Структурные особенности экономики России
Отраслевая структура промышленности
Отраслевая структура – это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, представленная двумя сферами: материального производства (или производственной сферой) и нематериального производства (непроизводственной сферой).
Основу единого народнохозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято 68,7 % населения от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.
Отрасли народного хозяйства концентрируются в отдельных центрах и узлах, имеющих определённый экономический потенциал (численность населения и трудящихся, мощности промышленности) и соединяются транспортными системами. Сочетание взаимосвязи и взаиморазмещения этих элементов, имеющих разномасштабный экономический потенциал, представляющий собой территориальную структуру промышленности.
Отраслевой структурой промышленности называют её состав и роль его отдельных частей в хозяйстве в целом [5, с.204]. В России главная роль принадлежит производственной сфере, а в ней промышленности. За ней идут сельское хозяйство, строительство, торговля и транспорт. В структуре промышленности повышенное значение по сравнению с другими странами имеют добывающие отрасли (топливная, горнорудная, лесная), что является следствием экстенсивного развития экономики.
Производственная сфера хозяйства страны
Она включает в себя:
· отрасли, создающие материальные блага, – промышленность, сельское хозяйство, строительство;
· отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, – транспорт, связь;
· отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера хозяйства
К ней относятся:
· отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;
· отрасли социального обслуживания – здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;
· отрасли аппарата органов управления;
· отрасли обороны.
Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевых компонентов [2, с.56]. Всё в большей степени идёт процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевые производства (комплексы) возникают и развиваются как внутри так отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими место технологической связи. Сложились также межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, жилищно-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, включающие разные отрасли народного хозяйства.
Территориальная структура промышленности
Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям – экономическим зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.
Основным объектом изучения региональной экономики является территориальная организация хозяйства. Для анализа территориальных пропорций хозяйства выделяют крупные экономические зоны. К ним относятся промышленные районы, под которыми подразумеваются крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерным направлением развития производственных сил.
В Севером экономическом районе преобладающей отраслью народного хозяйства является промышленность, в ее структуре велик удельный вес добывающих и первично обрабатывающих отраслей. Важнейшими отраслями являются также лесная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и горно-химическая и другие виды промышленности.
Территориальная структура промышленности Северо-Западного района характеризуется высоким индустриальным уровнем Санкт-Петербурга и Ленинградской области и относительно низким развитием промышленного производства других регионов. Небольшая по объему промышленность Новгородской и Псковской областей интегрируется с индустрией Петербурга. Географическое положение Калининградской области способствовало развитию с ним отраслей – морского судоходства и обслуживания внешнеторговых операций, рыболовства и рыбной промышленности. Территориальная структура промышленности Центрального района представлена тремя группами областей: старопромышленные (Московская со столицей, Владимирская, Костромская), где развиты отрасли машиностроения, химической и легкой промышленности; приокские области (Калужская, Брянская, Тульская) с производством сельскохозяйственных машин; западные области (Тверская и Смоленская).
На территории Волго-Вятского района промышленности является ведущей отраслью народного хозяйства. Самыми важными отраслями являются машиностроение, особенно судостроение(Нижний Новгород, Киев, Чебоксары)., химическая промышленность (Киров, Дзержинск), лесная(Волга, Вятка) и др.
Отличительной особенностью территориальной структуры Центрально-Черноземного района является формирование в пределах Курской и Белгородской областей нового индустриального района на базе минеральных ресурсов (железной руды Курской магнитной аномалии (КМА)). Направление его развития определяет железорудная промышленность, в кооперации которой развивается черная металлургия. Территориальная структура Северо-Кавказского района определяется спецификой и уровнем развития производства административных образований Северного Кавказа. Выделяется 3 зоны, отличающиеся друг от друга характером промышленного производства: Нижнее-Донскую (Ростовская область) с угольной, машиностроительной, химической и легкой промышленностью; Предкавказскую ( Краснодарский край) с добычей нефти и газа, машиностроение; Горно-Кавказскую (все республики) с нефтедобычей и переработкой.
При определенном хозяйственном единстве Поволжского района заметны различия в структуре промышленного производства, особенно между областями Среднего и Нижнего Поволжья( Саратовская, астраханская). В республике Татарстан развивается мощная энергетика, нефтедобывающая и нефтехимическая промышленность. Территориальная структура Уральского региона рассматривается в разрезе Западного, Среднего и Южного Урала. Промышленность Западного Урала сформировалась в пределах Пермской области, Удмуртии и Башкортостана. В структуре производства выделяются нефтедобывающая, химическая, лесная и машиностроительная отрасли, предприятия которых находятся в промышленных узлах. На Среднем Урале происходит производство чугуна, стали, проката, труб (Екатеринбургский, Серовский узлы). Промышленность Южного Урала в составе Челябинской и Оренбургской областей специализируются на выпуске черных и цветных металлов. Сибирское Зауралье представлено Курганской областью; главным п промышленным центром является г. Курган с заводскими сельскохозяйственного машиностроения, дорожных машин, производством автобусов.
Территориальная структура Западно-Сибирского района отражает различные особенности ее развития на юге и севере данного района. Крупные индустриальные центры в Кузбассе. Тюменская и Томская области район формирования нефтегазового территориального комплекса.
При огромной территории, равной почти ¼ страны, Восточная Сибирь выделяет два крупных подрайона – Ангаро-Енисейский (Красноярский край, Иркутская область) и Забайкальский (Бурятия). Если профиль первого определяет энергетика, добыча угля, то второго – добыча тяжелых цветных металлов. К Дальневосточному району относятся Приморский и Хабаровский края. В структуре промышленности Приморского края удельный вес имеет рыбная промышленности (46%), Хабаровского – машиностроение.
Под промышленной агломерацией понимается территориальное экономическое образование, отличающее высоким уровнем территориальной концентрации предприятия различных отраслей хозяйства. Самыми крупными агломерациями России являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москва.
Промышленный узел – это группа производств, компактно размещённых на небольшой территории. Промышленный центр имеет набор предприятий, не имеющих технологических связей.
Становление рыночных отношений в России ведёт к созданию новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это новая форма индустриальной интеграции предприятий с участием государственного капитала. Промышленная холдинговая компания представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходит слияние предприятий и совместное инвестирование производства. Такие компании создаются на основе топливно-добывающих отраслей, преимущественно в районах Европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой нефтяной компании является «ЛУКойл».
Другой формой являются финансово-промышленные предприятия, объединяющие промышленные производства и банки. Эта форма отличается разносторонним развитием и охватывает более 100 направлений деятельности (автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.
В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создаёт новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети газа- и нефтепроводы.
Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связей по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.
Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.
Становление рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Открываются товарно-сырьевые биржи в Москве, Омске, Саратове, Новосибирске; заработали фондовые биржи. На биржевых торгах преобладает продукция нефте- и газодобывающих и перерабатывающих отраслей (газом, нефти и нефтепродуктов) – 58% биржевого оборота, металлов и металлоизделий – 19%, агропродукции – 8%. Основной объём биржевого оборота приходится на товарные биржи Москвы. Для Центрального федерального округа характерны не только природные, но и внутрирайонные экономические различия. Наибольший удельный вес в экономике региона занимает Москва, которая является не только столицей Российской Федерации. Москва – крупнейший центр наукоёмких отраслей хозяйственного комплекса, машиностроения, химической и полиграфической промышленности.
Территориальной структурой хозяйства называют удельный вес отдельных частей страны, их долю в общем производстве страны [1, с.207]. Ведущую роль в хозяйстве страны играют районы западной экономической зоны, здесь производится 4/5 продукции промышленности и сельского хозяйства. Однако основной потенциал топливной и добывающей промышленности сосредоточен в восточных районах. Здесь добывается основная часть газа, нефти и угля страны, большая часть руд цветных металлов.
Россия располагает почти всеми отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности.
Выделяют факторы размещения промышленности:
1. Фактор территорий. В зависимости от её величины, компактности, конфигурации.
2. Экономико-географическое положение (центральное, приморское, глубинное, соседское).
3. Природно-ресурсный, или сырьевой (он применяется для горнодобывающей промышленности).
4. Транспортный (он необходим для преодоления разрыва между производством и потреблением).
5. Фактор трудовых ресурсов (ориентация на дешевую рабочую силу, наличие свободных рабочих рук).
6. Фактор территориальной концентрации (сосредоточение производства в крупных промышленных районах, в узлах, центрах).
7. Наукоёмкость (тяготение людей к центрам науки и образования).
8. Экологический (ограничение концентрации производства в районах).
Структура промышленности
Структуру промышленности можно оценивать тремя различными показателями: по числу занятых в каждой из отраслей, по объему продукции (в рублях) или по стоимости основных производственных фондов. Результаты в каждом случае будут разные, поскольку отрасли промышленности оцениваются с различных сторон [3, с.78]. Например, доля занятых в топливной промышленности составляла в 1997 году лишь 5,8 % от всех работников промышленности, а доля этой отрасли во всей промышленной продукции – 17,4 %, то есть втрое больше, поскольку каждый работник топливной промышленности вырабатывал продукции в 3 раза больше, чем средний работник всей промышленности.
Структура промышленности меняется. Доля одних отраслей уменьшается, других – увеличивается. Главный фактор этих изменений – технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. В мировой промышленности занято примерно 320 млн. человек. В её отраслевой структуре 9/10 приходится на обрабатывающую промышленность, в которой на протяжении всей эпохи НТР опережающими темпами развиваются машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика.
500 млн. населения, занятых в промышленности, 1/3 из всех стран мира валового всеобщего продукта (ВВП). Притом, 10% - добывающая промышленность, 30% - обрабатывающая, 40% - лёгкая, 60% - тяжёлая.
По времени возникновения отрасли промышленности подразделяются на:
1. Старые (угольная, железорудная, металлургическая, текстильная, судостроение). Данные отрасли развиваются очень медленно, постепенно.
2. Новые (автомобилестроение, алюминиевая, производство пластмасс и химических волокон). Эта отрасль развивается средними темпами.
3. Новейшие (электроника, робототехника, аэрокосмическая техника). Развивается быстрыми темпами.