Маркетинг в агротехническом сервисе
Недостаточная теоретическая и научно-методическая обеспеченность маркетинговых разработок по повышению эффективности сервисного обслуживания сельскохозяйственных предприятий агротехсервиса выдвигает необходимость проведения научных исследований и разработки научно обоснованных рекомендаций.
В настоящее время экономическая наука ограничивается исследованием лишь общих вопросов функционирования АПК. При этом недостаточное внимание уделяется вопросам дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности агротехсервисных предприятий на основе методов маркетинга.
Также недостаточно широко уделяется внимание взаимоотношениям между звеньями агропромышленного комплекса, которые похожи больше на конфронтационные, чем на партнёрские.
За годы адаптации к рыночным отношениям повышение уровня технической оснащенности и развитие производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий, превратилось в острую технико-экономическую проблему в АПК. Дело в том, что физический износ сельскохозяйственной техники в настоящее время превышает критический уровень и составляет 75 – 80%.
Руководители многих сельскохозяйственных предприятий стоят перед выбором: купить одну новую машину или за те же деньги отремонтировать старую. В этих условиях актуальное значение приобретает широкое развитие
производственно-технического сервисного обслуживания сельхозпредприятий для обеспечения эффективного использования материально-технических, земельных и трудовых ресурсов села.
Современная организационно-управленческая структура системы агротехнического сервиса, складывается из многих видов и форм производственной деятельности. Она включает в себя ремонт и техобслуживание сельскохозяйственной техники, оборудования животноводческих ферм, материально-техническое снабжение, транспортно-экспедиционное обслуживание, оказание различных видов услуг подвижными механизированными отрядами при проведении полевых работ, производственное обслуживание предприятий сельской индустрии и т.п.
В настоящее время в указанной структуре необходимы качественные и количественные изменения. В частности, целесообразность создания на базе ремонтно-технических предприятий (РТП) и других производственных подразделений инфраструктуры АПК – агротехсервисных структур на "хозрасчетно-коммерческой основе", которые бы предоставляли наибольший перечень сервисных услуг, в зависимости от спроса на эти услуги, и "подпитываться грамотной маркетинговой политикой".
В условиях перехода к рыночной экономике сервисные и сельскохозяйственные предприятия нуждаются в организационно-экономической, научно-методической и управленческо-маркетинговой помощи. Особая роль при этом принадлежит маркетингу, поскольку наиболее эффективной может быть деятельность лишь того предприятия, управление которым построено на принципах маркетинга. Следует подчеркнуть, что в аграрном маркетинге проявление его общих черт происходит через особенности сельскохозяйственного производства, связанные с природной средой, внешними воздействиями на процесс производства и его сезонностью, сложившимся характером и структурой производственного обслуживания хозяйств в зависимости от земельных и аграрных отношений, местоположением земельных участков. Например, в аграрном секторе экономики объективно отсутствует та относительно быстрая сменяемость производственно-хозяйственной деятельности, которая имеет место на промышленных и других предприятиях.
Такое положение объясняется тем, что аграрный сектор в совокупности с развивающейся сельской индустрией является наиболее важной отраслью жизнеобеспечения, то есть, призван на постоянной основе, производить продовольствие и другие виды продукции первой необходимости. К тому же требования рынка постоянны на определенные виды и ассортимент сельскохозяйственной продукции. Говоря о специфике маркетинговой деятельности в системе агротехнического сервиса, следует учесть и такой экономический процесс: по мере развертывания новых агросервисных служб и усиления конкуренции между ними договорные цены на основные виды сервисных услуг растут вместо ожидаемого их снижения, как это происходит в условиях усиления конкуренции при реализации товаров в соответствии с требованиями закона спроса и предложения. Причина этого, как мне представляется, кроется в превышении платежеспособного спроса на производственные услуги над их предложением, вызванном чрезмерным удорожанием новой сельскохозяйственной техники. В данной ситуации сельхозпредприятия из-за ограниченности своих финансовых ресурсов не в состоянии приобрести необходимое количество новых сельхозтехники, поэтому они вынужденно направляют эти средства на продление срока службы имеющихся путем проведения различных видов ремонтных работ, и проводят кое, какое техобслуживание. Таким образом, в данном случае имеет место перекрестная эластичность спроса на средства производства для села и
производственных услуг по поддержанию техники в надлежащем рабочем состоянии сверх ее нормативного амортизационного срока службы и даже после физического износа. Это не всегда экономически оправданно, так как в конечном итоге стоимость повторного капитального ремонта трактора или комбайна вместе с издержками на их эксплуатацию до вышеуказанного ремонта нередко превышает цену на аналогичную новую технику.
В этих условиях при организации маркетинговой деятельности в системе агротехнического сервиса следует учитывать следующие обстоятельства:
1. Существующую тесную связь между объемом предоставляемых хозяйствам производственных услуг и природно-климатическими условиями производства. В связи с этим, сервисные предприятия должны располагать такими производственными мощностями, которые соответствуют возможностям получения наиболее высоких урожаев сельхозпродукции. Это позволит им оказывать услуги с высоким качеством, в строго установленные сроки, с минимальными потерями и издержками. Вместе с тем, следует отметить, что наличие излишних производственных мощностей в сервисных предприятиях по сравнению с уровнем спроса на них нередко приводит к дополнительным издержкам и убыточности отдельных видов производственных услуг, неполной загрузке агрегатов.
2. Специфику и особые условия оказываемых производственных услуг. Имеется в виду выполнение полевых работ на рассредоточенных небольших земельных участках с различной длиной гона и крутизной, пересеченность местности, удельное сопротивление почвы при обработке, ее каменистость, угол склона и другие характеристики, обуславливающие рост удельных затрат на услуги.
3. Географическое расположение потребителей услуг и характер местных природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на результаты совместной хозяйственной деятельности. Дело в том, что потребители услуг заметно отличаются друг от друга различной удаленностью от сервисного предприятия, автодорогами различной категории, отсутствием или наличием железнодорожных путей, а также по степени обеспеченности ГСМ и т.д. Учет этих моментов, а также природно-климатических факторов, оказывающих влияние на сроки посева, уборки и других видов работ, позволяет сервисному предприятию более рационально планировать очередность и сроки оказания услуг в обслуживаемой зоне, сократить затраты времени и средств на перегон техники. Например, перемещать механизированные уборочные отряды из одной природно-климатической зоны в другую в зависимости от сроков созревания сельскохозяйственных культур и с учетом ожидаемых и складывающихся погодных условий.
4. Особенностью производственной деятельности современных сервисных предприятий является постоянная и оперативная востребованность их услуг в период выполнения срочных посевных, уборочных и других полевых работ. Это обусловлено тем, что в агропромышленном производстве создается и перерабатывается жизненно важная для общества продукция, имеющая стабильный и гарантированный сбыт на внутреннем и внешнем рынках. Такое экономическое положение позволяет в процессе маркетинговых исследований прогнозировать спрос на производственные услуги, как в краткосрочном периоде, так и на долгосрочную перспективу.
Для повышения оперативности выполняемых агротехсервисных работ и эффективности деятельности обслуживающих предприятий могут быть реализованы следующие маркетинговые подходы по управлению спросом на производственные услуги:
· сезонное изменение профиля и поля деятельности отдельных подразделений сервисного предприятия. В связи с этим необходимо планировать их деятельность таким образом, чтобы наибольший объем сложных и длительных ремонтно-технических работ выполнялся поздней осенью и зимой. А в разгар всех видов полевых работ, то есть в период максимального спроса на производственные услуги, все ресурсы сервисного предприятия должны быть направлены на обеспечение бесперебойной работы их машинно-тракторного парка на основе оперативного устранения возникающих отказов и вынужденных простоев техники;
· применение дифференцированных и гибких цен на производственные услуги, что позволяет сместить определенную часть растущего спроса на них с середины периода полевых работ на его начало или конец. Благодаря этому достигается более равномерная и стабильная загрузка производственных мощностей сервисного предприятия, устраняются пиковые перегрузки в его деятельности. Безусловно, при этом требуется объективный и избирательный подход к определению очередности охвата объектов производственного обслуживания. В некоторых случаях возможно также установление повышенных расценок за срочность на те услуги, выполнение которых не терпит отлагательства (перезрев и осыпание зерновых культур, начало периода дождей и заморозков и т.п.);
· совмещение профессий и функций производственно-технического персонала предприятия для выполнения наибольшего объема услуг в периоды максимального спроса на них. С этой целью возможно также привлечение высококвалифицированных работников со стороны, в том числе лиц, проживающих в близлежащих районных центрах, рабочих поселках и городах, на хозрасчетной основе;
· активное проведение мероприятий, направленных на повышение спроса на производственные услуги. Это разработка и внедрение новых видов и форм услуг, системы льгот и скидок для постоянных заказчиков, новых высокоэффективных технологий выполнения сельскохозяйственных и других видов работ, проведение рекламных кампаний и демонстрационных показов, новых образцов высокопроизводительных сельхозмашин, предоставление коллективным, фермерским и личным подсобным хозяйствам техники напрокат и в аренду. Последнее особенно актуально в отношении наиболее сложной и дорогой спецтехники: экскаваторов, грейдеров, бульдозеров, автокранов, автобетономешалок и других механизмов, приобретение которых отдельными хозяйствами экономически невыгодно ввиду больших финансовых затрат на их приобретение и неполной загрузки в течение года. Необходимо проведение постоянной и целенаправленной работы с заказчиками с тем расчетом, чтобы выявить их неудовлетворенные потребности в каких-либо других, пока еще не оказываемых услугах, а также их мнения и замечания по качеству и эффективности выполняемых в настоящее время производственных услуг.
5. Формирование нормальной конкурентной среды. Для успешной деятельности сервисному предприятию следует систематически собирать и анализировать информацию о конкурентах, основных видах оказываемых ими услуг, их клиентах, уровне и качестве обслуживания. Такая информация полезна тем, что она помогает выявить собственные сильные и слабые стороны, учитывать и избегать чужих промахов и ошибок, определить свои конкурентные преимущества по сравнению с другими обслуживающими предприятиями. Отметим, что существующая ныне конкуренция в системе агротехсервиса отличается невысокой интенсивностью, особенно по таким видам, как выполнение срочных ремонтных и других работ, внедрение высокоэффективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Такая ситуация обуславливается существующим монопольным положением сервисных предприятий по отношению к сельским товаропроизводителям и другим хозяйствующим субъектам села. Вместе с тем, по мере насыщения сферы производственных услуг, первые признаки которого уже имеют место, конкуренция между сервисными предприятиями, несомненно, будет усиливаться. Благодаря этому сельскохозяйственные и другие предприятия будут иметь реальную возможность выбора наиболее выгодных исполнителей производственных услуг с учетом их цен и качества, а также сроков выполнения работ.
Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать вывод. Переход к рыночным отношениям должен происходить с учетом развития, с одной стороны, профессионального разделения труда в хозяйствующих субъектах села, а с другой, - кооперации и горизонтальной экономической интеграции в агропромышленном производстве. При этом обеспечение эффективного производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий на основе принципов маркетинга выступает важным фактором стабилизации и устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, перевода аграрного сектора на современную индустриальную основу.