Типологизация регионов
Построение типологий (или типологических группировок) регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Методы, механизмы и мероприятия экономической политики должны учитывать особенности типов регионов, выделяемых с учетом экономических, социальных, природных, геополитических и иных существенных условий.
В региональных исследованиях широко используются методы типологических группировок, разработанные в рамках теоретической статистики. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Рассмотрим несколько подходов к построению региональных типологий.
Типологизация регионов по исходному состоянию и динамике определенного индикатора.
Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на две и более группы по уровню индикатора в базисном году (группы 1, 2,...). Затем производится разделение регионов по относительной величине индикатора в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2,..., 2.1, 2.2,...). В простейшем случае такой метод выделяет 4 группы (типа) регионов:
1.1 – регионы, которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше среднего;
1.2 – регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего;
2.1 – регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний уровень;
2.2 – регионы, у которых уровень индикатора и в базисном, и в наблюдаемом году был ниже среднего.
Пример построения типологии по такому методу дается в таблице 1[9].
По величине заработной платы относительно среднероссийского уровня 15 регионов (субъектов федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1990 г. разделялись следующим образом: 13 регионов имели уровень зарплаты выше среднероссийского и только 2 – ниже среднероссийского (Хакасия и Гыва). За 1991 – 1997 гг. произошли некоторые изменения: из группы регионов: уровнем зарплаты выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу регионов с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 – один регион (Хакасия). Таким образом, в 1997 г. 15 регионов разделяются на четыре группы: (1.1) – II регионов; 1.2 – 2; 2.1 – 1; 2.2 – 1.
Таблица 1.
Типология регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока по уровню и динамике заработной платы работников предприятии и организаций (1990—1997 гг.)
| Регионы, в которых в 1997 г. заработная плата была выше среднероссийской | Регионы, в которых в 1997 г. заработная плата была ниже среднероссийской | |
| Регионы, в которых в 1990 г. заработная плата была выше среднероссийской | Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Республика Саха, Чукотский автономный округ, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области | Республика Бурятия, Еврейская автономная область | 
| Регионы, в которых в 1990 г. заработная плата была ниже среднероссийской | Республика Хакасия | Республика Тыва | 
Типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, характеризующих уровни (динамику) экономического и социального развития
Важным элементом регионального анализа является построение типологий регионов. Точная типологизация необходима как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики. Наиболее распространенной является типологизация на основе исходного состояния и динамики определенного индикатора. Она осуществляется в следующей последовательности:
1. рассчитывается средняя величина показателя;
2. выделяются регионы, в которых наблюдаемый показатель выше среднего и ниже среднего.
Для наибольшей наглядности используются матричные способы представления данных.
Приведем пример типологизации регионов на примере двух индикаторов (таблица 2)[10].
На основе выполненной типологизации можно выделить регионы - лидеры, это тюменская область (380%), республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, камчатская область, Магаданская область.
Наиболее отсталыми являются такие регионы, как брянская и тамбовская область, Республики Алтай и Кабардино-Балкария, Псковская область, Адыгея, Ивановская и Пензенская область, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия.
Таблица 2.
Распределение регионов по среднедушевому ВРП на душу населения в 2000 г.
| Группы регионов по отношению к среднероссийской величине ВРП на душу населения | Число регионов в группе | Доля в суммарном объеме ВРП, % | Средняя групповая величина ВРП на душу населения по отношению к средней в России, в % | 
| Более 150%, лидеры | 6 | 25,7 | 277 | 
| 125-150, развитые | 5 | 8,7 | 139 | 
| 100-125, благополучные | 8 | 17,6 | 112,2 | 
| 75-100, менее благополучные | 19 | 24,9 | 86,3 | 
| 50-75, слаборазвитые | 27 | 19,7 | 62,2 | 
| Менее 50 - бедствующие | 14 | 3,4 | 41,1 | 
| Итого | 79 | 100 | 100 | 
Типологизация регионов по главным проблемам регионального развития
Примером может служить типология (табл. 3.), разработанная Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАНдля выделения проблемных регионов, требующих государственной поддержки. Типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов[11].
Таблица 3.
Типология субъектов Российской Федерации по основополагающим проблемам регионального развития
| Типы | Число регионов | 
| I. Основополагающие проблемы – экономические | |
| 1. Традиционно-отсталые | |
| а) расположенные в неблагоприятных природно-климатических условиях | 10 | 
| б) расположенные в благоприятных природно-климатических условиях | 5 | 
| 2. Депрессивные | |
| а) дореформенные | 7 | 
| б) новые | 4 | 
| 3. Традиционно-развитые | |
| а) не адаптировавшиеся к новым экономическим условиям | 8 | 
| б) более адаптировавшиеся к новым экономическим условиям (к числу проблемных регионов не относятся) | 42 | 
| 4. Программно-развивающиеся (ресурсные) | |
| а) существующие | 7 | 
| б) перспективные | 2 | 
| II. Основополагающие проблемы – геополитические | |
| Приграничные | |
| а) стратегические | 7 | 
| б) новые | 2 | 
| III. Основополагающие проблемы – этнические | |
| Конфликтные | |
| а) межнациональных отношений | 3 | 
| б) национальных диаспор | 3 | 
| IV. Основополагающие проблемы – экологические | |
| а) катастроф | 3 | 
| б) техногенных последствий | 8 | 
| в) особо охраняемые территории | 11 | 
Региональные типологии, разрабатываемые в Совете по изучению производительных сил, ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка и т.п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.