Социально-экономический анализ Республики Бурятия

 Социально-экономическое положение Республики Бурятия

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входят в состав Сибирского Федерального округа. Административно-хозяйственным и культурным центром республики является г. Улан-Удэ.

На территории республики расположены 23 муниципальных образования, 6 городов, 625 населенных пунктов. Численность постоянного населения на 1 января 2007 г. Составила 960 тыс. чел., средняя плотность населения – 3,0 чел. на 1 кв. км. Городское население составляет около 60% от всего населения республики, сельское – около 40%, в столице республики проживает более трети населения республики. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты.

В Республике Бурятия 6 городов; 21 административный район; 18 поселков городского типа и 625 сельских населенных пунктов.

Города: Улан-Удэ – столица республики, Гусиноозерск, Закаменск, Кяхта, Северобайкальск, Бабушкин.

Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Муский, Мухоршибирский, Окинский, Прибайкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский.

В Российской Федерации проживает более 100 народов. Наиболее многочисленной доминирующей национальностью в Бурятии являются русские, затем по численности идут буряты.

По переписи 2002 г. численность бурят по РФ составили 445 тыс. человек. Прирост по сравнению с 1989 г. составил 8,1%. За последние десятилетия наблюдалось постепенное увеличение доли бурятского населения в РБ с 21% в 1959 г. – до 27% в 2002 г.

По переписи 2002 г. доля бурят в г. Улан-Удэ составила 29,8%. Большинство бурят (более 50% населения) проживает в следующих районах: Еравнинском, Иволгинском, Закаменском, Кижингинском, Курумканском, Окинском, Тункинском.

В 2007 г. число новорожденных в республике было больше, чем в 2006 г. – на свет появилось 992 ребенка. Но их численность не смогло перекрыть число уехавших. В итоге, в Бурятии стало на 305 человек меньше.

В то же время в республике уменьшилось количество смертей. В Бурятии по различным причинам умерли 11749 человек, что на 9% меньше, чем в 2006 г. Увеличилось число заключенных браков (7706), и уменьшилось количество разводов – на 6%.

В 2007 г. размер начисленной среднемесячной зарплаты вырос на 23,4% и достиг 11414 рублей. Уровень бедности в республике сократился за год на 4,3% и составил 25,4%. Среднедушевые денежные доходы населения выросли на 25,7% и составили 8827 рублей (2,14 прожиточного минимума).

85% многодетных семей Республики Бурятия имеют доходы ниже прожиточного минимума и нуждаются в поддержке со стороны государства. По данным муниципальных образований всего в Бурятии в них воспитывается более 30 тыс. детей, и за последние годы число таких семей заметно сократилось. По закону, многодетные семьи в республике могут рассчитывать на ежемесячную выплату в размере 150 рублей на каждого ребенка, на бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача детей до 6 лет, на первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. С 1 января по 1 ноября текущего года на эти цели из бюджета выделено 52,3 тыс. рублей.

По итогам декларационной кампании, двое граждан республики указали доход за год свыше 1 млрд. рублей.

Теперь рассмотрим экономику Республики Бурятия.

Таблица 3

Программа социально-экономического развития РБ на 2008-2010 гг. и на период до 2017 года.

Объем финансирования Источники финансирования
Федеральный бюджет 79730,6 млн.р.
Республиканский бюджет 30203,6 млн.р.
Бюджеты районов 5618,6 млн.р.
Бюджеты поселений 218,7 млн.р.
Собственные привлеченные средства организаций 178165,0 млн.р.
Общий объем 293936,6 млн.р.

Прогноз социально-экономического развития РБ на 2008 г. и до 2010 г.

Приложение №1 к Постановлению Правительства РБ от 21.06.07 №195.

Предварительный вариант прогноза социально-экономического развития на 2008 г. и на период до 2010 г. разработан МЭРТ и ВС РБ по двум вариантам:

- первый вариант – базовый – предполагает сохранение инерционной динамики развития экономики республики в среднесрочной перспективе;

- второй вариант – оптимистический – предполагает более высокие темпы роста экономики республики и основан на благоприятных сочетаниях внешних и внутренних факторов развития в среднесрочной перспективе.

Демографическая ситуация

Начнется процесс постепенного повышения удельного веса населения старше трудоспособного возраста – 14,97% (по России – 20,39%). Одновременно продолжится снижение численности населения в возрасте моложе трудоспособного – 20,7% (в РФ – 16,3% на 01.01.2006). Период 2004-2008 гг. характеризуется максимальной численностью трудоспособного населения (64,3% от всего населения на 01.01.2006), прирост которого завершится в 2008 г.

В республике отмечается неравномерность демографического и миграционного развития. Уровень рождаемости на 1000 населения колеблется от 12,4 родившихся в Кабанском районе до 19,3 в Окинском. Уровень смертности – от 9,7 умерших в г. Северобайкальск, до 18,1 в Окинском районе.

Валовой региональный продукт

Расчет объемов DHG позволяет прогнозировать ежегодные темпы его прироста в 2008-2010 гг. на уровне 5,2-5,5 % по 1 одному варианту и 7,0-7,2 % - по второму.

По оптимистичному варианту прогноза в 2010 г. ВРП достигнет 229,6 млрд. руб., что составит 130,8 % к уровню 2006 г. (в сопоставимых ценах).

Промышленное производство

Индекс производства промышленности в 2007 г., по предварительной оценке, ожидается на уровне 107 %. В сельском хозяйстве прогноз на 2008-2010 гг. рост объемов производства во всех категориях хозяйств составит 106,1 % по 1 варианту и 114,0 % - по 2 к уровню 2006 г.

К 2010 г. по оптимистичному варианту прогнозируется по отношению к 2006 г. увеличение производства зерна до 104,5 тыс. т. (114,9 %), скота и птицы на убой в живом весе – до 62,4 тыс. т. (115,1 %), молока – до 259,8 тыс. т. (114,9 %), яиц – до 72,2 млн. шт. (113,7 %).

Рынок товаров и услуг

К 2010 г. в сфере торговли будут осуществлять деятельность 4029 объектов торговли с площадью 226,1 тыс. кв.м., в сфере общественного питания – 670 объектов на 25,9 тыс. посадочных мест.

В 2010 г. рост оборота розничной торговли по 2 варианту составит 81000,0 млн. руб., или 147 % к уровню 2006 г. оборот общественного питания в 2010 г. достигнет по оптимистичному варианту 423,0 млн. руб., или 135,9 % к уровню 2006 г. [25]

Таблица 4

Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия

Показатели Ед. изм. 2008 2009 2010
1. Демографические показатели
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего тыс. чел. 958,12 958,12 958,12
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении число лет 63,50 63,60 63,70
2. Выпуск товаров и услуг млн. руб. 259412,92 317561,10 382638,26
2.1. Валовой региональный продукт млн. руб. 155647,75 190536,66 229582,96
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всего категорий млн. руб. 12147,10 13039,00 14291,00
Транспорт и связь

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

км 6329,00 6329,00 6329,00
Протяженность автомобильных дорог федерального значения км 829,00 829,00 8290
2.2. Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении
Зерно (в весе после доработки) тыс. тонн 101,10 102,10 104,50
Картофель тыс. тонн 244,20 252,50 261,30
Овощи тыс. тонн 111,30 115,10 119,10
Скот и птица тыс. тонн 58,30 60,30 62,40
Молоко тыс. тонн 242,80 251,10 259,80
Яйца млн.штук 67,50 69,80 72,20
Древесина деловая тыс. плот. куб. м 735,00 760,00 780,00
Мясо, включая субпродукты 1 категории тыс. тонн 3,80 4,00 4,10
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) тыс. тонн 13,80 14,40 15,00
Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы рыбные тыс. тонн 3,70 3,90 4,00
Оборот розничной торговли млн. руб. 59675,00 70106,00 81000,00
Оборот общественного питания млн. руб. 2947,00 3563,00 4230,00
Объем платных услуг населению млн. руб. 15636,90 19373,30 24095,00
Оборот малых предприятий млн. руб. 46727,00 64623,50 90020,50
Собственные средства предприятий млн. руб. 5384,58 6224,90 7445,00
Бюджетные средства, в т.ч. млн. руб. 5463,40 6342,74 7086,70
из федерального бюджета млн. руб. 3803,40 4582,74 5186,70
из бюджетов субъектов федерации млн. руб. 1660,00 1760,00 1900,00
Средства внебюджетных фондов млн. руб. 71,20 72,70 81,50
Всего доходов млн. руб. 48505,10 53993,70 59070,00
Всего расходов млн. руб. 49458,20 54747,20 59704,10

Предпосылки создания и развития системы информационно-консультационного обслуживания в республике

Анализируя опыт функционирования ИКС в зарубежных странах, нужно отметить, что создание службы во многих из них было обусловлено кризисным состоянием сельского хозяйства и необходимостью решения проблем отрасли. Не являются исключением Россия и Республика Бурятия в частности. Проведенные в стране реформы имели тяжелые последствия для сельского хозяйства, и хотя основные цели реформы (создание многоукладной сельской экономики, формирование конкурентных отношений между производителями, сокращение роли государственных институтов в регулировании рыночного хозяйства, формирование новых земельных отношений и др.) достигнуты, отрасли все еще необходима поддержка.

Формирование рыночной инфраструктуры и системы информационно-консультационного обслуживания являются сегодня важными элементами поддержки сельского хозяйства.

Создание информационно-консультационной службы в Бурятии в целом отвечает потребностям отрасли.

Формирование многоукладной экономики, усиление конкурентной борьбы между сельскими товаропроизводителями на фоне разрушения межхозяйственных связей и каналов реализации продукции обусловили потребность в информации о сельскохозяйственных рынках продукции, сырья, материалов и комплектующих, а также ценах на них. Кроме того, число хозяйствующих субъектов значительно возросло, в основном за счет того, что деятельность хозяйств населения, направленная в дореформенных период в первую очередь на удовлетворение потребностей семьи, сегодня более ориентирована на производство с целью реализации и получения дохода. Увеличивается как объем информации о действующих на рынке субъектах, так и количество потребителей, нуждающихся в такой информации, при этом процесс ее сбора и распространения затруднен. Участие ИКС в данном процессе позволяет решить эту проблему.

Анализ положения в отрасли свидетельствует о сокращении объемов производства, низкой конкурентоспособности и рентабельности производства. Встает вопрос о необходимости обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций и постепенного перехода от экстенсивных технологий производства к интенсивным. Последнее касается не только сельскохозяйственных организаций, но и хозяйств населения, в которых нередко весь производственный процесс осуществляется на основе ручного труда. Так как одной из функций ИКС является доведение до товаропроизводителей и внедрение инновационных технологий, деятельность службы в этом направлении позволяет значительно ускорить процесс. Организация демонстрационных полей и ферм в какой-то мере может заменить практически свернутую в республике опытно-производственную деятельность.

С помощью ИКС возможно содействие решению проблемы снижения общего кадрового потенциала села. Обучение в рамках ИКС позволяет не только получить необходимые знания фермерам и владельцам личных подворий, но и повысить уровень квалификации отраслевых специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций.

Консультационная служба в Бурятии способствует процессу реформирования сельского хозяйства и адаптации его к рыночной системе хозяйствования. Направления консультирования и другие услуги, оказываемые службой, ориентированы на разные категории пользователей.

В целом формирование перечня услуг, предлагаемых ИКС, происходит, с одной стороны, в соответствии со спросом на консультационные услуги, с другой – исходя из знаний и навыков, которыми обладают сотрудники службы (рис. 1).

  Рис. 1. Факторы формирования предложения консультационных услуг

Формирование спроса на информационно-консультационные услуги проходит через несколько стадий: осознание проблем товаропроизводителями, осознание потребности в консультировании, определение потенциального объема средств, которые товаропроизводители готовы выделить на оплату информационно-консультационных услуг (в случае, когда они оказываются на платной основе).

Нужно отметить, что даже при возможности получить бесплатные информационно-консультационное обслуживание спрос на него может быть ограничен, так как товаропроизводители не имеют достаточного объема ресурсов на внедрение полученных консультаций.

Знания и навыки, которые может предложить информационно-консультационная служба, определяются после того, как сотрудники службы (или инициаторы ее создания) осознают проблемы сельского хозяйства и, исходя из имеющихся в этой области научных знаний, а также на основании информации, полученной от общественности, формируют перечень мероприятий, которые необходимо осуществить (в принципе) для решения этих проблем. Перечень мероприятий соотносится с возможностями службы или инициаторов ее создания (ими могут быть органы власти, отдельные организации или частные лица). Под возможностями в данном случае понимается обеспеченность службы финансовыми, материально-техническими, трудовыми ресурсами. Особое внимание уделяется кадровому потенциалу.

Одним из важных условий существования и успешного развития службы является постоянное расширение рынка информационно-консультационных услуг. Важную роль в этом процессе играет установление обратной связи с товаропроизводителями, которое позволяет ИКС получать информацию о степени удовлетворения потребностей товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, качестве работы службы в целом и отдельных ее подразделений, прогнозировать спрос на услуги. Это позволяет не только оперативно реагировать на существующий спрос на услуги ИКС, но и стимулировать его, способствуя осознанию товаропроизводителями их проблем и потребности в консультировании, мотивируя реальных и потенциальных клиентов к использованию консультационных услуг.

Использование данных обратной связи повышает эффективность планирования деятельности службы.

Результаты деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ

Республиканское государственное учреждение «Информационно-методологический центр сельских территорий (ГУ ИМЦ СТ РБ) создано в соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 января 2006 года №20.

Учреждение создано в целях содействия повышению эффективности и устойчивости функционирования сельских территорий и сельскохозяйственных производителей всех форм собственности в условиях рыночной экономики путем оказания информационно-методологических услуг.

Задачами деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ являются:

- осуществление информационно-методологических услуг сельским производителям;

- информационная поддержка аграрных преобразований и реализации социальных программ на селе;

- содействие устойчивому развитию социальной и производственной сферы сельских территорий.

В состав учреждения входят 16 филиалов в районах республики: Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Мухоршибирский, Окинский, Тарбагатайский, Хоринский.

Учреждение проводит следующие виды деятельности:

- консультирование администрации сельских поселений, сельского населения и организации всех форм собственности по вопросам федерального регионального законодательства, создания и реорганизации организации, управление производством, экономики, финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, освоения инновационных технологий, технологическим вопросам, по различным программам, принятым федеральным и региональных законодательством, ведения личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов, и о новых методах хозяйствования;

- мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организации;

- проведение обучающих семинаров и курсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности;

- ведение ценового мониторинга и предоставление информации по ценам на сырье, продукцию и услуги, а также оказание консультационной помощи при маркетинге на основе получаемой информации о ценах по районам РБ и регионам России;

- распространение отечественного и зарубежного передового опыта функционирования сельских территорий и реализации сельскохозяйственной продукции, прогрессивных технологий, новой видеотехники, новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, новых пород, линий и кроссов животных, премиксов и витаминов, средств защиты животных и растений;

- организация выставок, работа с организациями, имеющие демонстрационные поля и фермы, с целью проведения испытаний новых технологий;

- содействие инновационной деятельности предприятий РБ и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов и ТЭО, поиску инноваций и инвесторов;

- сбор данных и анализ использования земельных, трудовых и материальных ресурсов, результатов хозяйственной деятельности предприятии РБ;

- формирование базы данных по прогрессивным технологиям, эффективным организационным, экономическим, технологическим решениям, передовому опыту ведения производства, которые возможно и целесообразно применять в условиях республики;

- распространение правовых, экономических экологических знаний, в т. ч. новых нормативных актов по налогообложению, кредитованию, бухгалтерскому учету, трудовым и земельным отношениям, гражданскому законодательству;

- издание информационных бюллетеней и другой печатной продукции для распространения информации и знаний;

- проведения краткосрочных обучающих семинаров;

- организация мониторинговых исследований с целью выявления проблем

и потребностей жителей сельских территорий и обработка обратной связи с сельскими товаропроизводителями;

- участие в рекламной деятельности и пропаганде технических и технологических достижений;

-ведение статистического учета и анализа обращений с целью дальнейшего совершенствования работы учреждения;

-формирование заказов науке на регионе прикладных научных проблем по развитию сельскохозяйственных территорий;

- распространение и разъяснение от имени и поручению органов власти и управление АПК официальной информации по агрономии, зоотехники, бухгалтерскому учету и налогообложению, экономике, юриспруденции, материально-техническому обеспечению отраслей АПК, технологиям перерабатывающей промышленности.

Также учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не противоречащий законодательству РФ:

- осуществление услуг по консультационному обслуживанию жителей сельских территорий и товаропроизводителей, независимо от их подчиненности и форм собственности по договорным ценам, а также населению по прейскуранту, утвержденному руководителем учреждения;

- осуществление услуг по оформлению гражданско-правовых договоров, учредительных документов и прочих документов;

- разработка технико-экономических обоснований и бизнес-планов;

- обучение пользователей персональных компьютеров и компьютерных программ;

- издание и распространение печатной продукции;

- проведение обучающих семинаров;

- услуги копирования, сканирования, набора и распечатки текстов;

- поиск и предоставление информации и учебных материалов с применением интернета справочно-правовых систем.

Специалисты центра предоставляют следующие виды услуг:

1. Разработка бизнес-планов к инвестиционным проектам;

2. Анализ хозяйственной деятельности организации;

3. Консультации по вопросам финансового оздоровления, реформирования, налогообложения предприятия, гражданского, земельного и трудового права.

4. Поставка, установка и внедрение программных продуктов серии

«1С: Предприятие»

«1С: бухгалтерия 7.7»

«1С: Зарплата и кадры»

«1С: Торговля и склад»

5. Компьютерные курсы:

- начальная подготовка работы на компьютере + быстропечать;

- пользователи программы «1С: бухгалтерия 7.7», «1С: торговля и склад»;

- кадровое дело;

- офис- менеджер.

6. Организация выездных семинаров по вашим заявкам;

7. Ведение бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей;

8. Операторские услуги:

- заполнение бухгалтерской отчетности на магнитных носителях;

- компьютерный набор текста;

- сканирование;

- копирование и тиражирование печатной продукции.

9. Ремонт и обслуживание компьютерной оргтехники.

10. Услуги по земельным вопросам:

- консультирование по земельному законодательству и практике его применения в условиях рынка;

- практическая помощь по оформлению прав на земельные участки, в том числе, при выделе земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.

Мероприятия по оказанию консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям осуществляются через информационно-методологический центр сельских территорий РБ.

В республике работают 16 филиалов центра, оказывающие консультационные услуги товаропроизводителям. За первое полугодие 2008 года консультантами ИМЦ создано 95 субъектов малого бизнеса, в том числе 7 сельхозпроизводителей. Всего с начала реализации ПНП в сельских территориях РБ создано 557 субъектов малого бизнеса, в том числе 80 сельхозпроизводителей.

Консультантами ГУ ИМЦ СТ РБ за первое полугодие 2008 года оказано 14,68 тыс. ед. консультаций, в том числе – 3, 86 тыс. ед. индивидуальных, 1,06 тыс. ед. групповых, 9,75 тыс.ед. массовых, что выше планируемого уровня на 63 %. Наибольший удельный вес занимают консультации по реализации ПНП «Развитие АПК» в республике, вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и правовым вопросам (создание предприятия, реорганизация, реформирование, перерегистрация и т.д.).