен в пределах Восточного Забайкалья.
Биосферные заповедники девятая международная категория охраняемых территорий (ОТ), выделение которых связано с сохранением особых условий обитания или произрастания редких или уникальных видов растений и животных. Эти охраняемые территории включены в разнообразные международные программы сохранения живой природы. Контроль за ними, наряду с органами государственной власти, осуществляет международный Центр мониторинга Всемирного союза сохранения.