Структура современного рынка железной руды

Международный рынок железной руды можно географически разделить на два крупных сегмента - Атлантический и Тихоокеанский. Более подробное деление включает пять элементов: Западная Европа, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Северная Америка, ближневосточные страны и Латинская Америка. Последние три региона играют на рынке подчиненную роль по отношению к первым двум. На азиатском сегменте рынка Япония является лидером группы стран-потребителей железной руды, другие члены группы, как правило, поддерживают политику этой страны. Со стороны поставщиков сырья на этой части рынка главенствующая роль принадлежит Австралии, Бразилии и Индии. Что касается Западной Европы, то здесь главным игроком среди потребителей является Германия совместно с Францией, Великобританией и Италией. Среди поставщиков наиболее сильным влиянием на рынок обладают Бразилия, Австралия, Швеция и Канада. Североамериканский рынок является в значительной мере изолированным из-за кооперации Канады и США, в районе Великих озер сложился довольно крупный комплекс взаимосвязанных коммерческих структур и поэтому они являются фактически единственными значимыми игроками в данном сегменте рынка.

Максимальные по объему потоки руды идут из Австралии в Японию, Китай, страны Западной Европы и Южную Корею; из Бразилии руда поступает в страны Западной Европы, Японию и Южную Корею, а СНГ (Россия и Украина) поставляет руду в страны Восточной Европы. Кроме того, важное значение имеет экспорт руды из Индии в Японию, из Канады в страны Западной Европы и США, а также из Мавритании в страны Западной Европы.

Стоит отметить, что в СНГ сформировался довольно интересный транспортный грузопоток железной руды. Казахстан поставляет железную руду на металлургические комбинаты Урала из-за истощения местных месторождений и Западной Сибири, поскольку при их строительстве во времена СССР они изначально были рассчитаны на месторождения этой страны. Россия экспортирует руду в Украину - при равных ценах, сложившихся в результате особенностей системы налогообложения концентрат из России на 2% богаче железом. Украина же экспортирует свою железную руду в страны Восточной Европы.

Себестоимость железной руды складывается из двух основных компонентов: производственные издержки и транспортные издержки. Производственные издержки складываются из расходов на добычу руды и расходов на ее обогащение. Транспортные издержки складываются из расходов на железнодорожный транспорт и расходов на морской транспорт. Эти два компонента и определяют конкурентоспособность продукта на рынке.

Характеристики товарной железной руды могут сильно различаться. Чтобы учесть эти различия, цены на железную руду устанавливаются в центах США за 1% содержания железа в метрической тонне руды (1000 кг) на европейском рынке и в длинной (английской) тонне (1016,06 кг) руды на японском рынке. На рынке присутствуют определенные марки руды (обычно по названию компании или месторождения) с определенными и на протяжении длительного времени постоянными характеристиками. Помимо содержания железа в руде (более низкий уровень снижает общую цену из-за расходов на транспортировку неметаллического материала), на цену руды оказывает влияние содержание таких элементов, как алюминий, кремний и марганец, а также влажность руды и ее структура. Эти параметры сырья оцениваются по схеме подобной оценке содержания железа. Марки железной руды различаются также по таким характеристикам, как потеря веса на прокаливание, хрупкость, предел прочности при сжатии. Поскольку морские транспортные издержки составляют довольно большую долю стоимости цены (до70%) в порту доставки, то цены на различные марки руды могут серьезно различаться в зависимости от страны доставки, и даже внутри одной страны.

Цены на руду устанавливаются на год или больший срок в ходе ежегодных переговоров проводящихся между основными производителями и потребителями железной руды. Несмотря на то, что фискальный год в Японии начинается 1 апреля, и все контракты заключаются опираясь на этот базис, а в Западной Европе исходя из календарного начала года, переговоры на Атлантическом и Тихоокеанском рынках проходят одновременно в ноябре - феврале. Как правило, исход переговоров на европейском рынке зависит от исхода переговоров между Японией и Австралией. Японский рынок прозрачен, и детальная информация о контрактах и ценах публикуется в СМИ. В качестве средней базовой цены обычно берется цена на рудную мелочь бразильской компании CVRD (порты Тубарао - Роттердам), определенная в ходе переговоров между этой компанией и сталеплавильными заводами Германии. Надо заметить, что сталеплавильные компании обычно более организованно действуют в ходе ежегодных ценовых переговоров, и по сложившейся традиции готовы предложить серьезное поощрение в виде более крупного контракта, той компании, которая первой заключит контракт.

На Тихоокеанском сегменте рынка Япония играет главную роль при определении цен на железную руду. Исторически сложилось так, что японские потребители железной руды оказываются лучше остальных подготовленными к ценовым переговорам. Южная Корея, Тайвань и Китай в период установления цен ориентируются на Японию. Кроме того, эти страны используют Японию в качестве перевалочного пункта. Так в 1997 году около 40% экспортных поставок компании BHP (53% австралийского экспорта) было отправлено в Японию, а из нее реэкспортировано в эти страны. Доминирование Японии в процессе формирования среднегодовых цен на железную руду легко объяснимо.

 Во-первых, на нее приходится около 27% мирового импорта железной руды.

Во-вторых, стабильное обеспечение сырьевыми ресурсами было основной проблемой Японии во время быстрого становления ее промышленности в 1960-х, поэтому заключение долгосрочных контрактов с производителями железной руды стало ее особенностью.

В силу географического положения Австралия стала крупнейшим поставщиком Японии, затем к ней присоединилась Бразилия. Долгосрочные контракты заключаются на поставку определенного количества сырья, цены определяются на ежегодных переговорах. Исполнением контракта занимается компания-оператор, с учетом таких факторов, как складские запасы, расписание танкеров с сырьем, кредитование и амортизационные отчисления. Обычно одна или несколько сталеплавильных компаний выступают, как стратегический партнер определенного поставщика железной руды от лица более крупной группы компаний. В результате между Японией и ее крупнейшими поставщиками в Австралии и Бразилии сложились очень близкие партнерские отношения. Обе стороны понимают крайнюю зависимость друг от друга, в основе которой лежат долгосрочные контракты. Этот фактор крайне важен для рынка железной руды. С одной стороны и поставщик, и потребитель имеют уверенность в завтрашнем дне и облегчают себе поиски инвесторов, с другой подобная замкнутость лишает компании мобильности при изменении конъюнктуры рынка.

Отличным примером взаимодействия на основе долгосрочного контракта является проект West Angela (Австралия). Общие запасы месторождения (принадлежит австралийской компании Robe River) оцениваются в 441 млн.т. кусковой железной руды со средним содержанием железа в 62,1%. В январе 2000 года компания получила письма заинтересованности от семи японских сталеплавильных компаний. Японские компании предложили покупать руду этого месторождения на протяжении 8 лет, начиная с 2002/03 года, в объеме 5 млн.т. в год с возрастанием на 1 млн.т. в год до 8 млн.т. на четвертый год и так дальше до конца контракта. Был оговорен даже состав товарной продукции (отношение кусковой руды к рудной мелочи 33:67). Месторождение должно быть выработано в течение 27-30 лет. Компания ищет инвестиции для строительства 340 км железнодорожной сети до месторождения.

На Атлантическом сегменте рынка процесс образования цен на железную руду происходит несколько сложнее. Исторически Западная Европа никогда не зависела от сырьевых ресурсов в такой мере как Япония. Так, в 1980 году Франция добывала около 30 млн.т железной руды (к 1990 году добыча сократилась почти в 10 раз). Рост международного разделения труда, сделал добычу железной руды в Западной Европе экономически невыгодной (за исключением Швеции). Это привело к смещению сталеплавильной промышленности к океаническому побережью, ближе к морским портам с дешевой и богатой импортной рудой. Суммарный импорт железной руды западноевропейскими странами уступает импорту Японии. Основными импортерами являются Германия, Франция, Италия, Бельгия и Люксембург (на эти страны приходится около 25% процентов мирового импорта железной руды). Эти страны опасаются зависимости от сырьевых ресурсов и стараются максимально увеличить число поставщиков, чтобы снизить эту зависимость. Большое количество поставщиков и потребителей усложняет процесс переговоров. В течение последнего десятилетия Западная Европа всего дважды заключала первый контракт на поставку железной руды раньше Японии (в 1992/93 году и в 1999/00 году). В обоих случаях первый контракт был заключен между сталеплавильными компаниями Франции и относительно небольшой компанией-поставщиком железной руды из Мавритании (SNIM).

В 1992/93 году переговоры происходили довольно тяжело из-за падения цен на железную руду на мировом рынке. Компания CVRD (Бразилия) впервые отправила своих представителей в Западную Европу и в Японию одновременно, чтобы установить цены на обоих рынках одновременно. За сорвавшимися переговорами компании с немецкими сталеплавильными компаниями 17 декабря 1992 года последовал провал второго раунда переговоров между компаниями Японии и Австралии 22 декабря. Было решено перенести переговоры на начало следующего года. Однако разница во времени между двумя рынками стала важной, когда до конца рабочего дня появилась информация о том, что добывающая компания SNIM (Мавритания) и сталеплавильная компания Франции Sollac договорились о снижении цен на марку TZF (рудная мелочь месторождения Tazadit) на 13,5%. Новая базовая цена была установлена без участия главных игроков рынка, к большому их удивлению. У них фактически не было выбора (особенно, после того как SNIM заключила такое же соглашение с итальянской Ilva SpA), как в самом начале 1993 года заключить договоры со сталеплавильными компаниями опираясь на эту цену. Например, в Японии, основные поставщики железной руды (Hamersley, BHPIO, Robe River и CVRD) одновременно приняли решение о снижении цен на 11%.

На переговорах 1999/00 года сложилась аналогичная ситуация, только в контексте растущих цен на железную руду. Австралийские добывающие компании оказывали давление на японских производителей стали с целью вернуть цены на железную руду на уровень 1998 года (в 1998/99 году цены упали на 11%). 27 января компания SNIM вновь привлекла к себе всеобщее внимание, заключив договор с крупнейшей компанией Франции Usinor (повышение цен составило 5,42% на рудную мелочь и 5,85% на кусковую руду). Французская компания пошла на скромное повышение цен, чтобы избежать более высокого их роста. Этот договор тут же повлек за собой серию новых соглашений между сталеплавильными компаниями Германии и их поставщиками в Канаде, Бразилии и Швеции.

Однако крупнейшие производители железной руды полностью отвергли повторение сценария 1993 года, когда в качестве базовых цен были приняты цены договора между SNIM и Sollac. Консолидация экспортеров железной руды позволила им поднять цены на более высокий уровень, нежели удалось участникам ранних соглашений. Тем не менее, этот уровень мог бы быть выше, если бы компании-производители железной руды действовали более организованно.

Система определения цен на годичный период не всегда выгодна участникам рынка, поскольку эти цены не меняются в зависимости от различных событий влияющих на рынок в течение года. В результате добывающие руду компании не получили в этом году крупных прибылей от роста рынка стали. Кроме того существует некоторый "эффект запаздывания", поздней реакции цен на рынок. Немалую роль в этом играет и наличие крупных складских запасов руды у сталелитейных компаний и добывающих компаний. При сложившейся системе рынок железной руды более устойчив к изменениям, нежели рынок стали.

Роль ТНК на мировом рынке железной руды

Рынок железной руды сильно сконцентрирован. На девять стран приходится около 95% мирового экспорта железой руды. Рынок считается крайне стабильным, за последние десять лет основным постоянным изменением было уменьшение доли России и Украины в мировом экспорте железорудного сырья. Доля этих стран в мировом экспорте железной руды уменьшилась с 9% в 1990 году до 5% в 1998 г. За этот период суммарная доля Бразилии и Австралии выросла более чем на 10% - до 67% мирового экспорта.

Концентрация рынка железной руды в еще большей степени видна при анализе взаимосвязей компаний ее производящих. 9 компаний в 1997 году обеспечивали около 77% экспортных поставок железной руды, однако если учитывать состав акционерного капитала этих компаний, то количество крупных производителей значительно уменьшается. Третьей по величине горнодобывающей компании мира Rio Tinto принадлежит 53% австралийской компании Robe River и 59,3% акций канадской Iron Ore Canada (IOC) а также 100% акций австралийской компании Hamersley. Бразильской торговой компании-оператору Caemi принадлежит 84,7% акций компании MBR и 50% акций канадской QCM. Бразильская компания Samitry владеет 51% пакетом акций компании Samarco, а 42% акций Samitry владеет бразильская компания Belgo-Minera. Эта компания контролируется одной из пяти крупнейших европейских компаний-производителей стали Arbed. Компания Ferteco (третий по величине экспортер железных руд в Бразилии) принадлежит крупнейшей немецкой сталеплавильной компании Thyssen-Krupp Stahl. Крупнейшему экспортеру железных руд Австралии, компании BHPIO принадлежит 49% акций бразильской Samarco. В свою очередь одна из крупнейших японских торговых компаний-операторов Mitsui владеет пакетами акций в австралийских BHPIO и Robe River а также бразильской Caemi. В 2000 году произошла новая волна слияний между компаниями, производящими железную руду. Подобная структура владения сосредотачивает мощности по добыче железной руды в руках 3-4 промышленных групп, которые и оказывают влияние на рынок. Немалая доля акционерного капитала добывающих компаний в итоге принадлежит непосредственным потребителям железорудного сырья.

Из числа общих характеристик экспортно-ориентированных добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации производства:

  ·  1) Общая схема системы экспорта представляет собой цепочку месторождение - железнодорожный транспорт - морской порт - потребитель. Компания стремится поставить под свой контроль все звенья этой цепочки.

  ·  2) Подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями-операторами осуществляющими перевозки по этому маршруту. Основной целью является увеличение пропускной способности железной дороги.

  ·  3) Все экспортеры железной руды стараются иметь доступ к специализированным морским портам, занимающиеся исключительно экспортом железорудного сырья. Чаще всего этот морской порт принадлежит компании, или близким к ней коммерческим структурам. Основными характеристиками порта

  ·  4) Некоторые компании имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий доставку товара потребителю.