Состав, размещение и расселение населения Финляндии

Рис. 5. Половозрастная пирамида населения Финляндии, 2005 г.

Возрастную структуру населения лучше всего отражает возрастная пирамида, характеризующая отдельно долю возрастных групп мужчин и женщин. Эта пирамида наглядно показывает колебания рождаемости и смертности. Возрастной структуре населения проявляется избирательное воздействие миграции, поскольку районы с отрицательным балансом миграций в основном утрачивают контингент молодого трудоспособного населения.

До начала периода, предшествующего промышленной революции второй половины XIX в., с/х население имело высокую рождаемость, но из-за высокой детской смертности численность самых младших возрастных групп быстро сокращалось. Средняя продолжительность жизни была относительно низкой, и лишь небольшая часть населения достигала долголетия. Поэтому пирамида населения характеризовалась сужающейся вверх формой. Ближе к текущему, двадцатому, столетию рождаемость и смертность сократились, и в результате доля младших возрастных групп тоже уменьшилась. В 1910 г. на возрастной группе лиц сорока – сорокачетырехлетнего возраста отразилось влияние голодных лет (1866–1868 гг.), сократившее данную возрастную группу. Интенсивная эмиграция в начале ХХ столетия в свою очередь снизила долю трудоспособных лиц в структуре населения.

Снижение рождаемости проявляется в постепенном уменьшении младших возрастных групп. По сравнению с предыдущими поколениями на современном этапе выделяется относительно большая доля пожилых людей и группы лиц трудоспособного возраста. В 2000 г. происходит дальнейшее старение населения и абсолютное сокращение рабочей силы; крупные возрастные группы трудоспособного населения достигнули пенсионного возраста.

Возрастная структура населения Финляндии имеет большие региональные различия. В сельских местностях больше пенсионеров и меньше лиц трудоспособного возраста, чем в городах. Многие общины с преобладающей эмиграцией, особенно на островах, имеют весьма искаженную картину за счет утраты молодого трудоспособного населения.

В начале 1980 г. насчитывалось 2470040 женщин и 2310000 мужчин. Женщин относительно больше в городах, чем в сельских местностях. В городах мужской пол преобладает лишь в детской возрастной группе, а в сельских местностях – во всех группах моложе 50-го возраста. Лишь после этого возраста увеличивается доля женщин. Диспропорция соотношений мужчин и женщин брачного возраста оказывает косвенное влияние на рождаемость.

Например, в 1975 г. в городах и поселках городского типа женщин в возрасте 20–24 лет было на 7000, а в 1980 на 5300 больше, чем мужчин. Зато в сельских местностях в той же возрастной группе мужчин было на 10000 (в 1980 на 15000) больше, чем женщин.

Рис. 6. Возраст вступления в брак (мужчины)

 

Рис. 7 Возраст вступления в брак (женщины)

 Из рисунков 6 и 7 мы можем наблюдать различия возрастов вступления в брак у мужчин и женщин. У мужчин возраст вступления в брак до 19 лет характеризуется показателями 1,1%, в то время как 4% женщин до 19 лет вступает в брак. 52,7% мужчин в возрасте 20–29 лет вступают в брак, тогда как 61% женщин в этом же возрасте выходят замуж. В районе 30 лет вступают в брак 46,2% мужчин и 34,9% женщин.В целом можно сказать, что до 30 лет женщин, вступающих в брак больше чем мужчин, но далее картина меняется с точностью до наоборот, большее количество мужчин вступают в брак после 30 лет.

Самые ранние следы пребывания людей на территории Финляндии восходят к раннему мезолиту (8-9 тыс. лет до н.э.). На побережье Финского залива тогда существовали стоянки охотников. Вероятно, в мезолите люди проникали на территорию Финляндии с двух сторон: по морю через Финский залив и по суше через Карельский перешеек.

Вопрос о происхождении древнего населения Финляндии сложен. Наиболее признано мнение, что первыми поселенцами страны были просаами, т.е. предки нынешних саами, пришедшие с востока. Первые письменные упоминания о финнах появились в трудах римского историка Тацида (рубеж 1 и 2 вв. н.э.) и греческого ученого Птолемея (2 в.). На территории Финляндии в 1-м тыс. н.э. расселились племена сумь (суоми), емь, западные карелы. В середине 1 тысячелетия н.э. Выделялись племенные союзы хаме (таластов) и финнов (суоми) на юго-западе и карелов на юго-востоке, которые часто враждовали между собой. Эти племенные союзы имели торговые связи со Скандинавией, хотя у них сохранялись традиционные контакты с северной Прибалтикой и Россией. [5]

Расселение изучают с разных точек зрения, обращая внимание на внешний вид поселений, их размещение и группировку, функциональный характер построек или административно-иерархический статус. Статистика обычно выделяет сельское и городское расселение. В период до либерализации хозяйственной деятельности города являлись четко ограниченными единицами, в соответствии с действовавшим в то время в Финляндии положением о городах. С 1870-х годов начался рост новых крупных населенных пунктов наряду со старыми, редко расположенными городами, и границы между городом и деревней стали уже менее четкими. Городские функции стали выполнять многие промышленные центры и железнодорожные узлы, которые не всегда имели городские права, а иногда и не хотели их приобретать. Дело заключалось в том, что превращение поселка в город влекло за собой дополнительные обязанности и налоги для его жителей. Говоря о городском населении Финляндии, обычно имеют в виду совокупную численность населения городов и поселков городского типа. В них проживало 8,5%, в 1900 – 12%, в 1920 – 16,1%, в 1940 – 26,8%, в 1960 – 38,4%, в 1976 – 59% и в 1979 – 59,8% всего населения страны.

Национальный состав

В Финляндии два официальных языка – финский и шведский. 92,9% населения говорит на финском языке как на родном, на шведском 5,8%. За пределами Финляндии говорят на финском языке 1,3 миллиона человек, главным образом в США – более 600 тыс. человек и в Швеции – 450 тыс. человек. Около 1700 человек в северной части страны – в провинции Лапландия – говорят на саамском языке. Несмотря на родство языков, различия между саамским и финским языками очень велико. Финский язык относится к финно-угорской группе языков. Наиболее близкими ему языками являются эстонский и карельский. В более отдаленном родстве с ним состоят языки венгров, удмуртов, марийцев, мордвы, вепсов, коми и некоторых других народов. Шведский язык относится к группе германских языков. Шведоязычное население живет в основном на южном и западном побережье страны. Почти все население Аландских островов говорит на шведском, как на родном. В школах Финляндии изучаются оба официальные языка страны – финский и шведский – и не менее одного иностранного, чаще всего это английский.

Некоторые считают, что шведоязычное население не является меньшинством в юридическом смысле, так как Основной закон Финляндии гарантирует шведскому языку официальный статус наравне с финским. Доля шведоязычных во всем населении постоянно сокращается: в 1880 году она составила 14,3%, в 1910 году – 11,6%, в 1940 году – 9,6%, а в 1970 году – 6,6%. Согласно последним данным Центрального статистического бюро Финляндии (31.12.1997), шведоязычных было 293691, или 5,7% всего населения страны (5147349 человек). Из 25392 жителей Аландских островов 23864 – шведоязычные, 1205 – финноязычные, и каждый вправе регистрироваться либо финно-, либо шведоязычным – органы власти не проверяют владения языком. [9; 15]

Официальный язык государственных органов власти на Аландах и в ее муниципалитетах – шведский. Гражданин Финляндии может, однако, применять финский в суде и с государственными служащими в деле, касающемся его лично. Язык обучения в общественных школах – шведский, но аландские муниципалитеты вправе организовать обучение финскому языку. Аландские органы власти имеют право общаться на шведском с любым административным органом Финляндии.

Финляндское законодательство ввело определение «саама», основанное, в первую очередь, на языковых критериях. Саамом является лицо, которое сознает себя таковым или у которого, по крайней мере, один из родителей или прародителей выучили саамский в качестве первого языка. В 1995 году определение «саама» расширили таким образом, что оно охватывает также потомков лиц, внесенных в земельный, налоговый или демографический реестр как саамы горные, лесные или рыболовы. Саамский парламент возражает против расширения определения, ссылаясь на то, что это откроет дверь в саамскую общину лицам, чьи предки уже давно слились с финским населением.

Финляндские цыгане входят в группу «кале» (Calу). Они впервые пришли в королевство Швеция-Финляндия в раннем 16-м веке. Несмотря на репрессивное законодательство, цыгане остались в Швеции.

Глубокие структурные сдвиги в финском обществе оказали неблагоприятное воздействие на возможности бродячих цыган добывать себе средства к существованию традиционными занятиями, такими как торговля лошадьми, работа жестяника, изготовление кожевенных товаров, мелкая торговля. В 1990-е годы цыгане заняты, в основном, в области социального обеспечения и здравоохранения, улучшения бытовых условий молодежи, подготовки учителей-цыган, информационной технологии, эстрадного искусства.

Условия жизни цыган были плохими. Учитывая большую жилищную проблему, государство с 1970-х годов стремится содействовать приобретению жилья цыганскими семьями путем выделения субсидий и льготных ссуд. Жилищные условия многих цыганских семей, однако, остаются плохими. Новые жилищные модели раздробляют привычные большие семьи.

Русское, или русскоязычное, население Финляндии часто делят на так называемых «старых» и «новых» русских. Предки старых русских пришли в Финляндию тремя волнами. Первыми русскими в Финляндии оказались крепостные, перевезенные из Ярославской, Тульской и Орловской губерний в Карельскую провинцию, перешедшую к России после Северной войны (1700–1721). Эта группа прославилась своей коричневой глиняной посудой – керамикой Красного Села. Вторую волну составляли русские, которым разрешили поселиться в автономном Великом княжестве в качестве чиновников, офицеров и купцов. Третья состояла из русских, убежавших от Российской революции и не продолживших свой путь в крупные эмигрантские центры Парижа, Ниццы, Берлина, Брюсселя и Нового Сада. Больше всего старых русских было в 1921 году, когда их насчитывалось 19000. Их нынешнее число довольно трудно определить, так как большая часть из них слилась с финноязычным большинством или (в меньшей степени) с шведоязычным меньшинством. По оценкам, старых русских от 3000 до 5000 человек. Их общины имеются в главных городских местностях в регионах Хельсинки, Турку и Тампере.

В связи с их весьма смешанной этнической и религиозной принадлежностью русскоязычные составляют, в первую очередь, языковую и культурную общину. Многим российским финнам из региона Ингерманландии (ингерманландцам) с конца 1980-х годов разрешили переселиться в Финляндию по упрощенной процедуре. Приезжая в Финляндию, многие из них говорили только на русском языке.

Евреи впервые поселились в королевстве Швеция в 18-м веке, в период терпимого к иноверцам правления короля Густава III. Им разрешили поселиться всего в нескольких городах шведской части королевства, таких как Марстранд, Стокгольм, Гётеборг, Норчепинг и Карлскруна, но не в финской части. Первые предки финляндских евреев пришли в финские города, находившиеся под русской властью, в конце 18-го века. Евреи хорошо интегрировались в финское общество, и имеют представителей почти во всех его секторах.

Финляндские татары представляют тюркский народ с исламской верой. Их около 900 человек, составляющих гомогенное религиозное, культурное и языковое меньшинство. Татары полностью интегрировались в финское общество, им удалось сохранить тюрко-татарский язык, на котором они общаются не только в семейной и частной жизни, но и в своих организациях. Новых татар-иммигрантов принимают в татарскую общину на том условии, что они владеют тюрко-татарским языком.

Люди, работающие в туризме, часто владеют также немецким языком. В северных и восточных районах Финляндии нередки люди, владеющие русским языком. В последние годы в Финляндии образовались значительные этнические группы иммигрантов, среди которых немало русских. Большая часть жителей страны это голубоглазые, светловолосые, светлокожие люди.

Финны обладают своеобразным национальным характером. Они внешне неторопливы, сдержанны, не любят явно проявлять чувства. В общении с ними не стоит касаться собеседника, тем более похлопывать по плечу. Финны трудолюбивы, терпеливы, любят работать спокойно, тщательно, аккуратно, завершая начатое дело и доводя его до хорошего результата. В повседневной жизни они аккуратны, организованны, чистоплотны. В общении с другими людьми, в том числе с иностранцами, доброжелательны, приветливы, с большим чувством достоинства, близко сходятся не скоро. Хорошее расположение и дружбу финнов надо заслужить. Если это сделать удалось, они будут надежными деловыми партнерами и друзьями. Важной чертой национального характера финнов является верность своему слову. Поэтому установление деловых отношений с ними надо ценить и оправдывать.

Финны дисциплинированны, умеют хорошо организовать собственную деятельность или работу целой группы людей. Они приветливы, но без фамильярности, не любят панибратства, но ценят искренне дружеское отношение. В северных и восточных районах Финляндии и России, где получили развитие деловые и профессиональные контакты и где люди часто общаются между собой, немало русских и финских семей, которые подружились друг с другом. Финны хорошо поют, любят танцевать, в том числе современные и народные танцы. Многие из них бережно сохраняют национальную культуру. В стране созданы многочисленные курсы, на которых всех желающих обучают народным и современным танцам. Финские песни очень мелодичны и красивы. В настоящее время Финляндия является одной из развитых стран мира. Поэтому граждане страны гордятся ее успехами в экономике и культуре. Финны предпочитают жить в своем доме, тщательно обустраивать его.

В финском доме внешне все просто, но удобно, красиво, аккуратно, имеется все необходимое для комфортной жизни. Несмотря на наличие отличных строительных и декоративных материалов многие предпочитают использовать в отделке стен натуральное дерево. Каждый дом имеет свою сауну. Участок около дома обычно хорошо ухожен. Финны с большим удовольствием регулярно посещают сауну, не только неспешно прогреваются в ней, плеская время от времени воду на раскаленные камни, но и любят париться вениками.

Одной из важнейших черт финнов является большая любовь к природе и очень бережное к ней отношение. Финны много времени проводят на природе – на охоте, рыбалке, в походах, проживают в лесных коттеджах. С целью предоставить каждому человеку возможность пользоваться благами природы, гражданам Финляндии даны широкие права. Например, разрешено передвигаться на природе пешком, на лыжах, на велосипеде и верхом, за исключением дворовых участков и культивируемых земель. Граждане страны могут временно находиться на природе – например, разбивать палатку в тех местах, где разрешается передвигаться. Они также имеют право собирать дикие ягоды, грибы и цветы, ловить рыбу удочкой и на блесну. При этом в стране действуют строгие запреты. Нельзя беспокоить или повреждать гнезда птиц. Запрещено беспокоить северных оленей, которые свободно бродят по тундре и лесу на севере страны, и охотничью фауну. Не разрешается рубить или повреждать живые деревья, брать сухостойную или поваленную древесину, собирать хворостину, мох и т.п. на земле, находящейся во владении другого человека. Человек не имеет права без крайней необходимости разводить костер на земле, находящейся во владении другого человека.

Для финнов очень важно не нарушать неприкосновенность жилища, например, разбивая палатку слишком близко от жилых домов, засорять окружающую среду, не использовать автотранспорт вне дорог. Запрещено шуметь и ловить рыбу и охотиться без лицензий и разрешений. Важно, что финны строго соблюдают эти правила поведения. В лесу нет мусора, бутылок, банок, свалок. Люди обладают очень высокой экологической культуре и в этом же духе воспитывают детей. Многие финны, в том числе имеющие профессиональное образование, с удовольствием учатся в свободное время на различных курсах, изучая компьютеры, музыку, искусство, историю.

Многие жители страны любят спорт и уделяют здоровому образу жизни немалое внимание. Наиболее популярными видами спорта являются бег на лыжах, хоккей с шайбой зимой, плавание и катание на велосипеде летом. В стране принято брать специальный небольшой отпуск (уикенд) в конце зимы – начале весны, чтобы выезжать на лыжные курорты для отдыха. Лыжные прогулки сочетаются с посещением сауны, с ужином в ресторане, танцами и весельем. В Финляндии немало прекрасных зимних курортов, которые предоставляют гражданам и гостям страны широкие возможности для отдыха. На улицах финских городов и небольших поселков и зимой и летом можно увидеть людей в спортивных костюмах, которые спортивным шагом с лыжными палками совершают тренировочные прогулки. [10; 12]

Религиозный состав

Христианская церковь как восточного, так и западного обрядов пришла в Финляндию тысячу лет назад. Христианство объединило разбросанные на территории современной Финляндии племена в единую нацию и способствовало созданию развитой административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы. Она содействовала развитию науки и искусства. Восемьдесят каменных церквей с фресками, гравюрами на дереве, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами являются свидетельствами того высокого уровня, которого достигло финского церковного искусства. Церковь несла ответственность, как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Епископ города Турку был самым влиятельным человеком в средневековой Финляндии. Он был также представителем финнов на Королевском совете Швеции.

Власть папы римского сменилась на власть шведского короля, который лишил церковь ее доходов и имущества. Микаэль Агрикола, первый лютеранский епископ Финляндии, перевел Новый завет на финский язык. Богослужения постепенно становились все более лютеранскими и совершались на финском языке. Монастыри были закрыты, священникам было разрешено жениться.

В период ортодоксального лютеранства в 17-м и в начале 18 века церковь вернула себе культурную монополию, как и в средние века. Она проповедовала преданность государству, проповедовала строгую христианскую мораль, здесь у финнов появилась возможность научиться читать.

В 1809 году Финляндия, выйдя из состава Шведского королевства, стала Великим княжеством Российской империи. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранская церковь осталась государственной церковью Финляндии. [14]

В начале 18 века в Финляндии появляется новое религиозное течение, названное пиетизм. Оно делало акцент на чувства и индивидуальное обращение к Богу, на личную духовность. Близкими ему «возрожденскими движениями» были евангелизм и лестадианизм.

Гражданская война разразилась в Финляндии после провозглашения независимости в 1917 году. Практически все духовенство выступило на стороне буржуазии. Отношения между церковным руководством и организованным рабочим классом оставались напряженными, в то время как буржуа, победившие в этой войне, начали рассматривать церковь как бастион законного порядка, национальной традиции и западной культуры. От нее ожидали действий по воспитанию нравственных граждан, верных государству.

Зимнюю войну с Советским Союзом (1939–1940) характеризовали как борьбу в защиту «дома, веры и отечества». Церковь служила источником поддержки и единства во время этой борьбы. Воля к защите родины имела религиозный подтекст.

После войны церковь начала больше заботиться о семейной жизни прихожан. Благотворительная работа церкви быстро расширялась, также как и работа среди молодежи.

Свобода вероисповедания была введена в 1923 году. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть официальной религией. В школах религия стала преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников.

В 2000 году евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 миллионов прихожан, т.е., около 85% местного населения зарегистрировано в приходах.

В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7.000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч.

Высшим органом власти всей церкви является Синод, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви.

78% дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2000 году приходы получили за счет налога 723 миллионов евро.

Вывод о разносторонней деятельности лютеранской церкви можно сделать исходя из состава персонала приходов. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. В 2000 году церковь имела 19600 работников (включая частично занятых).

В течение последних десятилетий у евангелическо-лютеранской церкви Финляндии появились многообразные международные функции. Это, в первую очередь, поддержка миссионеров и помощь развивающимся странам.

Церковь имеет широкую сеть международных контактов. Ими ведает Отдел международных связей церкви, председателем которого является архиепископ. Наиболее широкие связи церковь поддерживает с межцерковными организациями, в первую очередь, с Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным советом церквей. Наиболее тесные отношения финская лютеранская церковь поддерживает с церквями Скандинавских стран, с лютеранскими церквями Эстонии, а также с англиканской церковью Великобритании и русской православной церковью.

Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. [15]

В 1980-е годы число прихожан православной церкви начало расти, количество новообращенных превысило количество те, кто по каким-либо причинам отходил от церкви. В настоящее время православная церковь насчитывает 55.000 прихожан, т.е., 1,1% населения Финляндии. Возрос интерес к православным традициям Карелии и православным обрядам. Перемещенные монастыри «Новый Валаам» и «Линтула» превратились в важные места паломничества.

Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 году католическая церковь Финляндии была, наконец, официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине 19 века, когда здесь были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также «Армия спасения». Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1% населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале 20 века и в настоящее время объединяющая 50000 прихожан.

Иудаизм пришел в Финляндию в начале 19 века, в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек. Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале 20 века в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Первых мусульман также завезла в Финляндию русская армия, в конце 19 века. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце 19 века. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 году. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине. [9; 13]

Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55%) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8% так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо активными участниками общественной религиозной деятельности, христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью.

Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за религиозными программами по телевидению и радио.

Рис. 8. Конфессиональная структура Финляндии.

 Размещение и расселение населения Финляндии

Заселение территории этой страны началось около семи тысячелетий назад. Охотники и рыболовы каменного века кочевали вдоль береговой линии нынешнего Балтийского моря, напоминающей в те времена тундру. Постоянное население на Юго-западе Финляндии образовалось к 500 году до нашей эры. Ядром населения были финно-угорские его представители. Затем финские поселения распространились из центральной части Юго-Западной Финляндии, региона Хяме и ладожского региона Карелии на север, постепенно вытесняя коренное население саамов. В дальнейшем крестовые походы способствовали тому, что на финском побережье появились поселения шведов. К середине шестнадцатого века нашей эры население страны составляло 330000 человек, а к восемнадцатому веку оно выросло до 400000. Основная часть жителей занималась земледелием. В середине семнадцатого века на территории Финляндии был всего лишь двадцать один город, и городские жители составляли тогда только 7% от общего населения государства. Демографическое развитие Финляндии не стабильно. В восемнадцатом веке рождаемость здесь была около 40 человек на тысячу жителей, а смертность – 25 человек на тысячу. Однако в середине девятнадцатого века два холодных лета подряд и суровые зимние морозы стали причиной голода, и смертность населения повысилась до 80 человек на тысячу.

В Финляндии стало усиленно развиваться скотоводство и лесная промышленность. В итоге, экономика страны, ориентированная прежде преимущественно на земледелие, обрела новые направления движения, улучшилось здравоохранение, и прирост населения к концу девятнадцатого века приобрёл более существенные темпы – за десятилетие количество жителей вырастало почти на 15%. Появилась новая проблема – безработица. Тысячи финнов покинули родину и отправились в поисках лучшей доли в Соединённые Штаты Америки.

После обретения Финляндией независимости в 1917 году её население составляло порядка 3 миллионов человек. Однако Гражданская война и последовавшая после неё разруха стали следствием высокой смертности, которая существенно снизила количество жителей Финляндии. Внесла свою поправку в эту численность и Вторая мировая война. Она унесла жизни около 80000 финнов.

Среди экономически активного населения доля лиц, работающих по найму, составляет 90%. Трудящиеся Финляндии ведут повседневную борьбу за свои экономические и социальные права. Для Финляндии, как и для других капиталистических стран, характерна большая разница в доходах между крупными предпринимателями и широкими слоями населения; 5% лиц, принадлежащих к высшим слоям, получают столько же, сколько 53% населения с малыми доходами. На долю же 30% финских граждан, относящихся к беднейшим слоям, приходятся лишь 5,9% национального дохода. Рабочие и служащие составляют примерно 80% населения. В сферу производительного труда вовлечено много женщин, которые, однако, получают меньшую зарплату, чем мужчины.

Средний уровень заработной платы трудящихся составил в 1999 г. около 9 700 фин. марок (примерно 1800 дол.). Продолжительность рабочей недели – в среднем 39,6 часа, отпуска – 5 недель. Расходы на социальные нужды составляют в Финляндии около 30% от ВВП. В условиях позитивного роста экономики последних лет уровень безработицы в стране продолжал снижаться – на конец 1997 г. насчитывалось 367 тыс. безработных, или 14,5% трудоспособного населения (в 1993 г. – 434 тыс. и 17,3% соответственно). [10; 15]

Рис. 9. Структура экономически активного населения

Из рисунка 9 можно видеть, что в структуре экономически активного населения Финляндии преобладают наемные работники (83,3%), так как очень много приезжих рабочих проживает в Финляндии. Вторую строчку занимают занятые в собственном бизнесе и составляют 12,7%. Третья строчка принадлежит населению, занятому в других областях (3,4%). Наименьший показатель характерен для населения, занимающегося домашним хозяйством (0,6%).

Рис. 10. Отраслевая структура занятости населения Финляндии.

Подробно рассмотрев рисунок 10, мы видим, что наибольшая доля населения занята в отрасли услуг (33%). Это связано с большим потоком туристов в Финляндию, особенно во время праздников. Меньший процент населения занят в сфере добывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере коммунальных служб (20,5%). На третьей ступени стоит сфера торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса и составляет 14%.

Низшую строчку в отраслевой структуре занимают другие сферы, 3,8%.

Плотность населения Финляндии неоднородна. К примеру, в провинции Уусимаа на один квадратный километр приходится 250 человек, в других индустриальных южных провинциях – около 30 человек, в восточных и северных провинциях – менее 10 человек, а в Лапландии так и вовсе 2,2 человека на квадратный километр. Средняя плотность населения страны составляет 14 человек на 1 кв. км. На сельскую местность приходится 33% населения Финляндии, остальные 67% проживают в городах и посёлках городского типа. К северу от 65-й параллели проживает всего 10% населения страны.

Этнические группы, входящие в состав населения, это: финны – 93, 4%, шведы – 5,7%, эстонцы – 0,2% и цыгане – 0,2%.

Рис. 11. Этнические группы, входящие в состав населения.

Население в основном концентрируется в прибрежных и южных районах Финляндии. Наиболее высокой плотностью населения отличается побережье Финского залива, юго-западное побережье возле Турку и некоторые районы, расположенные непосредственно к северу и востоку от Хельсинки – вокруг Тампере, Хямеэнлинны, Лахти и других городов, которые имеют связь по каналам и рекам с побережьем. Новейшие сдвиги в размещении населения тесно связаны с промышленным развитием внутренних районов. Многие центральные районы и почти весь Север остаются малонаселенными. [9]

Расселение изучают с разных точек зрения, обращая внимание на внешний вид поселений, их размещение и группировку, функциональный характер построек или административно-иерархический статус. Статистика обычно выделяет сельское и городское расселение. В период до либерализации хозяйственной деятельности города являлись четко ограниченными единицами, в соответствии с действовавшим в то время в Финляндии положением о городах. С 1870-х годов начался рост новых крупных населенных пунктов наряду со старыми, редко расположенными городами, и границы между городом и деревней стали уже менее четкими.

Городские функции стали выполнять многие промышленные центры и железнодорожные узлы, которые не всегда имели городские права, а иногда и не хотели их приобретать. Дело заключалось в том, что превращение поселка в город влекло за собой дополнительные обязанности и налоги для его жителей. Поэтому, начиная с 1859 г., складывался третий тип общины – поселок городского типа – кауппала. Он занимал промежуточное место между городской и сельской общинами. В начале 1976 г. в Финляндии насчитывалось 25 таких поселков. Спустя год все они были преобразованы в города. Кроме того, в период 1898–1955 гг. в Финляндии существовали еще так называемые густонаселенные общины. Они были отделены от сельских общин и имели некоторые права, хотя и не обладали полной самостоятельностью. Жители, например, платили налоги сельским общинам, в состав которых они входили, что и привело к их упразднению.

Площади городов Финляндии велики, но настоящее городское население концентрируется на относительно небольшой территории. Поэтому в пределах большинства городских муниципалитетов велика доля сельского населения. С другой стороны, на территории почти каждой сельской общины имеется один или несколько поселений городского типа. Таким являются многие центры приходов, промышленные или железнодорожные поселки. Некоторые из них весьма невелики, другие же имеют такие размеры, что значительно превышают отдельные небольшие города, развития которых приостановилось, и имеют более городской облик, чем они. В Финляндии есть старые прибрежные города с населением всего 1500–2000 человек. В то же время на территории многих сельских общин находятся поселения городского типа, насчитывающих более 2000 жителей каждый. В географическом отношении целесообразно уравнять два административно различающихся, но структурно одинаковых типа городских населенных пунктов. Становится ясным, что рост городского населения породил необходимость дать соответствующие географические понятия, которые охватывали бы все виды городских поселений независимо от их административного положения. Поэтому в 1970-х годах стало широко применяться понятие «таяма», то есть густонаселенный пункт. Для современного подразделения населенных пунктов характерно стирание четкого рубежа между городским и сельским поселением, как это было в период до середины XIX в.

Приречное расселение является повсеместно, кроме Озерного края, самым распространенным типом сельского расселения.

В Финляндии широко распространено и приозерное расселение. С ним связаны многие топонимы-названия общин и деревень, общие с названиями озер. Приозерное расселение имеет такие же преимущества, что и приречное.Расселение типа вара является преобладающим в восточной Финляндии. Оттуда оно распространяется до водораздельной гряды Суоменселька и южнее нее, вдоль гряд Салпаусселькя по холмам вплоть до высот Тамела. Размещение и группировка хуторов в расселении типа вара отражает характер рельефа.

Расселение можно считать дисперсным, или рассредоточенным, когда на территории преобладают отдельные хутора или групповое сельское расселение представлено деревнями и отдельными поселками (иногда в разных сочетаниях), составляющими общий фон. Типология сельского расселения Финляндии подробно еще не изучена, хотя детальные типографические карты для этого хорошие возможности. В Финляндии, распространен смешанный тип, включающий как отдельно стоящие хутора, так и небольшие деревни.

Термин «таяма» обозначающий густонаселенный район, или сгусток населения, появился в 1900 г. и сразу же вошел в широкое употребление. В разговорном языке это слово часто обозначает любые групповые поселения, включая и сгустки крестьянских хозяйств.К таямам относятся группы домов (построек) с численностью населения не менее 200 человек, если расстояние между домами не превышает 200 м. Это расстояние может, однако, превышать 200 м., если данная группа относится к сфере влияния другой, более крупной таямы. В то же время максимальное расстояние между домами может быть сокращено до 200 м., принимая во внимание характер населения. Такое положение возникает в тех случаях, когда грань между таямой и сельским поселением выражена не резко, то есть когда плотность домов в таяме лишь незначительно больше, чем в пределах окружающей сельской местности.