Совершенствование экономического механизма хозяйствования

Экономический механизм представляет собой совокупность методов и рычагов экономического воздействия на товаропроизводителей с целью усиления мотивации их производственной и инвестиционной деятельности. Основные его элементы — цены, налоги, кредит, бюджет, страхование.

Экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса должен обеспечивать эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития собственного производства.

В условиях рынка высокая эффективность сельскохозяйственного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования, поскольку цена устанавливается не только на основе спроса и предложения, но и с учетом издержек на производство сельскохозяйственной продукции и экономических возможностей товаропроизводителей.

Для товаропроизводителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной продукции действуют цены, которые не обеспечивают должного уровня рентабельности аграрного производства, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют даже оплатить вложенный труд и возместить материальные затраты.

В последние годы крайне неблагоприятно складывалось соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства. Так, если цены реализации основных видов продукции сельского хозяйства возросли с 1990 по 2002 г. в 2,2 раза, то цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые в сельском хозяйстве, — в 9,6 раза. Таким образом, образовался и углубился так называемый диспаритет цен.

Диспаритет цен принял такие размеры, при которых восстановление ранее сложившихся соотношений цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию без вмешательства государства в ближайшие годы труднодостижимо. Следовательно, должна возрасти роль государства в регулировании цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей АПК.

Действующая налоговая система несовершенна, не стимулирует развитие агропромышленного производства, повышение его экономической эффективности. Предприятия АПК уплачивают до 15 видов налогов и платежей во внебюджетные фонды. Основными видами налогов являются налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество, на землю, отчисления в дорожные фонды, акцизы, региональные и местные налоги (на нужды образовательных учреждений, транспортный, на содержание жилищного фонда, милиции и др.). Кроме налогов предприятия агропромышленного комплекса осуществляют платежи во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, занятости, социального страхования, медицинский), которые, по существу, также относятся к налогам.

Общее бремя налогообложения, исчисляемое как отношение налогов и отчислений в общественные фонды к сумме выручки от реализации продукции, работ и услуг, за последние годы резко возросло. За период с 1991 по 1998г. этот показатель по предприятиям

АПК возрос с 13,9 до 23,1 %, в том числе по сельскому хозяйству с 10,3 до 18,5 %. В 1998г. из 23,1 % на долю налогов приходилось 16,6 %, а доля обязательных отчислений в социальные фонды к выручке от реализации составляла 6,5 %. За анализируемый период общее бремя налогообложения в АПК возросло в 1,6 раза, а в сельском хозяйстве — в 1,8 раза.

В структуре налогов, взимаемых с сельскохозяйственных предприятий, наибольшую долю составляют налог на добавленную стоимость (46 %) и налог на прибыль (36 %). Введение налога на добавленную стоимость (НДС) на продовольственные товары имело целью увеличить доходную часть бюджета, однако в условиях формирования рыночных отношений это привело лишь к увеличению розничных цен на отечественное продовольствие.

Крайне усложнен механизм начисления налогов. Одни из них относятся на себестоимость продукции (земельный, транспортный), другие уплачиваются из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы), третьи — из прибыли (налог на прибыль).

Для усовершенствования системы налогообложения сельского хозяйства необходимо ликвидировать множественность видов налогов и платежей, сделать налоги стабильными.

Основным должен стать налог на землю как основное средство производства. Пока земельный налог не является действенным стимулом улучшения использования земли и весомым источником средств для повышения почвенного плодородия; на его долю приходится менее 5 % общей суммы налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями. Ставку земельного налога целесообразно устанавливать в твердых процентах от цены земли, определенной на основе дифференциальной ренты. Этот налог, по мнению научных и практических работников, должен составлять не менее 70 % суммы всех налогов и платежей.

Налоговая система должна обеспечить заинтересованность товаропроизводителей в проведении структурной перестройки агропромышленного производства, во внедрении достижений научно-технического прогресса.

Уменьшение объемов централизованных кредитов с одновременным увеличением процентной ставки болезненно отражается на финансовом состоянии сельскохозяйственного производства, так как сельское хозяйство — капиталоемкое производство и из-за сезонности не может быстро погашать кредитную задолженность.

Переход к рыночной экономике требует выработки новых, адекватных подходов к кредитному обслуживанию агропромышленного комплекса. Развитие должны получить все формы кредита. Кредит призван занять ключевое положение в стимулировании производства. Сельское хозяйство вследствие своих особенностей не может функционировать без привлечения заемных средств.

В дореформенный период кредит был дешевым и доступным: годовая ставка составляла 1—5 % по краткосрочным и 0,75—2 % по долгосрочным ссудам. Льготные кредиты, выдававшиеся по октябрь 1993 г., не всегда использовались по назначению, часть их вкладывалась в сельскохозяйственное производство. После отмены льготных кредитов сельским товаропроизводителям стали их предоставлять на общих условиях. Банки в ситуации невозврата ссуд, инфляции, нестабильности и убыточности отказались кредитовать большинство хозяйств, так как и отсрочка, и списание задолженностей по кредитам невыгодны для них. Сельскохозяйственные товаропроизводители также не имеют особого желания брать заемные средства под непосильные проценты. Невозможность получения прямых банковских ссуд привела к тому, что с 1995 г. стали использовать товарный кредит.

Анализ показал, что этот вид заемных средств не был дешевым, как первоначально предполагалось, и не оправдал себя. Товарный кредит был не способен пополнить сезонный недостаток оборотных средств. В отличие от банковской ссуды он не обеспечивает регулярного поступления ресурсов для производственной деятельности. Имея соответствующую сумму средств, можно намного дешевле приобрести топливо и смазочные материалы, семена, минеральные удобрения и другие средства производства. Хотя товарный кредит не принес ожидаемой экономии, он все же дешевле прямых банковских ссуд.

Одной из причин сокращения объемов производства продукции можно считать также разрушение системы обязательного централизованного страхования аграрного сектора, которая являлась составным элементом экономического механизма.

С 1991 г. сфера сельскохозяйственного страхования претерпела серьезные изменения. К ним прежде всего следует отнести отказ от государственной монополии на проведение страховой деятельности. В последние годы наблюдается тенденция создания специализированных сельскохозяйственных страховых компаний, для которых характерны: наличие большого уставного капитала; разветвленная сеть региональных филиалов; включение в состав учредителей крупных организаций, занятых агропромышленным производством или его обслуживанием.

Вместе с тем имеются все основания для того, чтобы говорить о глубоком кризисе сферы сельскохозяйственного страхования. Причин такого положения несколько. Рассмотрим наиболее значимые.

Первая причина - крайне неблагоприятное финансовое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вторая причина - инфляция. Как показал опыт последних лет, страховые возмещения за погибший скот или сгоревшие строения при высокой инфляции покрывают не более половины реальных потерь. Введение же поправочных коэффициентов на размер страхового возмещения в зависимости от времени выплат приводит к резкому удорожанию страховых тарифов, что существенно ограничивает спрос на рынке сельскохозяйственного страхования.

Третья причина — отсутствие гарантий своевременной выплаты страховых возмещений из-за недостатка средств у страховых компаний. Дело в том, что сельскохозяйственное страхование, прежде всего страхование урожаев, имеет ряд особенностей. Например, неурожаи, вызванные засухой или другими неблагоприятными погодными явлениями, обычно поражают целые регионы.

Итак, непременным условием успешного развития агропромышленного производства является совершенствование экономического механизма. Это в значительной степени зависит от государственной аграрной политики.