Типы постоянных кормовых угодий

Около 40% сельскохозяйственных полезных земель в Евразии и почти 60% в Северной Америке используется как сенокосы и пастбища. Особенно велика доля кормовых угодий в Центральной Европе в районах с морским климатом и в горных местоположениях. В Германии 65% этих угодий используются как сенокосы, а остальные используются как пастбища; доля сенокосов выше средней имеется, например, на юге Германии и в Среднегорье, а наивысшая доля пастбищ отмечается в районах с морским климатом и в предгорьях Альп. Следует, однако, отметить также, что, помимо постоянных сенокосов и пастбищ, имеются еще сенокосы переменного пользования, а именно, с пастьбой скота, сенокошением или уборкой трав на зеленый корм. Поскольку урожай зеленой массы на пастбищах значительно выше, чем на сенокосах, пригодность кормовых угодий для пастьбы скота повышает их ценность.

С экологической точки зрения суходольные злаковники или злаковые пустоши нельзя причислять к собственно сенокосам, как это часто делают земледельцы. У многих растений злаковых пустошей почки возобновления находятся выше поверхности почвы, и по типам жизненных форм они, так же как и растительность настоящих степей и кустарничковых пустошей, относятся к хамефитам. Злаки этих формаций обязаны своей прочностью больше механическому отвердению тканей, чем тургору. Настоящие культурные сенокосы, даже сенокосы на участках с глубоким залеганием грунтовых вод, напротив, произошли от пойменных лугов и болот, сообществ берегов и источников, торфяников и солончаковых лугов, относящихся к литоральному ландшафту. По характеру доминирующих жизненных форм их можно определить как гемикриптофиты, зимующие почки которых располагаются непосредственно у поверхности почвы. Этому ботаническому делению соответствуют и фаунистические различия, и это относится в равной степени как к эдафону, так и к наземным животным. Примеры этого дают исследования ногохвосток, панцирных клещей, малощетинковых червей, саранчовых, клопов, цикад и пауков.

Сенокосы и пастбища в Центральной Европе в соответствии с фитоценологическими понятиями можно разделить следующим образом (исключая лишь травостой тростника и крупных осок, используемых только на подстилку и относящихся к Phragmitetalia). То, что Phragmitetalia характеризуется животным миром, отличающимся от других злаковников, было ясно установлено при изучении саранчовых, цикад и клопов в Саксонии.

Злаковые пустоши, суходольные луга (Chamaephytia):

1. Пустоши с булавоносцем (вейнгертнерией) — Corynephoretalia на песчаных, бедных кальцием почвах. Травостои булавоносца с Corynephorus canescens в атлантической и субатлантической областях; травостои тонконога с Koeleria glaaca как западные форпосты континентальных песчаных степей. Эти пустоши используются как пастбища для овец; в лучшем случае возможен один укос.

2. Субсредиземноморские и континентальные суходольные луга на карбонатных почвах — Brometalia на почвах от нейтральных до щелочных, больше в области континентального климата. Большей частью используются для пастьбы овец, реже для однократного сенокошения.

3. Малопродуктивные горные луга на кислых почвах — Nardetalia. Пастбища с белоусом, образовавшиеся из самых различных растительных сообществ, но большей частью из лесов в результате вырубки, пожаров, беспорядочной пастьбы.

Используются экстенсивно, обычно как общинные отгонные пастбища (свободная пастьба), реже — как сенокосы с однократным укосом.

Влажные культурные сенокосы, низинные болота, солончаковые луга (Hemikryptophytia).

4. Высокопродуктивные сенокосы и пастбища (мезофильные культурные травостои — Arrhenateretalia), ценнейшие созданные регулированием водного режима, удобрением и другими агротехническими мероприятиями кормовые угодья, которые используются как сенокосы, пастбища или пастбища с сенокошением (летом — заготовка сена, осенью — пастьба).

а) Высокопродуктивные сенокосы в долинах (травостои райграса Arrhenateretum), дающие 2—3 укоса.

б) Высокопродуктивные пастбища, прежде всего на равнине (Lolieto-Cynosuretum).

в) Горные высокопродуктивные сенокосы (сенокосы с травостоем трищетинника Trisetetum), дающие два укоса.

г) Менее продуктивные пастбища, преимущественно в горных местоположениях (Festuceto-Cynosuretum).

5. Осоковые луга (Molinietalia).

а) Переменно-влажные сенокосы, используемые также для пастьбы (Molinion), переносящие иссушение летом; особенно характерны для кислых почв, дают один укос без удобрения.

б) Очень влажные, кислые, большей частью удобряемые двухукосные сенокосы (Calthion), остающиеся и летом достаточно влажными и обычно слишком сырые для пастьбы скота. Часто образуются из заболоченных ольшанников.

6. Низинные или травяные болота (мелкоосоковые сенокосы, Caricetalia). Вследствие высокого уровня грунтовых вод происходит длительный застой воды; дают два укоса.

7. Солончаковые луга морских побережий (Juncetalia maritimi). Прежде всего, луга с травостоем из бескильницы [Puccinellia (Festuca) maritima], ситника (Juncus gerardi) и овсяницы (Festuca rubra littoralis). Хорошие пастбища для овец, крупного рогатого скота и гусей; реже снимают один укос.

Злаковые пустоши также называют суходольными или малопродуктивными сенокосами, Arrhenateretalia — свежими, Molinietalia — влажными и Caricetalia — сырыми лугами. Некоторые ботаники объединяют типы лугов с 4-го по 6-й в общий тип Molinio-Arrhenateretalia, что оправдывается и в зоологическом отношении.

Хотя размер урожая не дает данных о кормовой ценности продукции, однако он позволяет судить о растительной продукции в различных местообитаниях. Средние годовые урожаи на злаковых пустошах, солончаковых и мелкоосоковых лугах в Центральной Европе обычно не достигают 35 ц/га (средние урожаи травостоев булавоносца 5—15, белоуса 5—30, Mesobrometum 10—35, солончаковых лугов 10—20, мелкоосоковых лугов 15—• 35 ц/га), а высокопродуктивных сенокосов значительно выше (трищетинниковых 30—80, райграсовых 50—100 ц/га), тогда как урожаи осоковых сенокосов занимают промежуточное положение (Molinion 30—40, Calthion 30—60 ц/га). Соответствующие значения имеют и урожаи с пастбищ, как это можно видеть по оптимальной нагрузке на единицу площади. Также и здесь высокопродуктивные сенокосы намного превосходят по урожайности малопродуктивные и солончаковые луга. Согласно результатам изучения злаковых пустошей, суходольных и влажных вариантов сеяных сенокосов в России интенсивность жизнедеятельности беспозвоночных возрастает параллельно увеличению растительной продукции.

Некоторые насекомые (особенно саранчовые, клопы, цикады, жесткокрылые) служат хорошими биоиндикаторами, позволяющими оценивать преобладающие факторы среды. Даже массовое появление определенных луговых вредителей может быть приурочено к более крупным фитоценологическим единицам. Гусеницы совок Charaeas graminis и личинки долгоножек Tipula fusca (czizeki) вредят на северо-востоке Германии преимущественно сырым лугам типа Molinietalia и Caricetalia fuscae. Их яйца, зимующие в дернине, нуждаются в повышенной влажности. На влажных вариантах высокопродуктивных пастбищ (Lolieto-Cynosuretum) хорошо развиваются личинки долгоножки Tipula paludosa, на более сухих вариантах — личинки садового хруща (Phyllopertha horticola) и июньского хруща (Amphimallon solstitialis). При длительном увлажнении суходольных пастбищ, когда происходят даже изменения растительных сообществ, июньский и садовый хрущи исчезают, но на их место появляется Tipula paludosa в качестве нового вредителя. Правда, здесь необходимо подчеркнуть, что подобные закономерности действительны лишь в рамках одного климатического района. При очень обширных межрегиональных масштабах с определенными сочетаниями факторов среды может быть связан иной видовой состав или иное распределение какого-либо специфичного вида.