Территориальный уровень развития г. Барнаула

В целях рациональной организации управления городским хозяйством и приближения органов местного самоуправления к населению в 1938 году на городской территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее в 80-е годы прошлого века - Ленинский и Индустриальный.

Кроме Железнодорожного и Октябрьского, в состав остальных районов входят территории пригородной зоны. Население по районам распределено неравномерно, самый густонаселенный район – Железнодорожный, где плотность населения 7590 чел/км2 – это в 5 и более раз выше плотности населения в остальных районах города.

Наращивание темпов индивидуального жилищного строительства, отставание в обеспечении поселков и микрорайонов индивидуальной застройки социальной и коммунальной инфраструктурой остро требует принятия мер по решению этой проблемы. Соответствующие мероприятия предусматриваются в среднесрочных программах (на 2008-2012 гг.) развития районов города, ежегодно будет увеличиваться объем средств, выделяемых для этого в рамках муниципальной адресной инвестиционной программы.

Территориальным органом федеральной службы государственной статистики ежемесячно отслеживается динамика значений следующих показателей социально-экономического развития районов города:

- стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами;

- сальдированный финансовый результат организаций;

начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций;

- перечень предприятий и величина просроченной задолженности по заработной плате работников;

- оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям;

- оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям;

- объем платных услуг;

- ввод в действие жилых домов (таблица 1.32).

Таблица 1.32 Основные показатели развития районов города

Железно-

дорожный

Индустриальный Ленинский Октябрьский Центральный
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн.рублей
2005 13359,4 5154,1 5653,8 21365,4 5484,9
2006 15782,6 6796,8 7658,4 23762,6 8137,3
Сальдированный финансовый результат, млн.рублей
2005 98,4 16,2 -522,4 9,3 -104,6
2006 76,5 261,9 -358,1 -3673,3 101,4
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям, млн.рублей
2005 1312,4 831,7 311,0 3180,4 841,8
2006 1737,4 1141,4 263,9 4036,2 3439
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям, млн.рублей
2005 38,6 77,6 35,6 37,9 49,3
2006 40,0 138,5 32,4 39,4 94,2
Объем платных услуг, млн.рублей
2005 1729,0 362,4 252,9 2526 3405
2006 2126,0 831,1 356,5 3383 3714
Среднемесячная заработная плата, тыс.рублей
2005 8,8 5,6 5,1 7,8 7,8
2006 10,3 6,9 6,6 9,6 9,5
Просроченная задолженность по заработной плате, тыс.рублей
2005 2073 0 6064 0 0
2006 1875 0 3048 1300 0
Ввод в действие жилых домов, тыс.м2
2005 26,6 112,2 20,8 17,6 49,8
2006 30,4 125,4 25,6 6,7 62,2

По средним значениям основных показателей социально-экономического развития, рассчитанным за 2005-2006 гг., лидером был и остается Центральный район, на 2-ом месте – Железнодорожный район, в 2006 году он разделил его с Индустриальным районом, который поднялся с четвертого места.

SWOT-Анализ г. Барнаула

Влияние фактора на социально-экономическое развитие г. Барнаула

Факторы Позитивное (сильные стороны) Негативное (слабые стороны)
1. Качество жизни
1.1. Уровень материального обеспечения
Уровень доходов населения Ежегодный рост реальной заработной платы на 10-14%. Размер средней заработной платы выше среднекраевого значения, но ниже чем в Сибирском федеральном округе и в среднем по России.
Распределение населения по уровню доходов Рост доходов за 2004-2006 гг. в 1,8 раза.

Снижение уровня бедности.

Высокая дифференциация населения по уровню доходов.
1.2. Уровень жилищно-коммунального и культурного обеспечения населения
Обеспеченность жильем Динамика увеличения обеспеченности населения жильем.

Количество семей, нуждающихся в получении жилья, сократилось за период 2004-2006 гг. в 2 раза.

Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, остается значительным – 7% от общего числа семей.

Высокая стоимость жилья.

Обеспеченность жилищно-коммунальными услугами Высокий уровень благоустройства жилья (78%). 63,5% жилых зданий постройки до 1970 года.

Высокий уровень износа основных фондов коммунального хозяйства.

Обеспеченность объектами культуры и отдыха Организация работы на основе программных документов перспективного развития с 2004 года. Высокий износ материально – технической базы учреждений культуры - 70%.

Недостаток у руководителей учреждений опыта участия в федеральных целевых программах и конкурсах на получение грантов.

Увеличение объемов услуг, предоставляемых на платной основе.

1.3. Уровень охраны здоровья
Рождаемость, смертность Снижение уровня смертности. Низкая рождаемость.
Обеспеченность медперсоналом и медучреждениями Достаточная обеспеченность населения местами в стационарах, врачами и средним медицинским персоналом. Низкий уровень материально-технического оснащения учреждений.

Высокий процент износа оборудования.

Недостаточная обеспеченность врачами узких специальностей в маломощных поликлиниках.

Обеспеченность спортивно-оздоровительными сооружениями Сохранена спортивная база города.

Увеличивается количество проводимых физкультурных мероприятий и их массовость.

Ведется строительство нескольких спортивных комплексов.

Более 70% населения не занимаются спортом на регулярной основе.
1.4. Уровень социального обеспечения
Пенсионное обеспечение, наличие учреждений социального обслуживания Ежегодная индексация пенсий.

Повышение самостоятельности в управлении накопительной частью пенсий.

Высокий охват нуждающихся в материальной помощи – 97%.

Правовая принадлежность и подчиненность учреждений социального обслуживания, находящихся на территории города, субъекту Федерации.
1.5. Уровень личной безопасности
Уровень преступности Реализация мероприятий Программы по усилению борьбы с преступностью. Рост уровня преступности по сравнению с 2004 годом на 16%.
1.6. Уровень экологической безопасности
Уровень загрязненности вредными веществами воздуха, почвы, водоемов Тенденция снижения выбросов вредных веществ в атмосферу. Очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод малых рек.

Загрязненность почв ряда районов города тяжелыми металлами.

Динамика увеличения затрат на природоохранные мероприятия значительно уступает увеличению платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы во все уровни бюджетов.

2. Экономико-географическое положение
Географическое положение Центр трансграничного региона, занимающего выгодное транспортно-географическое положение по отношению к динамично развивающимся странам Азиатского региона. Наличие конкуренции с экономически развитыми соседними регионами.
Наличие и значимость транспортной инфраструктуры Крупный транспортный узел с большими возможностями предоставления межрегиональных и международных транспортно-экспортных услуг. Низкая пропускная способность улиц и магистралей города.

Неудовлетворительное состояние дорог и тротуаров.

3. Природный потенциал
Природные ресурсы Высокая обеспеченность водными ресурсами, лесным фондом.

Обеспеченность строительными материалами (кирпичное сырье, строительные пески).

Наличие уникальных сосновых лесов, расположенных в менее чем часовой доступности от города.

Развитие опасных природных процессов (оползни, подтопления территорий, речная эрозия).

Острая потребность в увеличении зеленых насаждений на территории города.

Земельные ресурсы Наличие большого потенциала развития малоэтажной жилой застройки.

Положительная динамика поступления доходов от земельных ресурсов.

Неудовлетворительное санитарное состояние некоторых дворовых территорий, мест сбора и хранения твердых бытовых отходов.

Наличие зон с ограничением использования земли (оползневая, затопляемая и подтопляемая).

Взимание платы за землю не со всего земельного фонда города.

Рекреационные ресурсы Высокая обеспеченность природно-территориальными комплексами естественного происхождения, лесами.

Хорошее озеленение улиц в Индустриальном и Ленинской районах города.

Ниже нормативного уровня обеспеченность благоустроенными озелененными территориями (парки, скверы, бульвары, сады).

Отсутствуют парковые зоны в новых кварталах города.

4. Население и трудовые ресурсы
Возрастная структура населения Негативные демографические процессы в городе протекают менее остро, чем в целом в Российской Федерации. Демографическое старение населения.

Резкое снижение в структуре населения подростков (особенно девушек-подростков).

Структура населения по уровню образования и квалификации Высока доля лиц, имеющих профессиональное образование, в численности занятых в экономике города.

Наличие квалифицированной рабочей силы.

Среди безработных по уровню образования преобладают граждане с высшим образованием - 37%.
Уровень занятости населения Показатель безработицы 1% - один из самых низких среди городов Сибирского федерального округа и ниже общероссийского.

Ежегодно создается не менее 11 тыс. рабочих мест.

Растущие потребности в работниках.

Структурное несоответствие между предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных.

"Женская безработица" - более 70% от общего числа безработных.

Трудовой потенциал Стабилизация численности трудовых ресурсов. Значительное отставание уровня средней заработной платы от городов – административных центров Сибирского федерального округа.
Деловой климат Высокая концентрация малых предприятий в городе.

Развитость механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Обеспечение социальных гарантий работников, занятых в малом бизнесе.

Наличие монополий в бизнесе.

5. Экономический потенциал
5.1. Промышленный потенциал
Промышленное производство Наличие крупных и малых динамично развивающихся, экспортоориентированных предприятий. Высокие тарифы на энергоресурсы.

Низкая конкурентоспособность многих видов промышленной продукции.

Низкая загрузка производственных мощностей.

5.2. Сельскохозяйственный потенциал
Материальная база сельхозпредприятий Реализация федеральных и краевых целевых программ позволит осуществлять мероприятия по модернизации производства.

Наличие племенного стада КРС.

Ввод новых мощностей в тепличных комбинатах.

Увеличение урожайности зерновых и зернобобовых культур.

Высокий физический и моральный износ основных фондов.

Уменьшение поголовья скота и птицы.

Снижение молочной продуктивности коров.

Сокращение посевных площадей под зерновыми культурами.

5.3. Торговый потенциал
Розничная торговля Высокая обеспеченность торговыми площадями.

Развитие социальных предприятий торговли и бытового обслуживания.

Диспропорции в обеспеченности стационарными торговыми площадями по районам города.

Недостаточный уровень подготовки кадров в торговле.

Наличие неорганизованной торговли.

Общественное питание Увеличение доли предприятий с повышенными условиями комфортности.

Замещение традиционных столовых современными предприятиями быстрого питания.

Предоставление услуг ориентировано на высокодоходные группы населения.

Недостаточное обеспечение горожан услугами общественного питания.

Бытовое обслуживание Достаточная обеспеченность по 15 видам основных бытовых услуг в целом по городу. Необходимость обеспечения доступности услуг для малообеспеченных категорий населения.
5.4. Строительство
Жилищное строительство Стабильно высокая доля (более 40%) индивидуального жилищного строительства.

Наличие крупных строительных компаний.

Развитость новых форм финансирования жилищного строительства.

Высокие темпы ввода жилья.

Ограниченная доступность строительства жилья для большинства населения.
Строительство объектов социальной сферы Ежегодное строительство объектов социальной сферы. Недостаточность выделяемых бюджетных средств.
Дорожное строительство Решение вопросов дорожного строительства и реконструкции программными методами в рамках городской целевой программы "Благоустройство г. Барнаула в 2007-2009 гг.". Высокая стоимость осуществления строительства и реконструкции дорог.

Ограниченные возможности бюджета города в проведении данных мероприятий.

Возможность размещения новых объектов жилья, производства Наличие свободных от строительства, благополучных в экологическом плане территорий в новом Западном планировочном районе.

Возможность уплотнения застройки на территориях Западного и Северо-западного планировочных районов.

Активное развитие территорий пригородной зоны.

Ограниченность территориального роста в северном, южном и восточном направлениях.

Отставание в обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктуры.

6. Инвестиционный потенциал
Наличие и направленность инвестиционных проектов Реализация крупных проектов в строительстве.

Довольно высокая инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства в сфере промышленного производства.

Недостаток крупных инвестиционных проектов в сфере промышленного производства.

Относительно невысокий процент инвестиционно активных крупных и средних предприятий в общем их количестве.

Источники инвестиций Развитость на территории города банковской инфраструктуры.

Действующий комплекс мер государственной поддержки, льгот и гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности.

Относительно невысокий уровень доходов ограничивает инвестиционные возможности населения.

Неустойчивое финансово-экономическое положение предприятий города.

Недостаточность бюджетных ресурсов для реализации социальных проектов.

7. Инженерная инфраструктура
Транспортная инфраструктура Характеризуется как многовидовая и многофункциональная.

Наличие большого внутреннего и внешнего потенциала развития Барнаульского транспортного узла.

Высокая финансовая затратность мероприятий по содержанию и развитию компонентов инфраструктуры.
Пассажирский транспорт Развита транспортная сеть.

Внедрена пилотная технология автоматизированного диспетчерского управления.

Перегруженность дорог центральной части города.

Негативное воздействие транспорта на среду жизнедеятельности (выше российских и международных стандартов).

Связь и телекоммуникации Высокий уровень телефонизации – более 85% и цифровизации – порядка 76%.

Развитие технологий высокоскоростного доступа в Интернет.

Участие Алтайского филиала ОАО "Сибирьтелеком" в реализации федеральных проектов.

8. Бюджетный потенциал Мероприятия по увеличению бюджетного потенциала проводятся комплексно в ходе реализации Программы "Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула на 2005-2007 гг.".

Внедрение механизмов среднесрочного финансового планирования.

Недостаточность доходной базы бюджета для удовлетворения текущих и перспективных потребностей города.
9. Социальная инфраструктура
9.1 Управление муниципальным образованием Оптимизирована сеть образовательных учреждений города.

Переход к вариативности в организации дошкольного обучения и воспитания детей.

Получили развитие школы нового типа (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучение предметов, частные школы).

Увеличение числа общеобразова-тельных учреждений, активно внедряющих инновационные технологии.

Недоукомплектованность детских образовательных учреждений кадрами.

Недостаточная вовлеченность образовательных учреждений в вертикальную интеграцию учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

Наличие социально-опасных явлений среди подростков.

9.2. Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Создана необходимая законодательная база на уровне субъекта РФ и городского округа для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления и населением. Продолжающийся процесс разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
9.3. Организационная структура органов местного самоуправления Соответствует задачам и полномочиям органов местного самоуправления, определенным законодательством и Уставом г. Барнаула. Не проводился мониторинг на предмет дублирования функций и задач структурных подразделений администрации города.
9.4. Механизм управления развитием муниципального образования Преобладание программно-целевых методов в управлении различными сферами города.

Реализация Стратегии развития Барнаула до 2010 г.

Создание многовидовой системы информирования населения о действиях власти.

Становление системы оценки эффективности работы структурных подразделений администрации.

Низкая активность населения в решении вопросов развития города, в обсуждении программных документов.

Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития муниципального образования

Факторы Возможности Угрозы
1. Демографические процессы Активная демографическая политика государства. Снижение численности населения города.
2. Экономика Дальнейшая диверсификация экономики. Малое количество инвестиционно привлекательных, конкуренто-способных и инновационно активных предприятий и организаций.
3. Региональные и интернациональные контакты, туризм Участие в межрегиональных ассоциациях, успешное представление города на региональных, всероссийских конкурсах.

Совместная реализация международных экономических и социальных проектов.

Центр привлекательного и развивающегося в туристическом и рекреационном отношении региона.

Недостаточно разработанный имидж города.
4. Социальная политика Развитая инфраструктура учреждений социальной сферы.

Многообразие предоставляемых услуг и потенциальных возможностей по саморазвитию личности.

Недостаточность средств на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Дифференциация населения по степени доступности услуг социальной сферы.

5. Экономическая политика Реализация долгосрочных программных документов с ясными целевыми ориентирами. Недостаток масштабных, высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов.
6. Политика реформирования жилищно-коммунальной сферы Дальнейшая газификация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Внедрение и развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирных домов.

Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса.

Опережающий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг по сравнению с доходами большей части населения.

Растущая кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

7. Развитие современных отраслей, технологий Наличие квалифицированных кадров и высокая концентрация участников инновационной деятельности. Недоиспользование результатов научных разработок предприятиями и организациями города.