Сравнительная характеристика лесной и химической промышленности Германии и Китая
Особенности и перспективы развития лесной отрасли в изучаемых странах
В Германии автоматизация лесоперерабатывающих предприятий находится на очень высоком уровне. Всего в Германии 250 лесоперерабатывающих предприятий.
Это можно рассмотреть на примере частной немецкой лесопилки Holz-Ruzer. Во-первых, древесина поступает уже окоренная (со снятой корой) в распил. Сама окорка занимает 5-7 секунд. Второе - и самое главное - в том, что Holz-Ruzer работает в плотной связке с фирмой Timber Tec, которая занимается разработкой и установкой программного обеспечения для всех установок. Они снизили отходы до 30 процентов, за счет программирования процессов. Выглядит это так. В небольшом кабинете сидит человек и смотрит на монитор. Идет по транспортеру окоренное бревно, его лазерным лучом обмеряют, и все данные поступают на компьютер. В программу заложены усредненные данные идеального бревна, и если есть отклонения от нормы, сразу табличка появляется на экране монитора: что на выходе из этого бревна может получиться (столько-то штакетин, столько-то бруса). И оператор решает: на какую линию, большего или меньшего диаметра, отправить это бревно. Все буквально автоматизировано. И даже эти 30 процентов отходов они могут продать. Опилки делят на разные фракции – крупнее или мельче, щепа у них продается на целлюлозобумажный комбинат. Таким образом, сбыт налажен полностью.
А в лесном фонде Германии работают харвестеры (многооперационная лесосечная машина, предназначенная для валки, обрезки сучьев, раскряжёвки и пакетирования сортиментов на лесосеке). Это дорогостоящее оборудование - 250 тыс. евро, или 10 миллионов рублей. Но оно делает практически все операции с деревом, которые делаются обычно в полуручном режиме. У них один харвестер на 2-3 лесничества.
Так же вскоре должен запуститься Анжерский фанерный комбинат. Планируется, как сопутствующее производство, производство пеллет. (Пеллеты – это древесные топливные гранулы, цилиндры диаметром 6–8 мм. Они изготовлены из размельченной и высушенной древесины путем прессования с использованием большого давления. В качестве сырья для пеллет обычно используются отходы деревообработки: опилки, стружка, горбыль, обрезки и т.п.).
Разные предприятия, одни производят одно, другие – другое. Если в Amandus Kahl можно получить информацию по прессам-грануляторам, то, например, фирма Riela производит мобильные сушилки для пеллет.
У коммерческих предприятий Германии земли издревле поделены, с 15-16 веков. Всё разграничено: фермер, лес, коммунальные земли. Там вопрос собственности решен категорически уже давно. Но вопрос перевода земли из категории в категорию решается в Германии очень просто: на местном уровне, иногда и на сходе местных фермеров - владельцев смежных земель. Допустим, предприятию дорожной службы нужно построить какое-то сооружение, например, автодорогу, и им, грубо говоря, для этого нужен гектар леса. Для того чтобы выполнить все по законодательству, они должны прикупить ещё два гектара смежных фермерских земель, переведя из категории сельских в категорию лесных земель и посадить на них лес. Поэтому по итогам ежегодной инвентаризации у них получается, что леса садят больше, чем вырубают.
Самое главное, у них очень тесная связь с местным населением, и оно всегда в курсе, какие рубки идут и почему: по возрасту, санитарные и так далее.
Перспективы развития лесного хозяйства Германии можно увидеть в ее лесной политике.
В основе национальной лесной политики Германии лежат следующие принципы: национальный суверенитет и полная ответственность за использование ресурсов; согласование с правовыми условиями страны; принятие во внимание международных соглашений и конвенций; партнерство всех заинтересованных групп; общегосударственное и межотраслевое основание сохранения и развития лесов; долгосрочный и повторяющийся процесс планирования, развития и контроля.
Целями лесной политики являются:
1) Устойчивое (непрерывное и многоцелевое) ведение лесного хозяйства, подразумевающее уход за лесными землями и их использование такими способами и при такой интенсивности, при которых обеспечивалось бы биологическое разнообразие, высокая продуктивность насаждений как в настоящее время, так и в будущем с тем, чтобы леса постоянно выполняли экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях.
2) Эффективное ведение лесного хозяйства, основанное на доходности пользования всеми ресурсами и благами в кратковременной и долгосрочной перспективе.
Для достижения названных целей организуется государственная администрация и предлагаются услуги частным лесовладельцам.
К числу основных элементов лесной политики относятся регламентирующие (правовые) рамки. Они представлены юридическими предписаниями в виде законов, постановлений, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти.
Федеральный Лесной закон Германии включает в себя непосредственно инструкции, предписания, которые являются правовыми ограничениями. Главными целями Лесного закона является: поддержка функций лесов как незаменимого источника ресурсов, его защитных функций и функций отдыха; поддержка правильного ведения лесного хозяйства на принципах устойчивого развития; балансирование общественных интересов с интересами частных лесовладельцев.
Федеральный Лесной закон регулирует в содействии с региональными лесными законами обязанности для всех владельцев леса на вырубаемых и малолесных территориях в определенные сроки осуществлять посадки леса до тех пор, пока не будет осуществлено естественное лесовозобновление в полной мере.
Существует целый ряд законодательных актов, регулирующих другие сферы деятельности в лесном хозяйстве и лесной промышленности: Закон о лесных посевах; Закон о лесных повреждениях и балансе; Закон, регулирующий сбыт древесины; Закон, регулирующий охоту в федеральных землях и др. Наряду с существующими законами действует множество инструкций и предписаний.
Другим важным элементом лесной политики являются институциональные рамки. Они призваны обеспечивать на практике правовые и институциональные соглашения, программы действий на всех уровнях управления экономикой. Согласно основного Лесного закона Германии, лесное хозяйство и лесная промышленность являются компетенцией федеральных земель. В каждой земле есть свой орган управления, который соблюдает интересы прав собственников, осуществляет консультирование и руководство. В некоторых землях эти функции, связанные с консультированием и руководством выполняют сельскохозяйственные органы (государственные учреждения).
На региональном уровне целый ряд организаций и различных союзов представляет свои интересы в области лесной политики. Центральная общественная организация, которая охватывает все группы, работающие с лесом, а также научные учреждения, называется «Немецкий Совет лесного хозяйства» (DFWR). «Рабочее общество немецкого союза владельцев леса» (AGDW) представляет интересы частных лесовладельцев и владельцев коммунальными лесами. «Немецкий сельскохозяйственный союз» - обеспечивает защиту владельцев лесов, занимающихся сельским хозяйством. «Союз немецких лесников» (BDF) представляет профессиональные политические интересы его членов. «Немецкий лесной союз» (DFV) первоочередной своей задачей считает обучение лесников. «Общество защиты немецких лесов» - имеет задачу сохранения лесов, общественную работу, поддержание связей с общественностью, воспитание экологичности.
Важным моментом при определении лесной политики являются экологические условия. Почти вся Средняя Европа за исключением гор и побережий рек, а также отдельных областей была первоначально покрыта лесами. Леса, являясь естественной вегетативной формой, представляют собой среду обитания животных и диких растений. На 70% территории Германии преобладают хвойные породы деревьев, особенно в тех районах, где велось планомерное лесное хозяйство.
Лесники вносят изменения в лесные экосистемы, это принимает необратимые последствия. Важный аспект для защиты лесных ресурсов –это понимание естественной динамики лесной экосистемы, которая тесно связана с динамикой многообразия видов и генетическим разнообразием.
Лес и лесной ландшафт по своей природе не статичны. Посредством ведения лесного хозяйства, региональных, временных перемен происходит изменение лесного фонда по возрасту, породному составу, климатическим условиям. Для сохранения жизненного пространства в рамках лесного хозяйства включены целенаправленные мероприятия по созданию биотопов. В определенных областях вводятся специальные охранные режимы, оставляются резервационные леса с тем, чтобы оценить их состояние в сравнении с теми лесами, где ведется лесное хозяйство.
Основными факторами в развитии лесной и деревообрабатывающей промышленности являются рыночная экономика и свободная конкуренция. Государственная лесная политика направлена на создание среды, стимулирующей развитие частного сектора, чтобы способствовать укреплению государства и предотвратить возникновение монополий в лесном секторе.
Цель стратегии поддержания лесной и деревообрабатывающей промышленности - повысить стабильность рынка древесины и обеспечить действенность рыночных механизмов таким образом, который способствует инвестициям в развитие экологичных технологий деревообработки, положительно влияющих на окружающую среду. Эффективное использование древесины должно быть комплексным и целенаправленным. Для этого нужно развивать обработку древесины в республике, предотвращая экспорт необработанного древесного сырья. Кроме этого, государство организует сертификацию лесной промышленности и лесопромышленной продукции в соответствии с признанными на мировом уровне стандартами.
Ввиду того, что развитию лесной промышленности существенно препятствует нехватка технических навыков и знаний, государство поддерживает лесной сектор усовершенствованием системы образования, улучшением стандартов измерения леса на корню, а также разработкой стандартов измерения и качества круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Лесопромышленное образование развивается в соответствии с потребностями лесной промышленности, к разработке программ учебных заведений привлекаются представители лесной промышленности, создаются условия для объединения учебной и практической работы.
Чтобы содействовать планированию инвестиций, оказывается содействие усовершенствованию и общедоступности информации о возможностях заготовки круглой древесины, деревообработки и торговли древесными изделиями. Таким образом, национальная лесная политика определяет стратегию учета, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов страны.
Для выполнения государственных функций создаются государственные структуры для управления лесами. На уровне республики все функции управления лесами осуществляет Федеральное министерство лесного хозяйства Германии. Все другие хозяйственные функции выполняются владельцами леса, в том числе государством как собственником лесов.
На уровне 16 федеральных земель действуют региональные государственные органы управления. Так, к примеру, в Саксонии функции государственного управления лесами осуществляет Земельный лесной президиум.
Лесной президиум координирует разработку и внедрение лесной политики, программ развития лесного хозяйства, организует практическую реализацию принципов устойчивого и эффективного развития лесного хозяйства, применение принципов сохранения биологического разнообразия, координирует проведение консультаций для частных лесовладельцев и поддерживает развитие частного лесного хозяйства, проводит инвентаризацию лесов и является владельцем информации о лесных ресурсах.
На локальном уровне управление лесами осуществляют лесные ведомства Forstamt. Их функциями являются: работа с лесохозяйственными извещениями, в которых содержится информация о планируемых лесохозяйственных работах в государственных и частных лесах, наложение запретов на незаконную деятельность (например, незаконные рубки), контроль за состоянием лесов, разработка предложений по внедрению лесозащитных мероприятий, проведение консультаций для частных лесовладельцев, организация защиты лесных экосистем.
Лесные ведомства оценивают результаты лесохозяйственной деятельности в государственных лесах. Штат работников, осуществляющих функции государственного управления в лесных ведомствах, составляет в среднем по Германии 30-65 человек. Все работники лесных ведомств являются государственными служащими, содержание которых осуществляется из государственного бюджета.
Государственная лесная политика Германии также обеспечивает эффективное ведение лесного хозяйства в частных лесах. В основном государственная поддержка частному лесному хозяйству состоит в составлении проектов развития лесного хозяйства и предоставлении консультаций частным лесовладельцам.
А в Китае к настоящему времени осуществлены искусственные лесопосадки общей площадью 62 млн. га, по этому показателю КНР лидирует в мире. Китай добился заметных результатов в области сокращения выбросов парниковых газов благодаря реализации пакета конкретных мер, включая регулирование структуры экономики и производства, оптимизацию энергетической структуры, развитие возобновляемых источников энергии и посадку деревьев.
Например, Маньчжурская лесная промышленная компания «Линьсэнь» (ООО) является одной известной ведущей компанией из Манчжурских перерабатывающих импортные леса предприятий. Она занимает 50,000м2 в районе переработки импортных ресурсов на зоне пограничного, экономикосотрудничественного города с 2003 года. В неё внесен весь капитал в сумме 30млн и регистрированные деньги в сумме 10млн. В настоящее время компания имеет 18 печей для сушения древесины (оборудования парового сушения Харбинского производства), 4 цеха производства тонкодисперсной древесины, строительная площадь на 5000 квад. метров. Так же имеются специальные оборудования для переработки и производства. Их стоимость составляет около 5800тыс. юаней. Главные продукты брус и щит различного размера из сосны, лиственницы и т.д. Ежегодно компания перерабатывает щиты более 100 тыс. кубометров, и сушит щиты более 70 тыс. кубометров. Продукты экспортируются в Америку, Европу, Японию, Россию и т.д. Компания пользуется славой на мировых рынках. Компания «Линьсэнь» принадлежит Маньчжурской торгово-экономической компании «Цзиньцзюйюань», которая является разрешённой экспортно-импортной компанией Государственного Министерства внешней торговли. С 1998 года Компания строила 6 лесокомбинатов и 2 лесоповальных группы в следующих городах России: Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Харагон и Магадон. Так же компания купила право российской лесозаготовки площадью 5 млрд. м2 на 24 года. Она имеет 28 китайских пиль и 32 лесоповальных станков. В России работают более 400 лесорубов и рабочих. Самые главные деревья для заготовок: сосна, берёза, лиственница и так далее. Компания ежегодно импортирует древесину и пиломатериалы около 100 тыс. кубометров. Это сырьё не только для производства, но и для дальнейшего развития компании. В 2005 году компании была вручена награда за скорость и эффективность работы промышленных предприятий Манчжурской мэрией и городской комиссией.
Для удовлетворения внутреннего спроса со стороны отраслей промышленности национальной экономики Китай импортирует древесину из более чем 70 стран и регионов мира.
Таблица 2
Объемы импорта древесины Китаем, 2007-2008 гг.
В 2008 г. Китай импортировал 7,05 млн. кубометров пиломатериалов, в том числе на долю хвойных пород пришлось 51,7% импортного объема, на долю лиственных пород – 48,3%. Стоит отметить, что заметно сокращается импорт тропической лиственной древесины. Это связано в первую очередь с тем, что Китай уделяет большое внимание внедрению новых технологий при производстве изделий из дерева, которые позволяют использовать более дешевые породы, с приданием им характеристик и внешнего вида более дорогих пород. Кроме того, Китай сокращает импорт ценных пород древесины в связи с их сокращением в мире в целом и, как следствие, удорожанием цены на данные породы. Например, в 2004 г. доля пиломатериалов из тропической лиственной древесины в общем объеме импортируемых пиломатериалов составляла 53,5%, в 2008 г. этот показатель снизился до уровня 29,8%.
Таблица 3
Пиломатериалы, импортируемые в КНР, 2004-2008 гг.
В настоящее время Китай – крупнейший экспортер продукции дерева, включая деревянную мебель и различные виды деревянных панелей. Объем экспорта деревянной мебели составляет 50% от общего объема экспорта изделий из дерева из КНР.
На протяжении последних пяти лет темпы роста экспорта деревянной продукции демонстрирует отрицательную динамику. По итогам 2008 г. снижение темпа роста было самым высоким – он снизился почти на 19%. Таким образом, сумма экспорта деревянных изделий в 2008 г. выросла лишь на 3,2% и составила $21,93 млрд.
Таблица 4
Динамика экспорта изделий из дерева Китаем, 2004-2008 гг.
Прогноз развития отрасли в 2010 г. нельзя назвать оптимистичным. Объемы экспорта продукции и товаров из дерева будут по прежнему снижаться, что связано в первую очередь с сокращением спроса со стороны США и стран ЕС. Что касается спроса на внутреннем рынке, то в 2010 г. эксперты также прогнозируют его спад, что связано с серьезными отрицательными тенденциями в секторе недвижимости и строительства. Несмотря на это у производителей все же есть ряд возможностей на внутреннем рынке, которые могут некоторым образом улучшить текущее положение:
1. В настоящее время правительством Китая принят ряд мер по стимулированию внутреннего спроса, в том числе и для производителей продукции из дерева.
2. Утвержден план строительства жилья в рамках реализации различных социальных программ национального значения. В частности в ближайшие три года в Китае планируется построить более 2 млн. комплексов жилья низкой ценовой категории.
3. Азиатские игры в Гуанчжоу и Всемирная выставка в Шанхае открывают большие возможности для строительства, а, следовательно, и для увеличения спроса на пиломатериалы и продукцию из дерева.
4. Восстановление инфраструктуры районов, пострадавших от землетрясений в 2008 г. также будет способствовать росту спроса на продукцию отрасли.
Кроме того, можно использовать резервы внешнего рынка для увеличения спроса на продукцию. Для этого планируется предпринять следующие меры:
1. Пересмотреть направлений экспорта продукции в пользу России, Бразилии, Индии, стран Средней Азии и Восточной Европы, которые имеют высокий уровень спроса на продукцию из дерева.
2. Уменьшить количество OEM-производств и направить усилия на создание и развитие собственных брендов с последующим развитием сбытовой сети за рубежом. Создание брендов позволит не только укрепить репутацию китайских производителей, но и увеличить добавочную стоимость продукции.
3. Создание совместных предприятий и вложение инвестиций в производство и обработку древесины на территории иностранных государств, в частности, в России, странах Северной и Южной Америки, Африки.
В Германии очень высокий уровень автоматизации лесоперерабатывающих предприятий, которые имеют современные технологии для переработки древесины. В Китае так же имеются специальные оборудования для переработки и производства, но для удовлетворения внутреннего спроса Китаю приходится импортировать древесину из 70 стран и регионов мира.
Особенности и перспективы развития химической отрасли в изучаемых странах
С конца 19 в. начался подъем и химической промышленности Германии. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта и в Рурском промышленном районе (концерны Bayer и BASF). Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды. В структуре производства химической промышленности выделяется увеличивающееся в последние годы производство пластмасс (рост 7,6% в 2000 г.), красок, лака, шпатлевки (5%).
По основным экономическим показателям немецкая химическая промышленность заняла после автомобилестроения, электротехнического машиностроения и производства продуктов питания четвертое место. Химическая промышленность ФРГ остается самой наукоемкой отраслью германской экономики. На НИОКР в отрасли в 2007г. израсходовано 10 млрд. евро, что составляет практически 20% от всего объема.
Был проведен опрос 50 компаний, производящих половину химической продукции.
За 1 полугодие 2009 года химические компании Германии произвели на 15,5 % меньше продукции, чем год назад. Оборот снизился на 16,5 %. Максимальное снижение цен было зафиксировано в нефтехимической области – на 11 %. Сильно снизилось производство моющих средств и средств ухода за телом, тонкой химии и специальных химикатов, неорганических материалов и полимеров. Загрузка производственных мощностей находится на уровне 72 %. Положительным фактором является то, что с февраля медленно, но стабильно растет производство основных химикатов – главного индикатора состояния химической отрасли.
В отчете сказано, что подтверждаются пессимистические прогнозы на 2 полугодие, согласно которым производство должно снизиться на 10 %, а суммарный оборот – на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако, вместе с тем, во 2 полугодии отрасль ожидает легкое оживление в связи с увеличением спроса со стороны промышленных потребителей на химикаты. Это касается таких направлений, как органическая химия, полимеры, тонкая химия и специальные химикаты.
А в Китае для того, чтобы справляться с чрезмерным ростом, имеющим место в отдельных секторах и требующим больших энергетических затрат и высокой выработки, китайское правительство применило в 2007 г. ряд стратегий действия. Было проведено общенациональное специальное исследование по внедрению этих стратегий в промышленность, сельское хозяйство, защиту окружающей среды и ценовую политику. Судя по индексам экономического развития, эти меры постепенно начали оказывать свое воздействие. По данным статистики, производство сырой нефти составило 187 миллионов тонн, что означает прирост на 1.6%. Производство природного газа составило 69.31 миллиардов м3, что означает прирост на 23.1%. Объем переработанной сырой нефти составил 327 миллионов тонн, что означает прирост на 6.4%. Кроме того, экономический рост изменился и в качественном отношении. Стоимость произведенной в 2007 г. новой продукции составила RMB280.98 миллиарда, что означает прирост на 48.1%
Китайской химической промышленности не удалось избежать стремительно распространяющихся последствий мирового финансового кризиса, и резкое снижение цен затронуло основное сырье, используемое в химической промышленности, такое как азотная кислота и серная кислота. В течение октября и ноября 2008 года цена на продукцию химической промышленности Китая резко упала до неожиданно низкого уровня, и многие китайские производители химической продукции столкнулись с проблемой переполненных складов, сокращением объемов производства или даже закрытием производства. Экономический спад отразился на всех сегментах химической промышленности Китая, как падающее домино, вовлекая все новые и новые сегменты. Отсутствие продаж в химическом секторе влечет за собой нехватку оборотных средств и застой производства.
В 2009 году в химическом секторе Китая сложилась интересная ситуация: динамика изменения объемов производства сырья и продуктов значительно разнилась. Согласно данным компании Business Monitor International (BMI, Великобритания), в 1 квартале 2009 года производство этилена снизилось на 6,8 % (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), достигнув уровня 4,8 млн. т. В этот же период производство пластиков снизилось лишь на 0,1 % (до 16,5 млн. т), полимерных материалов — выросло на 4,9 % (до 20,2 млн. т). Практически аналогично складывалась ситуация и во 2 квартале 2009 года.
После обвального падения цен в 2008–2009 годах, производители надеются на стабилизацию ситуации в наступившем году. Как поведут себя цены, прогнозировать сложно, но начало года свидетельствует о положительной динамики по большинству видов химической и нефтехимической продукции. Так, в азиатском регионе, который является законодателем в ценовой сфере, в начале 2010 года цены начали расти.
Конечно, бизнес-сообщество во всем. мире ожидает скорейшего восстановления экономики, не исключение и химический сектор, который значительно пострадал от экономического кризиса. Несмотря на осторожные прогнозы экспертов, практически все участники рынка полны оптимизма. Остается дождаться конца 2010 года.
Химическая промышленность ФРГ остается самой наукоемкой отраслью германской экономики. В настоящее время происходит спад производимой продукции. А в Китае было проведено специальное исследование по внедрению стратегий в промышленность. Данную отрасль затронул так же и финансовый кризис. Но производители надеются на стабилизацию ситуации.