Структурные особенности рекреационной деятельности

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, под которой понимается деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека.

Можно выделить 2 основные функции свободного времени:

1.  Функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями;

2.  Функция духовного и физического развития.

Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров.

Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.

Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т. д.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить 2 группы, объединяющие 4 основных типа занятий.

1.  Группа восстановления:

а) рекреационно-лечебные занятия;

б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития:

а) рекреационно-спортивные занятия;

б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, воздушные и солнечные ванны, игры, сбор грибов и ягод, охота, пассивный отдых и т. д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности (ЦРД).

ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.

Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах.

Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:

 χ1 – водный;

 χ2 – альпийский;

 χ3 – альпинистский;

 χ4 – активно-оздоровительный;

 χ5 – коммерческо-деловой;

 χ6 – курортный;

 χ7 – культурно-исторический;

 χ8 – охотничье-рыболовный;

 χ9 – паломнический;

χ10 – приморский;

χ11 – приключенческий;

χ12 – развлекательный;

χ13 – спортивный;

χ14 – фестивально-конгрессный;

χ15 – экологический;

χ16 – экзотический;

χ17 – этнографический.

Суточный цикл рекреационной деятельности, как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность и т. д.).

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

В заключение необходимо отметить 3 основные тенденции  в эволюции рекреационной деятельности:

·     возрастание относительного значения оздоровительных, спортивных и познавательных занятий.

·     относительное снижение лечебных занятий при абсолютном росте всех видов занятий.

·     возникновение новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.

Эволюция пространственно активной рекреационной деятельности

(по Д. В. Николаенко)

Рекреация не является феноменом только недавнего прошлого: люди отдыхали всегда. Другое дело, что по мере эволюции человечества и в зависимости от особенностей социокультурных условий конкретные проявления рекреационной деятельности меняются. Описание эволюции рекреации – дело весьма сложное. Она не вполне различима от остальных видов деятельности и никогда не присутствует сама по себе. Не случайно, что история развития туризма чаще всего сводится к истории развития профессиональных туристских компаний. Мы составили такое описание, связав рекреацию и ее эволюцию с процессами освоения территорий.

Учитывались следующие характеристики и параметры:

1. Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Это описанные выше недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений.

2. Уровни освоенности пространства.

Выделяются следующие типы освоенности пространства:  

“Неизвестное пространство” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социокультурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Это во многом пройденный этап освоения Земли.  

“Место” – приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социокультурной общности.

“Свое пространство” – пространство, закрепленное за определенной социокультурной общностью людей. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социокультурным стандартом.  

“Пионерное пространство” – пространство, закрепленное за определенным социокультурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.

“Периферия” – закрепленное за определенным социокультурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социокультурного образованиям. Периферия – понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.

“Чужое пространство” – закрепленное за иным социокультурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социокультурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер.  

Смысл пространственно активной рекреации во многом сводится к приватизации пространства СКС. Знакомство с ним ведет к тому, что оно перестает быть абстрактным или пионерным пространством и становится “местом” или “своим пространством”. 

3.Виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий. 

Пространственно активная рекреация – во многом результат определенного уровня освоенности территории и путь ее дальнейшего освоения.

Для начального этапа социокультурного освоения территорий (отсутствие государственности, большое количество неизвестных территорий, неразвитая социальная организация общества) характерно следующее:

  ·  слабая различимость таких видов рекреационной деятельности как экскурсии и туризм. Они протекают в рамках “места” и “своего пространства”, но четкого различия между ними нет;

  ·  полная неразличимость путешествий, пионерного туризма и миграций с целью освоения новых территорий. В реальности, начальный уровень освоенности чаще всего связан с кочевым образом жизни; последний же задает свой стандарт пространственно активной рекреации.

Для развитого уровня социокультурного освоения территории (появляется государственность, которая часто имеет форму империй, связанных с контролем больших пространств; нет неизвестных, но много вакантных территорий, не имеющих четкой социокультурной  принадлежности, которые становятся предметом борьбы различных социокультурных образований; активно формируется социокультурная структура организации пространства в виде буферных зон, анклавов и проч.) характерно следующее:

  ·  появляется четкое различие таких видов пространственно активной рекреационной деятельности как экскурсии, туризм, путешествия и спортивный туризм;

  ·  туризм приобретает массовый характер и является важным фактором освоения территорий. Он протекает в рамках квартального и годового циклов рекреации, реализуется в рамках “своего пространства” и периферии;

  ·  очень активными становятся путешествия. Они приобретают организованный характер и могут стать направлением беспрецедентно массового туризма;

  ·  миграции с целью пионерного освоения территорий имеют жизненный цикл и распространяются на пионерное пространство;

  ·  весьма активным может стать иностранный туризм, связанный с выходом за пределы своей СКС. Он также во многом связан с исследованием пространства в пределах иных социокультурных образований.

Для высокой степени освоенности территории (определенность внутренних политических границ, отсутствие вакантных внутренних территорий, наличие сформированной сложной структуры социокультурной организации пространства) характерно следующее:

  ·  по-прежнему существует четкое разделение различных видов пространственно активного туризма (экскурсии, туризм, спортивный туризм);

  ·  происходит разделение пространства социокультурной освоенности. Появляется четкое деление на “свое” и “чужое” пространство;

  ·  понятие периферии теряет смысл. Появляется относительно равномерно освоенное пространство своей СКС, без резких градиентов в уровне освоенности;

  ·  миграции, ориентированные на освоение территорий, сохраняются только в пределах “своего пространства”.