Транспортная и инженерная инфраструктуры в Омской области

Транспорт в Омской области - одна из важнейших отраслей экономики Омской области, обеспечивающая экономические связи как внутри области, так и с другими регионами. Представлен автомобильным, железнодорожным, речным, авиационным, трубопроводным, а также городским электрическим (трамвайным и троллейбусным) транспортом в областном центре - городе Омск.

Важнейшей транспортной магистралью является Транссибирская магистраль, которая соединяется с Средне-Сибирской железной дорогой.

Город Омск является крупным транспортным узлом - в нем находится аэропорт международного значения. В настоящее время в городе ведется строительство метро.

Автодороги и автомобильный транспорт

В Омске на конец 2010 года зарегистрировано 421 тыс. легковых автомобилей, 79,4 тыс. грузовых и 15,7 тыс. - автобусов.

В городе активно эксплуатируются наземные виды транспорта. Действует 108 автобусных, 10 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов, а также маршрутные такси. Трамвайные линии в историческом центре города были убраны. Согласно генеральному плану развития Омска ожидается значительное развитие трамвайных линий как на левом, так и на правом берегах реки Иртыш. На 2010 год представителями мэрии было анонсировано обновление подвижного состава трамвая. Транспортная схема города постоянно корректируется. С 2005 года по просьбам жителей было открыто 15 новых маршрутов и изменено 39 ранее действующих. С 2009 года в соответствии с новыми правилами организации пассажирских перевозок для информирования пассажиров в салонах общественного транспорта размещена визитная карточка пассажирского предприятия с номерами телефонов, по которым можно обратиться с жалобами или предложениями, и где указаны данные водителя.

По словам председателя Омской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации В. И. Колесникова, муниципальный транспорт в городе не только сохранён, но и развивается (что особенно заметно на фоне того, что в некоторых городах Сибири муниципальный пассажирский транспорт "умер").

В Омске в настоящее время строится метрополитен. В первой очереди планируется открыть четыре станции: "Библиотека им. Пушкина", "Заречная", "Кристалл", "Соборная". Из-за мирового финансового кризиса дата ввода пускового участка отложена в очередной раз. Финансирования на строительство метро в 2010 году не было выделено.

Через Омск проходит федеральная трасса М51 (Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск - Новосибирск). Для жителей России желающих проехать в Омск по этой трассе лучше выбрать маршрут Челябинск - Курган - Макушино - Бердюжье - Ишим - Омск.

На левобережье находится автовокзал, откуда ходят междугородные и международные автобусы в Омскую область, другие города России и Казахстана.

По территории Омской области проходят автомагистрали:

М51 (часть европейского маршрута E 30 и азиатского маршрута AH6),

М38 (часть европейского маршрута E 127 и азиатского маршрута AH60),

Р402 (Тюмень-Ишим-Омск).

Р390 (Омск - Русская Поляна).

Р391 (Горьковское - Калачинск - Оконешниково)

Р392 (Омск (а/д Р402) - Тара)

Р393 (Омск - Одесское - граница с Казахстаном (на Кокчетов))

Длина автомобильных дорог в Омской области составляет: 18568 км.

§    в том числе общего пользования 16630 км.

§    дороги с твердым покрытием 12763 км.

§    из них - общего пользования 11315 км.

§    в том числе федерального значения 729 км.

§    в том числе регионального или межмуниципального значения 7288 км.

§    в том числе местного значения 3298 км.

Железнодорожный транспорт

Благодаря строительству Транссиба Омск получил дополнительное развитие. В Омске находятся два железнодорожных вокзала, расположенных по соседству и образующих привокзальную площадь: "Омск-Пассажирский" и "Омск-Пригородный". Оба вокзала соответствуют европейским стандартам.

Существуют фирменные поезда омского формирования: поезда "Иртыш" № 47/48 направлением Омск-Москва и № 87/88 направлением Омск-Новосибирск, соответствующие европейским стандартам, "Омич" направлением Омск-Нижневартовск, "Дружба" - Омск-Караганда, и двугруппный фирменный поезд "Обь" направлением Новосибирск-Омск-Новый Уренгой.

В 2008 году в Исилькуле полностью обновлён железнодорожный вокзал.

2000 2005 2010
Эксплуатационная длина жeлезнодорожных путей, тыс. км 775 752 752
Густота железнодорожных путей общего пользования, километров на 1000 кв.км территории 55 53 53
 

Речной транспорт

Речной - исторически наиболее древний вид транспорта в Омске, именно в ходе речного похода был основан Омск, на протяжении своей истории город был тесно связан с рекой. Построенный в 1964 году Речной вокзал стоит в самом центре города: на месте основания Омской крепости. В настоящее время, после кризисных 1990-хх годов, Омск вновь связан пассажирским сообщением по Иртышу. ОАО "Иртышское пароходство"осуществляет маршруты на линия Омск-Салехард (через Тобольск, Ханты-Мансийск). На период трёхмесячной навигации по этому маршруту ходят теплоходы "Чернышевский" и "Родина". На сегодняшний день это один из немногих сохранившихся речных пассажирских маршрутов в России. На скоростных линиях Омск-Тевриз и Тевриз-Малая Бича работают скоростные суда Восход и Заря.

Речной грузовой порт находится в Ленинском административном округе. Омский речной порт (основан в 1951 году) расположен в черте города по обоим берегам Иртыша у пересечения его с Транссибом, в 1858 км от устья. Омский речной порт - крупнейший перевалочный порт на Иртыше. В 1970-е годы на его долю падал 31 % общего объёма погрузочно-разгрузочных работ в Иртышском бассейне.

Воздушный транспорт

В Омске действует аэропорт "Омск-Центральный". Ведётся поиск инвесторов для продолжения замороженного строительства международного аэропорта "Омск-Фёдоровка" в 30 км от города.

В черте города, в Октябрьском округе, находится построенный ещё в период ВОВ аэродром Омск-Северный. Одно время он даже принимал чартерные рейсы гражданской авиации. В начале 2000-х гг. существовали планы его превращения в крупнейший в Сибири грузовой терминал, которые остались неосуществлёнными.

В настоящее время из Омска можно вылететь в Москву, Сургут, Сочи, Краснодар, Хургаду, Новосибирск и Ханты-Мансийск.

В 2010 году осуществлялись регулярные рейсы в Анапу, Баку, Ганновер, Дюссельдорф, Ереван, Красноярск, Нижневартовск, Норильск, Салехард, Якутск, чартерные рейсы в Анталью, Бангкок, Даламан, Ираклион, Шарм-эль-Шейх.

Водоснабжение

В настоящее время разрабатывается Генеральная схема водоснабжения и водоотведения Омской области, предусматривающая реконструкцию действующих объектов водоснабжения и строительство новых водопроводов, перевод 10 сельских районов на водоснабжение от реки Иртыш, строительство в 11 районах локальных систем водоснабжения за счет подземных источников. До 90% сельских населенных пунктов, кроме отдаленных и находящихся в труднодоступных местах, будут обеспечены водопроводной водой нормативного качества.

Поставлена задача - провести воду в каждый сельский дом, чтобы жители могли получать все удобства, пользоваться душем и автоматическими стиральными машинами.

Предполагается продолжить реконструкцию действующих групповых водопроводов (Любино-Исилькульского, Таврического и Южного) с расширением межпоселковых сетей на территории 11 районов. Губернатор поручил в 2012 году улучшить водоснабжение жителей Полтавского и Таврического районов. Кроме того, предстоит построить три новых водопровода, также запитанных от реки Иртыш, - Горьковский, Иртышский и Нововаршавский с охватом 10 районов. В региональном Минстрое прорабатывается вопрос об организации локальных систем водоснабжения из скважин в северных районах.

Генеральная схема водоснабжения должна быть принята в 2012 году, завершение комплекса работ планируется на 2020 год. На реализацию мероприятий Генеральной схемы водоснабжения потребуется более 20 млрд. рублей, из них 14 млрд. рублей будет направлено на строительство трех новых групповых водопроводов. Для реализации мероприятий начального этапа потребуется свыше 700 млн. рублей.

Электроснабжение

На территории Омской области расположены 4 ТЭЦ (все входят в ОАО "ТГК-11", ТЭЦ-2 работает в режиме котельной) и множество котельных (самая крупная Кировская районная котельная так же входит в ОАО "ТГК-11").

Большая часть котельных передана на баланс в муниципальное предприятие "Тепловая компания", остальные являются ведомственными.

Теплоснабжение

На данный момент работы по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения в регионе идут полным ходом. В частности, сейчас в селах Москаленского, Седельниковского и Таврического районов строят новые котельные взамен изношенных. Здесь появится новое современное оборудование, которое повысит КПД объектов теплоснабжения и обеспечит гарантированное соблюдение нормативного температурного режима. Котельная в Седельниково теперь будет обслуживать большее количество потребителей, а в селе Харламово смогут использовать более дешевое топливо, чем раньше.

Также стало известно, что в Исилькуле в свою очередь две реконструированные котельные переведут на газ, а в обновлённой котельной Тевризской ЦРБ вместо изношенного мазутного котла установят угольно-дровяной.

По расчетам РЭК Омской области, сокращение затрат на производство тепла позволит снизить тариф для всех потребителей местной теплоснабжающей компании на 7,5%, что в денежном эквиваленте соответствует почти 2 млн 250 тыс. рублей в год. Техническое перевооружение теплоисточников по Омской области в целом, а также частичный перевод их на автономное отопление позволит предстоящей зимой сэкономить на топливе более 18 млн рублей.

Санитарная очистка

В июне 2012 г Управлением Роспотребнадзора по Омской области проведено аппаратное совещание, на котором было проанализировано состояние организации санитарной очистки на территории Омской области.

На совещании было отмечено, что существующая система очистки территорий жилой застройки населённых пунктов Омской области от бытовых отходов недостаточно эффективна. Не внедряется система раздельного сбора твёрдых бытовых отходов по виду для возможности переработки вторсырья, в том числе: энергосберегающих ламп, других ртутьсодержащих предметов, отработанных батареек, аккумуляторов, отходов электронной и бытовой техники и т.д.

На территории муниципальных районов имеются 10 населенных пунктов с числом жителей более 10 тысяч человек, генеральные схемы санитарной очистки на которых отсутствуют, несмотря на то, что Методическими рекомендациями "О порядке разработки генеральных схем очистки территории населенных пунктов Российской Федерации", утвержденными Постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 г. № 152 требуется их наличие.

В течение 2011 года и текущего периода 2012 года Управлением Роспотребнадзора было выявлено 72 несанкционированные свалки на территории г. Омска, по всем фактам были приняты меры.

В ходе осуществления надзорных мероприятий в 2011 году за нарушения в обеспечении санитарной очистки по Омску и Омской области составлено 139 протоколов об административном правонарушении, в том числе 51 - в отношении юридических лиц.

Практически на всех свалках в муниципальных районах области не выполняются требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов в части их территориального зонирования, оборудования подъездных путей с твердым основанием, сооружения легких ограждений или обваловки по периметру, своевременному уплотнению и изоляции отходов и др.

За выявленные нарушения гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов в 2011 г. привлечены к ответственности руководители ООО "ЭкоТехнологии" и ООО "ОКК "Норма плюс". За неудовлетворительную эксплуатацию полигона ООО "ЭкоТехнологии" материалы были переданы в суд.

Аппаратным совещанием принято решение, что основными задачами по вопросу санитарной очистки, которые необходимо решать органам Роспотребнадзора Омской области, помимо осуществления надзорных мероприятий, являются:

1. Работа с муниципальными образованиями города и области по:

пересмотру и утверждению генеральной схемы очистки территории г. Омска, разработке и утверждению генеральных схем очистки территорий крупных населенных пунктов в муниципальных районах области с учётом организации системы раздельного сбора твёрдых бытовых отходов по виду для возможности переработки вторсырья.

проведению процедуры закрепления всех территорий для обеспечения регулярной санитарной очистки.

определению ведомственной принадлежности всех свалок ТБО и ЖБО на территории муниципальных районов Омской области, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений по санитарно-защитным зонам и осуществлению деятельности по обращению с отходами.

обеспечению достаточного количества мусоровозного и ассенизационного транспорта.

2. Работа с Администрацией города Омска по:

организации единого полигона ТБО в Кировском административном округе с мусороперерабатывающим комплексом и ликвидацией существующих полигонов в ЛАО, САО, ЦАО с рекультивацией земель и строительство сооружений для утилизации отходов 1 и 2 классов опасности.

внедрению современных методов и технологий по переработке ТБО.