Сущность и виды миграции
Понятие и виды миграции
На современном этапе миграция представляет собой не только социально-экономическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появление которых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой в мире.
Однако, несмотря на огромную значимость миграционных процессов в современном мире, до сих пор в научной литературе и международном праве нет четкого, всеобъемлющего и однозначного определения этого явления. В современном понятийном аппарате отсутствует единое представление о миграции как научной категории. Теоретические обобщения проблем миграции носят фрагментарный характер, что связано с отсутствием полных и достоверных данных о мигрантах, миграционных потоках и процессах.
Не оказались в стороне от общего направления в изучении миграционных процессов и отечественные исследователи, сделавшие попытку охарактеризовать отдельные категории мигрантов и дать унифицированное определение понятия "миграция". А. В. Похлебаева, аспирантка кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета, предложила следующее определение миграции - перемещение населения в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). Она различает внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения. Под эмиграцией имеется в виду переселение жителей за пределы страны своего происхождения или проживания. Иммиграция подразумевает поток, наплыв, въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением постоянного места жительства.
Начальник Главного управления кадров и образования Министерства обороны РФ Г. И. Касперович выделяет иной аспект, рассматривая, прежде всего, трудовую миграцию: "миграцией рабочей силы, или миграцией трудовых ресурсов называется миграция населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.". Зачастую рабочая миграция носит незаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу.
Нелегальная миграция – одна из наиболее актуальных проблем международной миграции. Незаконность этой формы миграционного передвижения связана либо с нарушением режима въезда в страну, либо с нарушением режима пребывания в стране. Одной из проблем при анализе этого вида миграции является сложность определения количества нелегальных мигрантов.
Анализ документов ООН и научной литературы дает возможность конкретизировать определение международной миграции. Международная миграция населения - это территориальные передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный или маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение.
Существует несколько вариантов классификаций миграционных процессов. Одной из наиболее полных является классификация, предложенная В. И. Моисеенко, который положил в ее основу фактор времени:
- безвозвратная миграция — переселение из одной страны в другую, чаще всего связанная со сменой гражданства;
- постоянная миграция — миграция на продолжительный срок;
- краткосрочная миграция — выезд или въезд в другую страну на срок до 1 года (по классификации ООН) или иной срок, определяемый национальным законодательством;
- сезонная миграция - временный въезд или выезд трудовых мигрантов на трудовые работы;
- маятниковая миграция — временная трудовая миграция, связанная с ежедневными или еженедельными передвижениями;
- эпизодическая миграция подразумевает временный въезд в другую страну с деловыми, туристическими целями.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика миграции связана с естественным стремлением человека переменить место жительства и работы. Ключевым понятием в определении сущности миграции является понятие родного дома как жилища. Поэтому командировка или пребывание в гостинице не являются разновидностями миграции. Следует подчеркнуть, что международное право не давало общей концепции миграции, хотя имелись определения конкретных категорий мигрантов.
Международная миграция
Международная миграция населения – это внешняя, межгосударственная миграция населения, движение населения через государственные границы. Для выделения потоков мигрантов, направляющихся из страны, применяется термин эмиграция, для потоков в страну – иммиграция. Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом с 1991 г. попытки унифицировать показатели международной миграции населения, до сих пор в их определении существуют различия. Так, в Германии иммигрантами считаются "лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране", в США – "иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране", в Российской Федерации – "лица, приезжающие работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяцев), и лица, их сопровождающие".
Определенные трудности при анализе международной миграции населения обусловлены также значительной разнородностью источников данных о ней. По мнению экспертов ООН, необходимо выделять три основных источника: пограничный контроль; регистры населения (например, данные, получаемые при вручении загранпаспортов); различные обследования, среди которых главное место принадлежит переписям населения. Данные, получаемые из последнего источника, являются наиболее достоверными.
Основная роль в современной международной миграции населения принадлежит трудовой миграции. Характерная закономерность современной международной миграции населения – постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в мировой миграционный процесс населения практически всех стран мира. На начало 1993 г. в мире насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов; с учетом членов их семей, мигрантов-сезонников, рабочих, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов в 5–6 раз выше. Причем более половины из них – выходцы из развивающихся стран (2/3 таких мигрантов находятся в индустриально развитых государствах).
Характерная закономерность современной международной миграции населения заключается также в произошедших в ней качественных изменениях, суть которых - в значительном увеличении среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации (так называемая "утечка умов"). Так, трудовая миграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большей степени мигрируют в поисках работы мужчины.
В отношении международной миграции населения проводится более жесткая и строго регламентированная, по сравнению с внутренней миграцией, политика. Принимающие и передающие страны стремятся регулировать потоки мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу.
В Германии власти предъявляют высокие требования к владению немецким языком и это, пожалуй, служит одним из главных препятствий на пути к желанной натурализации. В связи с массовым наплывом иммигрантов условия были ужесточены в 2007 году. В результате уже в следующем году число иностранцев, получивших германский паспорт, упало на 16%. К этому добавилось требование отказа от прежнего гражданства, что нанесло удар по миллионам натурализованных турок, поскольку они лишились права получения наследства на родине. Правда, это требование не распространяется на граждан стран ЕС.
Таким образом, международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран (Германия, Франция) и регионов мира. Международная миграция населения влияет не только на динамику роста населения страны, она оказывает существенное воздействие на его возрастно-половую структуру (среди иммигрантов преобладают лица наиболее трудоактивного возраста), на выравнивание региональных диспропорций, на сами стереотипы демографического поведения, как местного населения, так и мигрантов, численность которых при этом может увеличиваться благодаря чистой иммиграции и за счет естественного прироста среди иммигрантов.
Внутренняя миграция
Внутренняя миграция — это добровольное перемещение населения в границах своей страны. К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами и т.д. В странах с обширной территорией, разнообразными географическими и экономическими условиями особенно распространена внутренняя миграция населения, в основе которой лежат те же причины, что и у внешней: поиск работы и жилья, различия в оплате труда и уровне жизни, возможность профессионального роста, национальная и социальная безопасность и др. Среди наиболее значимых причин миграции населения можно назвать следующие:
· неблагоприятная экономическая обстановка;
· гражданские войны;
· экологическая катастрофа в данном регионе;
· желание гражданина улучшить своё экономическое благосостояние;
· показатели демографического развития (в том числе численность населения региона, темп естественного прироста населения, ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов)
· показатели, характеризующие федеральную и региональную государственную политику (в том числе наличие специфических региональных налогов и их величина, сложность процесса регистрации)
· показатели социального развития (в том числе индикаторы развития региональных систем образования, здравоохранения, культуры, сферы торговли, криминогенная обстановка в регионе).
Различается миграция сельского населения и миграция городского населения, межгородская миграция и миграция в сельской местности — миграционные потоки "село - город", "город - город", "город - село", "село - село". Решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция "село - город", но с развитием урбанизации повышается роль миграции "город - город". Выделяется миграция в пределах крупных территориальных единиц, например, области, края, республики, экономического района и между ними. По этому признаку миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.
Таким образом, отличающиеся друг от друга масштабностью и формами, внутренняя и международная миграция схожи в одном – у них общие мотивы и причины. В правоведческой, демографической, политологической литературе международной миграции уделено большее внимание, внутренняя же миграция остается пока на периферии исследовательского поля. Имеющиеся теоретические разработки почти не затрагивают, однако, региональной и страноведческой специфики.
Политика Евросоюза в отношении нелегальной миграции
Зачастую миграция носит незаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу.
Нелегальная миграция — миграция с нарушением миграционного законодательства страны.
По данным МОМ (Международная организация по миграции) в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.
В связи с растущим количеством людей, обращающихся с просьбой о политическом убежище (беженцы), некоторые государства-члены ЕС приняли три важных соглашения: Шенгенское (1985), Дублинское соглашение ЕГ (1997) и Маастрихтский договор (1992). Все договоры вступили в силу в 1993 году. Через расширенную шенгенскую зону в Европу хлынул поток нелегальных мигрантов. В частности, со времени отмены в декабре шенгенского пограничного контроля резко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из Восточной Европы, причем, по мнению издания "Finatial Times", многие новые мигранты оказались родом из Чечни.
Шенгенское соглашение было подписано в июне 1985 года и вступило в силу в марте 1995 года. Расширение Шенгенской зоны - пространства без контроля на внутренних границах - произошло 21 декабря 2007 года. К Шенгену присоединились девять новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Мальта. С 21 декабря посольства этих стран, начали выдавать шенгенские визы, действие которых одновременно распространяется на все 24 государства-участника одноименного соглашения.
До этого в Шенген входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 1 ноября 2008 года к Шенгену присоединилась Швейцария.
Цели стран Шенгена:
· выработка жестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда;
· включение соседних стран в режим контроля за миграцией;
Занятость на легальном рынке труда в странах Западной Европы граждан Центральной и Восточной Европы в последние годы увеличилась незначительно при резком росте численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграция трудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна. Многие мигранты, стремящиеся в западные страны, прибывают сначала в Чехию, Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса или студенческим визам. Правительствам западноевропейских стран экспертами рекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению, она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболее важных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейские страны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь.
Итогом миграционной политики стран Евросоюза 1980-х - 90-х годов можно считать то, что, начиная с момента подписания Маастрихтского договора, наряду с разработкой собственной политики в отношении приема иностранцев, все страны пытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабо удается.
Таким образом, рост нелегальной миграции привел к изменениям в законодательной политике западноевропейских стран в области миграции. Это выразилось в изменении их законодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственного устройства и принятие элементов иммигрантской модели государства, которая включает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальную жизнь общества стран приема.
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Международная миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Одной из наиболее важных проблем, требующих решения и регулирования, является нелегальная миграция. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения миграционных потоков.