Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников
Государственная программа: содержание и оценка перспектив реализации
Итак, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
В структурной схеме миграционной политики, представленной нами выше, содействие добровольному переселению соотечественников – важнейшая составляющая политики иммиграции, первой стадии, определяющей собственно основы создания системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов.
Преамбула программы отражает акцентированные ранее взаимосвязи миграционной и демографической политики (по-видимому, именно кризисная демографическая ситуация в стране явилась катализатором принятия данной программы, разрабатывавшейся одновременно с планированием претворения в жизнь приоритетных национальных проектов РФ, в частности, проекта «Здравоохранение», принятием Концепции государственной демографической политики, отводящей ведущую роль стимулированию рождаемости и сокращению смертности в стране), миграционной политики и интересов национальной безопасности и эффективного экономического развития (а именно усиление потенциала стратегически значимых для России территорий, грамотное распределение миграционных потоков, снижение диспропорций региональных рынков труда, социальной напряженности и т. д.).
Решение стоящих перед государством проблем видится законодателю, в том числе, и в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов РФ (вспомнив здесь концепцию трехстадийности миграционных процессов, отметим, что впервые эта программа предусматривает работу государства по активизации и совершенствованию хода первой стадии миграционного процесса – формированию территориальной подвижности населения, в отличие от большинства проектов по регулированию миграции, касающихся работы с уже переселившимися людьми – въехавшими трудовыми мигрантами, беженцами и др.).
Целью Государственной программы провозглашается стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Программа рассчитана на 2006-2012 гг. и включает три базовых этапа, на первом из которых – 2006 год – должна была быть осуществлена подготовка необходимых нормативных актов и создана система управления Госпрограммой. Собственно с 2007 года начинается переселение соотечественников, прежде всего, в определенные соответствующими постановлениями 12 пилотных регионов РФ (Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Новосибирская области, Красноярский, Приморский и Хабаровский края), а также проводится первичный анализ итогов переселения. Третий этап (2009 – 2012 годы): предусматривает дальнейшую реализацию региональных программ переселения и оценку их результативности, а также при необходимости – проведение дополнительных мероприятий и определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы.
Особого внимания требуют государственные гарантии и права переселенцев, предоставляемые им в случае участия в Государственной программе.
«Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее – компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения». [ Ст. 4]
Казалось бы, учтены основные затраты, трудности, провозглашена помощь и внимание к их устранению. Однако перечень гарантий и размеры «подъемных» различаются в зависимости от типа категории вселения, а таких программой определено три – категории А, Б, В. Районы категории "А" - стратегически важные приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. "Б" - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. "В" - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. И только в категории "А" переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Переселенцы, отправляющиеся на территорию категории "Б" не будут получать пособие по безработице, а те же, кто выберет территории категории "В" лишаются и «подъемных». Есть и еще одно существенное условие – «участник Государственной программы и (или) член его семьи, выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им «подъемных»». [Ст.4]
Участие в Госпрограмме также дает соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на получение разрешения на временное проживание и приобретение гражданства в приоритетном порядке (что отражает основы политики натурализации в отношении соотечественников).
Организации работы с соотечественниками за рубежом посвящена отдельная глава Программы. Для их всестороннего информирования о сущности проекта предполагается формирование официального информационного пакета о Государственной программе, комплектов информационных материалов о проектах переселения, разработанных субъектами Российской Федерации, и информационного ресурса, включающего в себя информацию о возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания на конкретных территориях вселения. Сведения о Государственной программе обнародуются в российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации, направляются для распространения в российские центры науки и культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в распоряжение заинтересованных российских неправительственных организаций и общественных объединений соотечественников за рубежом.
Учет желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленное разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовка их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведение иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами ФМС России в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а в других государствах – консульскими учреждениями РФ.
Сразу после публикации программа получила целый ряд откликов, высказывающих сомнения в реальности ее ожиданий и полноте предусмотренных мер. Каковы же перспективы данного проекта, по мнениям исследователей, для реализации поставленной цели?
Во-первых, коснемся вопроса о демографическом потенциале программы. Численность населения РФ в 2006 г. составила 142,8 млн. человек., сократившись за последние 10 лет на 5,5 млн. По прогнозам Госкомстата России в 2026 году население России составит 137,4 млн. человек, т. е. сократится еще на 5,4 млн. Российские демографы Центра демографии и экологии человека впервые составили долгосрочный прогноз – до 2100г. – численности населения России. Если миграционная политика останется неизменной и поток мигрантов будет медленно сокращаться, то в 2050 году число жителей России с вероятностью 50% будет ниже 100 млн. Но даже самые оптимистичные прогнозы с учетом активной миграционной политики, по словам демографа А. Вишневского, «не позволяют надеяться на перелом обстановки». В лучшем случае население удастся стабилизировать примерно на нынешнем уровне» [Прусс, с.143].
Государственная программа, как уже было отмечено, направлена именно на дополнение комплекса мер, способствующих стабилизации численности населения. Привлечение более 20-25 млн. соотечественников позволило бы, действительно, снизить скорость сокращения числа россиян, однако, в этой связи исследователи задаются другим вопросом – возможен ли в настоящее время приезд такого числа соотечественников?
«По данным Российского центра международного и культурного сотрудничества при МИД, большая их (соотечественников – Е. К.) часть - 16-19 млн. - проживает в странах СНГ и Балтии. Именно их относят к так называемому миграционному потенциалу. Впрочем, судя по оценкам экспертов, России вряд ли удастся заполучить более 50% от этого количества. «Думаю, к нам поедут люди из стран Центральной Азии, ведь там осталось немало наших соотечественников, которые хотели бы уехать, но средств на это не имеют», - говорит директор Центра миграционных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковская». Член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками К. Затулин считает, что сегодня Программа «не является привлекательной для соотечественников настолько, насколько это кажется тем людям, которые эту программу составляли. Страхи первого периода, когда люди бросали все и бежали в Россию, давно прошли» []. Те, кто сразу оказался не готов жить в новых государствах постсоветского пространства, ощущая свою причастность к России, уехали, те же, кто сегодня остался в этих республиках или достаточно адаптировались к условиям жизни в новом государстве, или нуждаются в таких стимулах к переселению, которые Россия сейчас дать не в состоянии.
О чем в данном случае может идти речь? Огромные масштабы легальной и нелегальной трудовой миграции, с которыми Россия столкнулась в последние годы, способствовали увеличению концентрации в стране низко квалифицированной рабочей силы. России же, как и любому другому государству, напротив, хотелось бы в составе потенциальных мигрантов видеть наиболее образованных людей. Но, по данным ученых, «сегодня лишь индустриально развитые страны имеют возможность аккумулировать лучшие мировые кадры, предлагая достойную заработную плату, идеальные жилищные, социальные и организационные условия… В России средний уровень заработной платы в 20 раз уступает таковому в США, а бытовые и жилищные условия в отдельных регионах не на много превосходят аналогичные условия в слаборазвитых странах третьего мира. Если к этому добавить крайне сложные климатические условия, то что вообще может привлекать мигрантов на территорию России?» [Моденов]. Помня, что главными общими мотивами миграции являются благополучие и безопасность, мы, конечно, понимаем, что в данном случае речь идет о переселенцах, движимых мотивами первой категории. Единственным их стремлением вернуться в Россию в данной ситуации может стать желание воссоединиться со своей исторической родиной, родственниками, но много ли сегодня таких людей? С другой стороны, тех, кто не может выбирать свободно (согласно своим материальным возможностям, а не правам) место проживания, но и перспектив достойной жизни для себя и своей семьи в стране нынешнего обитания не видит, возможность переехать в Россию действительно может стать выходом в решении их дальнейшей судьбы. И здесь апелляция к общему историческому прошлому, особенностям менталитета советских людей отнюдь не беспочвенна.
Следующий противоречивый аспект состоит в том, что, делая акцент на необходимости привлечения молодых, трудоспособных, образованных людей замалчивается вопрос о судьбах соотечественников пожилого возраста. Они могут стать участниками программы как члены семьи трудоспособного переселенца. В иных случаях, согласно цитируемым в различных изданиях словам начальника управления по делам соотечественников А. Чепурина, «одиноких пенсионеров, инвалидов и преступников» не ждут. Но ведь именно одинокие сегодняшние пенсионеры и могут быть представителями тех, кто был направлен работать в союзные республики 30-40-50 лет назад! Направлен из РСФСР…
От оценки демографического потенциала программы перейдем к рассмотрению ее возможностей в обеспечении иных стратегических интересов России. В преамбуле программы подчеркивается стихийность современных миграционных потоков, а Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, материалы научных публикаций указывают на первостепенную значимость этих вопросов. Для решения данной задачи территории вселения регионов России, как было сказано выше, ранжируются по категориям. В основе этой градации лежат как демографические, так и геополитические и экономические интересы. Территории шести регионов-участников первого этапа программы являются приграничными (пять из них находятся в Сибири), двух – внутренними областями Западной и Восточной Сибири - что отвечает необходимости уплотнения населения наиболее богатых и наименее освоенных регионов России. Остальные четыре региона являются территориями ЦФО, в том числе, Калужская и Тверская области - соседствующими с Московской областью – и при заявленной их необходимости в трудовых ресурсах, все же они являются частью «европейской принимающей зоны», а близость к Москве может одновременно выступать как позитивным, так и негативным фактором, ориентируя переселенцев на возможное дальнейшее участие в столичном рынке труда. По характеристике И. Прусс, кольцо областей вокруг Москвы относится к «перевалочной зоне», которая постоянно отдает население в центр.
Тамбовская и Липецкая области отличаются, с одной стороны, удобным географическим расположением и климатическими особенностями, но проекты, например, Тамбовской области предполагают расселение исключительно в сельской местности, в небольших районных центрах (равно как и ряд проектов других областей). Заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская отмечает, в данной связи, что подобные программы, применявшиеся в прошлом и ориентированные на расселение в сельской местности «с треском провалились… В 1990-х беженцев из стран СНГ стали направлять в сельскую местность. Они там более или менее устойчиво живут до сих пор. Но как только их дети заканчивали 8-й класс, им надо было идти в десятилетку, значит – ехать в город. То же самое – в институт. Последние исследования показывают, что картина 1980-х гг. миграции сельского населения в города полностью восстановилась. Сельская молодежь на 90% ориентирована на выезд. И в этой новой программе снова написано, что приезжие люди должны жить на селе…»
Эта проблема имеет и еще одну грань. Быть может, действительно удалось бы возродить некоторые сельские поселения регионов, обогатив их потенциалом приезжих людей и не вся молодежь оказалась бы ориентирована на выезд. Но по материалам различных публикаций отношения старожилов и новоселов далеко не всегда складываются благоприятно. По характеристике Д. Солдатикова, «российская глубинка … живет не слишком хорошо. По мнению людей, которые возвратились к себе на родину еще до начала действия госпрограммы, здесь слишком много своих нерешенных проблем, чужие никому не нужны» [с.14]. Недоверие, непонимание политики властей, обиды населения провоцируют сложную атмосферу противопоставления, соперничества. Государственная программа акцентирует внимание региональных властей при составлении своих проектов переселения учитывать возможные риски реализации программы, к числу которых, программа, например, Калужской области относит и рост межнациональной напряженности, но возможно ли изменить культуру и мировоззрение населения в одночасье, прибегая только к «воспитанию уважения, принятия и понимания многообразия культур, вероисповеданий…»? А для первичной оценки ситуации по определению степени толерантности и открытости коренного населения, следовало бы, вероятно, организовать проведение социологического мониторинга, как это предполагается в проекте Тамбовской области.
Однако оценке региональных проектов мы посвятим следующий параграф работы, а пока вернемся к еще одной косвенно упомянутой проблеме. Действительно, до оглашения Государственной программы в Россию уже переехало за минувшие 15 лет несколько сотен тысяч переселенцев – таких же соотечественников, как и те, на кого ориентированна Госпрограмма. Как должно строить свою политику государство в отношении этих людей, многие из которых так и не смогли получить даже гражданство? Насколько правильным в этой связи является тезис Государственной программы о том, что «участие в программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации», если действительно число их предшественников, не получивших таких гарантий, огромно? Анализируя преимущества одной программы, мы не должны, тем не менее, забывать о том, что она не является всеобъемлющей и для тысяч людей, не подпадающих под определение «соотечественника, проживающего за рубежом», т. к. они приехали в Россию, предположим, несколькими годами раньше, станет «камнем преткновения», аспектом недоверия российской миграционной политике, власти в целом. К. Затулин уверен, что по отношению к тем, кто уже находится в России, должна быть проведена самая широкая амнистия либо легализация [15]. Необходимость помощи этим людям провозглашают и исследователи. [Солдатиков]
При рассмотрении всех противоречивых моментов программы меркнет ее главное достоинство – правильность на уровне идеи, роль и новаторство в формировании направления миграционной политики в отношении соотечественников. Не умаляя его и подчеркивая, что работа по реализации программы будет и должна быть длительной, попробуем понять, насколько оправдана апробация ее именно на территории Калужской области и других «пилотных» регионов-участников. Ответы на эти вопросы могут дать Региональные программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Региональная организация миграции в рамках Государственной программы. Калужская область как регион-участник
Вопросы региональной организации миграции населения, современного развития и взаимодействия миграционных процессов с системой региональных факторов могут быть рассмотрены с позиций системного научного подхода. Н. В. Воробьев вводит понятие «территориальная миграционная система», которая, по его определению, охватывает в определенных пространственно-временных рамках мигрирующее (как реально, так и потенциально) население и условия, факторы миграции.[, с.24] В качестве ее структурных частей автор выделяет:
- особенности регионального развития (понимаемые как условия, предпосылки, движущие силы миграции) в местах выхода и вселения;
- собственно процесс переселения;
- мигрантов: потенциальных (лиц, которые могут мигрировать), реальных (в период переселения) и новоселов (недавних мигрантов в период приживаемости);
- последствия миграции.
Тогда общая логическая схема исследования территориальной миграционной системы должна включать три стадии:
- изучение предпосылок миграции населения через рассмотрение среды миграции – регионального развития в его внутрирегиональной дифференциации и динамике;
- исследование собственно миграционной ситуации;
- «измерение» миграционных последствий и прогнозирование миграционной эволюции.
Принимая эту схему за основу построения нашего исследования, мы тем не менее, должны отметить, что в данной работе акцент делается на исследование особенностей Калужской области как региона вселения, причем вселения планируемого и контролируемого, а не стихийного, а исследование миграционной ситуации будет ограничено теми рамками, которые заданы Региональной программой содействия добровольному переселению соотечественников в РФ. Используемые в дальнейшем данные по другим регионам-участникам программы призваны будут дополнить, помочь выявить негативные моменты, достижения и эффективные предложения, разработанные в том или ином крае или области.
Приведенное нами ранее одно из определений понятия «миграционная политика» характеризует процесс согласования интересов государства в области регулирования миграций на федеральном и региональном уровнях с интересами мигрантов, местного сообщества, политических и экономических элит, партий, общественных институтов. Переходя к рассмотрению региональных особенностей исполнения Госпрограммы, мы должны здесь акцентировать внимание именно на такой трактовке миграционной политики.
Согласно Государственной программе, Региональная программа переселения – комплекс социально-экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в субъекте Российской Федерации на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения, при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.
Статус территорий вселения свидетельствует о вариативности проектов, предполагающих и городское, и сельское размещение, но, если в Калужской области из 8 проектов лишь один ориентирован на расселение в сельской местности, то, например, в Тамбовской области – все 6 предложенных проектов.
Эти данные позволят нам выявить степень привлекательности Калужской области для переселенцев, в зависимости от их ожиданий и профессиональной специализации.
Участники Государственной программы осуществляют выбор территории вселения с учетом наличия места работы, предоставляемых в рамках Государственной программы гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания. С другой стороны, не только интересы переселенцев, но, прежде всего, коренных жителей региона должны быть учтены при ее составлении и «проект региональной программы переселения может быть согласован Правительством Российской Федерации при условии, что его реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации» [].
С учетом этих принципов были сформулированы цели и задачи Региональной программы Калужской области. К общим из них мы относим:
- формирование осознанного процесса переселения соотечественников;
- повышение миграционной привлекательности Калужской области;
- создание источника пополнения трудовых ресурсов Калужской области.
Важнейшими же задачами являются:
1. Оказание содействия добровольному переселению участников Государственной программы в соответствии с условиями участия по проектам переселения Калужской области.
2. Осуществление мер по обустройству участников Государственной программы, в том числе:
- решение вопросов по трудоустройству;
- в жилищной сфере;
- по медицинскому и социальному обеспечению;
- в предоставлении образовательных услуг;
- по обеспечению безопасной жизнедеятельности.
3. Отработка организационного механизма по работе с соотечественниками, выбравшими проекты переселения Калужской области:
- формирование системы взаимодействия различных структур – органов государственной власти и местного самоуправления, организаций бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации;
- информационное обеспечение реализации Государственной программы на территории Калужской области;
- создание региональной подсистемы государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками.
Приступая к характеристике проекта миграционной программы, воспользуемся структурой ее построения и выбранными нами стадиями изучения территориальной миграционной системы – прежде всего, дадим оценку Калужской области как среде развития миграции населения.
Исследователи все многообразие проблем, характерных для регионального развития России, относят к трем группам:
- исконные, объективные особенности региона (географическое положение, природные условия и ресурсы);
- наследие прошлых исторических эпох регионального развития;
- преходящие особенности современной ситуации.
Региональная ситуация также может оцениваться с позиций нескольких территориальных уровней:
- макросреда миграции – это внешнее окружение области, т. е. регионы России и в целом весь мир;
- мезосреда миграции – это условия самой Калужской области;
- микросреда миграции – состояние отдельных сфер жизнедеятельности (экономика – демография – занятость – качество жизни). [Воробьев, с.29]
Придерживаясь этих схем, отметим, прежде всего, объективные особенности Калужской области – области центральной России, ближайшей к столичному региону, который играет существенную роль в выборе места переселения для многих людей, гарантирует близость доступа к образовательным, культурным благам, возможности участия в системе столичного рынка труда и т.д.
Территория области составляет 29,9 тыс. кв. км, население на начало 2006 г. – более 1 млн. человек (1014200 чел.).
Географическое положение и климат Калужской области позволяют судить о типично русской природе, наименее стрессогенной для большинства переселенцев. Однако особенностью климата области являются частые весенние заморозки, а также чередование жаркого сухого и холодного влажного лета, что определяет рискованный характер сельского хозяйства в регионе.
Область располагает значительными природными ресурсами. К числу важнейших из них относятся земли с расположенными на них сельскохозяйственными угодьями, полезные ископаемые – уголь, известняк, песок, гравий, глины. Вместе с тем, по сравнению с огромнейшими ресурсами регионов Сибири, богатства центральной России и Калужского края, в частности, не позволяют добывающие отрасли промышленности назвать основополагающими для экономики региона, высокие показатели развития области, как отмечает программа, обусловлены, прежде всего, ее собственным научно-техническим потенциалом. В Калужской области имеется значительный промышленный комплекс, развиты машиностроение и металлообработка, приборостроение и радиоэлектроника, строительство, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и чёрная металлургия. В Обнинске расположен первый наукоград РФ, где ведутся исследования в области атомной энергетики, космической техники, телемеханических устройств, радиооборудования и приборостроения [Википедия].
Однако преобразования последних десятилетий предопределили такие современные характеристики регионального развития, как:
- сокращение численности населения (за последние 5 лет она уменьшилась более чем на 40 тыс. человек);
- уменьшение сельского населения (на 24 тыс. человек за тот же срок), опустение сел и деревень.
Вместе с тем, с 1999 г. происходит рост объемов промышленной продукции, изменение ее структуры (в частности, увеличение производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производства резиновых и пластмассовых изделий, текстильного и швейного производства при значительном сокращении производства машин и оборудования, транспортных средств, производств целлюлозно-бумажной и химической промышленности). Ряд не приспособившихся к новым требованиям рынка предприятий области угасает, в то время как происходит развитие новых, современных, подкрепляемых притоком инвестиций.
По оценке Министерства экономического развития Калужской области, социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется следующими показателями:
1. Экономика области развивается стабильно: растет темп роста промышленного производства, по объему иностранных инвестиций на душу населения область опережает подавляющее большинство регионов России (в привлечении инвестиций конкурирует с Московской, Нижегородской, Тульской областями).
2. Социальное положение населения существенно улучшилось: реальные денежные доходы жителей области ежегодно растут на 9-10%, в области самая высокая среднемесячная начисленная заработная плата из всех граничащих с ней регионов, кроме Московского (8099,4 руб.). В ЦФО область занимает пятое место, сокращается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
3. Финансовое положение предприятий и организаций области улучшилось: прибыль возросла за 2005 год в 1,3 раза, просроченная задолженность по выплате заработной платы по итогам года сократилась на 36,4%.
4. Официальный уровень зарегистрированной безработицы составил 0,7%, что ниже общероссийского примерно в 2 раза.
5. Дальнейший рост экономики области потребует привлечения бóльших ресурсов, прежде всего трудовых, в том числе квалифицированной рабочей силы [Резюме].
Анализ демографической ситуации и тенденций развития рынка труда позволил специалистам сделать вывод о необходимости реализации Госпрограммы в нашем регионе, о необходимости привлечения в экономику области квалифицированной иностранной рабочей силы.
Из приведенной краткой характеристики основных показателей развития и условий региона следует, что на уровне макросреды Калужская область является привлекательным регионом для переселения соотечественников: ее природно-географическое, территориальное расположение, экономический потенциал не уступает иным регионам – участникам Государственной программы («Сегодня у желающих приехать Калужская область пользуется даже большей популярностью, чем, например, Тверская» [20]).
Оценивая показатели мезо- и микросреды, следует отметить не только достижения, но и проблемные сферы жизни области. С одной стороны, мы отмечаем низкий уровень безработицы и недостаток квалифицированных кадров, что позволяет предположить востребованность грядущего в связи с реализацией Программы увеличения предложения на рынке труда, с другой – проблемы ряда других сфер (жилищной, дошкольного образования) не могут не вызывать сомнения.
Так, по данным Калужского областного комитета статистики, на учете в органах местного самоуправления на начало 2006 г. состояло 24,9 тыс. нуждающихся в жилье семей, и хотя в области действует областная целевая программа «Доступное жилье в Калужской области» на 2006-2010 гг., программы по ипотечному кредитованию, результаты политики в этой сфере на сегодняшний день еще не могут кардинально изменить ситуацию.
В интервью корреспонденту областной газеты «Весть» Т. Романовой, А. Абрамцев, Председатель комитета по труду Министерства здравоохранения и социального развития Калужской области говорил о том, что «наша область очень нуждается во врачах – настолько, что министерство готово помогать каким-то образом в решении жилищного вопроса тем, кто согласится, скажем, поехать на работу в сельскую местность» [Романова]. Однако декларативные принципы не могут служить гарантом обеспечения жильем. Региональная программа переселения, разработанная на основе экономических оценок ряда участвующих в ее принятии министерств и служб, задает более четкие ориентиры, прежде всего, в экономическом обосновании требуемых от переселенцев ресурсов и предлагаемой им помощи.
Итак, мы представили общую характеристику развития области, отразившую ее объективные особенности, основу и потенциал развития.
Следующий этап анализа территориальной миграционной системы – миграционная ситуация в области.
Тенденция движения естественного движения населения, как было показано раньше, соответствует общероссийской и характеризуется сокращением населения, его старением. До 2004 года сокращался и миграционный прирост населения (с 2323 чел. в 1999 г. до 545 чел. в 2004), в 2005 году он составил 2661 чел. Число беженцев и вынужденных переселенцев на начало 2006 года составило 1964 чел., наибольшим образом это приехавшие из Казахстана (43,2%) и Узбекистана (28,4%). Доля прибывших в Калужскую область из других регионов России всегда оставалась подавляющей (87,2% в 2003 г., 75,3% в 2005 г.), приезжие из других стран также, прежде всего, представляли Казахстан, Узбекистан, Украину и др. постсоветские государства. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русские составляли 973,6 тыс. чел. или 93,5% населения области, украинцы – 23,2 тыс. чел. или 2,2%, армяне – 7,1 тыс. чел. или 0,7%, представительство других народов оказалось еще меньшим.
Как уже было показано, Региональная программа ориентирована на привлечение более 40000 соотечественников и лишь неопределенность самого термина «соотечественник за рубежом» не позволяет предположить, как в данном случае изменится национальный состав населения области.
Отражение новой миграционной ситуации, прогноз миграционных последствий реализации программы с позиции ее разработчиков выражается в надежде решения ряда экономических трудностей региона, улучшении демографической ситуации, анализе рисков программы и предложении мероприятий по их устранению. Решение основных вопросов жизни и обустройства переселенцев оценивается также с экономической и организационной точек зрения.
Основным принципом в работе с переселенцами-соотечественниками является работа уполномоченного органа областной исполнительной власти по работе с соотечественниками (УОРС) в режиме “единого окна”, предусматривающего, что участник региональной программы будет находиться в постоянном контакте с УОРС, который в свою очередь будет осуществлять постоянное взаимодействие с различными организациями Калужской области и контроль. Таким уполномоченным органом в Калужской области должен был стать Комитет по труду Министерства здравоохранения и социального развития. На этапе разработки программы, … предлагал кратко охарактеризовать функции УОРС и УФМС следующим образом: «По прибытии в Калужскую область участникам программы следует сразу заявить о себе – обратиться в Комитет по труду Министерства и Управление ФМС по Калужской области. Первое ведомство поможет с размещением и трудоустройством, второе – стать гражданином России».
Особенное внимание должно быть уделено также информационному сопровождению программы. Его задачами являются:
- создание благоприятного общественного мнения для реализации Государственной программы;
- ознакомление населения области и добровольных переселенцев за рубежом с целями и задачами Государственной программы, условиями и результатами ее реализации;
- мониторинг информационной и общественной ситуации при реализации программы;
- публичная реализация «обратной связи» между переселенцами, органами государственной власти и обществом.
Адекватное исполнение поставленных задач должно помочь формированию позитивного настроя населения принимающей среды по отношению к переселенцам-соотечественникам и созданию объективных представлений участников Госпрограммы об условиях жизни в Калужской области. За время действия программы вопросы эти не раз освещались в выпусках новостей ГТРК «Калуга», ТК Ника-TV, в региональной прессе [20, 23].
Тем не менее, информационное обеспечение переселенцев, коренного населения и всех интересующихся ходом исполнения программы можно также отнести к ряду проблемных моментов реализации программы, поскольку упущения в этой сфере будут способствовать укоренению обозначенной нами выше ситуации – непонимания и неприятия старожилов и новоселов.