Транспорт и судостроение Дании
Почти две трети ВВП создается в частном секторе. Территориально промышленный потенциал Дании перемещается в западные регионы страны (о. Фюн и Ютландия), что вызвано растущим интересом датчан к рынкам Центральной Европы. В настоящее время две трети производственных компаний сосредоточены в этих регионах.
После непродолжительной стагнации промышленности в 1995 и 1996 годах, связанной с падением датской кроны по отношению к европейским валютам и американскому доллару, 1997 год показал рост производства и объема экспорта. Эта тенденция вызвана повышением спроса на европейских рынках и усилением экспортного потенциала Дании.
Общая стоимость произведенной в Дании в 1997 году промышленной продукции составляет около 400 млрд. крон. Две трети производимой продукции экспортируется.
Ведущими отраслями датской индустрии являются металлообработка, машиностроение и приборостроение. Здесь создается около 34% всего объема промышленного производства. Важное место занимает пищевая - 26%, химическая - 16,5%, целлюлозно-бумажная и полиграфическая - 8,5%, а также деревообрабатывающая и мебельная - 7,8% промышленность. Все эти отрасли имеют устойчивую тенденцию к росту производства и экспорта своей продукции. После нескольких лет застоя наметился подъем текстильной и швейной промышленности. В настоящее время эти отрасли дают около 3,5% от общего объема промышленного производства. Кожевенная промышленность находится в кризисе.
Итоги 1997 года, положение в экономике Дании в начале 1998 года, позволяют сделать вывод о том, что экономика страны находится в стадии подъема. Прогнозы датских и международных экспертов уверенно предвещают для экономики Дании на ближайший период умеренный рост ВВП, дальнейший подъем сельскохозяйственного и промышленного производства, умеренный рост экспорта и укрепление валютно-финансового положения страны.
По оценкам экспертов Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества и развития темпы экономического роста в Дании несколько снизятся и приблизятся к среднеевропейским (2,7%), темпы инфляции, по-прежнему, будут превышать среднеевропейские (на 0,5%), а уровень безработицы еще более снизится до рекордно низкой отметки в 6,9% к 1999 году.
14 апреля 1998 года правительство Дании официально объявило о планах достижения стратегических целей на период до 2005 года: снизить уровень безработицы до 5%; снизить государственный долг до 40% ВВП; ликвидировать иностранную задолженность Дании к 2005 году.
Вместе с тем, и датские (Национальный Банк Дании), и международные эксперты (МВФ) неоднократно высказывали опасения по поводу возможности перегрева экономики Дании и необходимости принятия жестких мер для ограничения роста заработной платы и частного потребления в стране. Подъем экономики Дании, тем не менее, не привел к существенному росту датского экспорта, что объясняется, главным образом, неблагоприятным соотношением датской кроны к доллару США.
Наиболее динамично развивающиеся отрасли промышленности, производящие мебель, фармацевтические товары, медицинское, природоохранное и ветроэнергетическое оборудование, а также агропромышленный комплекс (производство мяса свинины и мяса говядины, сливочного масла, сыров и сухого молока) имеют хорошие шансы на продолжение роста. В промышленности и сельском хозяйстве еще сильнее будет сделан упор на приоритет экологически чистых технологий.
Продолжится развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь сети скоростных автодорог и переправ через проливы, а также модернизация и электрификация железнодорожного транспорта, строительства миниметро в Копенгагене.
Вместе с тем, в сфере транспортных услуг заметный рост объема грузооборота ожидался в 1998 году лишь в морском транспорте за счет дальнейшего развития контейнерных перевозок. Капиталовложения в развитие датских морских портов должны принести положительные результаты в плане увеличения грузооборота в последующие годы.
В 1998 году ожидался дальнейший рост в таких отраслях, как телекоммуникации и информатика. Продолжены работы по развитию единой компьютерной сети в Дании.
Транспорт
Транспортная промышленность Дании традиционно считается одной из важнейших отраслей экономики и является третьей по объему экспорта в стране. Она остается значительным источником поступлений иностранной валюты (около 90% поступлений).
Морской транспорт. На его долю приходится примерно 75% всех внешнеторговых перевозок.
Торговый флот под датским флагом сегодня включает в себя более 1656 судов общим тоннажем 5,9 млн. тонн, из которых половина занята в линейном, около 20% в трамповом судоходстве, треть используется для перевозки танкерных грузов. Датчане покрывают 5% мирового рынка грузоперевозок.
Активность торгового флота Дании концентрируется преимущественно на международных линиях. Внутренние перевозки занимают только 10% товарооборота судоходных компаний. Транспортировка грузов в Европе - составляет 25% оборота. Крупнейшим рынком морских перевозок для Дании является североамериканский континент. На его долю приходится 50% всего товарооборота датского флота. Внутри стран Северной Европы датчане выполняют только 5% морских перевозок. В Россию датские судоходные компании в 1997 г. перевезли около 360 тыс. тонн грузов.
Датские судовладельцы управляют одним их самых современных флотов со средним возрастом судов менее 8 лет, что почти в два раза ниже среднего возраста мирового торгового флота. В 1997 году чистый доход от эксплуатации торгового флота, который, главным образом, используется для перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд. долларов. В торговом флоте занято 20 тыс. человек.
В Дании более 300 судоходных компаний, крупнейшими из которых владеют концерны "А. П. Мюллер" и "Лауритцен". Первому принадлежит ведущее место в мире по перевозкам стандартных 20-футовых контейнеров. Если в 1990 году эта компания уже владела двумя крупнейшими в мире контейнеровозами "Зеландия" и "Ютландия", способных одновременно перевозить по 3600 стандартных 20-футовых контейнеров каждый, то в 1996 году "А. П. Мюллер" получил первый из 12 заказанных гигантских судов-контейнеровозов, каждое из которых способно перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делает такие суда самыми большими в мире на сегодняшний день.
В 1997 году через 48 датских портов прошло грузов общим тоннажем 80 млн. тонн. Грузоперевозки в Россию обслуживаются в основном судоходной компанией "ДФДС Транспорт" и фирмой "Контейнершипс". Основными портами, используемыми датчанами являются прибалтийские терминалы, Хельсинки, С-Петербург и Калининград. Порты Балтии и Финляндии пользуются у грузоотправителей в Россию большим предпочтением по сравнению с российскими портами. Датчане связывают это с плохой работой таможенных постов на российских морских терминалах, сложностью использования процедуры TIR, а также низкой скоростью грузопереработки в российских портах.
Железнодорожный транспорт сосредоточен главным образом, в ведении государственной компании Датских национальных железных дорог (ДСБ). Кроме того, в Дании существует 13 мелких железных дорог, осуществляющих перевозки на острове Зеландия. Общая длина датских железных дорог составляет более 3 тыс. км, в том числе 2344 км дорог электрифицированы. К 2000 году планируется полностью электрифицировать всю железнодорожную сеть. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно 150 млн. пассажиров и более 9 млн. тонн грузов, в т.ч. около 65% внешнеторговых грузов. Около 20% пассажиропотока приходится на этот вид транспорта.
ДСБ принадлежат не только железные дороги, но и 283 станции, а также подвижной состав, который включает примерно 200 магистральных и более 200 маневровых электрических и дизельных локомотивов, более чем 6,5 тыс. вагонов различных типов. Кроме того, ДСБ эксплуатирует порядка 30 крупных паромов, осуществляющих переправу на 304 паромных линиях. Ежедневно паромами ДСБ осуществляется более 275 отходов-заходов. 600 автобусов ДСБ обслуживают 7373 км автобусных маршрутов между станциями на различных линиях.
В 1996 г. на ДСБ работало более 15,5 тыс. человек, прибыль составила 7,3 млн. крон, из них 2,6 млн. крон приходилось на пассажирские перевозки и 1 млн. крон на грузовые.
Автомобильный транспорт имеет важное значение для грузопассажирских перевозок внутри страны. Ежегодно автотранспортом осуществляются более 75% всех внутренних грузовых перевозок и более 90% пассажирских перевозок, а также приблизительно 8% внешнеторговых перевозок грузов.
В настоящее время большинство сухопутных транспортных потоков (как автомобильных, так и железнодорожных) идущих из Центральной и Западной Европы в Швецию, Норвегию и Финляндию, а также в обратном направлении, сходятся к датским проливам. На берегах проливов Эресунн и Большой Бельт многочисленные машины, автобусы и вагоны должны загружаться на паромы, чтобы достигнуть противоположного берега. Поэтому через эти проливы - Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и Большой Бельт, который пролегает между датскими островами Зеландия и Фюн, полным ходом идет возведение мостовых и туннельных переправ. Этим транспортным артериям уделяется большое внимание со стороны Европейского Союза, так как вместе они должны завершить объединение в единое целое автомобильной и железнодорожной сети на континенте. Эти переправы развяжут пробки, движение станет бесперебойным и скоростным.
Транспортным путем через Финляндию, Швецию, Данию все активнее пользуются российские экспортеры и импортеры, поэтому Россия тоже получит выгоду от ускорения перевозок в этом направлении.
Общая длина переправы через Эресунн составит 16 км. и будет готова в 2000 году. Она сооружается между крупным городом юга Швеции Мальмё и датской столицей Копенгаген на основе межправительственного соглашения между Данией и Швецией. Строители Большого Бельта должны были ввести в строй переправу между островом Зеландия и островом Фюн 15 июня 1998 года. Общая длина переправы составит 18 км.
Затраты на возведение обеих переправ оцениваются более чем в 10 млрд. долларов. Эти расходы в будущем должны себя окупить не только за счет взимания платы за проезда по мостам. Швеция и Дания надеются крупно выиграть в результате того, что регион Мальмё -Копенгаген, соединенный скоростными трассами, получит мощный стимул для дальнейшего экономического развития.
По оценкам экономистов по мосту между Мальмё и Копенгагеном после ввода его в эксплуатацию будет проезжать 10 тыс. транспортных средств в сутки. В дальнейшем транспортные потоки могут увеличиться до 30-40 тыс.
Кроме того, в соответствии с договором между правительствами Дании и Германии начаты проекты по технико-экономическому обоснованию строительства переправы между двумя странами через пролив Фехмерн.
Воздушный транспорт. Центральное место здесь занимает авиакомпания SAS ("Скандинэвиэн Эрлайнз Систем") - совместное государственно-частное предприятие с участием Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все внешние авиаперевозки, в то время как её датское отделение "Данэйр" занимается перевозками внутри страны. Ежегодно авиакомпанией SAS перевозится более 13 млн. пассажиров, в том числе отделением "Данэйр" на внутренних линиях Дании около 2,5 млн. пассажиров.
Помимо SAS и "Данэйр" в Дании имеется крупнейшая в мире чартерная авиакомпания "Стерлинг Эйруэйз" и около 10 мелких авиакомпаний, осуществляющих полеты внутри страны и на короткие расстояния за границу (восток Швеции, юго-восток Англии и север Германии).
SAS предпринимает все необходимые меры для выживания в конкурентной борьбе, которая по расчетам экспертов приведет к тому, что к 2000 году в Западной Европе сохранится только 5 сильнейших авиакомпаний. SAS имеет тесные контакты с авиакомпаниями "Тексас Эйр" (США), "Суиссэйр" (Швейцария), "Финнэйр" (Финляндия) "Лан-Чиле" (Чили), "Тай" (Таиланд) и "Ана-Олл-Ниппон Эйлайнз" (Япония) и обменялась с ними акциями с тем, чтобы успешнее противостоять конкуренции со стороны более мощных западноевропейских компаний.
В Дании имеется 34 аэропорта, способных принимать современные реактивные лайнеры. Крупнейший из них Копенгагенский аэропорт "Каструп" (15 млн. обслуживаемых пассажиров в год, включая транзитных) занимает пятое место в Западной Европе. В аэропорту ведутся работы по его расширению с тем, чтобы довести пропускную способность к 2000 году до 20 млн. человек.
Трубопроводный транспорт приобрел важное значение с началом разработки (середина 80-х годов) нефтяных и газовых месторождений в датском секторе Северного моря.
В настоящее время в стране имеется необходимая сеть газо- и нефтепроводов. В эксплуатации государственной компании трубопроводного транспорта "Данск Олиерер", входящей в концерн "Донг", имеется 200 км. подводных и 110 км. сухопутных нефтепроводов, а также 200 км. подводных и 760 км. сухопутных магистральных газопроводов. Газораспределительная трубопроводная сеть страны имеет протяженность более 14 тыс. км.
Судостроение
Дания является одной из немногих стран, которые занимаются морским судостроением. В 1997 году в датских доках сошло на воду 16 судов различных классов общим водоизмещением 414 тыс. тонн и грузоподъемностью 375 тыс. тонн, что соответствует 2% мирового рынка строительства судов.
Высокие производственные издержки затрудняют привлечение иностранных заказчиков. В условиях обострившейся конкуренции на мировом рынке судостроения основными заказчиками для датских судоверфей в настоящее время являются датские судоходные компании.
На датских верфях осуществляется строительство морских стандартных судов, а именно универсальных грузовых контейнеровозов, танкеров для перевозки химических грузов с нержавеющими грузовыми цистернами и двойными корпусами. Осуществляются экспериментальные работы по строительству специализированных судов - цементовозы, пассажирские и автомобильные паромы, транспортные суда и буксиры.
В течение последних лет отмечается постоянное уменьшение портфеля заказов датских судостроителей. Так, если в 1993 году он составлял 51 судно с дедвейтом почти 3000 тыс. тонн и грузоподъемностью около 1800 тыс. тонн, то в 1997 году датские компании выполняли заказы на строительство 28 судов с дедвейтом 1043 тыс. тонн и грузоподъемностью 867 тыс. тонн., из них новые контракты были только на 9 судов.
Проблемы в судостроении, затрагивающие и субподрядные компании, традиционно поставляющие комплектующие для этой отрасли промышленности, датские фирмы стремятся преодолеть путем расширения услуг по ремонту судов и диверсификацией производства. В 1996 году оборот верфей только на ремонт вырос почти в два раза и составил около 900 млн. крон. Выполнение заказов, не связанных напрямую с судостроением, выросло почти до 4 млрд. крон и составило 30% от всего оборота промышленности.
Общий товарооборот судостроителей в 1996 году составил более 11 млрд. крон, что равно 3% от всего оборота датской промышленности. Надо отметить, что по этому показателю судостроители приблизились к цифрам самого лучшего года (1991) в их истории. Годовые инвестиции судостроительных компаний в свое производство уже на протяжении пяти лет остаются постоянными и составляют 250-270 млн. крон. Дания придерживается правил ЕС, исключающих субсидирование судостроительной промышленности. Тем не менее, идет скрытая поддержка отечественных судостроителей путем выдачи заказов на ремонт и реконструкцию боевых кораблей ВМС страны с выделением на эти цели дополнительных финансовых средств из бюджета.
Судоверфь "Оденсе Сталскибсверфь" в г. Оденсе - самая большая в Дании, и участвует в программах Европейского Союза "Эсприт". Эти программы объединяют европейские компании и научно-исследовательские институты для совместной деятельности в развитии новой технологии и совершенствовании судостроительной отрасли.
Применение такой стратегии было решающим фактором для верфи. За последние 5 лет производительность увеличилась более чем на 20% и продолжает расти. На судовефи сейчас работают около 2600 человек, оборот - 2,9 млрд. крон. В 1997 году верфь спустила на воду 3 судна общим водоизмещением 274,5 тыс. тонн и грузоподъемностью 255 тыс. тонн. На верфи строятся контейнеровозы, которые могут перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делает такие суда самыми большими в мире на сегодняшний день.
Судоверфь "Данъярд" объединяет всю судостроительную деятельность датского концерна "Лауритцен". В свое время эта судоверфь поставила серию современных рефрижераторных судов в СССР, а в 1989-90гг. поставляла рыбоохранные суда с вертолетом на борту для Министерства рыбного хозяйства СССР. "Данъярд" совместно с рядом российских пароходств участвовала также в проектах по модернизации рыболовецких судов в России. Кроме того, в современных доках и высокопроизводительных ремонтных мастерских верфи "Данъярд" производится текущий ремонт и техобслуживание всех видов судов. Верфь "Данъярд" во Фредериксхавне на Ютландии имеет 2000 служащих и ее оборот составил в 1996 году 1,2 млрд. крон.
В 1997 году верфь поставила 3 судна грузоподъемностью 64,5 тыс. тонн и имеет заказы на строительство еще 4 судов дедвейтом 148 тыс. тонн. В настоящее время "Даньярд" находится в сложном финансовом положении. "Лауритцен" выставил на продажу это отделение концерна.
Особо следует выделить судостроительную верфь "Орхус Флюэдок", которая заключила контракт на 770 млн. крон с российской организацией "Дальморепродукт" на строительство 7 кораблей. При этом 20% суммы выплачивает российская сторона в качестве предоплаты, а остальные 80% должны кредитоваться "Датским судовым кредитным фондом" под гарантии возврата кредита от Центрального банка России. Два судна уже передано заказчику.
Судоверфь "Орхус Флюэдок" (численность персонала - 700 чел., годовой оборот - 700 млн. крон) располагает самым современным оборудованием для ремонта и строительства морских кораблей и имеет возможность выполнять заказы по следующим направлениям: строительство серийных грузовых кораблей; строительство морских лайнеров; перепрофилирование существующих судов, модернизация с целью увеличения их потенциальных возможностей; ремонт кораблей различных типов.
В 1997 году компания построила 5 судов с общим дедвейтом 18,5 тыс. тонн. Портфель заказов верфи содержит еще 8 судов дедвейтом 48 тыс. тонн.
Судоверфь "Ерсков" в Фредериксхавне также заключила контракт с российской компанией "Севрыба" (Мурманск) на поставку четырех рыболовецких траулеров. Сумма контракта составляет 450 млн. крон. Первый корабль был сдан ноябре 1997 года.
"Ерсков" образована в 1958 году и представляет собой акционерное общество с уставным капиталом в 15 млн. крон. Оборот верфи - 1 млрд. крон, количество занятых - 770 человек. Судоверфь специализируется в выпуске различных судов пассажирского класса, танкеров и сухогрузов. В 1997 году компания поставила 2 судна грузоподъемностью 30 тыс. тонн. В портфель заказов входит строительство еще 7 судов грузоподъемностью 13,9 тыс. тонн, в т. ч. малого парома стоимостью 20 млн. крон.
Оценивая судостроительную отрасль Дании можно отметить, что в целом она не потеряла своей конкурентоспособности на мировом рынке. В портфеле заказов датских корабелов находится 10 танкеров и 8 судов для перевозки химических грузов, а также 5 рыболовецких траулеров. Это свидетельствует, что даже в условиях жесткой конкурентной борьбы датчане, благодаря своей высокой квалификации, продолжают играть заметную роль на судостроительном рынке и вызывают интерес зарубежных предпринимателей к инвестированию.