Теоретико-методологические основы демографической политики
Сущность демографической политики
Кризисные явления последних лет в России нашли свое проявление на фоне общих для всех стран тенденций в демографическом развитии. В России образовалась специфическая структура населения, которая в условиях острого экономического и политического кризиса, инерционности процессов демографического развития в условиях острого политического и экономического кризиса оказывает блокирующее воздействие на социально-экономические преобразования. Все это привело к глубокому снижению уровня рождаемости и резкому скачку смертности и смене режима воспроизводства от патриархальной многодетной семьи к современной малодетной. В этих условиях становится необходимой стабилизация демографической ситуации посредством демографической политики.
Под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной демографической политики, правовое регулирование в сфере управления социально-демографическими процессами, разработка федеральных программ по улучшению демографической ситуации. Субъекты РФ разрабатывают основы региональной демографической политики с учетом с учетом исторических и культурных традиций территории: устанавливают региональные стандарты и нормы. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальных услуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.
Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.
Значимость социально-демографической сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные процессы сокращения населения. Государственное регулирование социально-демографических процессов, будучи одной из предпосылок развития общества выступает в качестве важнейшей составляющей социально-экономической политики государства.
Выполнение функций по регулированию социально-демографических процессов, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Именно четкая стратегия управления социально-демографическими процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
Управление социально-демографическими процессами на всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социально-демографической политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере регулирования социально-демографических процессов.
Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социально-демографической политики.
Муниципальная социальная политика строится в русле социально социально-демографической политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социально-демографическую политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в сфере регулирования социально-демографических процессов.
Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти.
Человек выступает в муниципальном управлении в трех ролях:
- человек как цель управления;
- человек как объект управления;
- человек как источник власти
Под человеческим потенциалом понимается совокупность физических, духовных культурных и иных качеств человека и населения в целом в муниципальном образовании, а под человеческим ресурсом – совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения. Основной целью муниципального образования является повышение качества жизни, развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала.
Основными направлениями развития человеческого потенциала на местном уровне являются
- обеспечение здоровья человека;
- образование;
- культура;
- социальная защита отдельных групп населения;
- работа с молодежью.
Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной формой организации жизни населения должно быть поселение как самоценность человека, как среда обитания и общения.
Цели и задачи демографической политики
В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.
Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер, и целевую направленность политики.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных, демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику.
Задачами демографической политики Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
• улучшение репродуктивного здоровья населения;
• увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
• улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
• создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
• всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
• создание условий для самореализации молодежи;
• социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.
• В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
• укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
• сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
• улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
• сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.
В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.
Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи).
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
• ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;
• создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;
• обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
• формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;
• разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.
Таким образом, необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей, в которой должны быть задействованы все уровни государственного управления.