Состояние АПК Республики Марий Эл
Внедрение в экономику страны механизмов рыночного регулирования сопровождается фундаментальными преобразованиями в системе всех отношений, включая и отношения, связанные с использованием естественного плодородия почвы. То есть аграрных отношений. Введение отношений частной собственности в сельском хозяйстве приводит к базовым изменениям как в производственной сфере, так и в социальном развитии села. Экономика сельского хозяйства становится разновидностью бизнеса. Поэтому сворачиваются все нерентабельные производства, и подвергаются процедуре банкротства убыточные хозяйства. Снижаются объемы производства продукции сельского хозяйства в тех хозяйствах и регионах, где доходы не покрывают издержки. А наращивается производство в рентабельных хозяйствах и регионах. Именно туда начинает идти и крупный частный капитал из других сфер экономики. То есть аграрный сектор становится объектом инвестирования негосударственных средств.
Территориальные и качественные изменения в производственной сфере вызывают целую цепь мультипликативных эффектов, влияющих, прежде всего, на социальное положение работников сельского хозяйства, всех сельских жителей. Усиливается региональная дифференциация сельского населения по уровню и качеству жизни.
Положение населения заметно улучшается в регионах инвестирования. А в тех регионах, где условия ведения сельского хозяйства сопряжены с большими затратами, уровень жизни сельского населения падает. Сельчане в массовом порядке покидают село.
Существуют две оценки нынешнего положения сельского хозяйства и села. Одна акцентирует внимание на отрицательных последствиях современных процессов в сельском хозяйстве. В этой оценке основное внимание уделяется социальным последствиям: снижение рождаемости, рост смертности, эмиграция населения, особенно молодежи, сворачивание жизни на селе. Вторая оценка строится по цепочке: экономическая целесообразность (рентабельность производства сельскохозяйственной продукции) — инвестирование — развитие аграрной экономики и села — рост численности сельского населения — повышение уровня и качества жизни населения. В случае снижения рентабельности цепочка меняет свое направление и качество.
На практике эти оценки отражают настроение определенных групп, как населения, так и руководителей агропромышленного комплекса, политических деятелей. Поэтому они имеют право на существование. Однако если оценивать состояние села с позиции рыночных отношений, закономерностей их развития, то вторая оценка в большей степени соответствует реалиям рынка. Поэтому, видимо, есть смысл развернуть суть второй оценки в более глубокие и масштабные исследования и выработать новые направления развития сельского хозяйства как сферы аграрного бизнеса и села как пространства жизни и работы населения. Причем не обязательно, только сельского.
Глубокие преобразования в агропромышленном комплексе не могли миновать Республику Марий Эл как часть единого экономического, социального и политического пространства России. Здесь также происходят системные изменения. Они охватывают практически все сферы развития отрасли, в том числе и региональное аграрное законодательство.
Республика относится к группе промышленно-аграрных регионов. Здесь есть все условия для организации эффективного сельского хозяйства. Республика располагает достаточным количеством пригодных для возделывания земель. 31 процент территории республики, или 8607 тыс. га, — это земли сельскохозяйственного назначения. Они включают земли предприятий, организаций и земельные участки граждан за чертой поселений, используемые для производства сельскохозяйственной продукции. В состав земель этой категории включаются также земли фонда перераспределения общей площадью 21,9 тыс. га, переданные во временное пользование и аренду, а также часть земель, не используемых в настоящее время в производстве сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения занимают 116,7 тыс. га(83,2 процента). Общая же площадь сельскохозяйственных угодий с учетом части из них в структуре земель других категорий — 783,1 тыс. га. Сельскохозяйственные угодья распаханы в среднем на 78,9 процента.
Являясь важнейшими составляющими природно-ресурсного потенциала Республики Марий Эл, сельскохозяйственные земли при соблюдении всех требований технологии их возделывания могут обеспечить высокую продуктивность не только растениеводства и животноводства, но и других отраслей аграрного комплекса.
Сельское хозяйство республики является одним из источников валового регионального продукта (ВРП). На его долю в 2003 году приходится 15,1 процента ВРП.
Таблица 1.
Доля основных отраслей экономики Республики Марий Эл в валовом региональном продукте (ВРП)
Показатели | Годы | |||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Валовой региональный продукт – всего, в процентах |
100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | ||||
Промышленность | 28,2 | 26,2 | 24 | 22 |
Сельское хозяйство | 19,3 | 20,8 | 15,6 | 15,1 |
Лесное хозяйство | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,6 |
Строительство | 5,9 | 5,9 | 6 | 6,4 |
Транспорт | 2,8 | 5,7 | 6,9 | 6,2 |
Связь | 1,6 | 1,5 | 1,7 | 1,8 |
Торговля и общественное питание | 11,2 | 10,5 | 10,8 | 9,1 |
другие отрасли | 23,5 | 23,4 | 27,7 | 33,4 |
В 2003 году по всем категориям хозяйств произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 8011,2 млн. рублей. Индекс физического объема составил 100,3 процента к уровню 2002 года.
Таблица 2.
Динамика производства сельскохозяйственной продукции
Наименование показателя | Годы | |||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Продукция сельского хозяйства в действующих ценах в хозяйствах всех категорий, млн. рублей | 2568,1 | 4977,2 | 5397,3 | 6712,7 | 6595,7 | 8011,2 |
в том числе: | ||||||
по сельхозпроизводителям | 936,2 | 1670,7 | 1976,5 | 2663,6 | 2663,1 | 2979,7 |
фермерским хозяйствам | 19,6 | 43,8 | 63,2 | 69,2 | 55,9 | 132 |
населению | 1612,3 | 3262,7 | 3357,6 | 3979,9 | 3876,7 | 4899,5 |
Индексы физического объема | 94,2 | 97,4 | 91,3 | 106,5 | 89,6 | 100,3 |
в том числе: | ||||||
по сельхозпроизводителям | 79,1 | 91,4 | 90,7 | 121,3 | 93 | 99,4 |
фермерским хозяйствам | 90,2 | 107,5 | 124 | 102 | 68,3 | 174,6 |
населению | 105,7 | 100,7 | 91,1 | 97,8 | 87,6 | 99,8 |
в сельском хозяйстве, тыс. чел. | 52,2 | 78,4 | 66,8 | 64 | 63,4 | 56,5 |
Одним из основных факторов, во-первых, снижения эффективности аграрного сектора экономики республики, во-вторых, формирования новых, рыночных отношений являются сложные процессы трансформации форм собственности. В сельском хозяйстве формируется широкий круг товаропроизводителей разнообразных форм собственности. Если в конце 90-х годов прошлого века в республике было около 190 совхозов и колхозов, то к началу 2004 года в сельскохозяйственном секторе насчитывалось 263 крупных и средних сельскохозяйственных организации, 2,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 131,8 тыс. сельских семей имели личные подсобные хозяйства. В связи с этим изменилась структура производства валовой продукции сельского хозяйства. Если в 1994 году сельскохозяйственными организациями республики было произведено 54,7 процента валовой продукции, населением — 44,6 процента, крестьянскими хозяйствами — 0,7 процента, то в 2003 году — соответственно 36,4 процента, 62,3 процента, 1,3 процента. То есть наблюдается значительное сокращение производства продукции крупных и средних сельскохозяйственных организаций на фоне ежегодного прироста продукции в хозяйствах населения.
В сельском хозяйстве республики преобладают молочное и молочно-мясное животноводство, птицеводство, растениеводство и картофелеводство. Имеются хозяйства, занимающиеся выращиванием кроликов, пчеловодством.
В животноводстве развиты выращивание и откорм КРС, свиней. В то же время свернуто выращивание овец и коз.
В птицеводстве хозяйства республики занимаются выращиванием кур и гусей, производством яиц.
Объемы производства в животноводстве, финансовые результаты отрасли, прежде всего, зависят от поголовья скота, птицы, кроликов, числа пчелосемей.
Таблица 3.
Поголовье скота, птицы, кроликов (тыс. голов), число пчелосемей (тыс. семей) в сельскохозяйственных организациях
Годы | ||||||
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | |
КРС | 174,5 | 246,4 | 262,6 | 190,8 | 120 | 96,2 |
Коровы | 59 | 81,3 | 80,3 | 68,6 | 46,2 | 36,3 |
Свиньи | 145,7 | 257,8 | 300,4 | 162,4 | 83,4 | 70,3 |
Овцы и козы | 72 | 83,4 | 65 | 9,3 | 0,3 | — |
Птица | — | 3053,1 | 3380,3 | 2431,4 | 1841,7 | 2072,9 |
Взрослая птица | — | 1123,2 | 855,1 | 672,9 | 682,3 | 804,8 |
из них: | ||||||
куры и петухи | — | 1083,1 | 830,7 | 660,9 | 676,1 | 796,2 |
гуси | — | 3,1 | 7,6 | 11,4 | 3,8 | 6,2 |
Кролики | — | 12,5 | 11,9 | 1,8 | 0,5 | 0,2 |
Пчелосемьи | — | 22,1 | 14,8 | 8,9 | 6,3 | 3,6 |
Статистические материалы свидетельствуют о том, что в республике в целом наблюдается снижение поголовья скота, но одновременно увеличивается численность птицы.
Одним из положительных факторов в производстве продукции животноводства является рост продуктивности: увеличение надоев молока, среднесуточных привесов свиней и крупного рогатого скота, рост яйценоскости.
Если в 2000 году средний надой молока от одной коровы составлял 2186 кг, то в 2004 году — 3126 кг; продукция выращивания свиней на 1 голову увеличилась на 38 кг, крупного рогатого скота — на 29 кг. Средняя яйценоскость куры-несушки за рассматриваемый период увеличилась на 16 штук. Именно это, в основном, определяет рост производства основных продуктов животноводства в республике.
Таблица 4.
Производство основных продуктов животноводства в сельскохозяйственных организациях (тыс. тонн)
Годы | |||||
1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | |
Произведено (выращено) скота и птицы | 51,9 | 81,3 | 39,3 | 25,9 | 31,5 |
Произведено (реализовано на убой) скота и птицы в живом весе | 56,5 | 89,9 | 44,2 | 33,1 | 37,3 |
Произведено (реализовано на убой) скота и птицы в убойном весе | 37,5 | 59,9 | 26,5 | 19,9 | 23,6 |
в том числе: | |||||
говядина и телятина | 16,3 | 23,7 | 12,9 | 9,2 | 8,8 |
свинина | 11,8 | 21,1 | 6,5 | 4,5 | 5,3 |
баранина и козлятина | 0,4 | 0,5 | 0,1 | — | — |
мясо птицы | 8,8 | 14,3 | 6,9 | 6,1 | 9,4 |
Молоко, тыс. тонн | 192,1 | 282,8 | 204,4 | 109,4 | 115,7 |
Яйца, млн.штук | 207,4 | 217,6 | 157,2 | 157,2 | 228,7 |
Шерсть (физический вес), тонн | 215 | 304 | 35 | 0,3 | — |
Что же касается всей отрасли сельского хозяйства Марий Эл, то в 2003 году хозяйствами всех категорий мяса произведено 42,8 тыс. тонн, что на 0,8 тыс. тонн больше уровня 2002 года, молока произведено 262,6 тыс. тонн, что меньше на 9,8 тыс. тонн уровня 2002 года.
Изменения в аграрном секторе происходят не только в животноводстве, но и в растениеводстве. Прежде всего, сокращаются общая посевная площадь, площади под посевами зерновых и технических культур, картофелем и однолетними травами. Одновременно увеличиваются площади под пшеницей, овощами, многолетними травами.
Таблица 5.
Посевные площади сельскохозяйственных культур (тыс. га)
Годы | ||||||||
1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | |
Вся посевная площадь | 486 | 549,1 | 590,5 | 638,4 | 603 | 585,6 | 500,5 | 438,7 |
в том числе: | ||||||||
Зерновые культуры | 377,2 | 330,6 | 352,2 | 360,7 | 317,7 | 305,5 | 224,7 | 197,4 |
из них: | ||||||||
пшеница | 36,3 | 15,9 | 33,6 | 50,9 | 23,7 | 48,4 | 54,5 | 51,9 |
рожь | 295,8 | 178,3 | 169,8 | 95,9 | 114,4 | 63,7 | 54,8 | 42,7 |
ячмень | 3,3 | 0,3 | 22,7 | 124,2 | 92,4 | 126,6 | 66,8 | 66,5 |
гречиха | 35,3 | 25,9 | 35,8 | 10,2 | 1,8 | 1,3 | 2,5 | 1,2 |
зернобобовые | 13,2 | 28,1 | 34,2 | 23 | 33 | 24,2 | 12,6 | 12,1 |
Технические культуры | 19,1 | 17,5 | 6,4 | 6,8 | 11,5 | 14,6 | 9 | 8,3 |
лен-долгунец | 17 | 17,4 | 6,4 | 6,8 | 5,2 | 1,9 | 1,5 | 1,4 |
Картофель | 42,8 | 53,7 | 54,4 | 51,2 | 41,7 | 40,1 | 43,7 | 37,9 |
Овощи | 3,1 | 2,9 | 2,6 | 2,7 | 1,7 | 3 | 4,5 | 5,1 |
Кормовые культуры | 43,8 | 144,4 | 174,9 | 216,9 | 230,4 | 222,4 | 218,6 | 190 |
из них: | ||||||||
кукуруза на силос и зеленый корм | — | — | — | 29,4 | 34,3 | 7,7 | 6,4 | 2,2 |
кормовые корнеплоды | 3,1 | 0,9 | 5,3 | 6,6 | 9 | 6,4 | 4,5 | 2,4 |
однолетние травы | 2,9 | 54,9 | 53,4 | 73,1 | 54,4 | 70,7 | 47,9 | 41,9 |
многолетние травы | 36,1 | 54,5 | 60,5 | 88,9 | 113,7 | 125 | 153,5 | 140,7 |
Изменения в структуре посевных площадей, их сокращение привели к снижению за последние годы валового сбора продуктов растениеводства. Оно ограничено сохранившимся потенциалом ресурсов, необходимых для наращивания производства. Но в то же время увеличивается урожайность зерновых культур. За рассматриваемый период она выросла на 2,1 центнера с га.
Таблица 6.
Валовой сбор продуктов растениеводства в сельскохозяйственных организациях (тыс. тонн)
Годы | ||||||
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | |
Зерно (в весе после доработки) | 388,9 | 384 | 625,1 | 338,7 | 230,1 | 270,4 |
Лен-долгунец (волокно) | 1,5 | 2,1 | 1,7 | 0,1 | 0,4 | 0,7 |
Картофель | 439,4 | 258,6 | 227,1 | 103,9 | 40,5 | 18 |
Овощи | 15,1 | 23,3 | 36,9 | 22,1 | 19,9 | 17 |
Кормовые корнеплоды и сахарная свекла на корм скоту | 60,8 | 111,2 | 291,8 | 101,3 | 89,8 | 32,8 |
Сено однолетних трав | 17,5 | 1,6 | 6,2 | 1,7 | 3,5 | 4,2 |
Сено многолетних трав | 43,8 | 22,7 | 164,2 | 89,1 | 95,9 | 64,8 |
Сено естественных и улучшенных сенокосов | 65,1 | 32,6 | 38,5 | 17,9 | 13,8 | 8,4 |
Изменения в размерах посевных площадей под различными культурами, а отсюда и общего объема продукции сельского хозяйства, связаны с тем, что хозяйства начинают учитывать конъюнктуру рынка, свой финансовый, технический и кадровый потенциал. Под посевами и посадками занято ровно столько земли, сколько хозяйство может обработать, посеять и убрать. И производятся те виды сельскохозяйственной продукции, на которые есть спрос на рынке. На первое место при этом выходят показатели эффективности бизнеса в данной отрасли, а не количественные показатели производства.
Главным ресурсом развития растениеводства является качество земли, находящейся под зерновыми и другими культурами. А это зависит не только от параметров естественного плодородия, но и от количества внесенных удобрений. В последние пятнадцать лет из-за отсутствия средств в хозяйствах этому вопросу уделялось слабое внимание.
Таблица 7.
Экология почвы (внесено удобрений и удельный вес удобренной удобрениями площади во всей посевной площади), в процентах
Годы | ||||||
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | |
Внесено органических удобрений, всего, тыс. тонн | 3300 | 4542 | 6019 | 2418 | 1161 | 1124 |
Удельный вес удобренной органическими удобрениями площади во всей посевной площади, в процентах | — | 9 | 10 | 4,9 | 3,2 | 3,2 |
Внесено минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ), всего тыс. тонн | 30,1 | 84,6 | 109,7 | 12,7 | 8,1 | 5,1 |
Удельный вес удобренной минеральными удобрениями площади во всей посевной площади, в процентах | 62 | 95 | 99 | 51 | 36 | 38 |
К важнейшим факторам, сдерживающим развитие растениеводства, других отраслей аграрной экономики, относится состояние тракторного парка и сельскохозяйственной техники. За последнее десятилетие численность машинно-тракторного парка уменьшилась в среднем более чем на 50 процентов, а имеющаяся в наличии на начало 2003 года техника имела износ более 80 процентов и 100 процентов.
Таким образом, основные итоги деятельности АПК свидетельствуют о том, что республика не потеряла свой внутренний потенциал развития АПК.
Сохранению относительной стабильности в этой сфере способствует и региональное законодательство. В Республике Марий Эл в 2004 году приняты два важных закона, направленных на стимулирование отрасли: законы «О государственной поддержке сельского хозяйства», «О республиканской целевой программе «Развитие личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл на 2005-2008 годы». Это закладывает долгосрочные основы развития аграрного сектора экономики республики, государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и личного крестьянского подворья.
Позитивной стороной законодательных актов является то, что государственная поддержка сельского хозяйства и личного подворья направлена на стимулирование развития сельскохозяйственного производства путем выделения средств из республиканского бюджета на субсидирование сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; трансфертов с целью материального стимулирования кадрового потенциала сельского хозяйства.
В соответствии с законом «О государственной поддержке сельского хозяйства» в Республике Марий Эл устанавливаются следующие категории субсидий на поддержку сельского хозяйства:
- на поддержку племенного животноводства;
- на поддержку производства животноводческой продукции;
- на поддержку элитного и первичного семеноводства;
- на повышение плодородия почв;
- на компенсацию разницы в процентных ставках по полученным кредитам в кредитных организациях Российской Федерации;
- на поддержку обновления основных фондов сельского хозяйства;
- на компенсацию затрат ветеринарно-санитарных утилитарных заводов;
- на приобретение горюче-смазочных материалов;
- на страхование урожая сельскохозяйственных культур.
В 2003 году из федерального бюджета на развитие АПК Республики Марий Эл было направлено 86.8 млн. рублей, что на 22,1 млн. рублей больше, чем в 2002 году. За счет средств республиканского бюджета в 2003 году профинансированы целевые мероприятия агропромышленного комплекса в сумме 129,1 млн. рублей.
На условиях субсидирования за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2003 году предприятиями агропромышленного комплекса получено 215,9 млн. рублей кредитных ресурсов, что на 46,1 млн. рублей больше уровня 2002 года.
В 2005 году на субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл предполагается направить 107,25 млн. рублей. А вместе с трансфертами — 123,4 млн. рублей.
В производстве продукции сельского хозяйства усиливается роль личного подворья граждан. В 2003 году здесь произведено 91,8 процента картофеля, 80,2 процента овощей, 44,7 процента мяса, 55,4 процента молока. Поэтому этот сектор сельского хозяйства становится предметом особого внимания региональной власти. Свидетельство тому — принятие закона о республиканской целевой программе «Развитие личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл на 2005-2006 годы». Для стимулирования развития личных подсобных хозяйств предполагается создать организационные условия и предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых ресурсов на возвратной основе; провести мероприятия по повышению продуктивных и племенных качеств сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; ежегодного бесплатного проведения ветеринарного осмотра скота, организации его ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями животных. Это те проблемы, решение которых позволит в перспективе повысить устойчивость аграрного сектора экономики, его продуктивность, снизить безработицу и увеличить доходы сельского населения.
В соответствии с программой, общий объем государственной помощи личным подсобным хозяйствам на 2005-2008 годы составит 40,4 млн. рублей. В том числе из средств федерального бюджета — 10,6 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Марий Эл и муниципальных бюджетов — 19,6 млн. рублей и 10,2 млн. рублей из внебюджетных источников. Предполагается, что в результате реализации программы объем товарной продукции в личных подсобных хозяйствах увеличится на 10-15 процентов.
Однако «смещение» товарного производства в сторону крестьянских (фермерских) хозяйств, личного подворья имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным следует отнести:
- развитие предпринимательства на селе, что уже является показателем внедрения рыночных принципов хозяйствования в аграрном секторе экономики; в сельском хозяйстве формируются основы аграрного бизнеса;
- сельское население имеет возможность получать дополнительные доходы и повысить уровень своей жизни;
- повышается закрепляемость аграрных кадров, мотивированных на работу в сельском хозяйстве.
- Из отрицательных последствий необходимо отметить:
- низкую производительность труда в мелкотоварном секторе экономики села;
- высокие затраты труда на единицу продукции;
- неоправданно низкие доходы сельского населения из-за низких закупочных цен и высоких затрат на материальные ресурсы — семена, молодняк скота, другие;
- появление «избыточной» рабочей силы.
В комплексе они создают огромные проблемы развития сельских территорий как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплексов, выполняющих производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции.
Но в то же время при отсутствии эффективной аграрной политики федеральной власти принятые законодательные акты республики окажут существенную помощь в решении базовых проблем развития сельского хозяйства Марий Эл, будут способствовать снижению барьеров его низкой конкурентоспособности.
Современное положение сельского хозяйства республики, как и всей страны, в значительной степени зависит от природно-климатических и погодных условий, закупочных цен на продукцию аграрного сектора. Рисковые условия ведения хозяйства, большие затраты на производство единицы продукции, низкие закупочные цены воспроизводят низкую доходность аграрного сектора.
Хозяйства испытывают огромный дефицит средств и на внедрение передовых технологий производства, поскольку они также требуют огромных инвестиционных средств, ибо связаны с покупкой новой, высокопроизводительной и сложной техники.
В то же время усиление политики государственной поддержки агропромышленного комплекса республики, постоянное повышение квалификации руководящих кадров и специалистов положительно влияет на активизацию кадровых ресурсов, повышение производительности их труда. Во многих хозяйствах внедряются передовые технологии кормления и содержания скота, возделывания зерновых и кормовых культур. В результате этого повышается продуктивность коров и птицы, растет урожайность зерновых культур.
Целью развития любой отрасли экономики, в том числе и сельского хозяйства, любого производственного предприятия, бизнеса является финансовый результат. От этого зависит величина чистой прибыли предприятий аграрного сектора. Последняя позволяет реализовать программы обновления фондов, улучшения качества земель, увеличения заработной платы, повышения уровня и качества жизни работников села и членов их семей. В Республике Марий Эл за последние годы формируется определенная положительная динамика роста доходов аграрных хозяйств. Однако ее развитие характеризуется заметной нестабильностью. Если в 2000 году сальдированный финансовый результат сельского хозяйства составил 1,8 млн. рублей, а в 2001 году — 155,4 млн. рублей, то в 2002 году получен убыток в размере 13,4 млн. рублей, в 2003 году — 74,6 млн. рублей. Благоприятные условия 2004 года позволили завершить хозяйственный год с прибылью в 69,4 млн. рублей.
Однако, несмотря на нестабильность динамики чистой прибыли сельскохозяйственных предприятий, в республике наблюдается устойчивый рост прибыльных хозяйств. Если в 2000 году прибыльными были 32,2 процента предприятий сельского хозяйства, то в 2004 году — 51,5.
В целом следует отметить, что, несмотря на ряд проблемных «зон» в развитии сельского хозяйства, в этом секторе экономики республики происходит позитивный процесс формирования новых рыночных отношений. Усиление государственного влияния на проводимые в аграрном секторе экономики реформы позволит сельскому хозяйству республики придать устойчивость в развитии и превратить эту отрасль в одну из ведущих отраслей республики, а сельскую территорию сделать удобной для жизни и работы.