Современная внешняя политика Голландии

Основные направления внешней политики

Нидерланды придают большое значение хорошим отношениям со своими соседями. Более того, репутация Нидерландов как торговой нации обусловливает их заинтересованность в международном сотрудничестве, примером чему служит её членство в таких организациях, как ООН, НАТО и Европейский Союз.

Одной из основных черт внешней политики Нидерландов является стремление к развитию международного права. В Гааге состоялась Первая международная мирная конференция, здесь же находятся Международный Суд и Дворец Мира. После Первой мировой войны Нидерланды активно участвуют в работе Лиги Наций, которая после Второй мировой войны получила название Организации Объединенных Наций.

Внешнюю политику Нидерландов с 1945 года можно охарактеризовать как активную миролюбивую политику с главным акцентом на сохранение мира на планете. Правительство Нидерландов придерживается мнения, что сохранение мира можно гарантировать только при условии, когда предпринимаются все шаги для удовлетворения растущего стремления к более справедливому распределению в мире власти, богатства и благополучных социальных условий.

Стремление к более справедливому распределению в мире власти, богатства и благополучных социальных условий побудило Нидерланды к сотрудничеству со странами Европы, Атлантического региона и остальным миром. Нидерланды активно поддерживают политику разрядки и разоружения, защиты прав человека и уничтожения всех форм расовой дискриминации.

Нидерланды являются членом Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Организации экономического сотрудничества и развития, Западноевропейского союза и Совета Европы. Правительство придерживается взгляда, что главную роль в сохранении мира и превентивной дипломатии должна играть ООН. При этом, несмотря на тот факт, что "холодная война" стала фактом прошлого, правительство считает, что в интересах безопасности следует поддержать политические и военные связи с США в рамках НАТО. Нидерланды являются также активным участником Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, поддерживает ее предложения о назначении Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, а также полномочий прибегать к помощи НАТО или Западноевропейского союза в операциях по поддержанию мира. Стремление к тесному сотрудничеству со своими ближайшими соседями Бельгией и Люксембургом воплотилось в Бенилюксе, таможенном союзе, созданном во время второй мировой войны.

Нидерланды и Европейский Союз

Нидерланды были одним из инициаторов европейской интеграции и основателей Европейского Сообщества (Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Евратома), которые со времени подписания Маастрихского соглашения стали известны как Европейский Союз (ЕС). Нидерланды приветствовали постепенное расширение тогда еще Европейского Сообщества. До 1 января 1995 года членами Европейского Союза были двенадцать европейских стран: Бельгия, Дания, Италия, Германия, Франция, Греция, Ирландия, Люксембург, Португалия, Испания, Нидерланды и Великобритания. В этот день последними к нему присоединились Швеция, Финляндия и Австрия. Еще в 50-х годах стало ясно, что европейская экономическая интеграция повлечет за собой сотрудничество в области внешней политики. Однако, это сотрудничество оформилось только в 1970 году в виде Европейского политического сотрудничества. В последующие два десятилетия принципы Европейского политического сотрудничества получили дальнейшее развитие и в 1986 году были оформлены в виде Европейского Документа. Также стало очевидно, что сотрудничество необходимо и в других областях, включая социальную политику и защиту окружающей среды.

К началу 90-х годов экономическое сотрудничество достигло достаточно высокого уровня и было принято решение приступить к первой стадии создания Экономического и валютного союза (EMU). Переговоры о Европейском политическом союзе и Экономическом и валютном союзе завершились на европейской встрече в верхах в Маастрихте, которая состоялась в конце 1991 года, а в конце 1993 году вступил в силу Договор о валютном союзе. Первого января 1999 года в него вступят одиннадцать из пятнадцати стран-членов Европейского Союза.

Экономика Нидерландов получила огромную выгоду от образования Европейского Союза, поскольку ее сельскохозяйственная и промышленная продукция получила более доступный путь к своим партнерам и доля торговли в экономике резко увеличилась за счет роста экспортно-импортного товарооборота со странами ЕС [7,c. 52].

Либерализация торговли (ликвидация торговых барьеров) благотворно повлияла на голландские деловые круги и привела к экономической экспансии, особенно в 60-х годах. Увеличилось производство, а возросшая конкуренция привела к дальнейшей рационализации производственных технологий. Европейский Союз также укрепил позиции Нидерландов, как транзитной страны. Легкий доступ со стороны Северного моря превратил район Роттердамской дельты в ворота Европы (Европорт) и один из центров экономической активности.

Культурное сотрудничество с зарубежными странами

Культурное сотрудничество с зарубежными странами является важной частью голландской внешней политики, чему способствуют международные культурные соглашения и голландские культурные учреждения за рубежом. Кроме того, важную роль в этой области играет возможность устанавливать культурные связи и участвовать в многостороннем культурном сотрудничестве в рамках таких международных организаций, как Совет Европы и Европейский Союз. Развивая культурное сотрудничество, правительство Нидерландов преследует две цели: первая, действуя как инициатор и координатор, создавать возможности для частных лиц и организаций самостоятельно устанавливать культурные связи и вторая, предотвращая, где возможно, столкновение интересов, обеспечивать взаимодействие двусторонних и многосторонних связей.

Нидерландское содействие странам Центральной и Восточной Европы

С начала 90-х годов правительство Нидерландов осуществляет политику помощи Центральной и Восточной Европе, цель которой поддержать страны этого региона в период перехода к плюралистическому конституционному государству и рыночной экономике.

Финансовые средства для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы объединены в единый фонд, состоящий из трех компонентов:

  ·  Программа социальных преобразований (MATRA) осуществляется Министерством иностранных дел Нидерландов. Она охватывает Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию, Литву, Словению, Хорватию, Румынию, Болгарию, Российскую Федерацию, Украину и Беларусь.

  ·  Программа восточноевропейского сотрудничества (ПСО), чисто экономического характера, содержащая в себе экономические инструменты для развития коммерческих отношений. Эта программа охватывает те же страны, что и МАТРА.

  ·  Ежегодный взнос в Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), за который отвечает Министерство финансов.

Некоторые Балканские страны (Босния, Герцеговина, Македония и Албания), страны Закавказья и Центральной Азии включены в список развивающихся стран, составляемый Комитетом помощи развитию Организации Экономического Сотрудничества и Развития, поэтому за помощь этим странам отвечает министр сотрудничества. Эта помощь может принимать форму или отдельного проекта или макроэкономической поддержки, последнее, как правило, осуществляется в рамках многосторонних программ.

Сотрудничество в области экономического и социального развития

Политика развития - составная часть внешней политики Нидерландов. В ее основе лежит концепция устойчивого развития, т.е. такая форма развития, которая удовлетворяет требованиям времени без ущерба для будущих поколений.

Концепция устойчивого развития нацелена как на достижение развивающимися странами экономической самодостаточности, так и на борьбу с нищетой в этих странах. В политике развития большую роль играют вопросы защиты окружающей среды.

При оказании помощи развивающейся стране, ее потребность в ней не является единственным критерием. Учитываются также ее экономическая и социальная политика и отношение к правам человека.

В будущем число развивающихся стран, с которыми сотрудничают Нидерланды, оказывая помощь их развитию на долговременной основе, существенно сократится. Это позволит выделять для меньшего числа стран более значительную часть имеющихся фондов и тратить больше времени и средств на другие формы сотрудничества. В этом контексте будут учитываться и многочисленные конфликты в различных регионах, поскольку, как только они будут урегулированы, этим регионам потребуется помощь для восстановления своих экономик. Кроме того, во многих странах, не относящихся к третьему миру, таких как, страны бывшего Восточного блока и бывшего Советского Союза, осуществляется в настоящее время переход к демократии и рыночной экономике, и они эти процессы также поддерживаются Нидерландами.

Нидерланды первыми после Швеции достигли поставленной международным сообществом цели - выделять на помощь развитию не менее 0,7% валового национального продукта. Теперь перед ними стоит задача поддерживать этот уровень.

Сотрудничество с Россией

Смешанная Комиссия по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов была создана в 1993г. Первая сессия Комиссии прошла в сентябре 1993 г. в Гааге. Российскую часть возглавлял заместитель министра МВЭС В. П. Шилин, Нидерландскую - Генеральный директор экономических отношений Министерства экономики Ф. А. Энгеринг. На первой сессии были рассмотрены вопросы, связанные с задачами и порядком работы Смешанной комиссии и утверждено Положение о Комиссии. Были затронуты специфические вопросы, относящиеся к деятельности международных экономических организаций, и состояние дел по нидерландской программе технической помощи, а также отмечены определенные препятствия в торговле между двумя странами, в частности, относящиеся к применению антидемпинговых мер против российских товаров на уровне ЕС и существующим в России санитарным и промышленным нормам. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России по вопросу урегулирования внешнего долга бывшего СССР.

Вторая сессия Комиссии проведена в Москве в октябре 1994 г. Российскую делегаций возглавлял заместитель министра МВЭС М. Е. Фрадков, нидерландскую - Ф. А. Энгеринг. Одним из главных вопросов, интересовавших нидерландскую сторону являлась позиция России в отношении инвестиций в российскую экономику. В ходе сессии нидерландская делегация посетила Нижний Новгород. В октябре 1997 года прошел визит в Нидерланды главы Правительства России В. С. Черномырдина. Согласно заявлению министерства экономики Нидерландов, голландская сторона приняла решение не формировать делегацию представителей деловых кругов в связи с предстоящим в ноябре 1998 г. официальным визитом в Россию королевы Беатрикс. В заявлении указывается, что министерством был проведен опрос местных компаний, имеющих торгово-экономические связи с Россией, который выявил недостаточный интерес голландских предпринимателей к предстоящим российско-нидерландским переговорам.

Отмечается, что, по мнению местных деловых кругов, в настоящее время между двумя странами нет экономических проблем, требующих обсуждения на государственном уровне. Однако подлинной причиной подобной позиции нидерландских фирм является, по оценкам местных аналитиков, осторожный подход голландских предпринимателей к развитию отношений с российскими партнерами в связи с обострением финансово-экономической ситуации в России. Ассоциация западных кредиторов, в состав которой входит и Союз нидерландских предпринимателей (СНП), обратилась к Министерству финансов России с призывом возобновить переговоры о погашении российской стороной незастрахованной коммерческой задолженности, образовавшейся во времена Советского Союза. По мнению ассоциации, решение данного вопроса будет способствовать росту доверия Запада к реформам, проводимым российским правительством. Общий долг России западным фирмам по незастрахованной коммерческой задолженности составляет около 2 млрд. долл., в том числе 35 голландским компаниям - 80 млн. гул. (без учета процентов). В связи с обращением, СНП выразил сожаление, что, несмотря на двусторонние договоренности и неоднократные заверения российской стороны о готовности решать имеющиеся проблемы, никаких конкретных шагов в этом направлении ею не предпринимается [4,c. 49].

Российская Федерация - основной экономический партнер Нидерландов в Восточной Европе. Исходя из своей внешнеэкономической концепции Нидерланды всячески приветствуют шаги России по интеграции в мировую экономическую систему. Голландия позитивно относится к вопросу присоединения России к Всемирной торговой организации. Это еще раз подтвердил премьер-министр В. Кок во время переговоров с В. С. Черномырдиным 1 октября 1997 г. Нидерланды исходят из того, что ВТО является крупной и универсальной организацией и вступление в нее влечет за собой принятие на себя большого количества обязательств во многих областях. Нидерландская сторона полагает наиболее важным достичь на первом этапе переговоров России с ВТО принципиальных договоренностей по двум вопросам: каким образом и в какой срок Россия сможет выполнять основные обязательства стран-членов ВТО. В Европейском союзе Нидерланды занимают наиболее мягкую, прагматическую позицию в отношении проникновения российских товаров на западный рынок.

В период 1992-97 гг. не было каких-либо оснований говорить о выявленных фактах дискриминации российских участников внешнеэкономической деятельности или существовании национальных правовых ограничений с голландской стороны, сдерживающих развитие российского экспорта в Нидерланды, кроме существующих в рамках ЕС в целом. Нидерланды признают, что Россия реально приблизилась к рыночной экономике. Согласно заявлению голландского премьер-министра, по мере того, как российская экономика все в более полной мере будет становится рыночной, будут отменяться существующие в ЕС ограничения по развитию двустороннего экономического сотрудничества. Нидерланды будут, по его словам, максимально содействовать этому процессу. В Нидерландах отсутствует национальное антидемпинговое и антимонопольное законодательство. Как член Европейского союза страна руководствуется в этих областях общими решениями ЕС. Как правило, представители Голландии при голосовании в Еврокомиссии не поддерживают введение антидемпинговых процедур. Нидерландские компании до сих пор не выступали инициаторами принятия подобных мер.

Одним из ярких примеров российско-нидерландского сотрудничества стала российско-нидерландская программа развития менеджмента.

Целью российско-нидерландской программы развития менеджмента является поддержка президентской программы по подготовке российских менеджеров для работы в рыночных условиях. Эта программа является совместной инициативой правительства и делового сообщества Нидерландов. За организацию и осуществление этой программы отвечает Конфедерация нидерландской промышленности и работодателей VNO-NCW. Программа сочетает в себе курс обучения в бизнес школе и последующее прохождение практики в одной из нидерландских компаний.

Конечная цель этой программы - научить российских специалистов лучше понимать менеджмент и маркетинг и в то же время углубить их профессиональные знания для успешного развития экономических отношений с зарубежными партнерами.

Программа начинается с базового семидневного курса обучения в России, цель которого — приобретение и совершенствование личных знаний и умений стажеров. В то же время, программа основного курса обучения позволяет осуществить окончательный отбор кандидатов для прохождения дальнейшего обучения в Нидерландах.

Дальнейшее обучение фокусируется на развитии бизнеса и включает такие предметы, как маркетинг, финансы, управление персоналом и операционный менеджмент. Особое внимание уделяется отношениям в области культуры и взаимопонимания между двумя странами.

После завершения базового обучения проводится практика, которую можно лучше всего описать как "применение теории на практике". Она дает возможность познакомиться с работой нидерландской компании изнутри и понять все ее особенности. Практическое задание помогает понять каковы ключевые условия успеха и побуждает его участников самим выдвигать предложения по улучшению работы и поддерживать сложившиеся во время практики отношения после возвращения в России.

После прохождения практикума участники обучения возвращаются в VNO-NCW для отчета и прохождения аттестации. Результаты выполнения практических заданий обсуждаются совместно всеми стажерами. Все участники получают персональные планы развития с тем, чтобы наиболее полно применить на практике знания и опыт, полученный ими в Нидерландах. Программа заканчивается аттестацией и церемонией закрытия.

Имена участников программы вносятся в официальный список выпускников в Посольстве Нидерландов в Москве. Это может помочь вам лучше использовать и расширить круг своих деловых партнеров и личных контактов [1, c. 63].

Для участия в программе обучения кандидат должен иметь высшее или среднее специальное образование. Кандидатами могут стать руководители высшего или среднего звена с опытом работы не менее 3-х лет. Опыт руководства коллективом и (или) проектом является плюсом. Кроме того, кандидат должен хорошо владеть устным и письменным английским языком. И, конечно, кандидаты должны сами стремиться приобретать новые знания и совершенствовать свои управленческие способности. Успешно окончившие курс программы обучения получают дипломы об окончании бизнес школы и Конфедерации нидерландской промышленности и работодателей VNO-NCW.

Сотрудничество между нидерландским и российским Министерствами обороны

В июне 1997 г. Министры обороны Королевства Нидерландов и Российской Федерации подписали Соглашение о сотрудничестве между Министерствами обороны Российской Федерации и Королевства Нидерландов.

Одним из главных пунктов этого документа, регулирующего военное сотрудничество в самом широком смысле между обеими странами, является выполнение годового плана, который предусматривает ряд военных мероприятий в каждой стране.

Кроме того, в 1990 году Королевство Нидерландов и Советский Союз подписали Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод. С тех пор Нидерланды и Российская Федерация каждые два года обмениваются делегациями с целью контроля за соблюдением условий данного соглашения.