Социальная сфера в г. Барнаул

Здравоохранение

Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края функционируют 42 муниципальных учреждения здравоохранения. На базе городских больниц работают 12 краевых специализированных центров и 12 межрайонных отделений.

В лечебных учреждениях города работают более 13 тыс. сотрудников, в том числе: врачи – 22,0%, среднее звено – 41,2%, младший персонал –18,0%. Коечный фонд муниципальных больниц составляет 5040 коек (таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели, характеризующие состояние системы здравоохранения

Наименование показателей 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Численность лечебных учреждений, ед. 45 42 42
Наличие больниц, ед./коек 18/ 5060 18/ 5060 18/ 5040
Наличие амбулаторно-поликлинических учреждений, ед./пос. в смену 15757 14517 17039
Заболеваемость (на 1000 человек населения)
общая 3168,5 3208,7 3381,2
первичная 1312,1 1332,0 1371,3
Обеспеченность врачами (человек на 10000 населения) 42,3 42,6 43,4
Обеспеченность средним медицинским персоналом (человек на 10000 населения) 77,0 76,1 78,2
Износ медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях, % 50 50 40

За последние три года плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выросла на 8,1% за счет выделения дополнительных площадей из объектов муниципальной собственности, но дефицит площадей для оказания первичной медико-санитарной помощи составляет около 13%.

Проблемы стабильно высокого использования ресурсов отрасли связаны с высоким уровнем заболеваемости населения. Увеличивается разрыв между уровнями общей и первичной заболеваемости, что свидетельствует о накоплении хронической патологии среди населения, особенно взрослого. Удельный вес диспансеризации больных с хроническими заболеваниями остается достаточно низким, что приводит к частым обострениям хронических заболеваний, к росту заболеваний с временной утратой трудоспособности. Особенно это касается наиболее ресурсоемкого класса - сердечно - сосудистой патологии.

Более 80% больных, обратившихся в лечебные учреждения первичного звена, обследуются профилактически с целью выявления онкозаболеваний и туберкулеза.

Медицинские учреждения недостаточно материально-технически оснащены, процент износа оборудования доходит до 80%. Состояние первичной медико-санитарной помощи привело к доминированию в здравоохранении дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи. Отсутствие критериев эффективности работы врачей первичного звена не позволяло оценить результативность работы и ввести механизм материального стимулирования. Недостаточная мотивация медицинского персонала к качественной работе обусловлена низким уровнем оплаты труда в здравоохранении, особенно среди среднего и младшего медицинского персонала и врачей стационарного звена. Отсутствие нормативов обеспечения населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками затрудняет процесс реформирования здравоохранения. Требуется поиск новых ресурсосберегающих технологий, таких как дневные стационары. За последние три года обеспеченность местами дневных стационаров выросла практически в 2 раза, но все же потребность в местах дневного стационара остается высокой.

Образование

В городе функционирует 312 образовательных учреждений, в том числе:

Наименование учреждений Количество
Школы: 103
средние 89
основные 2
начальные -
специальные (коррекционные) 5
открытые (сменные) 2
частные 5
Детские дома 8
Детские сады 153
Учреждения дополнительного образования 32
Городской психолого-педагогический центр 1
Педучилище №2 1
Муниципальные загородные оздоровительные лагеря 110

В образовательных учреждениях города обучается и воспитывается 79 тыс. детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе дошкольников – 23,9 тыс. человек, школьников – 55,2 тыс. человек (таблица 2).

Таблица 2. Основные показатели, характеризующие состояние системы образования

Наименование показателей 2004 2005 2006
Число учащихся, тыс.человек 64,2 60,8 57,8
Средняя наполняемость классов, чел. 21 21,9 22,2
в них: тыс. мест 19,1 20,6 20,8
детей, тыс. человек 21,1 21,5 22,7
Численность детей в возрасте от года до 6 лет, тыс. человек 35,1 37,2 39,3
Обеспеченность местами детей в постоянных дошкольных учреждениях, количество мест на 100 детей 54,5 55,0 53,0
Численность учителей общеобразовательных школ, тыс. человек 4,9 4,6 4,3
Доля молодых специалистов, % 0,83 0,79 0,83
Доля учителей пенсионного возраста, % 16,8 16,6 16,3

По сравнению с 2004 годом в 2006 году количество детей, посещающих детские сады, увеличилось на 446, составив 21,8 тыс. человек. Однако, количество школьников уменьшилось на 6,4 тыс. человек, что привело к сокращению численности учителей общеобразовательных школ с 4,9 тыс. человек в 2004 году до 4,3 тыс. человек в 2006 году.

Важную роль в удовлетворении запросов населения на образовательные услуги играют школы нового типа, в настоящее время их 39, в том числе 12 лицеев, 13 гимназий, 7 школ с углубленным изучением предметов, 5 частных школ. Сотрудничество с вузами города привело к росту по сравнению с 2004 годом экспериментальных площадок с 89 до 103. Более 20 предметов углубленно изучаются в 43 школах города.

В школах успешно функционирует 114 детских организаций, они объединяют более 53 тыс. школьников.

Совершенствованию учебно-воспитательного процесса способствовали действующие городские целевые Программы в области образования: "Дети Барнаула на 2004-2008 гг.", "Основные направления развития образования г. Барнаула на 2005-2010 гг.", а также участие педагогов города в конкурсах приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие 23 школы г. Барнаула (40% от числа городских школ края). Победителями стали 12 школ города. По направлению "Поощрение лучших учителей" от г. Барнаула поступило 135 заявок, 42 учителя стали победителями, 2597 классных руководителей школ города получают ежемесячное денежное поощрение.

Молодежная политика

В городе проживает 202 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет около 30% всего населения г. Барнаула.

Развита в городе сеть учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, всего подобных учреждений 50, в том числе:

Учреждения Количество
Вузы: 20
государственные 7
негосударственные 3
филиалы 10
Ссузы: 13
государственные 12
негосударственные 1
училища (лицеи) 17

В учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования обучается более 75 тыс. молодежи.

В целях реализации молодежной политики в городе принята целевая комплексная Программа "Молодежь Барнаула", действующая до 2010 года. В рамках Программы проводятся молодежные культурно-досуговые мероприятия, действует Барнаульская Лига КВН, осуществляется грантовая поддержка военно-патриотических, военно-спортивных клубов и молодежных творческих коллективов, развивается студенческое самоуправление.

С 2005 года Барнаул участвует в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". В 2005 году участниками программы стало 6 семей. По сравнению с 2006 годом в 2007 году количество молодых семей-участников Программы увеличилось на 387% (с 55 до 213), инвестиции в бюджет города на реализацию Программы составили:

2006 г. 2007 г. 2007 г. к 2006 г., в %
Краевой бюджет 7875,6 36793,9 467
Федеральный бюджет 4020,9 18986,8 472

Культура

В городе осуществляют деятельность 43 учреждения культуры и искусства, в том числе 27 муниципальных учреждений (таблица 3).

Таблица 3. Основные показатели, характеризующие состояние учреждений культуры

Наименование показателей 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Число библиотек, ед., 47 45 40
из них муниципальных 34 34 31
Библиотечный фонд, млн. экз. 1170,4 1144,8 1104,4
Количество читателей, тыс. человек 137,6 135,7 135,5
Учреждения культурно-досугового типа, ед. 19 20 21
Число киноустановок с платным показом, ед. 13 9 9
Платные услуги, млн.рублей 2,9 3,7 5,7
Доля платных услуг в общей сумме доходов учреждений культуры, % 4,1 4,5 5,3
Число школ дополнительного образования 10 10 10
Число учащихся в школах дополнительного образования, тыс. человек 4,4 4,4 4,5

Сохранение и развитие учреждений культуры велось в соответствии с перспективным планом, принятым на 2004-2006 гг. Удалось завершить строительство пристройки двух классов детской музыкальной школы №5, открыть отделение дизайна и компьютерной графики в детской художественной школе №2. ООО "КиноМир" произведена реконструкция кинотеатра "Искра". На компьютеризацию библиотек, в том числе приобретение программы "ИРБИС", направлено 227,8 тыс.рублей, создается полноценный электронный каталог, открыт собственный сайт. Благодаря выигранному гранту, в библиотеку №15 поступило компьютерное оборудование. За счет бюджетных средств в Дворце культуры г. Барнаула произведена реконструкция главного входа, малого зала (3,2 млн.рублей).

Несмотря на предпринимаемые усилия, не удается кардинально улучшить состояние материально – технической базы учреждений культуры, износ составляет 70%.

Реализация городской политики в сфере культуры осуществляется в рамках городской целевой программы "Культура Барнаула на 2007-2009 гг.".

Физическая культура и спорт

Система физической культуры и спорта Барнаула состоит из учреждений, объектов спортивного профиля (таблица 4).

Таблица 4. Основные показатели, характеризующие степень развития физической культуры и спорта

Наименование показателей 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Спортивные залы, ед. 215 233 238
Количество занимающихся физической культурой и спортом, тыс. человек 51,0 60,0 93,0
Количество проведенных физкультурно-массовых мероприятий, ед., 480 540 620
в них приняло участие, тыс. человек 48,0 50,0 62,0

В основе данной системы - муниципальные учреждения, коллективы физкультуры, в которых закладывается фундамент всестороннего развития физических и духовных сил, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и достижения высоких спортивных результатов.

Ряд социальных исследований, позволяющих оценить степень вовлеченности населения города Барнаула в сферу физической культуры и спорта, показал следующее:

- активно и регулярно занимаются физической культурой и спортом – 10% горожан;

- занимаются умеренно и нерегулярно – 19%;

- не занимаются, но следят за физкультурно-спортивными мероприятиями – 31%;

- не имеют отношения к физической культуре и спорту, не интересуются данной областью – 40%.

В 2007 году принята новая редакция целевой комплексной программы "Развитие физической культуры и спорта в г. Барнауле на 2007-2008 гг.".

Социальная защита населения

Важнейшими направлениями деятельности служб социальной защиты населения города являются:

- своевременное и качественное назначение и выплата социальных пособий (47 видов), за счет всех уровней бюджетов;

- предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

- оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми.

В городе создан банк данных на всех ветеранов Великой Отечественной войны, ведется работа по созданию Общегосударственной базы данных "Ветеран".

Развитию специализированных форм социального обслуживания пожилых граждан способствуют действующее на базе МУЗ "Городская больница №9" гериатрическое отделение и отделение сестринского ухода при МУЗ "Городская больница №2".

В 2006 году в г. Барнауле проживали 53451 инвалидов, из которых 2419 -дети в возрасте до 18 лет.

Для координации деятельности общественных организаций инвалидов с 1993 года создан и работает координационный Совет по работе с районными обществами инвалидов. Районные общества инвалидов освобождены от платы за арендуемое помещение.

Одним из направлений социальной поддержки населения является работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей. На учете в органах социальной защиты населения состоят 54,8 тыс. семей, в которых воспитывается более 71,1 тыс. детей. С 2002 года действует программа жилищных субсидий для малообеспеченных граждан. Это первая общероссийская программа адресной поддержки семьи, основанная на заявительном принципе, на зависимости права на получение помощи и её размера только от материального положения семьи, на невозможности использовать эту помощь не по назначению (таблица 5).

Таблица 5. Динамика предоставления субсидий жителям г. Барнаула

Наименование показателей 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, тыс. семей 20,6 55,1 33,9
в % от общего числа семей 9,1 22,5 14,1
Общая сумма субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, млн.рублей 63,2 477,7 415,4
Среднемесячный размер субсидий на одну семью, рублей 255 392 408

Из общего числа получателей субсидий 77,5% семей имеют доход не выше 1,25 прожиточного минимума на человека. С введением дифференцированного подхода платежная дисциплина квартиросъемщиков в городе увеличилась до 94%.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность социальной защиты населения в системе муниципальных органов не предусмотрена. В ходе реализации данного закона нормативными правовыми актами Алтайского края органам местного самоуправления передан ряд полномочий по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, граждан, проживающих в сельской местности, малоимущих граждан и семей с детьми. Реализация государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджетов Российской Федерации, Алтайского края, Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих в виде субвенций из краевого бюджета (таблица 6).

Таблица 6. Количество получателей и объемы мер социальной поддержки(тыс. человек, млн.рублей)

Категории 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Количество получателей мер социальной поддержки по расходным обязательствам федерального бюджета

Объем расходов

1,3 1,4 1,4
18,1 14,7 28,5
Количество получателей мер социальной поддержки по расходным обязательствам краевого бюджета

Объем расходов

3,1 99,9 102,9
10,8 191,0 192,8
Количество получателей мер социальной поддержки по расходным обязательствам Фонда соцстрахования

Объем расходов

1,5 1,5 1,3
8,5 10,3 12,2
Количество получателей мер социальной поддержки по расходам местных бюджетов за счет субвенций, выделяемых из краевого фонда компенсаций

Объем расходов

- 11,7 12,5
- 1,4 4,7
Сельские специалисты

Объем расходов

- 1,0 2,8
- 2,6 7,2
Адресная социальная помощь

Объем расходов

208,1 206,8 196,8
46,5 63,9 63,6

Основным результатом реализации государственных полномочий и 2006 году явился полный охват социальными выплатами всех граждан, имеющих право на их получение (таблица 7).

Таблица 7.  Количественный состав населения, нуждающегося в социальной поддержке (тыс. человек, тыс. семей)

Категории 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Пенсионеры,

в т.ч. инвалиды

57,2 71,6 77,3
29,2 25,3 28,2
Количество многодетных семей,

в них - детей

1,1 0,99 0,94
3,6 3,2 3,0
Количество неполных семей,

в них - детей

17,2 17,9 19,5
26,5 21,9 22,8
Количество опекунских семей,

в них - детей под опекой

1,2 1,2 1,2
1,3 1,4 1,4
Семьи с детьми-инвалидами,

в них детей-инвалидов до 18 лет

2,9 2,5 2,2
2,9 2,6 2,4

В целом в 2006 году меры социальной поддержки предоставлены 118,2 тыс. человек на сумму 1,1 млрд. рублей, в сравнении с 2005 годом расходы бюджета увеличились в 1,7 раза.