Лесосечные работы

Лесосекой называется участок лесной площади, отведенный для заготовки леса. Лесосека является местом работы мастерского участка. Здесь выполняются все работы - от валки деревьев до погрузки леса на лесовозные автомобили или на подвижной состав узкоколейной железной дороги.

Крупные лесосеки разбивают на бригадные делянки.

Делянка - часть лесосеки, закрепленная на период заготовки леса за бригадой. Если лесосека невелика и в ней может работать только одна бригада, понятия делянки и лесосеки становятся равноценными. Мастерский участок в этом случае работает в нескольких лесосеках (делянках).

Пасекой называется часть бригадной делянки, с которой деревья или хлысты трелюются трактором по одному трелевочному волоку.

Пасечная лента - узкая полоса леса, вырубаемая за один проход вальщика или валочной машины.

Лесосека в процессе ее разработки имеет сеть трелевочных волоков. Пасечные волоки предназначены для трелевки леса только с пасек, по которым они проложены. Магистральный волок является собирающим, к нему примыкают пасечные волоки.
Магистральный волок примыкает к лесопогрузочному пункту (или складу), а тот к лесовозному усу (см. рис.2.1 и рис.2.2).


Рис. 2.1. Схема лесосырьевой базы:

1 — тупик железной дороги МПС; 2 — нижний лесной склад; 3 — лесосырьевая база; 4 — ветки лесовозной дороги; 5 — усы лесовозной дороги; 6 — лесопогрузочные пункты; 7 — лесосеки; 8 — лесовозная дорога

Рис. 2.2. Схемы разработки лесосек:

а – параллельная; б – то же методом широкого фронта; в – радиальная; 1 – лесовозная дорога; 2 – погрузочный пункт; 3 – зона безопасности; 4 – волоки; 5 – пасеки

На выбор схемы разработки делянок влияют природные (рельеф, почва и др.) и производственные факторы (типы механизмов на валке, трелевке и погрузке леса). Основными механизмами на валке леса являются бензиномоторные пилы, на трелевке - тракторы, на погрузке - челюстные погрузчики. В настоящее время широко внедряется и машинная валка леса. Разработка делянок производится по одной из трех широко распространенных схем (рис.2.2).

Параллельная схема (рис.2.2, а) применима в тех случаях, когда требуется концентрация леса в одном месте: к сучкорезной машине или к месту крупнопакетной погрузки леса трактором (при отсутствии челюстного погрузчика).

Метод широкого фронта (рис.2.2,6) применяют в тех случаях, когда погрузочные пункты просты и затраты на их устройство очень малы, а погрузка деревьев осуществляется челюстными погрузчиками. По этой схеме запасы деревьев или хлыстов создают у трасс лесовозных дорог.

Радиальную схему (рис.2.2, в) применяют в тех случаях, когда устройство погрузочных пунктов требует больших затрат, например, при вывозке сортиментов.
При любой из приведенных выше схем разработки делянок среднее расстояние трелевки леса тракторами лежит в пределах 200 - 400 м.

Способы разработки лесосек и пасек выбирают с учетом природных, почвенно-грунтовых условий, состояния лесонасаждений, наличия подроста и др.

Основной технологической схемой является разработка лесосек методом узких пасек, так как только при этой схеме лесовозобновление благодаря сохранению подроста обеспечивается с минимальными затратами.

Пасека должна иметь такую ширину, при которой крона деревьев при валке попадала бы на волок. Это уменьшает повреждаемость подроста и облегчает обрубку и сбор сучьев. Порубочные остатки, оставленные на проезжей части волока для его укрепления, улучшения проходимости тракторов, постепенно перегнивают.

Таким образом, ширина пасеки должна быть равна средней высоте древостоя. При выполнении лесосечных работ в зависимости от принятых на трелевке леса тракторов пасеки разбиваются на ленты, которые располагаются вдоль пасечных волоков или под некоторым углом к ним. При валке леса на узких пасеках намечают одну или три ленты, на более широких - три или пять лент. Ленты можно разрабатывать сразу по всей длине или по частям.

При расположении волока по границам пасеки валка деревьев выполняется на каждый из них.

Очередность и порядок разработки пасек на лесосеке и лент на пасеках определяются организацией работы бригады и безопасностью выполнения всех операций.

Подготовительные работы на лесосеке

В подготовительные работы входят операции по созданию необходимых условий для выполнения на лесосеке основных работ, включая подготовку лесосек, погрузочных пунктов, обустройство мастерского участка и выбор трасс усов лесовозных дорог, монтаж и демонтаж оборудования.

При инженерной подготовке лесосеки и отводе ее в рубку в натуре намечают лесовозные усы, волоки, погрузочные площадки, места под обустройство мастерского участка (бригады).

Обустройство мастерского участка включает оснащение этого участка технологическим оборудованием и средствами пожаротушения, их размещение на лесосеке, а также установку средств связи и устройство противопожарных минерализированных полос.

Лесопогрузочные пункты (верхние лесосклады) намечают на дренированных свободных от леса местах или участках с редким древостоем.

Лесовозные усы намечают, как правило, из расчета обеспечения трелевки сортиментов на расстояние:

а) до 1000 м при использовании колесных машин;

б) до 5000 м при использовании гусеничных машин.

Схемы размещения волоков выбирают для каждой лесосеки с учетом рельефа местности, ее размеров и конфигурации, а также лесоводственных требований.

Рис. 2.3. Типовые схемы размещения волоков:

а – параллельная, б – веерная, в – диагональная

Схему с параллельным размещением волоков (рис.2.3, а) применяют при равнинном рельефе местности, ее использование позволяет более строго выдерживать разметку на местности, упрощает обеспечение оптимальной очередности работ с соблюдением условий безопасности, но при этом несколько увеличивается среднее расстояние трелевки древесины.

Схему с веерным размещением волоков (рис.2.3, б) применяют для всех типов рубок на лесосеках вытянутой формы. По этой схеме 1 - 2 магистральных волока проходят на всю глубину лесосеки, к ним примыкают под углом 30...45° пасечные волоки.

Схема с диагональным размещением волоков (рис.2.3, в) рекомендуется для лесосек с пересеченным рельефом местности. Ее применение усложняет разметку волоков и пасек на лесосеке, но позволяет сократить расстояние трелевки.

Магистральные и пасечные волока размечают под руководством мастера следующим образом: направление волоков задают по буссоли или компасу; ось волока закрепляют на местности затесками на деревьях или вешками; для ускорения разметки пасечных волоков допускается применение группового метода, при котором вначале намечают контрольный пасечный волок, а затем через расстояние, соответствующее ширине пасек, намечается начало каждого пасечного волока. Дальнейшую разметку волоков проводят путем глазомерного провешивания. При использовании колесных машин пасечные волока не обязательно должны быть строго прямолинейными, в этом случае выбирают на трассе волока участки для проезда в просветы между редко стоящими деревьями.

Лесовозные усы готовит специальная дорожно-строительная бригада, а подготовку лесопогрузочных пунктов, мест под обустройство, уборку опасных деревьев, разрубку волоков проводят лесосечные бригады (звенья) или рабочие, работающие индивидуально.

Подготовка лесопогрузочного пункта включает срезание деревьев и пней заподлицо землей, уборку подлеска, подроста, валежника и валунов. Участки со слабыми грунтами укрепляют сучьями. Для укладки лесоматериалов устраивают подштабельное основание, состоящее из одной или двух подкладок.

Бригадные обогревательные домики устанавливают в зоне работы бригад. Стоянку для машин устраивают на сухой площадке вблизи уса лесовозной дороги, по возможности рядом с источником воды.

На расстоянии 50 м от границ верхних лесоскладов, обогревательных помещений, столовых в лесных массивах, не подлежащих разработке, убирают опасные деревья.

В пасеках опасные деревья убирают заранее только на рубках главного пользования при валке деревьев бензиномоторными пилами. Если в лесосеке более 20 % общего числа деревьев являются опасными, то их уборку заранее не производят, а лесосеку разрабатывают по правилам разработки ветровально-буреломных лесосек.

К опасным относятся гнилые, сухостойные, зависшие, ветровальные, буреломные и сломанные деревья.

Основные лесосечные работы

Процесс производства лесоматериалов, включающий все основные и подготовительные работы, называется технологическим процессом. Он состоит из трех фаз: лесосечных работ, транспорта леса и работ на нижнем складе. В производственный процесс предприятия входят также работы по обслуживанию производства - ремонт машин, энергоснабжение производственных цехов и поселков, содержание дорог.

Под технологией лесозаготовок принято понимать совокупность знаний о способах производства лесоматериалов, а также сам процесс их получения. Таким образом, технология лесозаготовок должна отвечать на вопрос как, какими способами должны выполняться эти работы.

Так как в лесозаготовительном процессе технология неразрывно связана с организацией труда, использованием техники, установлением экономических показателей, ее часто отождествляют с организацией производства. В действительности организация производства является понятием более широким; задачей организации производства является создание условий для осуществления принятого технологического процесса с минимальными затратами труда и денежных средств. Таким образом, организация производства отвечает на вопрос, что и как нужно сделать, чтобы успешно выполнить заданную технологию.

В зависимости от местных условий, количества и типа лесовозных дорог, пункта их примыкания, принятого технологического процесса и других условий структура леспромхоза в каждом отдельном случае может быть различной. Однако обязательными элементами ее являются цехи основного производства и службы по подготовке и обслуживанию производства. Почти всегда в ее состав входят цехи подсобных и прочих производств.

Основное производство (основные работы). Основное производство складывается из трех фаз: лесосечные работы, лесовозный транспорт и нижние склады; каждая фаза - из операций, непосредственно связанных с обработкой и перемещением древесины. На долю основного производства на лесозаготовках приходится обычно 55...60 % всех трудозатрат.

Классификация технологических процессов. Технология лесосечных работ определяется общим технологическим процессом лесозаготовительного предприятия, в первую очередь, способом вывозки заготовленного леса (деревьев, хлыстов, сортиментов), а также машинами, применяемыми для его перемещения (трелевки) от места валки до места погрузки на подвижной состав лесовозного транспорта.

Для разработки каждой лесосеки должна быть выбрана такая технология, которая обеспечивала бы максимальную производительность труда рабочих и высокую выработку механизмов с наименьшей себестоимостью заготовляемых лесоматериалов.

В настоящее время в лесной промышленности сложились в основном три типа технологических процессов лесозаготовок: 1ТП - вывозка деревьев, 2ТП - вывозка хлыстов, 3ТП - вывозка сортиментов. Четвертый технологический процесс, 4ТП- вывозка технологической щепы занимает небольшой объем и только получает свое развитие.

Динамика поступления древесины на лесные склады или непосредственно потребителю в зависимости от ее вида такова (%): деревьев 5, хлыстов 85, сортиментов 10.

Технологический процесс 1ТП наиболее целесообразен при возможности полной переработки сучьев и вершин на нижнем складе лесозаготовительного предприятия. Наибольшее распространение в настоящее время получил технологический процесс 2ТП. При этом процессе сучья и вершинки в зависимости от их концентрации (на волоке, погрузочном пункте) широко используют для укрепления проезжей части волока, что улучшает проходимость трактора или используют в виде хворостяной подушки для временных лесовозных дорог (усов).

Технологический процесс 3ТП вследствие большой трудоемкости, сложности механизации работ и ряда других причин применяется в тех случаях, когда нельзя применить технологию работ первых двух типов (например, в сложных горных условиях).

При заготовке сортиментов при помощи импортных харвестера и форвардера в односменном режиме эксплуатационные затраты значительно выше, и в этом случае сортиментная технология неконкурентоспособна по сравнению с традиционной хлыстовой.

Однако технология заготовки сортиментов на лесосеке более предпочтительна с лесоводственно-экологической точки зрения, поэтому ее необходимо развивать, предусмотрев использование экономической отечественной техники. Возможны различные технологические схемы лесосечных работ.

Весьма перспективен с точки зрения полного использования сырья и достижения высокой производительности труда является технологический процесс 4ТП, при котором всю древесную и зеленую массу дерева перерабатывают в щепу непосредственно на лесосеке, затем погружают в контейнеры-щеповозы и вывозят на перерабатывающие предприятия или пункты перевалки на транспортные средства общего пользования. Такой технологический процесс приемлем при наличии низкотоварных насаждений и размещении лесозаготовительных предприятий в зоне работы целлюлозно-бумажных комбинатов.

В лесной промышленности широкое применение получила бригадная форма организации труда, при которой бригада рабочих выполняет единое производственное задание и несет общую ответственность за результаты работы. На лесосечных работах получили распространения комплексные бригады, особенностью которых является совмещение профессий рабочими, а также взаимопомощь и взаимозаменяемость в работе. Комплексные бригады могут быть малыми, укрупненными и сквозными.

Малая комплексная бригада организуется на базе одной трелевочной машины и в зависимости от принятого технологического процесса лесосечных работ, примененных машин и оборудования выполняет комплекс лесосечных работ.

При таких размерах лесосек и небольшом сменном задании на бригаду предпочтительнее выбирать малую комплексную бригаду.

Укрупненная комплексная бригада организуется на базе двух и более трелевочных машин, чем и отличается от малой и может работать в одну смену, производится только трелевка древесины.

Численный состав комплексной бригады зависит от типа трелевочных машин и их количества в бригаде и вида погружаемой древесины на лесовозный транспорт. Погрузка хлыстов или сортиментов, как правило, не входит в состав работ, выполняемых комплексной бригадой.

Сквозная комплексная бригада отличается от рассмотренных выше тем, что она выполняет комплекс работ, начиная от валки деревьев и кончая разгрузкой лесовозного транспорта на нижнем складе. Но в Беларуси эта форма организации труда не нашла применение.

Кроме бригадной формы организации труда, на лесосеке иногда применяется еще звеньевая и индивидуальная форма при заготовке сортиментов и переработки тонкомера и отходов лесозаготовок на щепу.

Исходя из этого, принимаем бригадную форму организации труда на основных лесосечных работах. А комплексная бригада будет малой, исходя из размера лесосеки и числа трелевочных тракторов.

Безопасность выполнения лесосечных работ

Перед разработкой лесосеки составляют технологическую карту, утвержденную главными инженером предприятия. Технологическая карта содержит: характеристику лесосеки; схему лесосеки с изображением на ней пасек, трелевочных волоков, погрузочных пунктов, лесовозных усов, площадок для размещения оборудования и зоны безопасности; технологические указания об очередными разработки пасек и направлении валки; отметку о выполнении подготовительных работ.

Территория в радиусе 50 метров от места валки деревьев является опасной зоной. При высоте деревьев более 25 метров радиус опасной зоны приравнивается двойной высоте дерева.

На пешеходных тропах и дорогах, пересекающих осваиваемую лесосеку, необходимо установить знаки безопасности и предупреждающие надписи, запрещающих движение людей и транспорта по лесосеке.

При скорости ветра более 4,5 м/с прекратить одиночную валку деревьев, а при скорости ветра 11 м/. прекратить валку деревьев.

Лесосечные работы должны быть прекращены во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане.

До начала проведения основных работ проводятся подготовительные работы. Подготовка лесосек производится заблаговременно, в бесснежный период или при глубине снега до 30 см производственными подразделениями оснащенные вспомогательными средствами.

При валке леса бензомоторными пилами необходимо соблюдать требования изложенные ниже. До начала валки дерева должно быть подготовлено рабочее место: срезаны нижние ветки и сучья на стволе дерева, а также вокруг дерева в радиусе 0,7м мешающий валке кустарник; подготовить путь отхода длиной не менее 4м под углом 450 в направлении, противоположном падению дерева, а зимой расчищен или утоптан снег вокруг дерева и на пути отхода.

При валке деревьев необходимо: использовать валочные приспособления; убедиться в отсутствии людей, животных и машин в опасной зоне; оценить размеры, форму ствола и кроны, наклон дерева; подпиливать прямостоящие деревья на глубину 1/4, а деревьев, наклоненные в сторону направления валки, на глубину 1/3 диаметра в месте спиливания; спиливать дерево выше нижней, но не выше верхней плоскости подпила и перпендикулярно к оси дерева: оставлять недопал у здоровых деревьев диаметром до 40 см- 2 см, у деревьев имеющих напенную гниль, недопил, увеличивается на 2см по сравнению со здоровым.

В начале падения дерева вальщик немедленно отходит на безопасное расстояние (не менее 4 метро) под углом 450. снимать зависшие деревья трактором, лебедкой.

Запрещается: подпил дерева с двух сторон и по окружности; валка дерева без подпила и без оставления недопила; валка дерева в темное время суток; оставлять недопиленные, подрубленные или зависшие деревья; сбивать подпиленное или зависшее дерево другим деревом; отпиливать чуроки от комля зависшего дерева; подрубать корни, комель или пень зависшего дерева; снимать трактором зависшее дерево одновременно со сбором пачки деревьев.

В Борисовском ЛПХ при трелевке леса тракторами ТДТ-55, ТТР-401 соблюдаются следующие правила. Трелевать лес тракторами после валки по подготовленному волоку при подготовке трелевочного волока убрать деревья, крупные колени и валетник, вырубить кустарник.

При трелевке леса тракторами соблюдение следующих требований: чокеровать деревья на расстоянии 0,5-0,7 м от комлевого среза или на расстоянии 0,9-1,2 м от торца вершины; установить трактор для сбора пачки на волоке так, чтобы его продольная ось совпадала с направлением движения пачки, а отклонение составляло не более 150. при трелевке леса в темное время суток на лесосеке должно работать не менее двух человек. Снятие зависших деревьев запрещено.

Запрещено: нахождение чокеровщика в 10-метровой зоне вокруг формируемо пачки; освобождать зажатые между пнями хлыста во время движения и при натянутом тяговом тросе трактора; переходить через движущийся трос, поправлять щепку хлыстов, отцеплять или прицеплять хлысты во время движения трактора; езда на тракторе вне кабины и на трелюемых хлыстах; отцепка хлыстов до сброски пачки на землю и ослаблении грузового троса; движение трактора с места во всех случаях без подачи звукового сигнала; включать лебедку без сигнала чокеровщика; трелевка леса в радиусе двойной высоты деревьев или в радиусе не менее 50м от места валки.

При машинной очистке деревьев от сучьев необходимо выполнять следующее: место очистки деревьев от сучьев, требования к площадкам и другие условия для нормальной работы сучкорезных машин отражены в мехнологической карте, показанной в главе 3.

Уборка сучьев от машины является механизированной. При этом сучья откладываются не более 25 м от стены леса, семенных куртин и отдельных деревьев.

Расстояние в 10 метров по периметру от штабелей или отдельных деревьев и хлыстов, обрабатываемых сучкорезной машиной вне штабеля, является опасной зоной.

Во время движения по лесосеке машин осуществляющих обрезку сучьев не опускается высовывание головы из кабины, открывание дверок, работа со снятым ограждением, перемещение с большой скоростью по технологическому коридору.

Во время перемещения машин избегать крутых поворотов и резкого торможения

Механизированная валка деревьев

В процесс валки дерева входит выполнение следующих приемов: осмотр дерева, подготовка рабочего места, подпил, срезание и сталкивание дерева с пня в заданном направлении, переход к следующему дереву.

Осмотр дерева производится для того, чтобы оценить его и выбрать условия для безопасной валки в направлении, установленном технологической картой разработки лесосеки и обеспечивающем наибольшее сохранение подроста. Подготовка рабочего места заключается в уборке снега, кустарника, подроста и низко свисающих сучьев, в выборе и подготовке путей отхода моториста во время свободного падения дерева.

Обеспечение падения дерева в заданном направлении и исключение раскалывания комлевой части ствола достигается размером, местом и формой подпила и недопила и применением вспомогательных валочных приспособлений (гидроклиньев, гидродомкратов, валочных лопаток и др.).

Форма и глубина подпила зависят от диаметра дерева в месте спиливания, величины и направления наклона ствола и кроны. На рис. 2.4. показаны схемы подпила деревьев. Подпил одним резом производится только у деревьев диаметром у пня не более 0,18 м (рис.2.4, а). С внедрением на валке леса пильных цепей ПЦУ-10,26 широкое распространение получил подпил углом кверху с нижней горизонтальной плоскостью (рис.2.4, б). При смыкании горизонтального и наклонного резов кусок древесины, заключенный между ними, сразу же отбрасывается пильной шиной пилы, что сокращает трудозатраты. Подпил углом книзу (рис.2.4, в) применяют при валке крупных деревьев в горных условиях. Подпил с двумя параллельными резами (рис.2.4, г) стал применяться только при валке крупных деревьев. Глубина подпила В для прямостойных деревьев составляет одну четверть диаметра ствола дерева в плоскости реза D. При наклоне дерева в сторону валки, попутном ветре или при сильно развитой кроне дерева глубина подпила должна составлять 1/3 диаметра.

Рис. 2.4. Схемы подпила деревьев и формы недопилов:

П— направление валки деревьев; НВ — направление ветра или наклона дерева.

Угол подпила a рекомендуется 0,35-0,70 рад. Высота пня после спиливания дерева h должна быть не более 1/3 диаметра среза, а при валке деревьев, имеющих диаметр меньше 0,3 м не более 0,1 м. Спиливание дерева производится после подпила с противоположной стороны. Плоскость реза должна быть горизонтальной и находиться на уровне верхней кромки подпила.

Спиливать полностью дерево нельзя, так как в этом случае оно может внезапно упасть в любую сторону. Чтобы исключить произвольное падение дерева, оставляется недопиленная часть D. Недопил выполняет роль шарнира при падении дерева, при этом образуется козырек, который препятствует движению комля в сторону противоположную падению дерева.

Технологические процессы трелевки древесины

Под трелевкой понимается процесс перемещения деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта или места складирования (штабелевки в запас). Трелевка является важнейшей операцией технологического процесса. На ее долю приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 10-12% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовительного процесса. Трелевка относится к первичному транспорту, резко отличающемуся от других его видов. Она проводится в трудных условиях, при полном бездорожье, на любых грунтах и по снегу, с преодолением многочисленных препятствий. Машины, применяемые на трелевке, обладают высокими тяговыми усилиями, значительной проходимостью, минимальными скоростями движения.

Существуют различные средства и способы трелевки:

по виду перемещаемого груза - трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов;

по способу трелевки - за комли, за вершины;

по положению перемещаемого груза относительно земли - волоком, в полупогруженном, в полуподвесном, в погруженном, в подвесном положениях;

по способу формирования пачки - с помощью чокеров, манипуляторов, клещевых захватов.

Наибольшее распространение получила трелевка деревьев и хлыстов в полупогруженном положении. В недалеком будущем, по мере внедрения новых машин на валке и трелевке леса, основным способом будет трелевка деревьев за комли, так как работа всех лесозаготовительных машин будет основана на этом способе. Применение трелевки деревьев позволяет перенести весьма трудоемкую операцию - очистку деревьев от сучьев - на лесопогрузочные пункты или нижние склады, где имеются условия механизации и автоматизации производства.

Трелевочные тракторы являются самыми распространенными машинами на трелевке леса. Они мобильны, маневренны, могут заезжать на лесосеку и собирать поваленные деревья (хлысты) и перемещать (трелевать) их к лесопогрузочному пункту. Применение их на трелевке ограничивается уклонами трелевочных волоков и несущей способностью грунтов.

Тракторы для трелевки леса подразделяются по типу ходовых опор, назначению и технологическому оборудованию для формирования перемещаемой пачки леса. По типу ходовых опор трелевочные тракторы бывают гусеничные и колесные, а по назначению - специальные трелевочные и общего назначения (общепромышленные). Специальные тракторы приспособлены для перемещения лесоматериалов в полупогруженном положении. Ходовая часть этих тракторов эластична и позволяет лучше преодолевать препятствия. Специальные тракторы имеют технологическое оборудование для формирования пачки.

В настоящее время применяют трелевочные тракторы с канатной оснасткой (рис.2.5, а), с гидроманипуляторами (рис.2.5, б, в) и клещевыми захватами (рис.2.5, г).

Рис. 2.5. Трелевочные тракторы:

а — гусеничный трелевочный трактор ТТ-4: —лебедка; 2 — откидной погрузочный щит; бив — трелевочные тракторы с гидроманипулятором ТБ-1 и ЛП-18А; — поворотная колонка; 2 —стрела; 3 — рукоять; 4 — клещевой захват; 5 — коник; 6 — гидроцилиндры; 7 — бульдозерный нож; 8 — цепная передача; г — гусеничный трактор с клещевым захватом ЛТ-89: — рама; 2 — лебедка; 3 — стрела (арка); 4 — клещевой захват; 5 — гидроцилиндр

На тракторах с канатной оснасткой установлены лебедка для формирования и подтягивания пачки хлыстов (деревьев) и откидной погрузочный щит, на который посредством чокеров и тягового каната, натягиваемого на барабан лебедки, затаскивается передний конец пачки. Тяговый канат длиной 40-50 м на конце имеет петлю, в которую вставляется стопорное разрезное кольцо. Чокер представляет собой отрезок каната длиной от 1,7 до 2,5 м и диаметром 12-16 мм, имеющего на одном конце кольцо, на другом - крюк. Чокер предназначен для зацепки деревьев, хлыстов или сортиментов.

Для устранения ручного труда и механизации процесса формирования пачки на тракторе вместо погрузочного щита и лебедки установили гидроманипулятор и зажимной коник. К тракторам с гидроманипуляторами относится ТДТ-55А (рис.2.5, б). Он предназначен для трелевки деревьев и хлыстов в районах с со средним объемом хлыста до 0,4 м3, а также для выполнения вспомогательных работ на лесосеке: подготовки волоков и погрузочных площадок, выравнивания комлей, окучивания хлыстов.

Колесная трелевочная машина ТТР-401 относится к числу легких трелевочных машин (выполнена на базе МТЗ-82) и предназначена для трелевки деревьев, хлыстов и сортиментов в равнинной и слабохолмистой местности, с хорошей несущей способностью грунтов, в полуподвешенном положении, в насаждениях со средним объемом хлыста до 0,3 м3.

Базовой моделью трелевочной машины ТТР-401 является сельскохозяйственный трактор МТЗ-82.1, оборудованный трелевочным приспособлением, торцевателем и специальными ограждениями. Трелевочное приспособление навешивается на заднюю навесную систему, а отвал устанавливается на раме спереди трактора. Трелевочное приспособление оснащено лебедкой с канатом и чокерными замками. Привод лебедки осуществляется от заднего вала отбора мощности через карданный вал. Для подъема (опускания) трелевочного приспособления и отвала, а также включения муфты привода лебедки используется гидросистема трактора. С целью обеспечения безопасности труда кабина трактора и трелевочное приспособление оборудованы специальными оградительными решетками.

Плавное сматывание каната без вращения по инерции достигается за счет автоматического тормоза, предотвращающего инерционное вращение барабана. Благодаря этому канат плотно лежит на барабане без перехлестов и слабины. Тормоз лебедки позволяет удерживать пачку деревьев на погрузочном щите при трелевке или груз на весу при отключенном приводе лебедки.

Очистка деревьев от сучьев

Очистка деревьев от сучьев производится на пасеке, трелевочном волоке, лесопогрузочном пункте и на лесопромышленном складе. Выбор места выполнения рассматриваемой операции зависит от принятого технологического процесса и наличия машин, механизмов и установок. В свою очередь в лесозаготовительном процессе должна быть предусмотрена возможность максимального сохранения лесной среды и использования всей биомассы дерева. Сохранению лесной среды (подроста, оставляемых деревьев, почвенного покрова на волоках) способствует очистка деревьев от сучьев на пасеке и укладка сучьев на волок для его укрепления, что особенно необходимо при разработке лесосек со слабой несущей способностью грунтов.

Для очистки деревьев от сучьев на лесосеке и на лесопогрузочном пункте применяются топоры и моторные инструменты.

Требования охраны и безопасности труда при обрезке сучьев

Очистка деревьев от сучьев осуществляется сучкорезной машиной ЛП-30Г. На сучкорезных машинах разрешается работать лицам не моложе 18 лет, прошедшим медицинское освидетельствование, обучение и инструктаж по технике безопасности и имеющим соответствующее удостоверение. Каждая сучкорезная машина должна быть укомплектована аптечкой, огнетушителем и бачком для питьевой воды не менее чем на три литра. Оператору запрещается перевозить кого-либо на машине как в кабине так и вне ее. Технический уход, ремонт машины, очистку ее от грязи и древесных остатков можно производить только при остановленном двигателе. При этом толкатель сучкорезной машины должен быть опущен на землю, стрела установлена в транспортное положение, а привод насосов гидросистемы отключен.

Запрещается курить при заправке машины топливом и маслом и пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя и узлов гидросистемы. После прогрева двигателя оператор обязан опробовать работу всех механизмов и убедиться в их исправности.

Приступая к работе, оператор обязан подать сигнал и убедится в отсутствии в опасной зоне механизмов и посторонних лиц. Перемещение машины при протаскивании дерева запрещается. Оператору запрещается: допускать к работе на машине потусторонних лиц; выходить из кабины при протаскивании дерева через сучкорезную головку; оставлять машину без наблюдения; допускать в зону действия захвата посторонних лиц и находиться самому под стрелой или поднятым манипулятором при работающем двигателе; работать при силе ветра более 10м/с и в грозу.

Нельзя убирать срезанные сучья от сучкорезной головки вручную во время работы машины. По окончанию работы необходимо захват протаскивающего механизма переместить к сучкорезной головке, гидроманипулятор опустить на землю, а стрелу установить в транспортное положение или опустить головкой вниз.

Погрузка древесины на верхних складах

Погрузка древесины на подвижной состав лесовозных дорог может производиться после валки и трелевки или из запасов, созданных вдоль усов, веток лесовозных дорог и на лесопогрузочных пунктах (верхних складах). В зависимости от принятого технологического процесса погрузку деревьев, хлыстов или сортиментов можно вести поштучно, пачками небольшого объема и крупными пакетами, равными по объему грузоподъемности единицы подвижного состава.

Заключительные работы на лесосеке

К заключительным работам на лесосеке относятся очистки лесосек от отходов лесозаготовок, а также переработка этих отходов, тонкомерных и других деревьев, непригодных для выпуска сортиментов, на щепу.

Очистка лесосек после их разработки является обязательной и проводится с целью создания благоприятных условий для выполнения работ по возобновлению леса, обеспечения пожарной безопасности и санитарных требований.

При сплошных рубках в хвойных и лиственных насаждениях на сырых и влажных почвах, где самосев леса возможен в основном на микровозвышениях, отходы лесозаготовок собирают вручную в небольшие кучи высотой до 0,5м. Кучи располагают между пнями на свободных от подроста местах. На сухих песчаных почвах и, особенно в сосновых насаждениях на каменистых почвах в твердолиственных насаждениях отходы лесозаготовок измельчают и разбрасывают по всей площади лесосеки. Это позволяет задерживать влагу в почве, обогатить ее органическими веществами и защитить самосев леса от солнцепека.

Если на лесосеках отсутствует жизнеспособный подрост или лесосеки разрабатывались без сохранения подроста, очистку лесосек рекомендуется производить механизированным способом путем сбора отходов лесозаготовок в валы, которые должны располагаться параллельно рядам будущих лесных культур. Очистка лесосеки подборщиком сучьев ЛТ-161 производиться сразу после разработки лесосеки, в том числе и зимой, если глубина снега не превышает 0,5 м. При этом необходимо соблюдать следующие основные правила. Подборщик должен совершать прямолинейные челночные ходы с разворотом на границах лесосеки. Валы отходов лесозаготовок следует располагать параллельными рядами на расстоянии 15—25 м друг от друга в зависимости от захламленности лесосеки. Причем крайние валы не должны ближе 15 м от границ лесосеки, а концы валов — ближе 8— 10 м от стены леса. Валы при тракторной трелевке следует размещать в основном на волоках и по границам пасек. Вал должен быть плотным, шириной не более 1,5—2,5 м, сотой — 0,8—1,2 м. Валы высотой более 1,2 м и рыхлые валы необходимо уплотнять гусеницами подборщика. Собранные отходы лесозаготовок затем используются населением на топливо, перерабатываются на технологическую щепу или же уплотняются гусеницами трактора и оставляются на перегнивание.

Техническое обслуживание машин на лесосеке

Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций направленных на поддержание машин и механизмов в работоспособном состоянии при использовании их по назначению, в ожидании его, при хранении и транспортировке. В комплекс этих операций входят уборочно-моечные, заправочные, смазочные, крепежные, регулировочные и контрольно-диагностические работы, выполняемые, как правило, без снятия узлов и агрегатов.

Текущий ремонт производится с целью восстановления работоспособности машин и оборудования или их составных частей.

Техническое обслуживание и текущий ремонт машин и оборудования на лесосеке желательно вьполнять с помощью передвижных ремонтных мастерских ЛВ-8А, ЛВ-193, ЛВ-176 и др., которые направляются на мастерские участки по заявкам мастеров лесозаготовок.

В состав передвижной ремонтно-обслуживающей бригады входят слесарь-механик (бригадир), водитель машины и один-два слесаря.

Для обслуживания гидросистем лесозаготовительных машин может быть применена передвижная установка ЛВ-170А, выполненная на базе трелевочных тракторов Онежского и Алтайского заводов.

Если на предприятии отсутствуют ПРМ, на мастерских участках организуются ППТО, укомплектованные ремонтно-обслуживающими бригадами из двух-трех человек: бригадира-механика и одного-двух слесарей. На зимний период состав бригады может быть увеличен. Для ППТО имеется слесарно-инструментарная мастерская ВО-63 на базе обогревательного домика ЛВ-157. Она предназначена для выполнения слесарных работ, хранения запасных частей и инструмента и размещения бригады по ТО и ТР.

Заправка бензиномоторных пил топливом и маслом для смазки пильных аппаратов должна производиться из специальных переносных двухсекционных бачков, которые поставляются вместе с бензопилами. Топливная смесь для бензопил готовится централизованно на складе ТСМ лесопункта или ЛЗП. Заправленные ТСМ бачки выдаются мотористам бензиномоторных пил перед выездом на лесосеку.

Сложные виды технических уходов, ремонта машин и оборудования, а так же ремонт бензиномоторных пил и заточка пильных цепей должны выполняться в ремонтных мастерских лесозаготовительного предприятия. Вальщики ежедневно после работы сдают пильные цепи в мастерскую для заточки и взамен получают подготовленные.