Состояние окружающей среды Северо-Западного региона

Современное состояние окружающей среды Северо-Западного региона сформировалось под воздействием природных и техногенных процессов, обусловленных промышленно-транспортным комплексом и сельскохозяйственным производством. Климат, как известно, является ведущим природным фактором формирования экологической обстановки. Повышенная увлажненность и преобладание западно-восточного переноса воздушных масс обуславливают трансграничный перенос аэрозагрязнений с территории Западной и Восточной Европы.

Промышленность и сельскохозяйственное производство, которые в прошлом довольно интенсивно функционировали в Северо-Западном регионе, нанесли немалый ущерб окружающей среде. Спад производства в начальные годы перестройки привел к качественному улучшению окружающей среды. Появился шанс развивать те отрасли хозяйства, которые не несут техногенной нагрузки, применять экологически приемлемые технологии. Необходимо было объявить экологическую безопасность приоритетом в решении социально-экономических проблем региона. Это оказалось невозможным в условиях экономического спада и резкого снижения ВРП (валового регионального продукта), а также без соответствующего изменения сознания населения и ключевых руководителей региона.

Оживление экономики, рост ВРП повлекли за собой увеличение выбросов токсичных веществ в атмосферный воздух и сброс токсикантов в акватории региона. данные наблюдений Центра по гидрометеорологии и мониторингу свидетельствуют о высоком уровне загрязнения атмосферного воздуха крупных городов. Воздушный бассейн наиболее загрязнен пылью, двуокисью азота, бенз (а) пиреном - среднегодовые концентрации превышают санитарные нормы. Основными загрязнителями являются автотранспорт и топливно-энергетический комплекс. Перевод котельных на газ привел к значительному сокращению токсичных выбросов. Однако стоит вопрос о дефиците газового топлива и возврату к использованию мазута и угля, что приведет к усугублению экологической ситуации в крупных городах.

Другой проблемой, очень существенной, как для крупных, так и для небольших городов является рост отходов промышленного производства и жизнедеятельности населения. По-прежнему не решен вопрос с утилизацией токсичных промышленных отходов. Строительство завода в п. Красный Бор, который принимает токсичные отходы многих предприятий Северо-Запада, идет медленными темпами. Построены только вспомогательные объекты, а корпусов по переработке токсичных отходов и необходимого технологического оборудования нет.

Не меньшую опасность представляют бытовые отходы, количество которых в последние годы увеличилось в несколько раз. В регионе по существу отсутствует промышленная переработка отходов. В Санкт-Петербурге действуют два мусороперерабатывающих завода, которые нуждаются в модернизации и расширении мощностей. В других городах региона отходы складируются на полигонах, большая часть которых не обустроена и не отвечает санитарным нормам. Между тем хранение отходов с нарушением правил приводит к загрязнению почв, грунтовых и подземных вод, сокращению ценных рекреационных территорий, изъятию земель из сельскохозяйственного оборота и, наконец, самое опасное - созданию эпидемиологической угрозы для населения.

По-прежнему актуальной остается снабжение населения качественной питьевой водой, а также очистка промышленных и бытовых сточных вод. несмотря на то, что регион имеет большое количество рек и озер, население многих поселков и городов не получает качественной питьевой воды. Канализование сточных вод в небольших городах оставляет желать лучшего. Даже в Санкт-Петербурге сточные воды очищаются лишь на 70 %. Такая ситуация приводит к загрязнению поверхностных и грунтовых вод, что создает повышенную эпидемиологическую напряженность.

Почвы крупных промышленных городов загрязнены тяжелыми металлами. Это вторичное загрязнение - через загрязненные грунтовые воды и атмосферный воздух.

Внимание специалистов и общественности все больше привлекает проблема загрязнения компонентов городской среды диоксинами и диоксиноподобными соединениями, полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) и другими канцерогенами. (В регионе наблюдается наиболее высокий процент онкологических заболеваний).

Большая часть территории Северо-Запада покрыта лесной растительностью и болотами. Хвойные породы являются преобладающими. Санитарное состояние лесов удовлетворительно.

Рыбное хозяйство в последние годы значительно сократилось, снизились уловы. Это связано с одной стороны, с появлением чужеродных биологических вселенцев, принесенных с балластными водами судов и с другой стороны - с падением дисциплины лова рыбы. Проблема биологической инвазии акватории региона возникла уже несколько лет назад. Из-за недооценки ее последствий наблюдается ежегодное увеличение численности чужеродных вселенцев.

Необходимо отметить недостаточное внимание к особо охраняемым территориям, что приводит к снижению биоразнообразия и появлению вредителей сельскохозяйственного производства, ранее не свойственных региону.

Анализ экологической ситуации позволяет выделить следующие основные экологические проблемы, существующие в регионе:

· загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления;

· загрязнение атмосферного воздуха крупных городов;

· загрязнение акватории токсичными веществами;

· загрязнение почв наиболее опасными канцерогенами;

· неудовлетворительная охрана лесных угодий и болот;

· неудовлетворительная охрана животного мира и поддержание биоразнообразия.

Исполнительными органами государственной власти, надзорными органами, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная работа по решению задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности региона. Однако существенного прогресса не наблюдается. Основными причинами этого являются отсутствие комплексного подхода и координации в решении экологических проблем отраслевыми и территориальными исполнительными органами, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие реально действующего экономического механизма охраны окружающей среды, несовершенная организация управления экологической деятельностью, недостаточно развитая нормативно-правовая база.

Необходимо изменить политику управления охраной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, поставив во главе принятие превентивных мер по охране окружающей среды. Управление окружающей средой должно входить в число высших приоритетов, что должно гарантировать максимальное предотвращение экологических катастроф. Всякое хозяйственное или административное решение следует принимать после согласования с экологами.

Чтобы снизить антропогенное загрязнение окружающей среды отходами необходимо, прежде всего, минимизировать их образование, максимально использовать отходы в качестве вторичного сырья, переходить на промышленную переработку отходов. Необходимо создавать промышленные предприятия по комплексной переработке отходов. В настоящее время разработана Концепция обращения с отходами для Санкт-Петербурга (разработчик - СПб НЦ РАН), которая может служить пилотным проектом для других городов Северо-Запада. Необходимо серьезно пересмотреть систему управления в сфере обращения с отходами. На примере Санкт-Петербурга можно показать, что увеличение платы с населения за переработку отходов не привело к изменению ситуации - город не стал чище.

Улучшение состояния атмосферного воздуха возможно при условии:

· развития транспортной инфраструктуры и совершенствования организации движения;

· развития общественного транспорта;

· принятия мер, обеспечивающих реализацию экологически приемлемых видов моторного топлива;

· совершенствования системы эксплуатации и экологического контроля автотранспортных средств;

· использования газового топлива в теплоэнергетическом комплексе;

· оснащения фильтрами источников выбросов.

В целях охраны водных ресурсов следует вводить систему очистки сточных вод, как в крупных, так и в небольших городах. Необходимо строго соблюдать природоохранное законодательство, не размещать объекты на территории, отнесенной к водоохранной зоне, что в настоящее время повсеместно нарушается.

Проблему загрязнения почв тяжелыми металлами, диоксинами и другими канцерогенами быстро решить невозможно. Начинать следует с организации мониторинга и выявления источников загрязнения. Поскольку вышеназванные токсиканты особенно агрессивно действуют на население, необходимо разработать специальную программу по обследованию территории Северо-Запад. Зачатки такой программы действуют в Санкт-Петербурге. Основными исполнителями являются проф. Г. А. Ливанов и проф. В. В. Худолей.

Сохранность лесных угодий зависит не только от антропогенного воздействия, но и от бережного отношения населения. Пожары и несанкционированные рубки лесов стали бичом для региона. Решение проблемы зависит от работы лесников и добросовестного исполнения ими своих обязанностей.

Охрана биоразнообразия животного и растительного мира и выполнение международных обязательств региона требуют улучшения законодательной базы и дополнительного финансирования на создание особо охраняемых территорий. Проблему возникновения чужеродных вселенцев необходимо решать незамедлительно. Следует организовать мониторинговые наблюдения за их распространением и численностью, а также разработать методы борьбы с ними и предотвращение их переноса на территорию Северо-Запада.

Помимо перечисленных экологических проблем в регионе существуют потенциально опасные ситуации, возникающие при авариях. Актуальными являются мероприятия по обеспечению:

· радиоэкологической безопасности;

· химической опасности;

· предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории.

В г. Сосновый Бор действует предприятие по приему радиоактивных отходов, которое уже почти исчерпало свои возможности. Эту проблему следует решать незамедлительно. Нужен завод по переработке радиоактивных отходов, которые на Северо-Западе образуются в процессе функционирования некоторых НИИ, больниц и других учреждений.

Наличие большого количества химически опасных предприятий обуславливает высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф. Важным фактором обеспечения химической безопасности является создание круглосуточной аварийно-диспетчерской службы по ликвидации разливов ртути или других химических загрязнений.

Для предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов каждому субъекту Федерации необходимо:

· разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

· ликвидировать нефтехранилища, расположенные в водоохранных зонах;

· создать аварийно-диспетчерские службы и снабдить их автоматизированной системой контроля качества поверхностных вод на содержание нефтепродуктов;

· ужесточить контроль лицензионных условий, связанных с хранением нефти.

9 апреля 1992 года в Хельсинки была подписана Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, в которой Российская Федерация тоже принимала участие. Основная цель этой конвенции - защитить Балтийское море и близлежащие земли от загрязнения. На основе нее была создана комиссия по контролю за судами и за выбросами разных веществ в море, так же были разработаны оценки загрязнения. Каждая договаривающаяся сторона имеет один голос в комиссии.