Траловый лов минтая в Баренцевом море

Траловый лов дает около 2/3 мирового и 3/4 российского улова рыбы и других объектов - креветок, криля, кальмаров и др. Он составляет основу современного промышленного рыболовства, благодаря способности вести активный управляемый лов в широком диапазоне глубин мирового океана от поверхности до 1500 ь и более в длительно отрыве от береговых баз. Тралами ловят как косячную, так и относительно разреженную рыбу в таких промысловых условиях, при которых применение других орудий лова представляется затруднительным или невозможным.

Принцип лова

Несмотря на разнообразие типов и конструкций тралов, основной захватывающий элемент во всех случаях представляет буксируемую сетную или комбинированную оболочку, по форме напоминающую конус с широко раскрытым входным отверстием, которая улавливает встречающуюся на пути движения рыбу.

В процессе взаимодействия трала и скопления рыб возможны различные ситуации. Но успешный захват может произойти только в случае, если габариты устья превышают его размеры, а реакция рыбы на орудие лова как опасность запаздывает. В большинстве случаев часть скопления уходит. Ориентировочно улавливается от 20 до 50% рыб (меньшее значение относится к подвижным рыбам, а большее - к малоподвижным).

При приближении передней части трала стая рыб пугается, и может уходить от него по линии движения или в разные стороны от устья. Для донных и придонных рыб дно является естественной преградой, препятствующей уходу рыбы в этом направлении. Обеспечить успех захвата донным тралом поэтому легче. В некоторых случаях даже возможно осуществить траление "вслепую" "по площади". Для лова в толще - трехмерном пространстве - задача серьезно усложняется необходимостью прицельного наведения трала на подвижный косяк.

Для облова большей площади дна устьевая оболочка донного трала должна иметь эллипсовидную форму. При лове пелагических рыб применяют разноглубинные тралы симметричной конструкции, если уход рыбы в разные стороны от устья равновероятен. В случаях, когда косяк имеет большее развитие по горизонтали или предпочтительным является уход рыбы влево - вправо от устья, то его форма так же близка к эллиптической.

На эффективность захвата скопления большое влияние оказывают также габариты и формы устьевой части трала. Из практики известно, что при уменьшении размеров трала до некоторых предельных значений лов рыбы вообще прекращается. Однако и чрезмерно большие габариты могут не дать ожидаемых результатов улова, поскольку приводят к росту гидродинамического сопротивления трала и снижению скорости траления, а также неоправданно увеличиваются затраты на его изготовление.

В последней части трала - мешке - происходит удержание и накопление рыбы промысловых размеров, поскольку сетное полотно представляет для этой рыбы непреодолимую механическую преграду. Здесь она испытывает действие мощного турбулентного потока, контактных воздействий сетного полотна и давление массы других попавших особей.

Характеристика некоторых элементов трала

Габариты и форма трала - зависят от размеров, подвижности и дальности реакции на орудие лова облавливаемых скоплений. В свою очередь размеры и форма входа в трал в значительной степени влияют на площадь оболочки и гидродинамическое сопротивление при тралении. Если габариты устья выбраны только с учетом размеров скоплений, то при известной необходимой скорости траления его гидродинамическое сопротивление может не соответствовать возможностям траулера.

Наблюдения за поведением рыбы показывают. Что с учетом дальности и особенностей её реакции на приближающийся трал существует некоторая минимальная площадь устья, при которой трал уже перестает ловить рыбу. Например, разноглубинный трал не ловит сельдь при площади устья 36 - 100 м2 (габариты от 6*6 до 10*10 м). Эти данные соответствуют отечественному опыту освоения и развития разноглубинного тралового лова. На той же сельди уловы были достигнуты при размерах 15*15 м.

Форма крыльев и раскрой устьевой части

Крылья совместно с передними кромками мотни и сквера в донном трале и кромками мотни в разноглубинном трале формируют устьевую часть. В общем случае они являются с технической стороны промежуточным звеном, выполняющим функцию передачи нагрузок от основной оболочки трала на голые концы, кабели и траловые доски. У донных тралов крылья, как правило, длинные для охвата большей площади дна, а разноглубинных - относительно короткие. Конструктивное исполнение донных тралов двухпластными и ограничение ширины крыльев делает крайне затруднительными получение большого вертикального раскрытия вследствие значительных стягивающих устье усилий. Формы раскроя оказывают влияние на распределение нагрузок и напряжений в устьевой части, поэтому для укрепления крыльев обычно ставят прочные сетные косынки.

Шаг ячеи в мешке и в передних частях трала

В общем случае оболочки этих частей должны отвечать требованиям не пропускать и не объячеивать рыбу промысловых размеров. Однако это требование реализуется в задерживающей и направляющей частях трала разными способами.

Шаг ячеи в мешке (кутке) трала, чтобы не пропускать рыбу, должен быть в первом приближении на 60-70% меньше шага ячеи для объячеивающих орудий, используемых для лова рыбы того же вида и размера. При его обосновании обычно учитывают биометрические показатели рыбы, коэффициент посадки, натяжение нитей, усилие рыбы в попытке пройти сквозь ячею. Таким образом, удержание рыбы в мешке трала происходит по механическому принципу. Конструкцию и размер ячеи в мешках обычно принимают для каждого объекта лова и района и промысла в соответствии с Правилами рыболовства, в том числе с правилами конвенционного рыболовства.

Оборудование и механизация лова Большой морозильный рыболовный траулер. Основные характеристики

Промысел массовых видов пелагических рыб (ставриды, минтая, скумбрии, сардины, сельди и т.п.)

Выработка мороженой неразделанной продукции.

Хранение выработанной продукции и передача ее на транспортный рефрижератор в районе промысла или доставка в порт базирования.

Длина между перпендикулярами, м 90,0 Грузовместимость трюмов мороженой продукции, м3 4500 Вместимость бункеров-аккумуляторов, м3 200 Мощность ГД кол. х кВт 3 х1850 Скорость, уз 14,5 Тяговое усилие при скорости траления б уз, те 30,0 Производительность морозильных аппаратов, т/сут. 200,0 Количество коечных мест 50

Траулер (англ. trawler, от trawl - трал, невод), рыбопромышленное судно, предназначенное для лова тралом рыбы и нерыбных объектов и их первичной обработки. До середины 20 в. строились главным образом однопалубные Траулер, на которых трал опускали и поднимали с борта (бортовые Траулер). С 60-х гг. получили распространение двухпалубные Траулер, у которых устройства для спуска, подъема и буксировки трала устанавливались на корме (кормовые Траулер). Траулер оборудуются траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4 тыс. м каната - ваера, что позволяет вести лов рыбы на глубинах до 2 км; мощность двигателей лебедок до 450 квт. Трал поднимается на борт судна через кормовой слип. Технологическое оборудование Траулер включает комплекс машин и механизированных линий для разделки, мойки рыбы, иногда консервирования, а также для выработки рыбной муки и жира из отходов. Для заморозки рыбы и сохранения продукции в трюмах имеются холодильные установки. На большинстве современных устанавливается рыбопоисковая аппаратура и приборы контроля параметров трала, позволяющие управлять движением трала в воде и наведением его на скопления рыбы. Наиболее крупные строятся (1976) в СССР и Японии. Длина их 100-110 м, водоизмещение 7-8 тыс. т, мощность главного двигателя 4,5 Мвт, скорость хода (без трала) более 25 км/ч. Получили распространение Траулер-сейнеры, приспособленные для лова как тралом, так и кошельковым неводом.

Траулеры-рефрижераторы. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 т, численность команды доходит до 90 человек. Эти траулеры оборудованы автоматическими линиями переработки продуктов улова, морозильными камерами и складами. Русские, норвежские и исландские суда этого типа производят соленые, консервированные и замороженные продукты. Производительность таких траулеров от 50 до 90 т рыбы в сутки. Малые кормовые и бортовые траулеры служат только как добывающие (рыболовные) или разведочные суда.

Классификация водного рефрижераторного транспорта

Рефрижераторные суда используют для перевозки скоропортящихся продуктов по водным магистралям страны, а также за ее пределами и в рыбном промысле для охлаждения, замораживания и транспортирования свежей рыбы. Суда-рефрижераторы делят на транспортные и транспортно-промысловые. Первые в свою очередь бывают грузовые и товарно-пассажирские, вторые обслуживают рыбную промышленность и делятся на траулеры и рыбоморозильные суда.

По роду главных двигателей рефрижераторы подразделяют на суда с поршневыми двигателями, турбоэлектроходы, теплоходы, дизель-электроходы и несамоходные буксирные баржи.

По роду материала рефрижераторы делят на деревянные, металлические, пластмассовые, композитные (одна часть деталей выполнена из металла, другая - из дерева). Наиболее распространены - стальные рефрижераторы.

Водный холодильный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с железнодорожным:

1) рефрижераторный тоннаж стоит дешевле равновеликой емкости железнодорожных вагонов-ледников;

2) рефрижераторный тоннаж может быть использован для перевозки в обе стороны рейса любых (требующих и не требующих охлаждения) грузов, не имеющих сильного запаха и не портящих холодильного оборудования трюмов.

Вагоны-ледники чаще всего используют только в одном направлении, поэтому они подлежат срочному возврату. На судах-рефрижераторах рыбной промышленности, кроме охлаждаемых трюмов, бывает предусмотрено изготовление водного льда, применяемого для пересыпки рыбы. Для этой цели ставят льдогенераторы чешуйчатого льда.

Лебёдка - механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана.

Обычная лебёдка состоит из электродвигателя, редуктора, барабана, рамы, тормозной системы. В случае необходимости некоторые лебёдки сочетают с полиспастом.

Полиспа́ст (греч. Polýspaston, от др. - греч. polýspastos - натягиваемый многими верёвками или канатами) - таль, грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). Обычно полиспаст является частью механизмов подъёма и изменения вылета стрелы подъёмных кранов и такелажных приспособлений.

Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов (например, шлюпок на судах). В силовом полиспасте груз подвешивают к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывают к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимают число ветвей каната, на которые распределяется груз). Скоростной полиспаст - по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывают к подвижной обойме, а груз подвешивают к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста достигается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста.

Трюм (от нидерл. truim) - пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и нижней палубой (или платформой).

Трюм используется для размещения грузов (на грузовых судах), запасов, балласта, а также судовых механизмов. В зависимости от типа судна и его размера число трюмов и их назначение может изменяться. Длина трюма на пассажирских судах определяется условиями непотопляемости. На грузовом судне трюм разделён поперечными переборками на несколько отсеков, число которых зависит от длины судна. Трюм судна-рефрижератора оборудуется теплоизоляцией и холодильной установкой, а крышка трюма делается сравнительно небольшой - чтобы уменьшить тепловые потери. На военных кораблях трюм разделен водонепроницаемыми перегородками и заполняется снарядами и запасами. Загрузка и разгрузка трюмов происходит обычно через грузовые люки.

Нумерация грузовых трюмов производится от носа к корме. Помещения внутри судна, расположенные выше трюма, называются твиндеками