Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий машиностроения

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов.

На размещение предприятий машиностроения оказывает влияние многие факторы. Среди основных следует выделить:

транспортный;

наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

потребительский;

природный;

сырьевой;

развитие науки и техники в эпоху НТР.

Оно зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная.

Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал.

Машиностроение как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования.

Особенности размещения предприятий машиностроения обуславливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного комплекса в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.

Следует также учитывать влияние на географическое размещение этих предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.

По мере развития научно-технического прогресса и внедрения его достижений в хозяйство на размещение машиностроения все в большей мере начинают влиять: потенциальная возможность налаживания тесных связей по линии кооперирования производства; тяготение к научным базам, ориентации на квалифицированные трудовые ресурсы.

В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие отрасли.

Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70-90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.

Машиностроительный комплекс территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так возникают машиностроительные комплексы экономических районов страны.

В Центральных районах развито автостроение с многочисленными смежниками, локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, инструмента, точных машин и приборов, энергетическое и электротехническое машиностроение; производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Северо-запад и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение; морское судостроение; вагоностроение; станкостроение, производство точных машин и приборов; производство промышленного оборудования.

В Поволжье развиты станкостроение и приборостроение, производство подшипников; автостроение; речное судостроение; тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; производство оборудования для нефтяной и химической промышленности.

На Северном Кавказе представлено сельскохозяйственное машиностроение; локомотивостроение; энергетическое машиностроение.

На Урале выпускаются горное, металлургическое и химическое оборудование; развиты вагоностроение; производство тяжелых станков, кузнечно-прессовых и строительно-дорожных машин; тракторостроение; энергетическое и электротехническое машиностроение; автостроение, производство станков и инструмента.

В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлургическое оборудование; представлены тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение; энергетическое машиностроение; станкостроение; электротехника и приборостроение; вагоностроение и речное судостроение.

Дальний Восток - это район морского и речного судостроения, производства станков и промышленного оборудования.

Предприятия общего машиностроения ориентируются на районы потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет местам потребления готовой продукции и развито во всех экономических районах.

Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири (Красноярск). В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске, Рубцовске.

Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья выпускают в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Отрасли тяжелого машиностроения географически тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления. Главные центры сформировались на Урале и в Сибири.

Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск- на -Амуре) районах.

Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск).

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири.

С помощью таблицы 2 можно рассмотреть основные центры машиностроения в России.

Таблица 2 – Центры машиностроения России

Экономические районы Автомобилестроение Тракторостроение Производство Машиностроение
легковое грузовое автобусы с/х комбайны вагоны локомотивы суда тяжелое энергетическое
Центральный Москва Москва Лукино-Дулево Владимир Люберцы

Тула

Рязань

Бежецк

Мытищи

Тверь

Брянск

Коломна

Муром

Брянск

Людиново

Калуга

Электросталь Москва

Подольск

Центрально-Черноземный Липецк Воронеж

Курск

Белгород
Волго-Вятский Нижний Новгород Н. Новгород

Саранск

Павлово Чебоксары Н. Новгород
Северо-Западный Санкт-Петербург Санкт-Петербург Колпино Колпино

Санкт-Петербург

Северный Петрозаводск Мурманск

Вел. Устюг

Сыктывкар

Щельяюр

Поволжский Тольятти

Ульяновск

Набережные челны

Ульяновск

Ульяновск

Энгельс (троллейбусы)

Волгоград Сызрань Астрахань
Уральский Ижевск Ижевск

Миасс

Новоуральск

Курган Челябинск Нижний Тагил

Усть-Катав

Екатеринбург Екатеринбург
Северо-Кавказский Ростов-на-Дону Новочеркасск Волгодонск

Таганрог

Западно-Сибирский Рубцовск Новоалтайск Тюмень Анжеро-Судженск

Новокузнецк

Прокопьевск

Барнаул

Бийск

Восточно-Сибирский Красноярск Абакан Усть-Кут

Качуг

Киренск

Живалово

Абакан

Иркутск

Дарасун

Красноярск

Черемхово

Дальне-Восточный Благовещенск

Хабаровск

Комсомольск

Комсомольск-на-Амуре Хабаровск
Калининградская Калининград

Энергетическое машиностроение возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих. Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбурге), Западно-Сибирском (Новосибирск) районах. Котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования расположены вне металлургических баз: Коломна, Иваново, Воронеж, Новосибирск.

Локомотивостроение получило развитие там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы - в Коломне, электровозы - в Новосибирске, тепловозы - в Муроме и Людинове, электропоезда - в Демихове.

Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение. Здесь учитывается наличие не только металла, но и древесного сырья. Грузовые магистральные вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухъярусные- в Твери; пассажирские- в Санкт-Петербурге, Твери; саморазгружающиеся- в Калининграде; изотермические- в Брянске; трамвайные- в Усть-Катаве; для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), Белого (Архангельск), Баренцевого (Мурманск).

Размещение речного судостроения отражает роль отдельных военных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

Предприятия среднего машиностроения находятся в районах, располагающих трудовыми ресурсами электроэнергетическими, достаточно высокой технической культурой, условиями для широкого производственного кооперирования.

Первые автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород, Ярославль) размещались в центрах развитого машиностроения, которое стало базой для кооперирования с заводами-сборщиками. Затем автомобилестроение стало развиваться на Урале и в Поволжье.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и на источники сырья. Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг. строятся уже в Волгограде, Челябинске, затем во Владимире, Липецке, Рубцовске.

Станкостроение первоначально развивалось в старых машиностроительных центрах. На размещение заводов оказывает влияние трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири.

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе (Москва и Московская область), в Северо-Западном (Санкт-Петербург), в Центральном (Москва, Александров), Центрально Черноземном (Воронеж) районах. Основные центры электротехнической промышленности - в Восточной Сибири-Минусинск.

Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин размещаются повсеместно.