Социально-экономическое положение малых городов

Особенности социально-экономического развития малых городов на современном этапе

Муниципальное образование является элементом национальной экономики, поэтому тенденции его развития, с одной стороны, отражают, а с другой, определяют тенденции развития более общей социально-экономической системы, в которой оно функционирует. В меняющихся экономических условиях, когда кризис охватил целый ряд отраслей экономики, в тяжелое положение попали города, насыщенные оборонными, текстильными, угледобывающими предприятиями. В особо тяжелой ситуации оказались так называемые монопрофильные города, градообразующая база которых представлена одним предприятием или несколькими предприятиями аналогичного профиля. К числу таких городов относится большинство «малых» городов России. Одной из важнейших особенностей России является резкая поляризация возможностей развития – на одном полюсе находятся большие города (на 31 наиболее крупный город приходится 1% всех городских поселений и 34% городского населения), а на другом - малые, средние города и поселки городского типа (соответственно почти 95% всех городских поселений и 38% населения).

Крупные города и городские агломерации представляют собой многофункциональные хозяйственные комплексы с высокой концентрацией производства. В них сосредоточена основная часть крупнейших предприятий-монополистов, и в силу своей специфичности именно они обеспечивают высокую прибыльность вложенных средств, концентрируют высококвалифицированные кадры и достижения научно-технического прогресса. В больших городах сконцентрировались финансовые средства и более активно идет структурная перестройка, что является притягательным фактором для всех категорий инвесторов. Поэтому в настоящее время в структуру программ регионального развития вписываются лишь крупные города. Причины этого – в изначально сложившихся глубоких отличиях и серьезном отставании малых городов от больших. Малые города в результате проводившейся экономической политики в дореформенный период были преимущественно интегрированы в общероссийскую отраслевую, а не территориальную экономику. В силу высокой степени такой интегрированности они в настоящее время в подавляющем своем большинстве не способны к автономному развитию.

При разгосударствлении средств производства организующие начала, объединяющие хозяйственные звенья в единую экономическую систему, были утеряны, и в процессе реформ малые города полностью выпали из сферы интересов как федеральной, так и региональных властей. Таким образом, малые города и их экономика практически мгновенно оказались, с одной стороны, вне единой государственной системы управления экономическим развитием, но, с другой стороны, никакой альтернативы этой прежней системе, никакого решения, позволяющего предприятиям малых городов постепенно перейти в новую систему рыночных отношений, реформаторами предложено не было. Одновременно все более отягощающим стало то обстоятельство, что большинство малых городов слабо развиты в социально-экономическом отношении. В Челябинской области ярким примером малых моногородов являются города Карабаш, Юрюзань, Миньяр, где действует одно градообразующее предприятие. Выделяются также города, где одно предприятие является лидером по объему производства, численности занятых и по платежам в бюджет, а остальные по экономической значимости стоят существенно ниже – это города Чебаркуль, Нязепетровск, Сатка, Аша.

Проблемы этих городов связаны в первую очередь с состоянием градообразующих предприятий. Общей проблемой является то, что большинство инженерных сетей находится в собственности расположенных на их территории предприятий. Это ставит в зависимость от них городские власти и город в целом, что характерно, например, для г. Чебаркуля. Здесь на территории завода «Уральская кузница», одного из ведущих предприятий города, находится котельная, которая не только вырабатывает технологическое тепло для завода, но и обогревает весь город. Сатка – город, имеющий два крупных предприятия -металлургический завод и комбинат «Магнезит», отапливается за счет сгорания отходов промышленного производства. В 1997г. из-за резкого сокращения объемов производства магнезита город остался без тепла, что привело к обострению социальных противоречий. Важнейшая социальная проблема малых городов – безработица, в том числе скрытая и застойная. Ограниченная емкость рынка труда, отсутствие или крайняя ограниченность предложения труда в иных сферах в сочетании с неразвитостью рынка жилья и возможностью смены места жительства усугубляют ситуацию с получением места работы. Ярким примером служит г. Сим, в котором проживает 19 тыс. чел. На Симском агрегатном заводе работает 9 тыс. чел—, то есть большая часть трудоспособного населения. В г. Юрюзани АО «Юрюзанский механический завод» обеспечивает рабочими местами 3100 чел. из 16 тыс.жителей и обеспечивает средствами существования примерно 8640 чел.

Переход к рыночной экономике открытого типа, устранение государства от решения экономических проблем промышленных предприятий привели к остановке целого ряда производств ВПК, машиностроения, легкой, пищевой, сельскохозяйственной, перерабатывающей промышленности, то есть отраслей, которые составляют градообразующую основу малых городов. В малых «угольных» городах был осуществлен только первый этап реструктуризации отрасли: закрыто большинство шахт городов Еманжелинска, Копейска, Коркино. На проведение структурной перестройки их экономики и создание альтернативных предприятий отсутствуют финансовые средства. Разрушается материальная база развития социальной сферы малых городов. Предприятия не в состоянии содержать принадлежащие им объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры. Они передают их на баланс городу, который, в свою очередь, не имеет возможности надлежаще обеспечить функционирование этих объектов. Таким образом, следует констатировать, что в силу специфики малых городов общие негативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. Между тем, если большие города вместе с агломерациями представляют собой рассеянные по территории урбанизированные ядра и их влияние распространяется лишь на 0,7% территории России, то небольшие городские поселения являются преобладающей формой городского расселения во всех регионах России и под их влиянием находятся практически все населенные пункты (более 150 тысяч). В целом же в результате проведенных преобразований существовавший ранее разрыв в уровнях развития между большими городами (областными и краевыми центрами) и малыми в последний период увеличился до катастрофических размеров. До настоящего времени не создан механизм, способствующий сокращению этого разрыва. Более того, необходимы механизмы осторожного, плавного перевода экономики малых городов на новую систему экономических отношений.

В силу специфики экономики малых городов общие негативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. В этой ситуации значительно возрастает роль местной администрации в управлении социально-экономическим развитием малого города[8].

Экономические особенности монопрофильных малых городов.

Малые города в подавляющем своем большинстве представляют собой монопрофильные поселения (МПП). Специфика монопрофильных городов, традиционно проявлявшаяся в характере занятости населения(например, преобладание женской занятости в текстильных поселках, мужской – в горнодобывающих), и соответствующие диспропорции по полу населения в кризисный период усугубились дополнительными изменениями по возрастному составу населения, вследствие закрытия либо приостановки работы значительной части градообразующих предприятий и оттока населения в трудоспособном возрасте, в т. ч. молодежи. Узкая сфера занятости, застойная безработица, снижение уровня жизни, свертывание социальной инфраструктуры, сокращение доходов бюджета, износ сетей коммунального хозяйства – все это проблемы МПП, затронутых кризисом. Процесс банкротства предприятий в МПП стал вопросом селекции самих населенных пунктов, часть из которых уже перестала существовать, а ряд других потеряли статус городских поселений.

Монопрофильность определяется как доминирование какой-либо отрасли промышленности в специализации экономической базы города. Понятие монопрофильности в научной литературе, как правило, применялось к городам и пгт, в которых 1–2 крупных градообразующих предприятия относились к одной отрасли промышленности, с этими же предприятиями были связаны основная занятость и доходы местных бюджетов. Количественными критериями выступали следующие: на предприятиях доминирующей отрасли – либо производится >50% объема всей продукции, либо работают >25% занятых., дополнительно к монопрофильным отнесены поселения, имеющие статус сельских населенных пунктов (снп) лесопромышленной специализации, а также часть поселений непромышленной специализации, основными функциями которых являются обслуживание железнодорожного транспорта исправительных учреждений, воинских частей, рекреационные услуги, а также города -наукограды и закрытые территориальные образования (ЗАТО).

Профиль и размещение большинства МПП совпадает со специализацией регионов, многие из которых относительно узкоспециализированы.

Размещение МПП, связанных с добычей топливно-минеральных ресурсов, предопределено геологическим строением территории, величиной месторождений. Так, в восточной части страны на локальных месторождениях цветных металлов сформировался ряд одиноко расположенных пгт, на базе более крупных месторождений (как Норильское) – группы МПП; для всех характерно очаговое размещение вне основной полосы расселения, плохая транспортная доступность. На бассейновых месторождениях угля и газа сформировались ареальные системы расселения: в районах нового освоения – состоящие из МПП (Ямало-Ненецкий авт. округ), в районах старого освоения – из полипрофильных городов и МПП (Кузбасс, Восточный Донбасс).

С таежной зоной связано размещение МПП лесной специализации. Здесь сформировалась сеть лесозаготовительных поселков, связанных с моногородами деревообрабатывающей специализации и полипрофильными центрами с крупными ЦБК. МПП пищевой специализации, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, размещены в степной зоне. Такие города одновременно выполняют центральные функции по отношению к сельской местности.

МПП рыбозаготовительной подотрасли размещены в приморских регионах (Калининградская, Камчатская, Сахалинская обл., Приморский край).

Оборонный фактор предопределил специфику размещения городов ВПК и ЗАТО. Они характеризуются относительно уединенным местоположением, часть из них расположена в глубинных местах страны, часть –в приморских регионах, отдельные ЗАТО размещены в агломерациях.

Города-наукограды размещены в поле тяготения крупнейших центров.

Повышенная концентрация МПП легкой промышленности в северо-восточной части ЦЭР исторически унаследована от эпохи раннего капитализма в России, на их размещение повлияли дешевая рабочая сила и емкий потребительский рынок.

Наличие большого количества МПП металлургической и машиностроительной специализации на Урале также является следствием ранних этапов размещения производительных сил. Размещение машиностроительных МПП в Центральных районах связано со специализацией этой территории и с высокой концентрацией населения и поселений.

Монопрофильные города можно разделить на:

а) возникшие как монопрофильные и продолжающие ими быть:

– исторические города, выросшие из заводских поселков и фабричных сел и не изжившие свою монопрофильность;

– города периода индустриализации страны, возникшие как промышленные и оставшиеся узкоспециализированными

(загрязняющее производство, невыгодное ЭГП, суровые климатические условия и др.);

– молодые города с крупными предприятиями обрабатывающей промышленности, возникшие как на базе ПГТ, так и размещенные в «чистом поле»;

– молодые «ресурсные» города и пгт, расположенные в районах с экстремальными природными условиями;

– наукограды, ЗАТО – особый тип МПП, где одновременно получали развитие наука и производство, связанные с ВПК;

б) ставшие монопрофильными в процессе развития:

– города, возникшие в связи с выполнением

различных непромышленных функций

(оборонных, административных, торговотранспортных), в которых в советский период было размещено относительно крупное промышленное предприятие;

– малые города, ранее бывшие полипрофильными, но ставшие монопрофильными за последние 10 лет: появление лидирующего

по объемам продукции предприятия вызвано падением производства на других;

в) потерявшие монопрофильность из-за сужения экономической базы:

– города и ПГТ, формально переставшие быть монопрофильными: в связи с ликвидацией основного градообразующего предприятия, в которых не решена проблема занятости высвободившегося населения.

В литературе часто высказывается мнение, что монопрофильность связана с просчетами в планировании, недостатком инвестиционных ресурсов и др. Но причина воспроизведения монопрофильности кроется не столько в характере экономической базы, сколько в возможностях роста города, его положения в групповой системе населенных мест. Монопрофильность присуща большей части малых городов, подобно тому как в иерархической системе поселений все не могут стать большими и крупными городами, также все поселения не могут быть полипрофильными. Существование МПП в стране на протяжении длительного периода свидетельствует об объективности явления, обусловлено особенностями хозяйственного и пространственного освоения территории[9].

Проблемы малых городов

Задача активизации развития малых  городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны.   В   большинстве случаев строительство  крупных   промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды.

В малых городах наблюдается процесс депопуляции - за 6 лет численность населения малых городов, несмотря на увеличение их количества на 16, сократилась на 438.9 тыс. чел. Средняя численность малых городов снизилась с 22574 чел. до 21557 чел. - т.е. города потеряли в среднем более, чем по тысяче жителей.

Депопуляция свидетельствует о ряде нерешенных проблем. Наиболее ярко депопуляция проявляется в городах с наиболее ярко выраженными проблемами - в малых городах северных регионов.

   Статистические данные  по динамике численности населения северных регионов.

Статистические данные  по динамике численности населения северных регионов

Общие для страны тенденции депопуляции проявились в малых городах наиболее остро. Смертность в них превышает рождаемость в среднем в два раза. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные и социальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов. Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства не созданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения.   И то, что малые города смогли в тяжелейших условиях сохранить население, свидетельствует, что само их существование — объективная необходимость, связанная с особенностями процесса урбанизации на территории России. Эти города еще очень долго могут находиться в состоянии так называемой агрессивной стабилизации, порождая социальные проблемы, а страна будет и дальше терять значительную часть экономического и трудового потенциала[12].

Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды. Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно  не только  для  подавляющего  большинства малых  городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия [11].

В настоящее время происходит процесс трансформации социально-экономических функций малых городов. Но важнейшие, все-таки, продолжают выполняться:58% их выполняют агропромышленную функцию,75% - промышленную,70%- транспортную,32% - рекреационную,21% малых городов обслуживают крупные города.

На протяжении всего времени, предшествующего переходу к рыночным отношениям в России, функции, выполняемые этими поселениями, достаточно органично вписывались в систему хозяйствования страны, помогая решению целого ряда важнейших задач, связанных с проблемой сдерживания роста крупных городов за счет размещения в малых городах филиалов промышленных предприятий; обеспечения функционирования энергетических объектов — поселки при ГЭС; развития текстильной, лесной и добывающей промышленности и отраслей оборонной промышленности — города ВПК; социально-культурного и хозяйственного обслуживания сельскохозяйственных территорий — районные центры. К сожалению, переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейся системы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду с отдельными городами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала, размещения новых совместных предприятий, появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства.

Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам. Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.

Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования.

Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в  новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.

Действительно, проблемы малых городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.

Развитие экономической базы

Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.

Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.

Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

Финансовые ресурсы

Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53% субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.

Другим и более серьезным негативным последствием является то, что местные власти практически не несут ответственности за формирование и исполнение бюджета, а в конечном счете – и за качество и количество предоставляемых населению бюджетных услуг. Ведь нормативы отчислений от регулирующих налогов меняются из года в год, и местные власти не имеют возможности прогнозировать свои бюджетные доходы, что делает бессмысленным весь бюджетный процесс.

Городское хозяйство

Проблемы данной сферы настолько глубоки и актуальны, что речь идет не просто об улучшении состояния отрасли, а о сохранении инфраструктуры городского жизнеобеспечения. Для большинства малых российских городов состояние жилищно-коммунального хозяйства – критический фактор их развития. Часто расходы на жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетных расходов. Начиная с середины 90-х годов проблематика жилищно-коммунальной сферы становится главной темой в политической жизни десятков малых и средних городов, главным политическим лозунгом во время местных предвыборных кампаний.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работа предприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

Проблемы городского управления

Большинство проблем управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город – это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города.

Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением. Неясно в  чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы, по каким критериям измеряется качество управления территорией. Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы, создаются серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.

Один из критических факторов, определяющих эффективность городского управления в российских городах, - квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах – это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.

Полномочия местного самоуправления позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетными направлениями деятельности городских администраций являются, во-первых, развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, а во-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и других ресурсов[12].

Обобщенные проблемы малых городов России

Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:

- недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;

-  низкий технический уровень основной массы производственных объектов;

- слабое использование местных  ресурсов  и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%); 

- утрата традиционных  производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных  производств,  основанных  на  широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов;

- рост  числа лиц,  нуждающихся в трудоустройстве:  молодежи, лиц предпенсионного возраста,  кадров,  освобождаемые  в связи с сокращением объемов производства;  закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной  переработкой  топливных, минерально-сырьевых ресурсов;

-  диспропорции в  развитии  производственной  и  непроизводственной сфер,  отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.

В  крайне  острую  проблему  превращаются вопросы использования городских территорий,  а также земель, прилегающих к городам.  Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений,  регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.

Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов характерна “усеченность” образовательного комплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие.  Поэтому значительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от  основных центров социально-экономической активности.  75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров,  в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами,  близкую к нормативной;  в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов.

Для малых  городов  характерен  относительно  низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного  оборудования,  как  правило,  не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность  всеми  видами  благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.

Малые города значительно отстают от городов других  категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.

В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.

За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии,  ценное  историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны,  а города лишаются своего индивидуального  архитектурного облика и своеобразия.  По сравнению с большими и  средними  городами  малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими  установками.  Вместе  с  тем более тесная связь  жителей  таких  городов  с  сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации.

В последние годы  появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах.

Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что приводит к  разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных  связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для  городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами  в крупных городах, зачастую, других регионов.

Второй фактор, препятствующий развитию  малых городов, - это концентрация капитала, инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Степень этой  концентрации  настолько  высока, что по мнению региональных бизнесменов и властей, это препятствует  развитию даже региональных центров, не говоря уже о малых городах.

Третьим неблагоприятным фактором развития для малых  городов запада Европейской части России, Поволжья, юга Урала и Западной Сибири стало их новое приграничное положение. Десятки малых городов неожиданно очутились на периферии, в новых "медвежьих углах" страны.

Традиционализм и новации

И все  же коренная причина плачевного состояния малых городов, - это порочность остающихся основополагающими  принципов  государственного строительства. Пока российское государство, будет построено на недемократических принципах, "сверху вниз", никогда местного самоуправления  в стране не будет и проблемы малых городов так до конца и не будут решены.

Провозглашенное в Конституции РФ местное самоуправление,  только декларировано, но не имеет необходимой базы для саморазвития. Действующая практика исходит во многом из устаревших принципов  организации  власти  на местах,  сохраняет многие основные черты и недостатки многоуровневой административно-командной  структуры управления, существенно ограничивает полномочия  местных представительных и исполнительных органов, неудовлетворительно решает вопросы распределения компетенции между городским уровней, уровнями управления субъектов федерации и федеральным уровнем, препятствует самостоятельности городских органов власти в формировании местного бюджета и превращении его в основу финансовых ресурсов города,  в  закреплении  за  городом  муниципальной собственности, в активном влиянии на процесс приватизации. Негативное влияние на социально-экономическое развитие оказывает сохранение за преобладающей группой небольших городов  статуса "города районного подчинения".

Подлинно демократическое государство и открытое гражданское общество может быть построено только от интересов человека, его  профессиональных, конфессиональных, культурных и иных  объединений по интересам, и в первую очередь, от территориальных  общин - первичных ячеек местного самоуправления. Поэтому в  процессе  трансформации  экономики и общественной жизни  малые города должны сыграть особую роль “модельную” роль в организации социума, его взаимодействия с бизнесом и властью.

По-новому видятся функции малых городов и в системе народного хозяйства страны  и  своего  региона. Власти каждого малого города, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должен представлять их город в новой социально-экономической ситуации, каковы  его  новые функции, в чем будет его привлекательность, которая поможет привлечь сюда  деньги и создать устойчивую финансовую и экономическую базу[10].