Создание и развитие Экибастузского топливно-энергетического комплекса
Город Экибастуз своим рождением обязан Экибастузскому каменноугольному бассейну, история освоения которого берет начало отсчета с 1866 года, когда местный рудознатец Косум Пшенбаев открыл Экибастузскую залежь угля, осуществляя геологические поиски, находясь на службе у русского купца С. И. Попова. 21 июня 1867 г. уральский купец и горнопромышленник Александр Бенардаки сделал письменную заявку на открытие Карабидаикской (Экибастузской) угольной копи на имя киевского миллионера С. И. Бродского, в которой отметил историческую заслугу местного рудознатца Косума Пшенбаева в открытии экибастузского угля.
Значительный вклад в проведении исследований и характера освоения Экибастузского месторождения принадлежит известному русскому геологу А. А. Краснопольскому, определившему в 1896 году благонадежность и целесообразность разработки Экибастузского месторождения угля. Позднее значительные научные изыскания в Экибастузе проводили с письменным подробным описанием результатов своих работ видные специалисты горного дела А. К. Мейстер, Е. С. Федоров, Н. И. Трушков, А. А. Ганаев, Н. Г. Кассин, Р. А. Борукаев. Каждый из них своими изысканиями подготавливал мощную стартовую площадку, с которой началась история взлета Экибастуза.
Как известно, добыча угля в Экибастузе началась в 1899 году на только открытых и заложенных шахтах Владимирская, Мариновская, Ольгинская, владельцем которых являлась группа акционеров Воскресенского горнопромышленного общества, в числе которых павлодарский купец А. И. Деров. В 1898 году с апреля по октябрь за сравнительно короткие сроки для того времени была построена железная дорога протяженностью 109 верст от Экибастуза до пристани Воскресенская на реке Иртыш. Горнопромышленное общество имело в своем распоряжении 3 американских паровоза и 113 различных вагонов. Уголь по ней, а дальше на баржах по реке Иртыш доставлялся до Омска для сбыта потребителям Транссибирской железной дороги. В 1900 г. было добыто 54 тыс. тонн угля, в 1901 г. 69,5 тыс. тонн. К концу 1903 г. дела Воскресенского горнопромышленного общества резко ухудшились и оно обанкротилось. Добыча угля прекратилась, шахты были затоплены. Всего Воскресенским горнопромышленным обществом было добыто около 200 тыс. тонн угля. В последующем десятилетии экибастузские угольные копи практически бездействовали. Попытки по возобновлению добычи угля в 1906-1907 годах не имели успеха.
Последующая разработка Экибастузского месторождения началась в конце 1913 г. Киргизским акционерным обществом, где основным держателем акций был известный английский миллионер-горнозаводчик Лесли Уркварт. В октябре 1914 года учрежден устав и избрано правление этого общества. Основной капитал общества составил 10 млн. рублей. Председателем правления стал министр торговли и промышленности, действительный статский советник М. Федоров, членами правления избраны англичане Л. Уркварт, Ф. Джонс, русские: отставной лейтенант флота, потомственный дворянин В. В. Романов, барон В. Б. Меллер-Закомельский, С. И. Литтауэр, горный инженер Ф. А. Иванов. Управляющим экибастузскими угольными копями был назначен Н. И. Трушков, впоследствии ставший известным горным инженером и видным ученым. Киргизское АО ввело в действие 4 шахты, 25 коксовых печей, первый в Казахстане цинковый завод а также свинцовый, чугунолитейный и механический заводы, электростанцию.
Летом 1914 г. была за короткие сроки восстановлена Воскресенская железная дорога, что позволило транспортировать не только добываемый уголь, но и доставлять сырье для свинцово-цинковых заводов. Лесли Уркварт придавал большое значению увеличению объемов переработки и выплавки цинка, свинца, меди, золота и серебра из концентратов полиметаллических руд, добываемых на Риддерских рудниках. В 1915 году проложена телефонная линия от г. Павлодара через пос. Ермак до пос. Экибастуз вдоль полотна Воскресенской железной дороги общей длиной 150 км путем установки телефонных столбов-опор высотой 6,4 м. на участке г. Павлодар - пос. Жолкудук и столбов-опор высотой 8,53 м. на участке пос. Жолкудук - пос. Экибастуз. В 1914 г. добыча угля достигла 6,9 тыс.тонн, в 1915 г. 29,9 тыс. тонн, в 1916 г. 63,4 тыс. тонн, а в 1917 г. возросла до 84,7 тыс. тонн. Действовали в основном 4 шахты: Воскресенская и №4 – наклонные, Северная и Южная – вертикальные. В 1916 году впервые в Казахстане было внедрено 5 врубовых машин «Салливан» американского производства, каждую из которых обслуживали 4 человека. На предприятиях Экибастуза в начале марта 1917 г. работало 2527 человек, в составе которых численность рабочих казахской национальности составляла 1400 чел., русских 400 чел., а также было задействовано 727 военнопленных (в основном немцев, венгров, австрийцев, чехов).
Деятельность Киргизского горнопромышленного общества была прервана последовавшими революционными событиями, вызванными в начале Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 года, а затем победой Октябрьской социалистической революцией и установлением Советской власти в стране. В эти годы Экибастуз представлял собой крупный развитый промышленный центр не только в пределах Казахстана, но и в пределах всей Западной Сибири. Здесь действовали крупные шахты, организована коксовое производство с использованием 25 коксовых печей, цинковый и свинцовый заводы, центральная механическая мастерская, чугунолитейный завод, завод по производству огнеупорного кирпича, стекольный завод, лесопилка с пилорамой, электростанция, водонапорная башня, почтово-телеграфная станция, конный двор, хлебопекарня. Перевозка разнообразных грузов осуществлялась по Воскресенской железной дороге и далее грузовыми баржами по реке Иртыш. Придавая большое значение обеспечению сохранности имущества АО 11 мая 1918 г. В. И. Ленин подписал Постановление Совнаркома РСФСР о национализации Экибастузских угольных копей, свинцово-цинковых заводов и Воскресенской железной дороги Киргизского акционерного общества.
В 1921 г. Совет Труда и обороны при Совнаркоме РСФСР принял постановление о строительстве железной дороги Экибастуз-Павлодар и моста через Иртыш у Павлодара, однако реализовать его в те годы не удалось.
В июне 1921 – октябре 1922 года велись переговоры Советского Правительства с Лесли Урквартом о предоставлении ему концессий на бывшие владения в Экибастузе. Однако из-за кабальных условий, предложенных Урквартом, Постановлением СНК РСФСР 06.10.1922 года предварительный концессионный договор с ним был отклонен.
Ухудшение политической обстановки в стране привело к затоплению шахт, оборудование заводов, шахт и подсобных предприятий частично расхищено или выведено из строя, приведен в негодность подвижной состав и полотно железной дороги Экибастуз-Ермак. Полуразрушенные шахты Экибастуза давали мало угля и поэтому работали в убыток, а средств для их ремонта у большевиков не было. Чтобы изменить эту ситуацию, большевики в 1922 г. создают трест «Экибастуз», который должен был заниматься вопросами налаживания добычи угля, затем же вследствие того, что к концу 1924 г. запасы руды, привозимой из Риддера стали иссякать в июне 1925 г. были законсервированы все угольные шахты в Экибастузе.
Однако последствия двух социальных революций и гражданской войны, сплошной национализации промышленных предприятий тяжело отразились и на хозяйстве в Экибастузе, где прекратилась производственная деятельность, связанная с освоением природных богатств. В 1926 году в Экибастузе было 42 хозяйственных двора с населением 186 человек, из них 97 мужчин и 89 женщин. Поселок входил в состав Аккольской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области. Хотя промышленная разработка экибастузского угля была вынуждена прекращена из-за отсутствия финансово-материальных ресурсов. В последующее двадцать лет добыча энергетического топлива кустарным способом для бытовых нужд региона не прекращалась. В 1926-1945 годах из экибастузских угольных шахт ежегодно в среднем добывалось от 14,7 тыс. до 57,6 тыс. тонн топлива.
В трудовой жизни Экибастуза наступило затишье на долгие годы. Основная масса рабочих семей уехала на новостройки страны. Например 250 рабочих семей выехали в Риддер на строительство предприятий цветной металлургии. Машины, оборудование и др. материальные ценности были переброшены на строящиеся объекты Павлодарского и Усть-Каменогорского уездов. Так, в 1929-1930 годах рельсы железной дороги Экибастуз-Ермак были сняты и использованы на строительстве ветки от станции Маралды к Таволжанскому солепромыслу.
После осуществления программы индустриализации страны Советское Правительство взялось за возобновление освоения Экибастузского угольного бассейна. 22 октября 1939 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление, которое разрешило СНК РСФСР и Омскому облисполкому по согласованию с СНК Казахстана приступить к промышленной разработке Экибастузского угольного бассейна. Летом 1939 года Омское областное управление местного топлива приступило к восстановлению заброшенных горных выработок и реставрации жилых домов в Экибастузе. В 1939-1940 гг. здесь было добыто всего лишь 3 тысячи тонн угля. но угроза войны, а затем Великая Отечественная война приостановили строительные работы. Однако исследование бассейна продолжалось. В мае 1940 года была создана геологоразведочная партия треста «Казахуглеразведка», которая вела работы вплоть до 1943 года.
Еще до появления ГРП населенный пункт Экибастузуголь в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 7-го сентября 1939 года получил статус рабочего поселка. Первым председателем Поссовета стал Шалбай Оспанов.
В 1946 году на Экибастузском бассейне были возобновлены прерванные на время войны геологоразведочные работы, а летом 1948 в Экибастуз прибыли первые строители для широкомасштабного освоения его несметных богатств и строительства нового города. Этому во многом способствовала в предшествующие годы интенсивная переписка руководства области с руководством республики и членами Советского правительства. В письме председателя Павлодарского Облисполкома первому заместителю Председателя Совнаркома СССР, кандидату в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Н. А. Вознесенскому от 1 марта 1946 года приводились весьма аргументированные доводы по принятию решения о возобновлении начатого перед войной строительства железной дороги от Павлодара до Экибастуза. В данном письме в частности отмечалось:
«В течение последних лет на Экибастузском каменноугольном месторождении работала разведывательная партия, по данным которой уже разведанные запасы угля исчисляются в количестве до 8 миллиардов тонн.
На основании данных разведывательной партии «Кузбассшахтопроектом» в 1942 году разработан комплексный проект вскрытия Экибастузского угольного месторождения, предусматривающий сооружение двух карьеров и пяти шахт с добычей угля полтора-два миллиона тонн в год.
По сообщению Наркома угольной промышленности СССР тов. Вахрушева В. В. от 25 ноября 1942 г. №11609, комплексный проект эксплуатации Экибастузского угольного месторождения рассмотрен и одобрен.
Экибастузским углем могут снабжаться:
1. Иртышское пароходство с его довольно большим флотом.
2. Омская железная дорога с возможностью получения угля как по железной дороге, так и по реке Иртыш.
3. Семипалатинская область, на территории которой за время войны размещено значительное количество предприятий, с подвозом угля по Реке Иртыш.
4. Полиметаллическая промышленность Восточного Казахстана с подвозом угля по реке Иртыш.
5. Туркестано-Сибирская железная дорога с подвозом угля по реке Иртыш.
6. Возможно также по водному пути продвижение Экибастузского угля (кокса) для промышленности Северного Урала.
На Экибастузе до сего времени сохранилось значительное количество как промышленных, так и жилых зданий, в частности, без больших затрат могут быть восстановлены: завод огнеупорного кирпича, паровозное депо, механические мастерские, 24 печи для коксования угля и прочее.
На территории Павлодарской области в течение последних 12-15 лет эксплуатировались Таволжанские озера по добыче соли, дававшие до 300 тыс. тонн в год. В период Великой Отечественной войны это месторождение являлось для страны основным поставщиком соли. В настоящее время его запасы подходят к концу и неизбежно резкое снижение добычи. Но на территории области имеется второе крупное месторождение соли – озеро Калкаман, запасы соли на котором составляют до 2 миллионов тонн.
Железнодорожная линия Павлодар-Экибастуз проходит вблизи этого месторождения и позволит начать его эксплуатацию.
Окончание строительства железной дороги Павлодар-Экибастуз даст возможность не только эксплуатировать угольный бассейн, но и освоить уже разведанные запасы цветных металлов, которые сейчас добываются в незначительном количестве комбинатом «Майкаинзолото».
На Экибастузе также имеются значительные запасы огнеупорной глины и сохранился корпус завода по выработке огнеупорного кирпича, имеется сырье для стекольной промышленности, и на его базе построен стекольный завод.
Строительство железной дороги было законсервировано в связи с войной. Война кончилась, и по нашему мнению. Строительство на участке Павлодар-Экибастуз должно быть возобновлено и в основном окончено в этом же году для того, чтобы начать эксплуатацию богатейших месторождений угля, цветных металлов и соли.
Тов. Сталин в своей речи 9 февраля 1946 г. на собрании избирателей Сталинского избирательного округа поставил задачу увеличить добычу угля до 500 миллионов тонн в год. Экибастузское месторождение должно и, несомненно, будет в выполнении этой задачи играть большую роль.
Председатель Павлодарского облсовета депутатов трудящихся Д. Керимбаев»
Начало строительства экибастузских угольных разрезов предусматривалось в 4-ом пятилетнем плане восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1951 годы. Специальным Распоряжением Совмина СССР от 27 апреля 1948 года в системе Минстройтопа СССР в Экибастузе создается строительно-монтажное управление «Иртышуглестрой», реорганизованное в сентябре 1949 года в трест «Иртышуглестрой». Летом 1948 года из Ангрена, расположенного вблизи Ташкента, в Экибастуз прибыл первый строительный отряд в составе около 40 человек, в основном молодежи. В числе первых строителей были управляющий трестом «Иртышуглестрой» И. Каращук, главный инженер А. Хищук. В июне 1948 года главный маркшейдер Николай Иванович Петренко забил первый колышек на красной линии будущего города Экибастуза.
В январе 1949 года из Ангрена прибыл основной отряд СМУ «Иртышуглестрой» со своей техникой. В составе управления действовали: отдел рабочего снабжения, стройучасток №1 по сооружению постоянных гражданских объектов, участок №2 по строительству временных гражданских объектов, участок №3 по строительству подсобных предприятий, горный участок по строительству и проходке дренажных шахт, монтажный участок, механические мастерские, конный двор, временные подсобные предприятия – деревообделочная мастерская, кирпичный и известковый заводы, каменный и песчаный карьеры, передвижные электростанции, шахта по добыче угля на местные нужды, объединенные в контору подсобных предприятий.
В освоении угольного месторождения широко использовался труд каторжан. В Экибастузском лагере, попеременно входящем в Песчанлаг и Степлаг, было сосредоточено свыше 5 тыс. заключенных.
Государственная проектная контора «Карагандагипрошахт» в 1947 году завершила разработку нового комплексного проекта вскрытия Экибастузской мульды, которым предусматривалось заложение по ее периметру 10 угольных разрезов мощностью по три миллиона тонн угля в год каждый. Одновременно она выполнила проектное задание Иртышского угольного разреза №1 мощностью 3 млн. тонн, сооружаемого на северо-западном участке мульды (поле №1), которое было утверждено Минуглепромом восточных районов СССР. На горных работах предусматривалось использование экскаваторов СЭ-3 с погрузкой угля непосредственно в вагоны парка МПС и вскрышных пород – в думпкары, на транспортировке – паровозов серии Э и Е.
Строительство разреза №1 началось в 1948 году, а в июне 1950 года машинист экскаватора СЭ-3 Губенко С. А. вынул первый кубометр грунта и загрузил его в автосамосвал, чем и ознаменовал начало горно-вскрышных работ. В декабре 1954 года машинист экскаватора СЭ-3 Колотев Н. Н. загрузил экибастузским углем первый состав из вагонов парка Министерства путей сообщения.
24-го декабря 1954 года Госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Иртышского угольного разреза №1 мощностью 1,5 млн.тонн угля в год. Вторая очередь разреза мощностью 1,5 млн. тонн угля в год принята Госкомиссией в декабре 1955 года, т.е. Иртышский угольный разрез №1 вошел в строй действующих с проектной мощностью в 3 млн. тонн.
В мае 1948 года Павлодарский облисполком принял решение о выделении земельного участка площадью 5,2 тыс. га под организацию и строительства города, в нем также записано: «считать целесообразным вновь организованному городу присвоить название Экибастуз».
В августе 1950 года облисполком обратился в республиканские органы власти с ходатайством о преобразовании рабочего поселка Экибастузуголь Баянаульского района с 10 тыс. жителей в город Экибастуз областного подчинения. Ходатайство инициировалось утверждением первого генерального плана застройки Экибастуза на 55 тыс. жителей, разработанного проектной конторой «Карагандашатопроект». Но тогда эта просьба не была удовлетворена, решение состоялось только через 6 лет, когда число жителей в поселке достигло 25 тысяч.
В конце 1953 года завершилось строительство железной дороги Павлодар-Акмола. Пошли первые поезда с углем, хлебом, лесом, металлом, оборудованием, строительными материалами. 5 марта 1954 года было организовано Павлодарское отделение Карагандинской железной дороги, располагавшее тремя участковыми станциями: Павлодар, Экибастуз, Ерементау. В Павлодарском отделении дороги осуществлялась работа по усилению железнодорожной линии особенно на участке Павлодар – Экибастуз. На участке Павлодар – разъезд №108 было закончено строительство еще 9 разъездов. Построены вокзалы на станциях Уленты, Бозщаукуль, Щидерты, Экибастуз, Калкаман. На ряде станций были сданы в эксплуатацию электростанции, а также постоянные пункты водоснабжения.
В августе 1956 г. трест «Карагандауглеразрез», в состав которого входил Иртышский угольный разрез №1, из Караганды переведен в Экибастуз и переименован в трест «Иртышуголь». С этого времени начинается этап бурного развития добычи угля на Экибастузском бассейне. Была произведена специализация горнотранспортного производства – выделены в самостоятельные предприятия вскрышной разрез, Погрузочно-транспортное управление, жилищно-коммунальный отдел, автобаза, созданы Энергоуправление, центральные электромеханические мастерские, строительное управление.
12 июня 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР поселок Экибастузуголь переименован в город Экибастуз. 21 июля 1957 года состоялась первая сессия Экибастузского городского Совета депутатов трудящихся первого созыва. Председателем горисполкома избран А. Зыков, заместителем председателя Р. Касымова, секретарем М. Горбань. Был избран исполком из девяти человек и образовано 7 постоянных комиссий. Утверждены первые заведующие отделами горисполкома: финансового – Б. Кабдрахманов, народного образования – Т. Шамерденов. В числе первых депутатов были: Б. Сутжанов, Б. Авербух, З. Илюшкина, Н. Колотев, К. Нурмагамбетов, И. Федотов, Ж. Омашев, А. Шарипов, А. Хищук, Г. Бондаренко, М. Сорокин, Ф. Деревягин, С. Климашевский и др.
В трудовых коллективах молодого города работало около 10 тыс. экибастузцев. Город был в основном молодежный. Его комсомольская организация на своем учете имела 1740 членов. Горняцкий город в своем распоряжении имел 130 тыс. кв. метров жилья, семь школ, вечерний техникум. В год образования города сдан Дворец культуры горняков, вступила в строй первая очередь ТЭЦ, где 10 лет директором был Г. М. Маленков, занимавший в довоенный и послевоенный периоды очень важные государственные и партийные должности, в 1953–1955 гг. являвшийся Председателем Совета Министров СССР. Введен водопровод Калкаман – Экибастуз протяженностью 53,5 км., что значительно улучшило обеспечение пресной водой. В городе велось в значительных масштабах индивидуальное жилищное строительство. За 2 года после получения городского статуса в Экибастузе было построено 450 индивидуальных домов общей площадью 19 тыс. кв. метров, что было почти в 2,5 раза больше площади жилья, построенного трестом «Иртышуглестрой».
В 1961 г. был сдан в эксплуатацию угольный разрез №2 мощностью 3 млн.тонн угля в год, в 1964 г. был сдан в эксплуатацию угольный разрез №3 мощностью 3 млн. тонн угля в год. В последующие периоды за счет проведения реконструкции и технического перевооружения производственная мощность разрезов №1, 2, 3 (позже получивших название разрез «Северный») была увеличена и доведена до 22 млн. тонн угля в год.
Из-за огромных потребностей в дешевом экибастузском угле возникала необходимость строительства новых крупных угольных разрезов и трест «Иртышуголь» стал готовиться к сооружению на полях №5 и №6, весьма благоприятных в горно-геологическом отношении для создания более мощных и эффективных угольных разрезов. Производственная мощность угольных разрезов №5 и №6 неоднократно пересматривалась: в 1956 году она рассчитывалась исходя из объема 3 млн. тонн угля каждый, чуть позже мощность объединенного разреза №5/6 была доведена до 15 млн. тонн, в 1959 году «Карагандагипрошахт» переделал проектную документацию с увеличением мощности до 20 млн. тонн, затем принималось решение об увеличении мощности объединенного разреза №5/6 до 45 млн. тонн. И наконец при рассмотрении проектного задания угольного разреза №5/6 в январе 1964 г. на заседании ВСНХ СССР мощность его подняли до 50 млн. тонн угля в год.
С сентября 1964 г. начались первоочередные работы по сооружению этого, не имевшего аналога в мировой практике, сверхмощного разреза. В проекте разреза №5/6 было сфокусировано все лучшее, достигнутое в отечественной и мировой практике: применение мощных роторных экскаваторов с повышенными усилиями копания на разработке крепких угольных пластов сложного строения и прогрессивных технологических схем и эффективного использования, глубокий ввод напряжения 35 КВ непосредственно на уступы, блочное строительство поверхностных сооружений, ввод разреза отдельными самостоятельными очередями для более равномерного освоения вводимых угольных мощностей и использования основных дорогостоящих основных фондов и др. В июле 1965 г. начались горно-вскрышные работы с погрузкой экскаватором СЭ-3 породы в автосамосвалы. Зафиксирован и стал достоянием первый трехкубовый ковш, наполненный вскрышным грунтом машиниста экскаватора И. Е. Ефанова. В январе 1965 г. принят в эксплуатацию ж.д. узел «Экибастуз-2», построенный по титулу разреза №5/6 и переданный на баланс Павлодарского отделения Целинной дороги.
В августе 1970 машинист роторного экскаватора В. С. Егоров загрузил первую партию вагонов пака МПС углем разреза №5/6. Ввод мощностей на этом разрезе осуществлялся следующим образом: первые семь очередей по 5 млн. тонн каждая были приняты: первая очередь – в ноябре 1970 г., вторая очередь – в феврале 1971 г., третья очередь – в декабре 1972 г., четвертая очередь – в июне 1973 г., пятая очередь – в декабре 1973 г., шестая очередь – в сентябре 1975 г., седьмая очередь – в декабре 1977 г. Восьмая очередь на 7,5 млн. тонн угля в год была принята в декабре 1978 г., девятая очередь на 7,5 млн. тонн была принята в декабре 1979 г. и разрез «Богатырь» (так стал именоваться с января 1972 г. угольный разрез №5/6) достиг проектной мощности 50 млн. тонн угля в год. За счет прирезки угольного поля №9, вскрытие которого было осуществлено хозяйственным способом, производственная мощность угольного разреза «Богатырь» была доведена в 1988 г. до 55 млн. тонн угля в год. Руководство разрезом «Богатырь» возглавил С. П. Куржей, проявивший незаурядные качества руководителя на этом посту и в 1976-1989 г.г. работавший на посту генерального директора более чем 20-тысячного коллектива горняков п.о. «Экибастузуголь», удостоенный звания «Герой Социалистического труда» и многих высших государственных и ведомственных наград, ныне Почетный гражданин города Экибастуза, принимающий самое активное участие в общественно-политической жизни города.
В декабре 1978 г. Минуглепром СССР утвердил технико-экономическое обоснование (ТЭО) на строительство разреза «Восточный» мощностью 20 млн. тонн угля в год. При разработке технического проекта этого разреза сотрудники института «Карагандагипрошахт» совместно со специалистами п.о. «Экибастузуголь» реализовали новейшие идеи в технологии добычи угля и использовании не применявшейся ранее новой техники, что позволило Минуглепрому СССР при утверждении проекта довести мощность разреза до 30 млн.тонн угля в год. Впервые в отрасли была предусмотрена конвейерная транспортировка угля от забойного роторного экскаватора, работающего совместно с перегружателями, до погрузочно-усреднительных комплексов на поверхности, оснащенных штабелеукладчиками и усреднительно-погрузочными машинами и погрузочных пунктов загрузки угля в железнодорожные вагоны с весовой дозировкой. В результате реализации данного проекта и ввода в эксплуатацию разреза «Восточный» тепловые электростанции страны стали получать с этого разреза равномерный по зольности (усредненный) и стандартный по крупности уголь, что при большой единичной мощности энергоблоков очень важно для ТЭС, при этом за счет весовой дозировки исключаются недогрузы или перегрузы ж.д. вагонов. Ввод в эксплуатацию разреза «Восточный» также был осуществлен очередями по 7,5 млн. тонн угля в год каждая: первая очередь – в сентябре 1985 г., вторая очередь – в январе 1986 г., третья очередь – в декабре 1987 г., четвертая очередь – в декабре 1988 г.
В соответствии с вышеприведенными данными по состоянию на 01.01. 1990 г. в суммарном исчислении производственная мощность экибастузских угольных разрезов достигла 107 млн. тонн угля в год.
В октябре 1978 г. в п.о. «Экибастузуголь» была добыта 500-миллионная с начала разработки тонна экибастузского угля. А в начале декабря 1985 г. добыт и отправлен потребителям первый миллиард дешевого энергетического топлива. Если на добычу первых 500 млн. тонн угля затрачено почти четверть века, то на вторую миллиардную половину – всего 7 лет. Чуть раньше, 6 марта 1982 г. в отвалы вывезен первый миллиард кубометров вскрышных пород.
Эти результаты были достигнуты благодаря многим годам упорного и тяжелого труда по освоению бассейна и становлению крепкого спаянного горняцкого коллектива. Это были годы наращивания добычи угля в условиях непрерывного строительства и реконструкции, решения множества сложных и крупных проблем.
Экибастузские разрезы являются самыми крупными среди стран СНГ; высокомеханизированными и высокорентабельными горными предприятиями с четко разработанными производственными и социальными программами. Они оснащены самым современным высокопроизводительным горнотранспортным и вспомогательным оборудованием. К началу перехода к рыночной экономике на разрезах Экибастуза работало 125 карьерных экскаваторов, в т.ч. 20 роторных производительностью 1250-5000 тонн/час, около 270 локомотивов, свыше 300 бульдозеров и тракторов, 1200 думпкаров грузоподъемностью 100-180 тонн, 150 вагонов-дозаторов, свыше 80 буровых станков, более 200 единиц путевой техники. Только за первые 30 лет (со дня запуска первого разреза в 1954 г.) в Экибастузе добыто и отправлено потребителям 926 млн. тонн угля. Объем добычи с 2,3 млн. тонн угля в 1955 г. вырос до 75,6 млн. тонн в 1984 г., т.е. почти в 33 раза. Если бы весь уголь, добытый в Экибастузе по 2002 год в объеме 2761981 тыс.тонн погрузить и сформировать в один ж.д. состав, то его длина будет равняться 613586 км. и таким ж.д. составом можно было бы опоясать земной шар по экватору почти 15 раз. В 1990 г. угольщики Экибастуза превзошли 80-миллионный рубеж добычи угля. За отмеченные 30 лет валовой продукции создано на сумму 10, 6 млрд. рублей, балансовая прибыль превысила 887 млн. рублей (в ценах того времени). Производительность труда выросла до 900,7 тонн на одного рабочего в месяц или в 13 раз выше, чем в целом по угольной отрасли и более чем в 2 раза на открытых работах. По достигнутой производительности труда п.о. «Экибастузуголь» опережало многие страны с развитым открытым способом добычи угля. Себестоимость добычи одной тонны угля составила в 1984 г. 163,0 коп, экибастузский уголь был самым дешевым среди стран СНГ.
За эти три десятилетия в развитие Экибастузского угольного бассейна вложено по угольной отрасли свыше 900 млн. рублей капитальных вложений, что позволило ввести в эксплуатацию производственные мощности по добыче 73 млн. тонн угля в год, а также Экибастузскую ТЭЦ и ее последующую реконструкцию, завод по ремонту горнотранспортного оборудования, водоочистные сооружения, водоводы, автодороги, производственную базу для строительства и ремонта и др.
Построено почти 900 тыс. кв. метров жилья, детских садов-яслей на 300 мест, школ на 4500 учеников и горный техникум на 960 учащихся, профилакторий, физиолечебница, поликлиника, Дом культуры и ряд других объектов культурно-бытового назначения, завершено строительство объектов собственной медсанчасти.
Полностью решена проблема питьевой воды за счет забора ее из уникального рукотворного канала Иртыш-Караганда.
За период освоения целины в Казахстане было построено 90 новых городов. Среди них и город Экибастуз – современный благоустроенный город с пятью двенадцатиэтажными домами, асфальтированными и освещенными улицами и тротуарами, зелеными скверами. Население города, поздравившего еще в феврале 1983 года своего 100-тысячного жителя, быстро растет.
В те годы экибастузский уголь потребляли свыше 20 тепловых электростанций Урала, Западной Сибири и Казахстана суммарной электрической мощностью около 20 МВт, которые производили электроэнергии значительно больше, чем вырабатывалось ее в бывшем СССР в довоенные годы.
В Экибастузе был создан большой (более 20 тысяч человек) многонациональный коллектив угольщиков, имеющий уже свои традиции, способный и впредь решать большие и сложные задачи.
Свыше 62% рабочих имели среднее и среднее техническое образование, из 2667 инженерно-технических работников свыше 1000 человек имели высшее образование.
Коллектив трудящихся объединения на протяжении всего периода эксплуатации почти ежегодно досрочно выполнял производственные программы, завоевал трудовую славу среди предприятий отрасли, неоднократно отмечался правительственными наградами и получил по праву рейтинг самого передового предприятия в отрасли, имеющего самые лучшие в мире показатели по концентрации производства, мощности разрезов и экскаваторов, производительности труда. Это позволило Д. А. Кунаеву, члену Политбюро ЦК КПСС, первому секретарю ЦК Компартии Казахстана с особой гордостью заявить в своем выступлении на ХХV съезде КПСС о том, что: «Сегодня Казахстан с уверенностью докладывает съезду, есть в Советской стране новая, четвертая всесоюзная угольная кочегара!»
За высокие показатели в труде и успехи в трудовом соперничестве, досрочное выполнение заданий семилетки, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток около 800 трудящихся были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 16 человек – орденом Ленина, 10-орденом Октябрьской Революции, 85-орденом Трудового Красного Знамени. Шестеро удостоены высшей награды-звания Героя Социалистического Труда, среди них – машинисты экскаваторов: Кадыров Сабит, Витт Анатолий Иванович, Возный Михаил Федорович, Пешков Николай Трифонович.
За высокоэффективное развитие в больших объемах добычи с помощью мощной роторной техники каменного угля сложноструктурного Экибастузского бассейна группе специалистов объединения «Экибастузуголь», научно-исследовательских и проектных институтов присвоено звание лауреатов Государственной премии СССР 1978 года в области науки и техники. Лауреатами стали Белик Н. М., Куржей С. П., Федотов И. П., Гаврюшин В. Ф., Шешембеков С., Винницкий Л. С., Владимиров В. М., Бастанов А. С., Гусев А. П., Попов В. Н.
В 1982 г. лауреатом Государственной премии СССР стал бригадир роторного комплекса ЭРШРД-5000 Шишлов А. А., в 1985 г. – бригадир комплексной бригады отвала разреза «Северный» Зеленков А. В.
Свыше пятидесяти рабочих и ИТР были удостоены звания «Заслуженный шахтер» и «Заслуженный горняк Казахской ССР», около 700 были награждены Знаком «Шахтерская слава», из них 70-кавалеры всех трех степеней.
На протяжении первых 30 лет одновременно с развитием добычи угля осуществлялось непрерывное строительство новых и реконструкция действующих разрезов (с ежегодным освоением 20-40 млн. руб. капитальных вложений) и их техническое перевооружение.
Особенностью технического перевооружения на экибастузских разрезах являлась его непрерывность. Каждый последующий этап перевооружения по объемам, уровню технических решений и темпам осуществления превосходил предыдущий.
История энергетики г. Экибастуза началась в апреле 1950 г., когда начал вырабатывать электроэнергию прибывший энергопоезд (американского производства) мощностью 3 тыс.кВт, установленный в пос. Карашахта. Затем были доставлены еще два таких энергопоезда, которые обеспечивали электричеством строящийся угольный разрез №1 и пос. Экибастуз. В 1951 было начато строительство Экибастузской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), к сооружению которой приступило СУ №2 треста «Иртышуглестрой (начальник Забелин Г. А., ст. прораб Рагинский И. П.). Для строительства ТЭЦ использовался так называемый спецконтингент МВД СССР (политзаключенные и зэки), размещавшиеся в бараках на территории специального лагеря, на месте нынешнего стадиона «Шахтер». С их участием строились также первые двухэтажные жилые дома на 168 квартале, больничный комплекс, Дворец культуры горняков, паровозное депо и др. объекты. Среди политических заключенных был известный российский писатель, Лауреат Нобелевской Премии А. И. Солженицын, посвятивший этому периоду повесть «Один день Ивана Денисовича». Лагерная жизнь в Экибастузе также была хорошо и подробно описана в книге бывшего узника Экибастузского лагеря Д. М. Панина: «Лубянка – Экибастуз», вышедшей тиражом 100 000 экз. в 1991 году.
В декабре 1956 г. была введена в эксплуатацию первая очередь Экибастузской ТЭЦ. Турбогенератор мощностью 6 мегаватт и котел производительностью 50 тонн пара в час обеспечивали угольный разрез №1 и поселок теплом и электроэнергией. Проектное задание ЭТЭЦ выполнил НИИ «Укргипрошахт» (г. Киев). Одновременно ЭТЭЦ стала лабораторией по исследованию возможности сжигания экибастузского угля в топках котлов. После ввода в эксплуатацию первых трех котлов и турбогенераторов заметно ускорилась добыча угля на разрезе №1. В 1962 г. была проложена главная тепловая магистраль города, а в 1966 г. сдана под нагрузку электроподстанция «Экибастузская», позволившая соединить ЭТЭЦ с Целинной энергосистемой, объединявшей северные области Казахстана. В начале 70-х годов была начата реконструкция ТЭЦ, а затем осуществлено ее расширение. В 1973 г. была сооружена новая дымовая труба высотой 120 м. К 1980 г. было установлено 5 новых котлов, обеспечивавших теплом и горячей водой новые жилые микрорайоны горняков. В 1985 г. был введен мощный 15-й котел, с пуском которого был ликвидирован дефицит тепловой энергии в городе.
За время существования ЭТЭЦ многие рабочие и служащие были награждены высокими государственными и ведомственными наградами. Звания «Почетный энергетик СССР были удостоены А. С. Раскотов, начальник ПТО, П. А. Козловская, обходчик; звания «Заслуженный энергетик Казахской ССР» были удостоены Р. А. Гончарова, машинист турбины; звания «Отличник энергетики и электрификации СССР» были удостоены: В. Х. Пкин, слесарь; В. Я. Аллилуев, мастер котельного цеха; Н. И. Кузнецов, начальник ТТЦ; Н. Д. Калмыков, электрослесарь; И. Ф. Якимец, начальник электролаборатории; Н. П. Кудинов, электросварщик. Первыми руководителями ЭТЭЦ в разные годы были: И. К. Разумов, К. Т. Чусовитин, И. М. Гуревич. Г. М. Маленков, Г. Д. Захарьев, Ж. И. Шермынский, А. А. Ясиновский, В. Ф. Иванов, В. Г. Колесников, В. Д. Потапов и др.
Социально-экономическому развитию Экибастуза существенно благоприятствовало строительство канала Иртыш-Караганда. Он был предназначен для водоснабжения промышленных предприятий Экибастуза, Караганды, Темиртау и др. населенных пунктов Центрального Казахстана. Перед строителями канала были поставлены уникальные задачи: соорудить канал протяженностью 500 км, поднять воду Иртыша на высоту 475 метров, построить 22 насосные станции и 130 гидротехнических сооружений, произвести земельно-скальные работы в объеме 140 млн. куб. метров. Канал был рассчитан на подачу 75 куб. метров воды в секунду. Создание этой рукотворной руки стало всенародным делом и 22 декабря 1967 г. было начато заполнение Экибастузского водохранилища, а в 1969 году комплекс канала Иртыш – Караганда на участке 0-133 км. был сдан в постоянную эксплуатацию.
В период освоения Экибастузского угольного бассейна энергетический уголь почти полностью вывозился за его пределы. Однако по расчетам, выполненным организациями Минэнерго СССР, экибастузский уголь, имеющий зольность от 40 до 55%, экономичнее сжигать на месте добычи и вырабатываемую электроэнергию передавать по линиям сверхвысокого напряжения. Более высокая эффективность использования угля непосредственно внутри комплекса обусловила развитие электроэнергетики в качестве второй отрасли специализации комплекса и превращение его из угледобывающего в топливно-энергетический.
С учетом вышеизложенных доводов 24 марта 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 киловольт Экибастуз – Центр». Этим постановлением ставилась задача более масштабного освоения Экибастузского и Майкубенского бассейнов и на этой основе доведение ежегодной добычи угля до 170 млн.тонн, а выработку электроэнергии до 220 миллиардов киловатт-часов. Экибастузский топливно-энергетический комплекс (ЭТЭК) планировалось создать в составе мощных угольных разрезов, крупных тепловых электростанций с линиями электропередачи, объектов ж.д. транспорта. Завершение строительства ЭТЭК(а) намечалось на 1990 год. На сооружение пяти тепловых электростанций мощностью 20 млн. киловатт, угольных разрезов, линии электропередачи постоянного тока протяженностью 2415 км., переменного тока 5316 км., новых железнодорожных путей длиною 1090 км., предприятий производственной базы строительно-монтажных организаций, жилых домов в комплексе с объектами коммунального и культурно-бытового назначения первоначально предполагалось освоить около 8 млрд. рублей капиталовложений. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривалось значительное улучшение социально-бытовых и культурных условий проживания трудящихся, усиление материальной заинтересованности работников, занятых на сооружении ЭТЭК(а). Планировалось строительство 1,2 млн. кв. метров жилья, дворцов культуры, спортивного комплекса с плавательным бассейном, пионерских лагерей, тепличного комбината, создание санитарно-защитной зоны вокруг города Экибастуза. К зарплате работников – строителей ЭТЭК(а) и эксплуатационников вводился районный коэффициент 1,3.
К выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по созданию ЭТЭК(а)были привлечены многие союзные министерства. Сооружение ЭТЭК(а) было поручено трем генподрядным организациям: тресту «Экибастузэнергострой» Минэнерго СССР, комбинату «Экибастузшахтострой» Минуглепрома СССР, управлению «Павлодарстройпуть» Минтранскома СССР. Строительство ЭТЭК(а) стало важной задачей для сотен предприятий, организаций и учреждений практически из всех союзных республик. Так, перед проектными институтами Москвы, Киева, Новосибирска, Караганды были поставлены задачи разработки оптимальных вариантов добычи и транспортировки угля, размещения угольных электростанций, водоснабжения, охраны окружающей среды. Предприятиям стройиндустрии Набережных Челнов, Нижнего Тагила, Караганды, Кустаная поручалась поставка Экибастузу деталей домов; Таганрога, Барнаула и Бийска – котлов; Харькова и Ленинграда – турбин для энергоблоков строящихся электростанций; Одессы – кранов, Брянска и Новомосковска – кабеля; Гродно и Таллинна – осветительной аппаратуры; Биробиджана – силовых трансформаторов; Зеленограда, Николаева, Березовска, Челябинска, Майкопа, Минска, Верхнего Тагила – важнейших комплектов узлов и механизмов, разнообразной техники и приборов для ЭТЭК(а). Планировались поставки из Томска – энергетических машин, из Омска – нефтепродуктов, из Кузбасса – шпал, рельсов и пиломатериалов, из Восточной Сибири – леса.
На Донецком машиностроительном заводе предполагался выпуск новых роторных экскаваторов ЭРП-1250, ЭРШРД-5000, ЭРП-2500 для строящихся угольных разрезов, на Ижорском заводе тяжелого машиностроения – современных экскаваторов с объемом ковша до 12,5 куб. метров, на Киевском заводе строительной техники – сверхмощных экскаваторов специально для Экибастуза. На ЭТЭК работали предприятия Ворошиловграда, Днепропетровска. Прочные научные связи были установлены с НИИ Москвы, Киева, Алматы. Свердловска и Челябинска.
Началась кропотливая работа по реализации данного постановления. 17 марта 1977 г. был заложен первый блок фундамента на строительстве Экибастузской ГРЭС-1. Строительная площадка развернулась на площади 25 кв. км. Возводимая станция имела внушительные размеры: длина главного корпуса – 500 м., ширина – 132 м., высота 64 м., две дымовые трубы высотой по 330 м. Здесь был смонтирован мощный кран СКР-2200 с третьим заводским номером, изготовленный на Зуевском механическом заводе и способный поднимать груз весом до 75 тонн на высоту до 107 м. Уже 19 сентября 1977 г. энергостроители получили возможность приступить к началу монтажа главного корпуса. 28 декабря 1978 года состоялся большой митинг строителей, монтажников, эксплуатационников, посвященный началу монтажа первого котлоагрегата. 8 октября 1979 г. началось заполнение водохранилища, подготовленного на котловане озера Жынгылды одой из канала Иртыш – Караганда. 15 декабря 1979 г. первый котлоагрегат электростанции успешно проходит гидравлические испытания с использованием сверхкритических параметров в 360 атмосфер. Мощность котельного отделения ГРЭС-1 позволяла ежесекундно превращать в пар 3,5 тонны воды и поддерживать давление в 255 атмосфер. 31 марта 1980 г. поставлен под промышленную нагрузку первый энергоблок мощностью 500 МВт на Экибастузской ГРЭС-1. Завершающий, восьмой энергоблок был поставлен под промышленную нагрузку 24 октября 1984 г. Строительство этого уникального объекта в энергетической отрасли находилось под постоянным контролем члена Политбюро ЦК КПСС, Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаева, Министра энергетики СССР П. С. Непорожнего, Министра энергетики Казахской ССР Т. И. Батурова и др. ответственных работников союзных и республиканских органов государственного управления.
Право пуска 8-го энергоблока выпало вахте «B» (начальник смены Н. Парыкин). На завершающем этапе строительства отличились бригады Б. Аралбаева и В. Пенькова из управления «Средазэнергомонтаж», Д. Шевцова и Л. Казанцева из управления «Экибастузэнергозащита». Экибастузская ГРЭС-1 вошла в число крупнейших тепловых электростанций на территории СССР.
Первым директором Экибастузской ГРЭС-1 был назначен Ю. В. Иванов, приступивший к работе еще на строящейся станции как главный инженер (1979-1981). Позднее коллектив станции возглавляли: А. П. Мокшин (1981-1984), В. К. Шнайдер (1984-1986), А. С. Григорьев (1986-1987), Г. В. Бойченко (1987-1997). В августе 1996 г. Экибастузскую ГРЭС-1 приобрела компания «АЭС Сантри Пауэр Лимитед». В разные годы пост генерального директора ТОО «AES Экибастуз» занимали Алан Дайер, Джеймс Эллисон, Навид Исмаил.
Одновременно с возведением ГРЭС-1 в 1979 г. было начато строительство ГРЭС-2. 4 августа 1980 г. у оз. Шандаксор был уложен первый кубометр бетона в основание ГРЭС-2, в котором принял участие первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Н. А. Назарбаев. Чести первой укладки бетона были удостоены звено бетонщиков В. Игнатенко из управления «Энергостроймонтаж» и бригада водителей самосвалов В. Кленина.
В октябре 1987 г. была завершена укладка бетона на сооружении первой дымовой трубы ГРЭС-2 высотой 420 метров. Возводил ее коллектив трубоукладчиков Экибастузского участка среднеазиатского управления треста «Спецжелезобетонстрой» во главе с начальником В. Шапкиным, мастером А. Ненашевым. Особенно отличилась бригада Г. Ананьева, в которой трудились А. Савицкий, З. Гасанов, А. Соколов, Б. Молдабаев, П. Нурбеков, В. Цой, П. Прищепчук и др. Успешному сооружению гигантской трубы способствовало также применение уникального оборудования и новейшей технологии. В тело трубы и ее основание уложено более 32 тыс. куб. метров бетона. Эта труба занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая высокая в мире.
Первый энергоблок ГРЭС-2 мощностью 500 МВт был введен в работу 25 декабря 1990 года. В торжественной церемонии пуска второго энергоблока мощностью 500 МВт 22 декабря 1993 г. принимал участие Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, который, повернув ключ на пульте управления, дал команду на первое включение энергоблока в сеть. С тех пор, Указом Президента страны, 22 декабря отмечается как профессиональный праздник энергетиков всего Казахстана.
За активное участие в обеспечении ввода в действие второго энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 высоких государственных наград удостоились: ордена «Курмет» – Л. Е. Громоздин, бригадир монтажников специализированных монтажных работ АО «Экибастузэнергострой»; В. С. Орефьев, бригадир комплексной строительной бригады по строительству ЭГРЭС; В. П. Калков, технический директор АО «Экибастузэнергострой»; медали «Ерен енбеги ушин» - В. И. Мирапольская, помощник директора ЭГРЭС-2; С. Г. Синельников, машинист блочной системы управления агрегатами турбин 7-ой группы ЭГРЭС-2; М. И. Кандыбаев, водитель автотранспортного предприятия; П. Т. Михайлов, машинист экскаватора предприятия механизированных работ; А. П. Постыляков, электросварщик предприятия специализированных монтажных работ; Ж. Р. Нурахметов, заместитель начальника электроцеха ЭГРЭС-2.
Экибастузскую ГРЭС-2 в разные годы возглавляли: В. М. Лебедев, В. Г. Сидоров, А. А. Григорьев, Е. В. Спасов, В. С. Проценко, Г. А. Голов, С. А. Сысков.
В октябре 1983 г. вступила в строй действующих первая очередь сверхдальней ЛЭП-1150 киловольт переменного тока Экибастуз – Урал. В августе 1985 г. завершено строительство и проведены комплексные промышленные испытания первой очереди сверхмощной подстанции «Экибастузская-1150». Впервые в мировой практике получена электроэнергия переменного тока напряжением 1150 киловольт. В декабре 1986 г. завершается строительство головного стокилометрового участка сверхмощной ЛЭП-1500 киловольт постоянного тока Экибастуз – Центр (г. Тамбов). Другая не менее важная стройка – линия переменного тока от Экибастуза на Кустанай и Кокшетау.
В октябре 1983 г. вступила в строй действующая первая очередь сверхдальней ЛЭП-1150 киловольт переменного тока Экибастуз-Урал.
Эта линия ЛЭП-1150 - одна из крупнейших в мире.
Флагманом энергетики Казахстана и центральным связующим звеном энергосистем Западной Сибири, Алтайского края, Южного Урала, Казахстана и республик Средней Азии на сегодняшний день является АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями», созданное в 1997 г. Экибастузский филиал АО «Кегок» – «Северные межсистемные электрические сети» в Павлодарской области обеспечивает свободный доступ энергопроизводящих организаций, оптовых потребителей РК и сопредельных государств к рынку электрической энергии и мощности; передачу электроэнергии по национальной сети напряжением 110-150 киловольт для субъектов оптового рынка; устойчивость и надежность функционирования Единой электроэнергетической системы Казахстана. В ее состав входят 8 подстанций суммарной мощностью 3638,1 МВА и высоковольтные линии электропередачи 220-1150 киловольт с общей протяженностью более 3000 км.
В разные годы за прошедшие годы городскую партийную организацию на посту первого секретаря Экибастузского горкома партии возглавляли М. Ф. Сорокин, А. В. Зыков, А. А. Болдычев, Г. П. Калачев, А. Ф. Половников, Т. К. Касымжанов, Г. А. Никифоров, В. Б. Темирбаев, М. К. Дюсембаев, В. Н. Третьяков. Первым председателем Экибастузского горисполкома был Андрей Васильевич Зыков. Затем эту должность занимали Г. А. Кравец. Б. К. Дюсекеева, П. А. Коротин, Т. К. Касымжанов, Ж. И. Токарев, Г. С. Польщиков, С. М. Байжанов, В. Б. Темирбаев, Г. И. Могилевцев. Каждый из них в меру своих сил и возможностей старался внести ощутимый вклад в развитие ЭТЭК(а) и города Экибастуза.
За годы со дня приобретения Республикой Казахстан подлинной независимости и национального суверенитета в экономике города Экибастуза, как и в целом по всей республике, произошли качественные изменения, вызванные процессами реструктуризации и демонополизации в угольной и энергетической отраслях и другими экономическими преобразованиями. Экибастуз сохраняет за собой на долгосрочную перспективу роль флагмана в сфере развития электроэнергетической отрасли и угольной отрасли. На всех тепловых электростанциях и угольных разрезах Экибастуза осуществляется в настоящее время техническое обновление и модернизации производства. Начато осуществление крупных инвестиционных программ на Экибастузской ГРЭС-1, ГРЭС-2 и на всех угольных разрезах Экибастузского и Майкубенского бассейнов.
Усилилась роль и значимость малого и среднего предпринимательства в экономике и обеспечении занятости населения, в пополнении средств городского бюджета, в насыщении рынка товаров и услуг. В соответствии с разработанной Комплексной Программой развития Экибастузского региона на период до 2010 года подготовленной с участием ученых из ИЭ РАН Российской Федерации (директор института академик Абалкин Л. И. – г. Москва) начата ее реализация по целому ряду инвестиционных крупномасштабных проектов не только в сфере электроэнергетики и угольной отрасли, но и также в сфере производства строительных материалов, создания энергоемких металлургических производств с более высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих более глубокий технологический передел и комплексное использование добываемых полезных ископаемых. Рост деловой активности в Экибастузском регионе вызвал необходимость разработки и принятия нового Генерального плана развития города Экибастуза, рассчитанного на период до 2030 года, учитывающего создание регионального технопарка в Экибастузе и перспективы расширения городского жилья, улучшение архитектурно-градостроительного облика города, улучшение состояния охраны окружающей среды. Все вышеуказанные планы и мероприятия находятся в контексте основных положений и задач, содержащихся в Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года.