Структурные особенности рекреационной деятельности
Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.
Можно выделить 2 основные функции свободного времени:
1. Функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями;
2. Функция духовного и физического развития.
Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров.
Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.
Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.
Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т. д.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).
По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить 2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий.
1. Группа восстановления:
а) рекреационно-лечебные занятия;
б) рекреационно-оздоровительные занятия.
2. Группа развития:
а) рекреационно-спортивные занятия;
б) рекреационно-познавательные занятия.
Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т. д.
Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.
ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.
Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах.
Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.
Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:
χ1 – водный;
χ2 – альпийский;
χ3 – альпинистский;
χ4 – активно-оздоровительный;
χ5 – коммерческо-деловой;
χ6 – курортный;
χ7 – культурно-исторический;
χ8 – охотничье-рыболовный;
χ9 – паломнический;
χ10 – приморский;
χ11 – приключенческий;
χ12 – развлекательный;
χ13 – спортивный;
χ14 – фестивально-конгрессный;
χ15 – экологический;
χ16 – экзотический;
χ17 – этнографический.
Суточный цикл рекреационной деятельности, как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т. д.).
Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.
Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.
В заключение необходимо отметить 3 основные тенденции в эволюции рекреационной деятельности:
· возрастание относительного значения оздоровительных, спортивных и познавательных занятий.
· относительное снижение лечебных занятий при абсолютном росте всех видов занятий.
· возникновение новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.
Эволюция пространственно активной рекреационной деятельности
(по Д. В. Николаенко)
Рекреация не является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей социокультурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются. Описание эволюции рекреации – дело весьма сложное. Она не вполне различима от остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития профессиональных туристских компаний. Мы составили такое описание, связав рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.
Учитывались следующие характеристики и параметры:
1. Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.
2. Уровни освоенности пространства.
Выделяются следующие типы освоенности пространства:
► “Неизвестное пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социокультурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Это во многом пройденный этап освоения Земли.
► “Место” – приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социокультурной общности.
► “Свое пространство” – пространство, закрепленное за определенной социокультурной общностью людей. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социокультурным стандартом.
► “Пионерное пространство” – пространство, закрепленное за определенным социокультурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.
► “Периферия” – закрепленное за определенным социокультурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социокультурного образованиям. Периферия – понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.
► “Чужое пространство” – закрепленное за иным социокультурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социокультурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер.
Смысл пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим пространством”.
3.Виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий.
Пространственно активная рекреация – во многом результат определенного уровня освоенности территории и путь ее дальнейшего освоения.
Для начального этапа социокультурного освоения территорий (отсутствие государственности, большое количество неизвестных территорий, неразвитая социальная организация общества) характерно следующее:
· слабая различимость таких видов рекреационной деятельности как экскурсии и туризм. Они протекают в рамках “места” и “своего пространства”, но четкого различия между ними нет;
· полная неразличимость путешествий, пионерного туризма и миграций с целью освоения новых территорий. В реальности, начальный уровень освоенности чаще всего связан с кочевым образом жизни; последний же задает свой стандарт пространственно активной рекреации.
Для развитого уровня социокультурного освоения территории (появляется государственность, которая часто имеет форму империй, связанных с контролем больших пространств; нет неизвестных, но много вакантных территорий, не имеющих четкой социокультурной принадлежности, которые становятся предметом борьбы различных социокультурных образований; активно формируется социокультурная структура организации пространства в виде буферных зон, анклавов и проч.) характерно следующее:
· появляется четкое различие таких видов пространственно активной рекреационной деятельности как экскурсии, туризм, путешествия и спортивный туризм;
· туризм приобретает массовый характер и является важным фактором освоения территорий. Он протекает в рамках квартального и годового циклов рекреации, реализуется в рамках “своего пространства” и периферии;
· очень активными становятся путешествия. Они приобретают организованный характер и могут стать направлением беспрецедентно массового туризма;
· миграции с целью пионерного освоения территорий имеют жизненный цикл и распространяются на пионерное пространство;
· весьма активным может стать иностранный туризм, связанный с выходом за пределы своей СКС. Он также во многом связан с исследованием пространства в пределах иных социокультурных образований.
Для высокой степени освоенности территории (определенность внутренних политических границ, отсутствие вакантных внутренних территорий, наличие сформированной сложной структуры социокультурной организации пространства) характерно следующее:
· по-прежнему существует четкое разделение различных видов пространственно активного туризма (экскурсии, туризм, спортивный туризм);
· происходит разделение пространства социокультурной освоенности. Появляется четкое деление на “свое” и “чужое” пространство;
· понятие периферии теряет смысл. Появляется относительно равномерно освоенное пространство своей СКС, без резких градиентов в уровне освоенности;
· миграции, ориентированные на освоение территорий, сохраняются только в пределах “своего пространства”.