Территориальный уровень развития г. Барнаула
В целях рациональной организации управления городским хозяйством и приближения органов местного самоуправления к населению в 1938 году на городской территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее в 80-е годы прошлого века - Ленинский и Индустриальный.
Кроме Железнодорожного и Октябрьского, в состав остальных районов входят территории пригородной зоны. Население по районам распределено неравномерно, самый густонаселенный район – Железнодорожный, где плотность населения 7590 чел/км2 – это в 5 и более раз выше плотности населения в остальных районах города.
Наращивание темпов индивидуального жилищного строительства, отставание в обеспечении поселков и микрорайонов индивидуальной застройки социальной и коммунальной инфраструктурой остро требует принятия мер по решению этой проблемы. Соответствующие мероприятия предусматриваются в среднесрочных программах (на 2008-2012 гг.) развития районов города, ежегодно будет увеличиваться объем средств, выделяемых для этого в рамках муниципальной адресной инвестиционной программы.
Территориальным органом федеральной службы государственной статистики ежемесячно отслеживается динамика значений следующих показателей социально-экономического развития районов города:
- стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;
- сальдированный финансовый результат организаций;
начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций;
- перечень предприятий и величина просроченной задолженности по заработной плате работников;
- оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям;
- оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям;
- объем платных услуг;
- ввод в действие жилых домов (таблица 1.32).
Таблица 1.32 Основные показатели развития районов города
Железно- дорожный |
Индустриальный | Ленинский | Октябрьский | Центральный | |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн.рублей | |||||
2005 | 13359,4 | 5154,1 | 5653,8 | 21365,4 | 5484,9 |
2006 | 15782,6 | 6796,8 | 7658,4 | 23762,6 | 8137,3 |
Сальдированный финансовый результат, млн.рублей | |||||
2005 | 98,4 | 16,2 | -522,4 | 9,3 | -104,6 |
2006 | 76,5 | 261,9 | -358,1 | -3673,3 | 101,4 |
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям, млн.рублей | |||||
2005 | 1312,4 | 831,7 | 311,0 | 3180,4 | 841,8 |
2006 | 1737,4 | 1141,4 | 263,9 | 4036,2 | 3439 |
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям, млн.рублей | |||||
2005 | 38,6 | 77,6 | 35,6 | 37,9 | 49,3 |
2006 | 40,0 | 138,5 | 32,4 | 39,4 | 94,2 |
Объем платных услуг, млн.рублей | |||||
2005 | 1729,0 | 362,4 | 252,9 | 2526 | 3405 |
2006 | 2126,0 | 831,1 | 356,5 | 3383 | 3714 |
Среднемесячная заработная плата, тыс.рублей | |||||
2005 | 8,8 | 5,6 | 5,1 | 7,8 | 7,8 |
2006 | 10,3 | 6,9 | 6,6 | 9,6 | 9,5 |
Просроченная задолженность по заработной плате, тыс.рублей | |||||
2005 | 2073 | 0 | 6064 | 0 | 0 |
2006 | 1875 | 0 | 3048 | 1300 | 0 |
Ввод в действие жилых домов, тыс.м2 | |||||
2005 | 26,6 | 112,2 | 20,8 | 17,6 | 49,8 |
2006 | 30,4 | 125,4 | 25,6 | 6,7 | 62,2 |
По средним значениям основных показателей социально-экономического развития, рассчитанным за 2005-2006 гг., лидером был и остается Центральный район, на 2-ом месте – Железнодорожный район, в 2006 году он разделил его с Индустриальным районом, который поднялся с четвертого места.
SWOT-Анализ г. Барнаула
Влияние фактора на социально-экономическое развитие г. Барнаула
Факторы | Позитивное (сильные стороны) | Негативное (слабые стороны) |
1. Качество жизни | ||
1.1. Уровень материального обеспечения | ||
Уровень доходов населения | Ежегодный рост реальной заработной платы на 10-14%. | Размер средней заработной платы выше среднекраевого значения, но ниже чем в Сибирском федеральном округе и в среднем по России. |
Распределение населения по уровню доходов |
Рост доходов за 2004-2006 гг. в
1,8 раза. Снижение уровня бедности. |
Высокая дифференциация населения по уровню доходов. |
1.2. Уровень жилищно-коммунального и культурного обеспечения населения | ||
Обеспеченность жильем |
Динамика увеличения
обеспеченности населения жильем. Количество семей, нуждающихся в получении жилья, сократилось за период 2004-2006 гг. в 2 раза. |
Количество семей, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, остается значительным – 7% от общего числа семей. Высокая стоимость жилья. |
Обеспеченность жилищно-коммунальными услугами | Высокий уровень благоустройства жилья (78%). |
63,5% жилых зданий постройки до
1970 года. Высокий уровень износа основных фондов коммунального хозяйства. |
Обеспеченность объектами культуры и отдыха | Организация работы на основе программных документов перспективного развития с 2004 года. |
Высокий износ материально –
технической базы учреждений культуры - 70%. Недостаток у руководителей учреждений опыта участия в федеральных целевых программах и конкурсах на получение грантов. Увеличение объемов услуг, предоставляемых на платной основе. |
1.3. Уровень охраны здоровья | ||
Рождаемость, смертность | Снижение уровня смертности. | Низкая рождаемость. |
Обеспеченность медперсоналом и медучреждениями | Достаточная обеспеченность населения местами в стационарах, врачами и средним медицинским персоналом. |
Низкий уровень
материально-технического оснащения учреждений. Высокий процент износа оборудования. Недостаточная обеспеченность врачами узких специальностей в маломощных поликлиниках. |
Обеспеченность спортивно-оздоровительными сооружениями |
Сохранена спортивная база города. Увеличивается количество проводимых физкультурных мероприятий и их массовость. Ведется строительство нескольких спортивных комплексов. |
Более 70% населения не занимаются спортом на регулярной основе. |
1.4. Уровень социального обеспечения | ||
Пенсионное обеспечение, наличие учреждений социального обслуживания |
Ежегодная индексация пенсий. Повышение самостоятельности в управлении накопительной частью пенсий. Высокий охват нуждающихся в материальной помощи – 97%. |
Правовая принадлежность и подчиненность учреждений социального обслуживания, находящихся на территории города, субъекту Федерации. |
1.5. Уровень личной безопасности | ||
Уровень преступности | Реализация мероприятий Программы по усилению борьбы с преступностью. | Рост уровня преступности по сравнению с 2004 годом на 16%. |
1.6. Уровень экологической безопасности | ||
Уровень загрязненности вредными веществами воздуха, почвы, водоемов | Тенденция снижения выбросов вредных веществ в атмосферу. |
Очень высокий уровень загрязнения
атмосферного воздуха и поверхностных вод малых рек. Загрязненность почв ряда районов города тяжелыми металлами. Динамика увеличения затрат на природоохранные мероприятия значительно уступает увеличению платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы во все уровни бюджетов. |
2. Экономико-географическое положение | ||
Географическое положение | Центр трансграничного региона, занимающего выгодное транспортно-географическое положение по отношению к динамично развивающимся странам Азиатского региона. | Наличие конкуренции с экономически развитыми соседними регионами. |
Наличие и значимость транспортной инфраструктуры | Крупный транспортный узел с большими возможностями предоставления межрегиональных и международных транспортно-экспортных услуг. |
Низкая пропускная способность
улиц и магистралей города. Неудовлетворительное состояние дорог и тротуаров. |
3. Природный потенциал | ||
Природные ресурсы |
Высокая обеспеченность водными
ресурсами, лесным фондом. Обеспеченность строительными материалами (кирпичное сырье, строительные пески). Наличие уникальных сосновых лесов, расположенных в менее чем часовой доступности от города. |
Развитие опасных природных
процессов (оползни, подтопления территорий, речная эрозия). Острая потребность в увеличении зеленых насаждений на территории города. |
Земельные ресурсы |
Наличие большого потенциала
развития малоэтажной жилой застройки. Положительная динамика поступления доходов от земельных ресурсов. |
Неудовлетворительное санитарное
состояние некоторых дворовых территорий, мест сбора и хранения твердых
бытовых отходов. Наличие зон с ограничением использования земли (оползневая, затопляемая и подтопляемая). Взимание платы за землю не со всего земельного фонда города. |
Рекреационные ресурсы |
Высокая обеспеченность
природно-территориальными комплексами естественного происхождения, лесами. Хорошее озеленение улиц в Индустриальном и Ленинской районах города. |
Ниже нормативного уровня
обеспеченность благоустроенными озелененными территориями (парки, скверы,
бульвары, сады). Отсутствуют парковые зоны в новых кварталах города. |
4. Население и трудовые ресурсы | ||
Возрастная структура населения | Негативные демографические процессы в городе протекают менее остро, чем в целом в Российской Федерации. |
Демографическое старение
населения. Резкое снижение в структуре населения подростков (особенно девушек-подростков). |
Структура населения по уровню образования и квалификации |
Высока доля лиц, имеющих
профессиональное образование, в численности занятых в экономике города. Наличие квалифицированной рабочей силы. |
Среди безработных по уровню образования преобладают граждане с высшим образованием - 37%. |
Уровень занятости населения |
Показатель безработицы 1% - один
из самых низких среди городов Сибирского федерального округа и ниже
общероссийского. Ежегодно создается не менее 11 тыс. рабочих мест. Растущие потребности в работниках. |
Структурное несоответствие между
предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных. "Женская безработица" - более 70% от общего числа безработных. |
Трудовой потенциал | Стабилизация численности трудовых ресурсов. | Значительное отставание уровня средней заработной платы от городов – административных центров Сибирского федерального округа. |
Деловой климат |
Высокая концентрация малых
предприятий в городе. Развитость механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. |
Обеспечение социальных гарантий
работников, занятых в малом бизнесе. Наличие монополий в бизнесе. |
5. Экономический потенциал | ||
5.1. Промышленный потенциал | ||
Промышленное производство | Наличие крупных и малых динамично развивающихся, экспортоориентированных предприятий. |
Высокие тарифы на энергоресурсы. Низкая конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Низкая загрузка производственных мощностей. |
5.2. Сельскохозяйственный потенциал | ||
Материальная база сельхозпредприятий |
Реализация федеральных и краевых
целевых программ позволит осуществлять мероприятия по модернизации
производства. Наличие племенного стада КРС. Ввод новых мощностей в тепличных комбинатах. Увеличение урожайности зерновых и зернобобовых культур. |
Высокий физический и моральный
износ основных фондов. Уменьшение поголовья скота и птицы. Снижение молочной продуктивности коров. Сокращение посевных площадей под зерновыми культурами. |
5.3. Торговый потенциал | ||
Розничная торговля |
Высокая обеспеченность торговыми
площадями. Развитие социальных предприятий торговли и бытового обслуживания. |
Диспропорции в обеспеченности
стационарными торговыми площадями по районам города. Недостаточный уровень подготовки кадров в торговле. Наличие неорганизованной торговли. |
Общественное питание |
Увеличение доли предприятий с
повышенными условиями комфортности. Замещение традиционных столовых современными предприятиями быстрого питания. |
Предоставление услуг
ориентировано на высокодоходные группы населения. Недостаточное обеспечение горожан услугами общественного питания. |
Бытовое обслуживание | Достаточная обеспеченность по 15 видам основных бытовых услуг в целом по городу. | Необходимость обеспечения доступности услуг для малообеспеченных категорий населения. |
5.4. Строительство | ||
Жилищное строительство |
Стабильно высокая доля (более
40%) индивидуального жилищного строительства. Наличие крупных строительных компаний. Развитость новых форм финансирования жилищного строительства. Высокие темпы ввода жилья. |
Ограниченная доступность строительства жилья для большинства населения. |
Строительство объектов социальной сферы | Ежегодное строительство объектов социальной сферы. | Недостаточность выделяемых бюджетных средств. |
Дорожное строительство | Решение вопросов дорожного строительства и реконструкции программными методами в рамках городской целевой программы "Благоустройство г. Барнаула в 2007-2009 гг.". |
Высокая стоимость осуществления
строительства и реконструкции дорог. Ограниченные возможности бюджета города в проведении данных мероприятий. |
Возможность размещения новых объектов жилья, производства |
Наличие свободных от
строительства, благополучных в экологическом плане территорий в новом
Западном планировочном районе. Возможность уплотнения застройки на территориях Западного и Северо-западного планировочных районов. Активное развитие территорий пригородной зоны. |
Ограниченность территориального
роста в северном, южном и восточном направлениях. Отставание в обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктуры. |
6. Инвестиционный потенциал | ||
Наличие и направленность инвестиционных проектов |
Реализация крупных проектов в
строительстве. Довольно высокая инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства в сфере промышленного производства. |
Недостаток крупных инвестиционных
проектов в сфере промышленного производства. Относительно невысокий процент инвестиционно активных крупных и средних предприятий в общем их количестве. |
Источники инвестиций |
Развитость на территории города
банковской инфраструктуры. Действующий комплекс мер государственной поддержки, льгот и гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности. |
Относительно невысокий уровень
доходов ограничивает инвестиционные возможности населения. Неустойчивое финансово-экономическое положение предприятий города. Недостаточность бюджетных ресурсов для реализации социальных проектов. |
7. Инженерная инфраструктура | ||
Транспортная инфраструктура |
Характеризуется как многовидовая
и многофункциональная. Наличие большого внутреннего и внешнего потенциала развития Барнаульского транспортного узла. |
Высокая финансовая затратность мероприятий по содержанию и развитию компонентов инфраструктуры. |
Пассажирский транспорт |
Развита транспортная сеть. Внедрена пилотная технология автоматизированного диспетчерского управления. |
Перегруженность дорог центральной
части города. Негативное воздействие транспорта на среду жизнедеятельности (выше российских и международных стандартов). |
Связь и телекоммуникации |
Высокий уровень телефонизации –
более 85% и цифровизации – порядка 76%. Развитие технологий высокоскоростного доступа в Интернет. Участие Алтайского филиала ОАО "Сибирьтелеком" в реализации федеральных проектов. |
|
8. Бюджетный потенциал |
Мероприятия по увеличению бюджетного
потенциала проводятся комплексно в ходе реализации Программы "Реформирование
муниципальных финансов г. Барнаула на 2005-2007 гг.". Внедрение механизмов среднесрочного финансового планирования. |
Недостаточность доходной базы бюджета для удовлетворения текущих и перспективных потребностей города. |
9. Социальная инфраструктура | ||
9.1 Управление муниципальным образованием |
Оптимизирована сеть
образовательных учреждений города. Переход к вариативности в организации дошкольного обучения и воспитания детей. Получили развитие школы нового типа (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучение предметов, частные школы). Увеличение числа общеобразова-тельных учреждений, активно внедряющих инновационные технологии. |
Недоукомплектованность детских
образовательных учреждений кадрами. Недостаточная вовлеченность образовательных учреждений в вертикальную интеграцию учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Наличие социально-опасных явлений среди подростков. |
9.2. Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления | Создана необходимая законодательная база на уровне субъекта РФ и городского округа для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления и населением. | Продолжающийся процесс разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. |
9.3. Организационная структура органов местного самоуправления | Соответствует задачам и полномочиям органов местного самоуправления, определенным законодательством и Уставом г. Барнаула. | Не проводился мониторинг на предмет дублирования функций и задач структурных подразделений администрации города. |
9.4. Механизм управления развитием муниципального образования |
Преобладание программно-целевых
методов в управлении различными сферами города. Реализация Стратегии развития Барнаула до 2010 г. Создание многовидовой системы информирования населения о действиях власти. Становление системы оценки эффективности работы структурных подразделений администрации. |
Низкая активность населения в решении вопросов развития города, в обсуждении программных документов. |
Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития муниципального образования
Факторы | Возможности | Угрозы |
1. Демографические процессы | Активная демографическая политика государства. | Снижение численности населения города. |
2. Экономика | Дальнейшая диверсификация экономики. | Малое количество инвестиционно привлекательных, конкуренто-способных и инновационно активных предприятий и организаций. |
3. Региональные и интернациональные контакты, туризм |
Участие в межрегиональных
ассоциациях, успешное представление города на региональных, всероссийских
конкурсах. Совместная реализация международных экономических и социальных проектов. Центр привлекательного и развивающегося в туристическом и рекреационном отношении региона. |
Недостаточно разработанный имидж города. |
4. Социальная политика |
Развитая инфраструктура
учреждений социальной сферы. Многообразие предоставляемых услуг и потенциальных возможностей по саморазвитию личности. |
Недостаточность средств на
содержание объектов социальной инфраструктуры. Дифференциация населения по степени доступности услуг социальной сферы. |
5. Экономическая политика | Реализация долгосрочных программных документов с ясными целевыми ориентирами. | Недостаток масштабных, высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов. |
6. Политика реформирования жилищно-коммунальной сферы |
Дальнейшая газификация объектов
жилищно-коммунальной инфраструктуры. Внедрение и развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов. Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса. |
Опережающий рост стоимости
жилищно-коммунальных услуг по сравнению с доходами большей части населения. Растущая кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства. |
7. Развитие современных отраслей, технологий | Наличие квалифицированных кадров и высокая концентрация участников инновационной деятельности. | Недоиспользование результатов научных разработок предприятиями и организациями города. |