Состояние нефтяной промышленности

Для России экспорт энергоносителей остается важнейшим источником валютных доходов. Вследствие существенных различий условий поставки разделяют экспорт в «ближнее зарубежье», т.е. республики бывшего СССР, и «дальнее зарубежье» - все остальные государства. В 1990 г. экспорт энергоносителей в дальнее зарубежье составлял 23% от всего экспорта, к 1994 г. эта цифра увеличилась до 44%.

Ближнее зарубежье

Если в прикаспийских республиках существует собственная нефтедобывающая промышленность, которая в достаточной мере удовлетворяет их потребность в нефти, то остальные республики существенно зависят от поставок российской нефти. Несмотря на это, начиная с 1992 г., экспорт в ближнее зарубежье неуклонно сокращался, и сейчас только Украина, Белоруссия и Литва все еще получают значительные объемы нефти из России. Среди партнеров России по СНГ никто не имеет возможности оплачивать поставки нефти и газа по мировым ценам, поэтому экспорт нефти в ближнее зарубежье определяется в большей мере политическими, чем экономическими причинами. Хоть и транспортировать нефть ближайшим партнерам намного проще, риск нерегулярности платежей перекрывает кажущиеся выгоды сотрудничества с этими странами.

Дальнее зарубежье

Поставка энергоносителей в другие страны (см. табл.1) в большей мере регулируется рыночными отношениями.

Таблица 1

Экспорт сырой нефти из России

Страна

Объем экспорта (тонн)

Объем экспорта (тыс. бар.сутки)

Стоимость (тыс. долл.)

Австрия

2 650.5

53.01

266.731

Канада

849.3

16.99

87.466

Чехия

3 038.1

60.76

304.742

Франция

1 392.2

27.84

139.913

Германия

20 172.5

403.45

2 040.494

Венгрия

2 597.1

51.94

257.327

Ирландия

7 709.5

154.19

757.966

Италия

8 374.3

167.49

827.515

Нидерланды

1 396.5

27.93

139.039

Польша

3 361.5

67.23

340.830

Словакия

3 135.7

62.71

317.976

Швейцария

11 196.6

223.93

1 144.581

Великобритания

15 577.3

311.55

1 557.370

США

2 540.1

50.80

254.644

Прочее

38 611.3

756.86

3 792.456

Всего

91 902.8

1 838.06

9 014.980

Экспортные возможности России сдерживаются только проектной пропускной способностью транспортной системы, ограничивающей объемы прокачки нефти заграницу до 124 млн. тонн/год. Реально этот показатель составляет 100.6 млн. тонн/год, т.е. 81% от проектной мощности. Ограниченная мощность «трубы» породила проблему допуска к ней избранных нефтеторговых компаний - т.н. спецэкспортеров. Процедура экспорта состояла в следующем: торговая компания покупала сырую нефть у нефтяников, используя собственные финансовые средства, оплачивала ее транспортировку и переводила авансом твердую валюту на счет Минфина. Последний компенсировал трейдеру его рублевые издержки на покупку и транспортировку нефти только после завершения сделки и перевода средств на счет экспортера. Торговые компании выступали также в качестве специальных экспортеров для нефтедобывающих компаний - они играли роль посредников при продаже нефти, принадлежащей либо нефтяникам, либо местным органам власти, подписывая от их имени контракт и получая комиссионные.

Пытаясь решить проблему ограниченной пропускной способности «трубы», правительство издало указ «О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктов и терминалов в морских портах при вывозе нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ». Суть этого документа в следующем. В случае, если заявки на доступ к экспортной сети не превышают пропускную способность трубопроводов, нефтедобывающие компании получают доступ к системе в соответствие с объемами, указанными в их заявках. Однако, когда заявки превышают общую пропускную способность трубопроводов, права доступа должны распределяться между нефтяными компаниями в соответствии с их объемами добычи за предыдущий квартал. Указ лишал нефтеторговцев доступа к «трубе», предоставляя это право непосредственно нефтедобывающим компаниям. Таким образом, трейдеры должны были либо кооперироваться с нефтяниками, либо покупать у них право доступа.

Хотя институт спецэкспортеров вскоре были ликвидирован, сейчас они продолжают активные операции на международном рынке. Образована Ассоциация российских экспортеров нефти, объединяющая бывших спецэкспортеров.

Внутренний рынок

Главной отличительной особенностью торговли нефти на российском рынке являются невысокие внутренние цены. Это сдерживает рост рентабельности производства и продаж, приводит к низкой стоимости бизнеса российских нефтяных компаний по сравнению с зарубежными аналогами. Изначально цены на сырую нефть и продукцию нефтепереработки устанавливались непосредственно правительством для всех нефтедобывающих компаний. Этот порядок существовал до сентября 1992 г., когда прямой контроль цен был заменен на косвенное регулирование. Для защиты российских потребителей от неожиданного резкого скачка цен на энергоносители правительство ввело целый ряд механизмов, включавших, помимо уже рассмотренных ограничений на экспорт, ограничения на общую прибыльность нефтедобывающих компаний. Заданный уровень прибыльности составил 10% от реализации, контроль за этим показателем был упразднен в 1994 г.

На внутренний рынок сбыта оказывает влияние и т.н. «система поставок нефти для государственных нужд». По этой системе компании были вынуждены продавать определенные объемы нефти государству по фиксированным ценам.

В настоящее время около 80% первичных энергоносителей составляют углеводородные ресурсы, которые вовлекаются в народнохозяйственный оборот благодаря деятельности нефтяной и газовой отраслей. Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий и организаций, характеризующаяся общностью выполняемых функций в системе общественного разделения труда или производимой продукции. В соответствии с этим, нефтяная и газовая промышленность представляют собой совокупность хозяйствующих субъектов, обеспечивающих разведку, строительство скважин, добычу, транспортировку, переработку и реализацию нефти, газа и продуктов их переработки. Данные отрасли обладают рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

- комплексность и тесную технологическую взаимосвязь различных стадий производства и использования ресурсов;

- самостоятельность в подготовке сырьевой базы;

- высокую капиталоемкость и большую степень риска инвестиций;

- невоспроизводимый характер добываемых ресурсов и ограниченность в каждый момент времени лучших по качеству и расположению месторождений;

- ориентацию в развитии главным образом на отечественные ресурсы;

- большие масштабы и широкую географию размещения скоплений нефти и газа;

- динамизм;

- инерционность;

-тесную связь со всеми отраслями народного хозяйства.

Помимо этого следует отметить важную роль нефтегазового сектора в обеспечении экономической независимости, энергетической безопасности страны и возможности использования факта обладания ресурсом и производственным потенциалом для решения внешнеполитических задач.

Нефтяная промышленность в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходной федерального бюджета и более 35% валютных поступлений.

Сырьевая база формирует более 2200 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений. Около 80% запасов находится в 1230 эксплуатируемых месторождениях. Степень разведанности начальных суммарных ресурсов нефти по стране в целом составляет 33%, варьируя по отдельным районам от 0,8 до 90,8%. В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» отмечается ухудшение ресурсной базы РФ, доля трудноизвлекаемых запасов в стране возросла с 36 до 55%, а с 1994 г, приросты запасов существенно меньше объемов текущей добычи. Ресурсы нефти категорий СЗ, Д1, Д2 приурочены к меньшим по размерам и более сложно построенным месторождениям по сравнению с разведанными запасами. Ожидается открытие 25% неразведанных ресурсов на глубине 3-5 км и еще 25% - на глубинах свыше 5 км. Главными причинами ухудшения состояния сырьевой базы является естественное истощение недр и резкое сокращение объема инвестиций, направляемых в эту сферу. Прогнозные ресурсы нефти в основном сосредоточены в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и шельфах дальневосточных и северных морей.

Добыча нефти в 90-е годы систематически снижалась. Так, если в 1990 г. она составляла 516 млн. т, то в 1998 г. - 303,4 млн. т. Начиная с 1999 г., добыча стала увеличиваться и в 2004 году составила 458,1 млн.  т. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках нефти в этот период способствовала росту объема инвестиций в отрасль, что обеспечило наращивание объемов эксплуатационного и разведочного бурения. В настоящее время фонд добывающих скважин превышает 143 тыс., имея устойчивую тенденцию к росту. Постоянно увеличивается количество вновь вводимых нефтяных месторождений. Негативное воздействие на уровень добычи, как и ранее, оказывали значительный объем бездействующих скважин и снижение продуктивности действующего фонда. Несмотря на наметившееся сокращение в последние годы, более 25% скважин числятся бездействующими. Среднесуточный дебит по эксплуатационному фонду с 1990 г. уменьшился почти на 35%. Вместе с тем, с 1995 г. наблюдается его стабильное увеличение по новым скважинам, Большинство эксплуатируемых месторождений находится в завершающей стадии, что обусловливает высокий уровень обводненности продукции, который в среднем по ним превышает 60%,

Дальнейшее развитие нефтедобычи в условиях ухудшения качества запасов, роста числа вводимых месторождений с небольшими объемами и трудноизвлекаемыми запасами требует применения новых эффективных технологий добычи, методов увеличения нефтеотдачи пластов, интенсификации разработки залежей.

В соответствии с «Энергетической стратегией России до 2020 года» прогнозный уровень добычи нефти предполагается в пределах 400-500 млн. т. Ресурсный потенциал новых районов значительно ниже, чем в освоенных, что обусловливает возрастание капиталоемкости продукции и необходимость привлечения больших объемов, инвестиций. Дня решения данной задачи важное значение приобретает широкое использование режима СРП, который в перспективе; может обеспечить заданные объемы добычи и гарантировать необходимые объемы инвестиций.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена 28 НПЗ топливного, топливно-масленого и масленого профиля, имеющими, производственную мощность около 300 млн. г. Годовые объемы переработки нефти в последние годы систематически возрастают. Так, за период с 1999 по 2004 г, они возросли с 169 до 194,1 млн. т, что способствовало наращиванию объемов производства основных нефтепродуктов. Несмотря на это, уровень использования производственных мощностей остается на уровне 65% при максимально экономичном уровне загрузки 80-85%, увеличивает и без того высокие издержки в нефтепереработке.

Нефтеперерабатывающими заводами России освоены практически все известные в мировой практике технологические процессы, однако в настоящее время среднеотраслевая глубина переработки нефти находится на уровне 65-70%. Главной причиной сложившегося положения является ориентация в развитии данной подотрасли на первичные процессы переработки и максимизации производства мазута. Данная политика привела к тому, что вторичные процессы, углубляющие переработку нефти, занимают лишь около 10% по отношению к первичным процессам, что значительно ниже величины данного показателя в развитых странах Западной Европы и США.

На отечественных НПЗ очень высока степень износа основных фондов, превышающая 80%, что обусловлено их неудовлетворительной возрастной структурой и дефицитом инвестиций, направляемых в эту сферу.

В связи с этим основные направления развития нефтепереработки связаны с модернизацией и коренной реконструкцией действующих НПЗ, с опережающим наращиванием мощностей вторичных процессов повышением качества нефтепродуктов, обеспечением сырьем нефтехимической промышленности.

Энергетической стратегией РФ предусматривается увеличение объемов переработки нефти к 2015-2020 гг. до 220-225 млн. т в год с параллельным ростом глубины переработки до 75-80% в 2010 г, и 85%-к 2020 г.

Основным видом транспорта нефти и нефтепродуктов являются магистральные трубопроводы. В настоящее время на территории России эксплуатируется около 48 тыс. км нефтепроводов, 24 тыс. км нефтепродуктопроводов и 400 насосных станций. Система обладает резервуарной емкостью более 13 млн. м3. Наиболее интенсивное ее развитие происходило в период 1960-1980 гг., благодаря чему объемы транспортировки увеличились до 500 млн. т в год, средняя дальность перекачки при этом выросла почти в три раза. Существенное негативное влияние на состояние нефтепроводной системы оказали распад СССР и структурная перестройка нефтяной промышленности, снизившие ее производственные возможности, разрушившие устоявшиеся потоки нефти, что способствовало снижению загрузки трубопроводов и ухудшению экономических показателей хозяйственной деятельности.

Современная возрастная структура трубопроводов неперспективна, поскольку более 60% общей протяженности магистральных нефтепроводов имеют возраст более 20 лет, причем треть их эксплуатируется более 30 лет. Отсутствие централизованного финансирования и дефицит собственных средств организаций по транспорту нефти и нефтепродуктов обусловливают резкое сокращение темпов развития системы и объемов работ по технической реконструкции основных фондов. Неразвитость трубопроводной транспортной инфраструктуры является одной из причин, сдерживающих развитие перспективных нефтегазоносных провинций Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Вместе с тем, последние годы наметилось некоторое улучшение состояние дел в этой сфере. Введены в действие первая и вторая очереди Балтийской трубопроводной системы, нефтепровод Суходольная-Родионовская, позволившие увеличить наши экспортные возможности благодаря выходу к Балтийскому морю и расширению мощностей нефтеналивного терминала в г. Новороссийске. Предполагаемая программа по строительству новых трубопроводов направлена на формирование не только потоков экспорта нефти и нефтепродуктов для решения стратегических целей России, но и на развитие внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов.

Газовая промышленность в годы проведения радикальных экономических реформ, сохранив свою целостность, проявила себя наиболее устойчивой и эффективной отраслью топливно-энергетического комплекса. Обеспечивая более 45% внутреннего энергопотребления, она создает более четверти валютной выручки и около 20% налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета.