Теоретические аспекты лизинговых отношений в Беларуси
Стороны договора. Объект финансовой аренды (лизинга). Форма договора. Существенные условия финансовой аренды (лизинга)
Лизинговая деятельность - деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа.
Лизингодатель — юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого за счет собственных и (или) заемных средств объект лизинга;
Лизингополучатель — субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное владение или пользование по договору лизинга.
Лизингодатель не может стать лизингополучателем вследствие передачи лизингодателем прав на объект лизинга третьим лицам;
Договор лизинга — соглашение между лизингодателем и лизингополучателем об установлении прав и обязанностей по поводу приобретения лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем объекта лизинга у определенного последним продавца (поставщика) и предоставления лизингополучателю объекта лизинга за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа либо предоставления лизингодателем лизингополучателю ранее приобретенного объекта лизинга за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа.
В зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю лизинг подразделяется на:
Финансовый, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях. Договор финансового лизинга, условия которого не выполнены и объект в результате возвращен лизингодателю, считается досрочно прекращенным;
Оперативный лизинг, при котором лизинговый платеж в течение договора лизинга возмещает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 процентов его первоначальной (восстановительной) стоимости. По истечении договора лизинга лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга, в результате чего он может передаваться в лизинг многократно;
Объект лизинга, подлежащей государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регистрируется на имя лизингодателя или лизингополучателя по договоренности сторон.
К существенным условиям договора лизинга (как и всякого гражданско–правового договора) относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть 1, пункт 1 статьи 402 Гражданского кодекса (далее — ГК).
ГК в параграфе 6 главы 34, посвященном лизингу, не дает ответа на вопрос о существенных условиях этого договора, а пункт 2 Положения «О лизинге на территории Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1796 (далее — Положение о лизинге)1, делит условия договора лизинга на две группы. Часть 1 пункта 2 гласит: «Условиями договора лизинга являются:
объект лизинга, в том числе его наименование, количественные и качественные характеристики объекта;
контрактная стоимость объекта лизинга;
обязательства сторон по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, связанные с объектом лизинга;
цена договора лизинга;
размер, способы и периодичность уплаты лизинговых платежей;
сведения об условиях поставки (продажи) объекта лизинга и ответственности поставщика (продавца);
обстоятельства передачи лизингополучателю объекта лизинга во временное владение и пользование, а также возврата объекта лизинга лизингодателю, включая его досрочное изъятие;
срок действия договора лизинга, исчисляемый с момента фактической передачи лизингодателем лизингополучателю объекта лизинга;
права и ответственность сторон за невыполнение своих обязательств по договору лизинга;
условия эксплуатации и технического обслуживания объекта лизинга».
Часть 2 пункта 2 Положения о лизинге установила, что в договор лизинга по соглашению сторон могут быть включены и другие условия, предусматривающие в том числе:
права и обязанности сторон в отношении объекта лизинга, включая право выкупа;
право собственности на произведенные улучшения объекта лизинга;
сведения о страховании объекта лизинга и рисков сделки;
сведения о залоге по сделке, задатке, гарантиях и других способах обеспечения исполнения обязательств;
форс–мажорные обстоятельства».
С учетом изложенного, к существенным условиям договора лизинга можно отнести только:
предмет договора лизинга;
срок договора (срок его действия);
цену договора (размер и состав лизинговых платежей).
Срок договора лизинга и цена договора лизинга устанавливается сторонами при заключении договора. Цена состоит из двух частей: из суммы инвестиционных расходов лизингодателя, связанных с исполнением договора, и суммы его вознаграждения (дохода) либо совокупности лизинговых платежей и выкупной стоимости (пункт 4 Положения о лизинге).
Договор лизинга заключается только в письменной форме.
Дебиторская задолженность. Пути снижения дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации и как следствие отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком «финансового здоровья» предприятия.
Зачастую причиной высокого уровня дебиторской задолженности становится абсолютное незнание предприятием своих контрагентов. В результате предприятие, имея деньги, не может рассчитаться по своим обязательствам, оказываясь на пороге кризиса.
Компания должна пересмотреть работу по следующим направлениям управления кредиторской задолженностью:
1. Формирование кредитной политики предприятия.
2. Знакомство с клиентом.
3. Планирование дебиторской задолженности.
4. Оформление договорных отношений.
5. Исполнение своих обязательств.
6. Контроль исполнения обязательств клиентом.
7. Досудебное урегулирование спора.
8. Рассмотрение спора в суде.
9. Исполнительное производство.
Формирование кредитной политики
Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:
срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты);
система скидок;
процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.
В целях оптимизации политики продаж с отсрочкой платежа у предприятия должны быть разработаны следующие положения и регламенты:
Кредитная политика, включающая принципы кредитования клиентов.
Регламент работы с дебиторской задолженностью.
Регламент заключения договоров.
Положение о скидках.
Должностные инструкции, предусматривающие права, обязанности и ответственность персонала.
Формы договоров.
Второй этап работы по управлению дебиторской задолженностью — знакомство с клиентом,
подразумевающее оценку его платежеспособности. Каждое предприятие самостоятельно определяет критерии оценки клиентов и способы ранжирования их по группам. В этой ситуации рекомендуется уделить особое внимание таким моментам, как:
1. Год основания предприятия (о предприятиях, которые существуют на рынке уже не один год, можно собрать гораздо больше полезной информации, в том числе попробовать получить сведения от конкурентов, старых партнеров этих компаний и др.).
2. Виды деятельности (так как осуществление некоторых видов деятельности подвержено повышенным предпринимательским рискам, это необходимо учитывать при заключении контракта).
3. Репутация на рынке.
4. Наличие собственного имущества (так, в случае невыполнения покупателем обязательств по оплате имущество можно взыскать).
5. Состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором клиент осуществляет свою хозяйственную деятельность.
Особое внимание следует уделить сбору информации о контрагентах-нерезидентах. В случае не поступления валютной выручки со стороны контролирующих органов к предприятию могут быть применены экономические санкции, а к руководству — уголовная ответственность.
После «знакомства с клиентом» и подготовки к оформлению договорных отношений необходимо осуществить планирование дебиторской задолженности в разрезе видов задолженности, сроков погашения, сумм по классам контрагентов и договоров, видов готовой продукции (товаров) и др. Данный этап имеет отношение к бюджетному процессу предприятия, так как связан с созданием таких плановых документов, как бюджет запасов, бюджет закупок, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и, конечно, бюджет дебиторской и кредиторской задолженности.[15]
Дебиторскую задолженность нужно рассматривать в различных срезах (табл. 1.1).
Таблица 1.1.Виды дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность | |||
Вид среза | Возрастная структура дебиторской задолженности | Клиентская культура дебиторской задолженности | Дебиторская задолженность по каналам сбыта |
Функции | Требуется для расчета коэффициентов инкассации, которые используются при расчете поступлений денежных средств от реализации продукции и дебиторской задолженности | Требуется для выработки оперативных решений по снижению дебиторской задолженности по основным задолжникам | Необходима для расчета оборотных средств, требуемых для работы в каждом канале сбыта, а также для выработки кредитной и ценовой политики по каждому каналу сбыта |
Структурирование дебиторской задолженности (выделение групп покупателей по срокам погашения, определение размера задолженность по каждому покупателю) позволяет значительно усилить контроль за ее объемом. Кроме того, руководству будет легче принимать решения по устранению проблемных ситуаций, связанных с дебиторской задолженностью (например, определить методы взыскания задолженности, способы воздействия на дебиторов и т. д.).
Способы минимизации рисков невыполнения обязательств
Повышенный кредитный риск, связанный с тем, что предприятие не всегда имеет возможность собрать полную информацию о своем контрагенте, можно минимизировать на этапе оформления договорных отношений.
Существует много способов обеспечения исполнения обязательств:
1. Поручительство.
2. Гарантия, в том числе банковская.
3. Залог.
4. Залог товара, проданного в кредит.
5. Страхование рисков.
6. Удержание.
7. Задаток.
8. Неустойка.
9. Факторинг.
10. Резервирование права собственности.
11. Различные варианты расчетов.
Немаловажным аспектом, который влияет на выбор того или иного инструмента обеспечения исполнения обязательств, является политика предприятия в области продаж.
1.3 Ремонт и организация оказание гарантийного обслуживания
Техническим обслуживанием принято называть комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его использовании по назначению, во время ожидания, хранения и транспортирования.
Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности или ресурса оборудования либо его составных частей.
Основными задачами ремонтных предприятий являются [11, с.54]:
сохранение оборудования в рабочем, технически исправном состоянии, обеспечивающем его высокую производительность и бесперебойную работу;
сокращение времени и затрат на обслуживание и все виды ремонтов.
Решение этих задач требует организации правильной эксплуатации, текущего обслуживания, своевременного выполнения необходимого ремонта, а также модернизации. Для выполнения всех видов работ по организации рационального обслуживания и ремонта оборудования и других видов основных фондов на предприятиях создаются ремонтные службы. Их структура зависит от ряда факторов: типа и объема производства, технических характеристик выпускаемой продукции, степени развитости кооперирования при выполнении ремонтных работ, системы централизации управления и др.
Важнейшими нормативами являются [7, с.102]:
- продолжительность межремонтного цикла;
- структура межремонтного цикла;
- продолжительность межремонтного и межосмотрового периодов;
- категории сложности ремонта;
- нормативы трудоемкости;
- нормативы материалоемкости;
- нормы запаса деталей, оборотных узлов и агрегатов.
Рациональная организация выполнения ремонтных работ позволяет сократить время простоя транспорта в ремонте и повысить коэффициент его использования. Оптимизация работы ремонтного хозяйства предприятия может реализовываться по следующим направлениям:
- снижение трудоемкости ремонта при внедрении прогрессивной технологии и форм организации ремонтных работ, комплексной механизации и автоматизации ремонтных процессов;
- снижение ремонтной сложности оборудования при его модернизации;
- осуществление комплексной подготовки ремонтных работ;
- расширение фронта работ по каждому объекту и увеличения сменности при выполнении работ сквозными ремонтными бригадами;
- специализация рабочих мест ремонтного персонала;
- внедрение узлового и последовательно-узлового методов ремонта;
- организация выполнения ремонтов в нерабочие дни и смены.
Более точную оценку эффективности ремонтного производства дает сравнение фактической величины среднегодовых удельных приведенных затрат с нормативной, так как она должна устанавливаться исходя из современной организации и технологии ремонтного производства, планирование ремонтных работ и т.д. Нормативную величину показателя можно рассчитать на базе передовых межотраслевых нормативов, учитывая особенности каждого конкретного показателя.
Использование данного показателя позволяет, во-первых, снизить прямые затраты на ремонт и обслуживание оборудования и, во-вторых, сократить время его простоев, уменьшить брак в производстве и сверхурочные работы и улучшить качество выпускаемой продукции.
При анализе и оценке работы ремонтного предприятия могут быть использованы следующие технико-экономические показатели:
Время простоя транспорта в ремонте, приходящееся на одну ремонтную единицу. Этот показатель определяется делением суммарного простоя оборудования в ремонте на число ремонтных единиц оборудования, которое подвергается ремонту в данном плановом периоде.
Число ремонтных единиц установленного оборудования, приходящееся на одного ремонтного рабочего. Этот показатель характеризует производительность труда ремонтных рабочих.
Себестоимость ремонта одной ремонтной единицы, определяемая делением всех расходов (включая накладные) по ремонту в течение определенного времени (например, в течение года) на число ремонтных единиц оборудования, ремонтируемого за этот же плановый период. Оборачиваемость парка запасных деталей, равная отношению стоимости израсходованных запасных деталей к среднему остатку их в кладовых.
Число аварий, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования, характеризующее эффективность системы ППР.
Между перечисленными показателями существует логическая взаимозависимость. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте, приходящегося на одну ремонтную единицу, приводит к увеличению числа ремонтных единиц установленного оборудования, приходящегося на одного ремонтного рабочего, так как один и тот же объем ремонтных работ при сокращении времени на него может быть выполнен меньшим количеством рабочих. Это обусловливает снижение себестоимости ремонта одной ремонтной единицы. Улучшение первых трех показателей достигается посредством более эффективной организации ремонтных работ и ремонтного хозяйства, что приводит к улучшению четвертого показателя. Анализ всех показателей проводится в сравнении с показателями, достигнутыми на специализированных ремонтных предприятиях.