Стратегия развития угольной промышленности до 2020 г
В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ в 2003 г. намечены следующие стратегические цели развития угольной промышленности:
- надежное обеспечение экономики и населения страны высококачественным твердым топливом и продуктами его переработки;
- обеспечение конкурентоспособности в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами;
- устойчивое и безопасное развитие угольной отрасли на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам.
- развитие базовых угледобывающих районов и месторождений Сибири, Дальнего Востока и европейской части России, расширение разработки месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями;
- повышение качества угольной продукции на основе увеличения глубины обогащения коксующихся углей, внедрения новых технологий обогащения и глубокой переработки энергетических углей;
- развитие транспортной инфраструктуры и наращивание перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для поставок сибирской угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, строительство портов и терминалов для экспорта угля.
Долгосрочная государственная политика в угольном секторе, направленная на создание условий, обеспечивающих стабильное развитие отрасли, предусматривает три этапа:
1) В 2003 - 2005 годах - завершение приватизации угольного производства, улучшение финансового состояния угольных организаций, продолжение ликвидации особо убыточных предприятий угольной отрасли, осуществление мер социальной защиты высвобождаемых работников, мероприятий по социальной и экологической реабилитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки;
2) В 2006 - 2010 годах - завершение ликвидации особо убыточных предприятий, переселения высвобождающихся работников ликвидируемых организаций из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, повышение конкурентоспособности угольного топлива по отношению к природному газу за счет проведения целенаправленной государственной ценовой политики, осуществления технического перевооружения и интенсификации производства;
3) В 2011 - 2020 годах - коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе на базе угольно-металлургических, энерготехнологических и углехимических комплексов.
Основные направления инновационной деятельности угольной промышленности РФ.
1. Строительство на борту разрезов тепловых электростанций, где уголь будет сжигаться, а полученная электроэнергия - передаваться потребителям, как внутри России, так и на экспорт, в том числе в Китай и страны АТР. В настоящее время такая тепловая станция строится в Кузбассе совместно с южнокорейцами, которая должна быть введена в эксплуатацию в 2010-2011 гг.
2. Глубокая переработка угля. В этой связи реализуется два проекта: из бурого угля получение дизельного топлива (проект только начинает реализовываться) и «газ-метан» -опытная добыча угольного метана, содержащегося в угольных пластах.
3. Строительство заводов по производству синтетического моторного топлива (начался в МПО «Кузбасс», на Серафимовском месторождении (Кемеровская обл.), первый в России). Путем глубокой переработки угля здесь будет получаться так называемый синтез-газ, часть которого будет направлена на производство метанола, который используется как добавка к бензину для повышения его качества, и как сырье для химической промышленности.
4. Строительство ОФ с использованием уникальных технологий обогащения, позволяющих обогащать одновременно несколько марок угля до необходимого качества, совмещая при этом экологически чистые производства с замкнутым циклом водопотребления (на разрезе «Бунгур-ский-Северный» в 2008 г. реализована уникальная технология сухого обогащения угля, обеспечивающая самую высокую в мире эффективность работ. Установка позволяет значительно повысить качество обогащения исходного продукта и снизить затраты на технологическое оборудование и капитальные сооружения. Чтобы не поднимать наверх вмещающие породы, оборудование может устанавливаться в самом разрезе или непосредственно в шахте. Стоимость обогащения тонны угля снижается в 5-7 раз.
5. Переход на полную переработку добываемого угля. Помимо обогащения уголь предполагается перерабатывать методом пиролиза (термического разложения), производя полукокс и топливный газ. Полукокс пойдет в черную металлургию и частично - для производства сорбента (активированного угля) - в коммунальное хозяйство. Развитие глубокой переработки угля и производство новых продуктов обусловлено тем, что рынок заставляет постоянно улучшать качество выпускаемых продуктов.
6. Строительство новых разрезов с применением новых технологий отработки, так называемых, нераспачкованных пластов с глубиной залегания более 300 м (применена ХК «СДС-Уголь» на разрезе «Восточный» (Кузбасс) в августе 2010 г.). Это второе предприятие в Кузбассе, где будет применяться новая технология отработки - более бережная к природе за счет полной отработки пластов и внутреннего отвалообра-зования, позволяющего сохранить сельскохозяйственные земли.
Государственная поддержка отрасли будет ограничена финансированием завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, субсидированием на первом этапе процентных ставок по привлеченным организациями отрасли кредитам для развития производства. Кроме того, в период до 2010 года потребуется государственная поддержка проектов создания чистых угольных технологий и углехимических производств (синтетическое жидкое топливо, газ, углеродные нити и другие).
Для решения проблемы межрегиональных перевозок, связанной с дополнительными поставками угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, а также в порты Балтийского и Черного морей необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении на 70 млн. т в год. В целях увеличения экспорта угольной продукции осуществляются модернизация и увеличение пропускной способности таких портов, как Восточный, Ванино, Усть-Луга, а также Мурманского глубоководного порта. Планируется строительство на побережье Черного моря нового порта с высокопроизводительным угольным терминалом. Целесообразно возобновить работы по созданию трубопроводов для транспортировки плотной угольной суспензии.
Перспективные уровни добычи угля в России будут прежде всего определяться спросом на него на внутреннем рынке страны, обусловленным уровнем технологической и ценовой конкурентоспособности угля по отношению к альтернативным энергоресурсам в условиях насыщенности рынка топливом.
“В 2008г. планируется добыть 328 млн. т угля, что на 14 млн. т выше уровня 2007г. При оптимистическом и благоприятном вариантах развития добыча угля в России может составить 330 млн. т в 2010 году и возрасти до 400 - 430 млн. т к 2020 году.”[8]
Особенностью динамики потребления коксующихся углей, в связи с переходом соответствующих предприятий во владение металлургических холдингов, является их зависимость от программы развития металлургии. “Ожидается, что добыча коксующихся углей в стране будет расти более низкими темпами, чем добыча энергетических углей, и может составить в 2010 году около 70 млн. т, а в 2020 году 75 - 80 млн. т.”9
Достижение намечаемых уровней добычи угля в стране, техническое перевооружение отрасли и развитие транспортной инфраструктуры потребуют значительного увеличения инвестиций. Основными источниками капитальных вложений будут собственные средства предприятий отрасли и заемные финансовые ресурсы.