Система рационального использования ресурсов охотничьих животных

Разработка систем рационального использования ресурсов охотничьих животных – одна из наиболее важных проблем охотоведения.

Изучение вопросов использования охотничьих ресурсов базировалось на положении, согласно которому основная задача состоит не в описании, а в определении причин неудовлетворительного состояния и обоснования того пути, который может обеспечить качественный сдвиг в решении проблемы (Козлов, 2010).

С начала 90-х годов накопилось множество острых проблем. Одними из главных являются: увеличение объемов браконьерского и неорганизованного использования госохотфонда, повсеместное снижение численности основных видов охотничьих животных, несовершенство системы платежей за пользование ресурсами, несовершенство и слабость законодательных основ охотпользования, низкое качество учетных работ охотпользователей (Василенко, Жаров, Заяц, Камбалин, Мурашов, Наумов, Устинов, 2000).

Охотпользователи не получают в полном объеме лимиты на добычу диких зверей и птиц, порой необоснованно изменяются сроки охоты. Платежи, сборы и недополученные доходы – вот основные перекосы, не позволяющие охотпользователям экономически правильно вести охотничье хозяйство и вкладывать необходимые средства на охранные, биотехнические и другие мероприятия. Поставленные перед охотничьим хозяйством цели рационального использования ресурсов в такой ситуации становятся просто недосягаемыми (Улитин, 2002).

С разрушением системы федерального учета, мониторинга и регулирования использования охотничьих животных создается реальная угроза истощения охотничьих ресурсов в субъектах Российской Федерации в силу завышенных лимитов на добычу, которые будут основаны на завышенных показателях учета, полученных от охотпользователей при отсутствии контроля со стороны федерального органа исполнительной власти.

Существует множество мнений по решению сложившихся проблем в области рационального использования ресурсов охотничьих животных. С. С. Шварц и К. В. Михеева (1976) считают, что: «…в основе разработки рациональной системы использования запасов любого вида должно лежать ясное представление о его численности».

По мнению В. М. Козлова (2010) «управлять популяциями охотничьих животных целесообразно в рамках конкретного охотничьего хозяйства, так как они представляют собой один из его ресурсов, а задача каждого хозяйства управлять своими ресурсами». Я не согласен с этой точкой зрения, так как размеры популяций очень сильно варьируют и они в большинстве случаев занимают территорию не одного, а нескольких охотничьих хозяйств.

Понятие «охотничьих животных» предопределяет взгляд на животных как объект охоты, в которой они выступают как основные средства производства. Поэтому, охраняя охотничьих животных, мы сохраняем одно из главных условий существования охотхозяйственного производства.

Под охраной охотничьих угодий следует понимать комплекс государственных и общественных мероприятий направленных на предупреждение, пресечение и нейтрализацию отрицательного воздействия на охотничьих животных человеческой деятельности и природных сил, наносящих ущерб охотничьему хозяйству как отрасли социального и общественного производства (Касаткин, Краев, 1980).

Рациональное использование всех природных ресурсов должно экономически стимулироваться. Уже в настоящее время необходимо расширить права охотпользователей в определении лимитов добычи и сроков охоты (Сухомиров, 2008).

Для рационального использования охотничьих ресурсов, их неистощительного использования, охраны, а в общем плане – управления ими, учитывая их высокую динамичность, необходимо постоянное слежение за изменением в численности и добыче животных, т.е. ведение мониторинга охотничьих ресурсов (Кузякин, 2003).

Полное и своевременное освоение ресурсов охотничьих животных, обеспечивающее самовозобновление, возможно на основе долгосрочного закрепления (аренды) элементарных единиц хозяйствования за индивидуальным или коллективным пользователем на основе его личной заинтересованности (Сафонов, 1990).

Охотхозяйственное районирование является одной из основ системы ведения охотничьего хозяйства, ключевым элементом, с учетом которого должна вырабатываться стратегия охраны и воспроизводства охотничьих животных и их неистощительного использования (Долгих, Андреев, Курылев, 2002).

Некоторые видят решение проблемы в «передаче субъектам Федерации права собственности на все местные виды охотничьих животных и ответственности за их состояние и эксплуатацию, а также разработку и утверждение субъектами Федерации региональных Правил охоты, предусматривающих всю систему работы с местными видами охотничьих зверей и птиц.

Необходимо стремиться к изучению и постоянному слежению за структурой популяций ценных видов охотничьих животных, глубокое изучение проблем избирательности тех или иных способов охоты и промысла, проведение производственных экспериментов, изучение их результатов, влияние промыслового воздействия различных технологий на популяции животных, их разнообразие и жизнеспособность. Нужно широко оповещать специалистов и охотничью общественность о результатах экспериментов и исследований, а также об изменениях в инструкциях.

Оптимизация использования ресурсов охотничьих животных опирается на познание закономерностей существования популяций охотничьих животных и управление ими в естественных условиях в целях поддержания высокой продуктивности, что достигается за счет сохранения среды обитания диких животных (Данилкин, 2006; Иванова, 1985).

В заключении можно отметить, что «последние 15 лет приоритета природопользования отчетливо подтвердили бесперспективность модели «управления ресурсами охотничьих животных» (Мельников, 2003)». Современные организационные формы ведения охотничьего хозяйства не обеспечивают использование ресурсов в должной мере (Козлов, 2010).