Структура ведущих отраслей хозяйства Северо-Запада России

Производственный потенциал Северо-Запада основывается на высокотехнологичных основных фондах, более 50% которых сосредоточено в Санкт-Петербурге, и высококвалифицированных кадрах. При этом более 70% составляют основные фонды отраслей, оказывающих рыночные и нерыночные услуги, и прежде всего транспортные. Однако значительная часть зданий, сооружений, производственного аппарата нуждается в обновлении – в 2001 г. уровень износа по всем регионам Северо-Запада превысил 40%, а в Новгородской области составил 50%.

Ведущее место в отраслевой структуре хозяйства Северо-Запада занимают отрасли обрабатывающей промышленности с явным преобладанием производства средств производства, на втором месте транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции на мировом и внутреннем рынках.

Промышленность

Общая особенность развития промышленности района в целом – его природо-, ресурсо-, энерго-, материало- и трудосберегающий характер, ориентированный на производство наукоемкой продукции, требующей высококвалифицированного труда. Размещение этой отрасли хозяйства отличается неравномерностью, обусловленной концентрацией выпуска продукции, промышленно-производственных фондов и экономически активного населения в Санкт-Петербурге и его окружении.

Ведущие отрасли: машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство потребительских товаров и топливно-энергетический комплекс.

Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс (более 1/4 промышленной продукции района) включает наиболее сложные и точные подотрасли, обеспечивающие НТП: судостроение, электротехнику, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, приборо- и станкостроение, электронную промышленность.

Лесной комплекс

Для промышленности района лесные ресурсы имеют небольшое значение. Покрытость территории района лесом – 30%. Леса многослойные, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. Эксплуатационные запасы древесины не превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную лесистость района. Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как находится в окрестностях крупных городов и имеет большое водоохранное и рекреационное значение.

Водные ресурсы

Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами – подземными и поверхностными. Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов), имеют суммарный сток в средний год – 124 куб. м. В районе имеется множество крупных озер – Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское. Но, несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств.

Химическая промышленность

В химической промышленности выделяется выпуск полимерных материалов (синтетические смолы, пластмассы, химические волокна), минеральных удобрений, лаков, красок, фармацевтических препаратов. В 2001 г. в районе была произведена почти 0,1 минеральных удобрений в РФ.

Производство потребительских товаров

В производстве потребительских товаров почти 2/3 приходится на непродовольственные товары. Район занимает 2-е место в стране по производству телевизоров (21% общероссийского выпуска) и пива (23%).

Топливно-энергетические ресурсы

Запасы топливно-энергетических ресурсов района малы – 6 млрд. т. условного топлива. Львиная доля ресурсов приходится на торф – 3 млрд. т., который используется в сельском хозяйстве и в качестве топлива для электростанций. Месторождения разрабатываются вблизи крупных городов. Район имеет запасы горючих сланцев – 1, 8 млрд. т. – сырье для химической промышленности и для сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья

По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы занимают всего лишь 18% территории района. Они имеют почвенную неоднородность, удаленность отдельных участков от хозяйственных центров, значительную разбросанность. Возможность использования сельскохозяйственных угодий ограничивает обилие валунов, высокой степени заболоченности и закустаренности земель. Обширные площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое значение для развития животноводства в районе.

Рекреационные ресурсы

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Необходимо заметить, что природно-ресурсный потенциал Северо-Западного района позволяет использовать сочетание экстенсивных и интенсивных методов экономического роста в течение реально обозримого периода. Кроме Санкт-Петербурга, где полностью исчерпали себя возможности экстенсивного развития.

Гидроэнергетические ресурсы

Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт-ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатацию гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характера рельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-запада. От полного запаса энергии рек вырабатывается 41,2% энергии ежегодно. Значительная часть экономически эффективных гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время.

Транспорт и межрайонные связи

Транспорт играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая налаживание долговременных стратегических связей, сближение экономических и культурных связей с другими государствами и районами. Развитие транспортной системы Северо-Запада позволит переориентировать российские грузопотоки на отечественные порты и решить проблему транспортных коридоров для Калининградской области.

На долю района приходится почти 8% внешнеторгового оборота страны, в том числе около 5% экспорта и 15% импорта. Преобладание импортных операций обусловлено спецификой товародвижения через крупнейшие балтийские порты России. Экспортируются продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроения, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее; основную долю импорта составляют продовольственные товары, машиностроительная продукция и изделия химической и нефтехимической промышленности.

В межрайонном обмене вывозят продукцию машиностроения, минеральные удобрения, изделия бытовой химии, деловую древесину, пиломатериалы, бытовые электротовары, консервы, а ввозят уголь, мазут, бензин, прокат черных металлов, различные продукты питания, легковые автомобили.