Теоретические основы управления в АПК

Составляющие системы управления сельскохозяйственным производством

Агропромышленным комплексом принято называть совокупность отраслей народного хозяйства, интегрированных общей задачей обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В него входят отрасли, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, её переработке, реализации, производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживания.[18]

В экономической науке принято считать, что управление представляет собой целенаправленную организацию и координацию общественного воспроизводства. Оно органически связано с политикой государства, его аграрным сектором. В конечном счете, узловыми задачами развития экономики АПК в современных условиях следует считать следующие:

-   неуклонное повышение благосостояния народа;

-    рост экономики;

-   обеспечение населения продовольствием по доступным ценам;

-   продовольственная независимость страны.[18]

Управление производством всегда имело большое значение для развития общества, но его роль особенно возросла в условиях рынка. Существует множество факторов, повышающих значимость управленческой деятельности, в том числе:

- рост масштабов производства и качественные сдвиги в экономике;

- усложнение социально – экономических связей в общественном производстве;

- ускорение научно – технического прогресса, использование достижений которого становится одной из главных задач в любой отрасли;

- усиление концентрации и специализации, расширение кооперирования и комбинирования в общественном производстве;

- переход от экстенсивных к интенсивным формам ведения хозяйства;

- расширение возможностей менеджмента благодаря общему росту уровня развития образования, развитию науки управления, использованию компьютерной техники. [18]

Управление - это то звено, где организуются, трансформируются и реализуются экономические законы общества, определяются формы организационно-экономических отношений, его региональные аспекты, вырабатываются формы и методы функционирования предприятий и организаций. [10]

Эффективным можно считать только такое управление, которое успешно решает проблемы экономики на основе определения направлений аграрной политики. [20]

Система управления - совокупность форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления. К таким формам можно отнести субъекты управленческой деятельности, связи между ними, цели, функции, методы, технические приемы управления и прочее.[ 18 ]

Суть системы управления должна сводиться к следующему:

-   обеспечению максимальной активизации каждого работника на всех уровнях и повышению качества жизни;

-   усилению роли материальных стимулов;

-   осуществлении экономически обоснованных отношений между сельским хозяйством и сферой его обслуживания;

-   качественной разработке нормативных актов, установлению контроля за их соблюдением. [ 4 ]

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.[ 10 ]

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. Властные полномочия субъекта, экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Процесс управления характеризуется рядом особенностей:

- осуществляется непрерывно во времени и пространстве; охватывая необходимое пространство, действует не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период;

- требует глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей;

- в результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

Управление связано с процессом последовательной конкретизации самых общих понятий и категорий:

- Принципы управления,

- Цели управления,

- Задачи управления,

- Методы управления,

- Функции управления,

- Социально-экономические системы и процессы.

Законы управления имеют двоякую трактовку: как акты, принимаемые законодательной властью; как объективная необходимость в природе и обществе. Из законов вытекают принципы управления - исходные, фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности. Идеи порождают цели - идеальный конечный результат, который хотят достичь субъекты управления.

Поставив цель, необходимо решить множество задач.

Задача - это совокупность вопросов и условий. Ее решают с помощью определенных методов, в данном случае это воздействие субъектов управления на объект для достижения цели. Метод реализуется с помощью функций - специализированного вида деятельности, выделившегося в процессе обособления управленческого труда. Объектом действия функций выступают социальные и экономические отношения.

Как видно одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее спланировать, что нужно получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Они имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными.

Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции:

планирование,

организация,

 мотивация

 контроль.

Каждая из четырех функций управления жизненно важна. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. [ 10 ]

Основными принципами управления являются: принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации; принцип единоначалия и коллегиальности; принцип научной обоснованности; принцип плановости, принцип сочетания прав, обязанностей, ответственности; принцип частной автономии и свободы; принцип иерархичности и обратной связи; принцип мотивации и принцип демократизации правления. [ 12 ]

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (отдел, подразделение, служба и т.д.). Содержание - это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.

Следует исходить их того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма.

В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

-   организационно - административные, основанные на прямых директивных указаниях;

-   экономические, обусловленные экономическими стимулами;

-   социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.[ 9 ]

Законы, принципы, цели, методы, функции и др. категории входят в механизм управления, который характеризует многообразие объективно-субъективных связей в управленческом процессе.

Процесс управления любыми социально-экономическими системами в конечном счете сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их деятельности. [ 10 ]

Совокупность субъектов (звеньев) управления и связи между ними являются базовыми элементами структуры управления.

Под структурой управления следует понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями организаций различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную.[ 4 ]

Многообразие форм собственности, организационных структур предприятий, их внутрихозяйственная и межхозяйственная специализация, и кооперация вызывают появление новых экономических связей между отдельными производственными системами, что постоянно ведет к усложнению задач управления, возрастанию напряженности труда руководителя, повышению его ответственности за качество и обоснованность принимаемых решений.

Опыт агропромышленных предприятий, применяющих новые формы хозяйствования, показывает, что в современных экономических условиях многое зависит от компетентности и самостоятельности руководителей и специалистов.[ 4 ]

Роль и значение зернового хозяйства в развитии сельскохозяйственного производства и всего агропромышленного комплекса страны

Сельское хозяйство значительно отличается от других отраслей хозяйственной деятельности человека неотделимостью от естественных биологических процессов. Человек может лишь инициировать биологический процесс и в определенной степени способствовать ему, своевременно используя средства производства.

Осуществление научно-технического прогресса в сельском хозяйстве базируется на присущих ему экономических законах. Вследствие этого научно-технический прогресс в аграрном производстве имеет свои особенности, которые вытекают из специфики возделывания, уборки, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции. [ 11 ]

Важнейшей и вместе с тем сложной и ответственной задачей современного периода агропромышленного комплекса, является обеспечение устойчивого роста производства зерна, который является определяющим фактором в решении продовольственной проблемы. [ 25 ]

Зерну принадлежит решающая роль в удовлетворении продовольственных потребностей страны. За счет хлебных, а также соответствующих долей фуражного зерна в кормовых рационах скота и птицы животноводческих продуктов обеспечивается свыше половины калорийности пищевого рациона населения, до 80% входящих в его состав белков и 60% углеводов. Стратегическое значение зерна заключается в том, что оно по своим физическим свойствам пригодно для длительного хранения в составе продовольственных запасов и обладает высокой транспортабельностью, необходимой для его перераспределения по территории страны. [ 11 ]

В решении зерновой проблемы страны, приоритетное значение принадлежит не только наращиванию производства зерна, но и рациональному его использованию прежде всего на семена, на долю которых в расходной части зернового баланса приходится 16 – 18%. Поэтому вопрос рационального использования семенного зерна должны приобрести такое же важное значение, как и повышение эффективности его производства. Биологические комбинации создания, внедрения и использования новых сортов менее ограничены, чем другие направления интенсификации зернового хозяйства, имеющие специальные параметры, за пределами которых их развитие экологически нецелесообразно. Кроме того, внедрение в производство сортов, специфически ориентированных на благоприятные погодные условия или на их вероятное ухудшение, способствует более стабильному ведению зерновой отрасли, а расширение посевов под сортами, устойчивыми к вредителям и болезням, существенно уменьшает опасность загрязнение окружающей среды, сокращает потери урожая и издержки. Целенаправленная селекция позволяет улучшить качество зерна и развивать другие хозяйственно полезные признаки зерновых культур, делая сорт не только самым дешевым, но и наиболее доступным и быстрым средством повышения эффективности зернового хозяйства. [ 11 ]

В Постановлении Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 09.03.2000г N80 – п, г. Омска «Об Экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Омской области в 2000 году» обозначено: «В целях обеспечения стабилизации и развития агропромышленного комплекса, создания благоприятных условий для увеличения производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, сохранения и развития различных организационно – правовых форм хозяйств, совершенствования механизма финансовой и материальной поддержки села, повышения эффективности взаимодействия финансово – кредитных, экономических, управленческих структур области с органами местного самоуправления и сельскохозяйственными организациями в соответствии с прогнозом социального и экономического развития Омской области и плане действий Администрации области на 2000 – 2003годы постановляю:

1. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области:

1.1    Совместно с органами государственной власти и местного самоуправления, сельскими товаропроизводителями, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, с привлечением промышленного союза Омской области, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области и других заинтересованных предприятий АПК организовать работу по производству и закупке сельскохозяйственной продукции, в том числе в личных подсобных хозяйствах населения, с последующей ее переработкой и реализацией продовольственных товаров.

1.2    Обеспечить эффективное использование бюджетных средств, выделенных на поддержку АПК, и систему контроля за их целевым использованием.

1.3    Продолжить реформирование сельскохозяйственных предприятий в сельскохозяйственные производственные кооперативы, совершенствование внутрихозяйственного расчета и системы внутрихозяйственных отношений. Активнее распространять опыт эффективного управления, организации производства и труда работников. Уделять особое внимание подготовке и повышению квалификации кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий.

1.4    Подготовить предложения о совершенствовании структуры управления агропромышленным комплексом области.» [ 1 ]

Одним из основных направлений совершенствования производства зерна по мнению ученых ВНИИЭСХ [ 10 ] является:

Улучшение организации труда и управления:

-   организация эффективного функционирования научных и научно – производственных систем и объединений;

-   совершенствование организационных структур;

-   создание постоянных и временных трудовых коллективов, оптимальное их сочетание;

-   улучшение контроля в производстве и учета использования ресурсов;

-   совершенствование материального стимулирования коллективов и исполнителей с учетом качества работ и продукции, укрепление связи оплаты с конечным результатом;

-   совершенствование нормирования, оперативного управления, организации и оплаты труда;

-   рациональная организация и обслуживание рабочих мест.

Маркетинг как функция управления

При всем многообразии причин, обуславливающих кризисную ситуацию в агропромышленном производстве, одной из главных является резкое снижение управляемости происходящими процессами.

Практическая реализация прав и возможностей предприятия в осуществлении хозяйственных функций в условиях аграрно-экономической реформы объективно требует рационального внутрихозяйственного устройства и создания эффективной системы управления.[ 9 ]

Освоение рыночных механизмов и переход общества в новые экономические и социальные условия функционирования требует соответствующих изменений в системе управления производством.

Требуют пересмотра и дополнения функции управления. На передний план выступает такая функция как маркетинг. В современных условиях маркетингу как одному из важнейших элементов рыночного механизма хозяйствования отводится особое место в деятельности любого предприятия независимо от организационно-правовой формы, специализации и размеров. [ 13 ]

Перед многими сельскохозяйственными предприятиями встала задача определения направлений развития, обеспечивающих устойчивое экономическое положение на длительную перспективу. Сейчас необходимо подкрепление интуитивных решений руководителей (обычных в российской практике) современными способами менеджмента и маркетинга.

Если главное направление деятельности предприятия не меняется, стратегические цели определены, то основные этапы планирования следующие:

- анализ текущей ситуации, - постановка текущих целей,

- определение маркетинговых целей, - выбор маркетинговой стратегии;

- составление плана мероприятий.

В этом перечне важное место занимает анализ текущей ситуации, который можно разбить на несколько этапов:

- отнесение хозяйства к определенному разделу классификации для определения конкретной методики сбора и анализа информации;

- описание внутренних факторов, действующих на предприятии (выпускаемая продукция, хозяйственный механизм, целевые и ресурсные ограничения);

- описание SТЕР факторов (социальные, технологические, экономические, политические факторы) внешнего окружения, оказывающих долгосрочное влияние на деятельность предприятия;

- описание конкурентного окружения, включая рынки (местный, районный, региональный), потребителей (индивидуальных и оптовых), поставщиков, основных конкурентов;

- анализ полученной на предыдущих этапах информации с использованием анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWОТ анализа), прогнозирования развития рынков, сопоставление каналов распределения.

В дальнейшем, вслед за постановкой маркетинговых целей и выбором стратегии должен быть разработан подробный план действий, включающий блоки производства, сбыта, рекламы, обучение персонала и т. п. В полном объеме следует разрабатывать бизнес-план и финансовый прогноз деятельности. [ 13 ]

Маркетинг сельскохозяйственной продукции отличается сложностью и высокой степенью риска. Направление маркетинговой деятельности в АПК определяется степенью обеспеченности населения продовольствием. В условиях дефицита продукции (спрос превышает предложение) главным является увеличение предложения, при насыщенности рынка возникает потребность в дифференцированном ассортименте, ориентации на различия в требованиях потребителей.

Организация маркетинговой деятельности включает построение структуры управления маркетингом, подбор специалистов надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками службы, создание условий эффективной работы и взаимодействия с другими службами предприятия. [ 23 ]

При осуществлении маркетинга на рынке зерна (впрочем, как и во всем сельском хозяйстве) следует иметь ввиду, что:

- на итоговую эффективность оказывает влияние не только технология производства и переработки продукции, но и почвенно-климатические условия, что повышает степень производственного и предпринимательского риска;

- продукция имеет значительные объемы, что требует специально оборудованных складских помещений и обеспеченности перевозок;

- контроль и сохранение качества продукции часто становятся проблемой, для решения которой нужны значительные финансовые ресурсы;

- колебания в объемах производства и реализации продукции, которые определяются погодными условиями и реакцией производителей на цены и правительственную политику в АПК;

- существует экономическая нестабильность предприятий и относительно низкие цены на продукцию;

- товаропроизводители в сельском хозяйстве имеют меньшую возможность контролировать и управлять движением выпускаемой продукции.