Туркменистан

Природные факторы Туркменистана

Туркменистан расположен на юго-западе Центральной Азии. Его территория составляет 488,1 тыс. кв. км. Туркменистан занимает выгодное географическое положение. Страна объективно является "мостом" между Европой, европейскими государствами СНГ, центральной частью России, с одной стороны, и обширными регионами Центральной и Южной Азии, с другой стороны. На суше Туркменистан граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном, имеет выход к Каспийскому морю.

Туркменистан богат различными полезными ископаемыми. В стране имеются большие запасы ртути, серы, озокерита, и что немаловажно для засушливого пустынного климата, источники пресной питьевой и минеральной лечебной воды. Туркменистан известен и другими природными богатствами, пользующимися огромным спросом на мировом рынке.

Фактором стратегического значения, способным определить исторические судьбы Туркменистана, является наличие в республике больших запасов нефти и газа. Поразведанным запасам газа Туркменистан занимал 2-е место даже в такой крупнейшей топливно-энергетической державе, которой являлся СССР. И в настоящее время по добыче газа Туркменистан занимает 4-е место в мире. На сегодня с уже эксплуатируемых месторождений ежегодно добывается более 80 млрд. кубометров газа, 6 млн. тонн нефти. Дополнительно к этому на территории республики открыты еще несколько крупных перспективных месторождений нефти и газа. Их разработка позволит в будущем увеличить добычу нефти втрое, а газа вдвое. Разведанные запасы золота позволяют республике создавать свой собственный золотой запас.

Туркменистан - небольшое государство по численности населения, которая по современным оценкам составляет несколько более 4 млн. человек, что, как известно, меньше половины населения Москвы. Некоторое представление о национальном составе населения, степени его однородности в сравнении с другими государствами региона позволяет иметь следующая таблица (данные переписи населения 1989 г.).

Демографический потенциал в республике считается благополучным. Показатели рождаемости (32,0 чел./тысячу чел. населения) значительно превышают показатели смертности (7,7). Ежегодный прирост населения составляет 24,3. При этом примерно половину населения составляют люди моложе 30-ти лет. Такие проблемы, как старение населения, остановка или отрицательный показатель естественного прироста, - республике практически не грозят.

В целом динамично развивается экономика Туркменистана, так, например, на сегодняшний день, объем экспорта сырья и различных товаров превышает объем импорта на одну четверть и составляет 8 млрд. долларов. Туркменистан - ведущий производитель не только в СНГ, но и в мире, ряда химических веществ: серы, йода, бромистого железа, редкоземельных металлов. Республика является крупным производителем электроэнергии.

Социально-экономическое развитие Туркменистана

Туркменистан является многонациональным государством, хотя и со значительным преобладанием коренной национальности (74 % общей численности населения в 1992 году). В то же время более 3 млн. туркмен проживают за пределами республики, в том числе в Иране - 1 млн. 100 тыс., в Афганистане - 900 тыс., в Ираке - 220 тыс., в Турции - 140 тыс. человек, в Узбекистане - 121,6 тыс., в Китае - 72 тыс., в России - 39,7 тыс. человек. Также имеются места компактного проживания туркмен в Таджикистане, Кыргызстане, Сирии, Иордании, Германии, Англии и Швеции.

Следует подчеркнуть особенности национального характера туркмен, общего восприятия ими общественной жизни. Туркмены - "...народ уравновешенный, стойкий, рассудительный, не поддающий паническим настроениям. Имеют склонность к сплочению вокруг одной личности - лидера, особенно в критических ситуациях". Подобные характеристики встречаются у многих исследователей, как в прошлом, так и в настоящем, и несомненно имеют под собой серьезные основания.

Существенные предпосылки внешней политики Туркменистана формируются в зависимости от особенностей религиозного сознания населения. Это особенно важно учитывать в региональном аспекте жизни туркменского государства. Представляется возможным утверждать, что религиозный фактор в Туркменистане имеет меньшее значение, чем в сопредельных ему мусульманских государствах. Ислам хоть и является наиболее распространенным религией среди туркмен, но преимущественно на бытовом уровне, без политико-идеологического и тем более государственно-политического воплощения.

Социально-экономические и социально-политические предпосылки внешней политики Туркменистана. Избранная стратегия политического развития Туркменистана как демократического, светского государства, общие содержательные контуры политического процесса в стране (и прежде всего его относительная устойчивость, отсутствие в республике политической конфронтации) создают прочную основу для формирования самостоятельного внешнеполитического курса Туркменистана. В стране обеспечивается некоторая экономическая стабильность, эволюционным путем осуществляется отдельные социально-экономические преобразования.

Разрыв внутрисоюзных интеграционных связей нанес болезненный удар по экономике. Почти 70% товаров народного потребления и продовольствия Туркменистан получал из других регионов. Им же взамен по заниженной в 5 - 7 раз реальной стоимости в другие республики поставлялись газ, нефть, хлопок и другие ценнейшие продукты. Туркменистан был практически полностью лишен возможности выходить со своими товарами на международный рынок, налаживать самостоятельные экономические отношения с сопредельными государствами. До сих пор в Туркменистане имеются глубокие диспропорции между развитием добывающих, сырьевых отраслей и состоянием перерабатывающей промышленности.

Имеются серьезные проблемы в добыче нефти и газа. За последние семь лет уровень добычи нефти в Туркменистане упал с 17 до 5 млн. тонн в год. Сохраняется расточительно высокая себестоимость туркменской нефти, зачастую недостаточна квалификация технического персонала.

Таким образом, сегодня возникает необходимость направить усилия, в том числе и внешнеполитические, на экономическую модернизацию, более полное и рациональное использование собственного потенциала Туркменистана и богатых ресурсов региона, интеграцию в региональное и международное социально - экономическое сотрудничество.

На сегодняшний день туркменская армия насчитывает около 40.000 человек, имеет 2.000 самолетов, 1.500 танков Т-72. Но из-за отсутствия специалистов высокой квалификации вынуждена полагаться в ее эксплуатации на российских офицеров. Туркменистан официально обратился в НАТО с просьбой о помощи в подготовке кадров для национальной армии республики.

Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса

Среди объективных условий формирования внешнеполитического курса Туркменистана следует особо выделить геополитические предпосылки. Они связаны со многими обстоятельствами, и прежде всего, с распадом СССР и образованием на его территории новых независимых государств. Существует также ряд факторов, в новом свете раскрывающих региональную ситуацию на Ближнем Востоке.

К ним относятся: уход Советской Армии из Афганистана и снижение влияния России в этой стране; появление претендентов на роль новых региональных лидеров (Турция, Иран, Узбекистан, Казахстан); качественные изменения состава определяющих факторов региональной обстановки: разгром иракской военной машины, начало процесса мирного урегулирования арабо-израильских отношений. Эти и другие изменения произошли на фоне кардинальной ломки стержневой оппозиции международной жизни по линии Восток - Запад, окончания "холодной войны". Перемены на глобальном и региональном уровне привели международные отношения к необходимости новой системы ценностей и целей и на базе к трансформации их общей структуры.

Сегодня геополитические положения Туркменистана резко изменилось. Если раньше республика была частью глобальной системы, которая во многом "автоматически" для страны определяла ее место в региональных отношениях с другими государствами (Ираном, Афганистаном), то теперь Туркменистан стал местом столкновения региональных центров силы: Ирана, Турции, Казахстана, Узбекистана. Каждый из этих центров, не говоря уже о России, включился в борьбу за преобладающее влияние в геополитическом и экономическом пространствах Туркменистана, контроль над которым позволит им приобрести несомненные выгоды.

Важным геополитическим резервом обеспечения относительной самостоятельности во внешней политики Туркменистана является перспектива налаживания его отношений с такими по-прежнему влиятельным субъектом глобальной геополитической системы мира, как Движение неприсоединения. Ныне в его состав входят свыше 100 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. Состоявшаяся в июне 1994 года в Каире 11-я конференция министров иностранных дел Движения неприсоединения констатировала одновременно сохранение важной роли неприсоединившихся стран в современном мире и необходимость глубокого обновления философии и концепции неприсоединения. В международных отношениях неприсоединение проявляется в трех видах: как внешнеполитическая доктрина большинства развивающихся стран, как конкретный внешнеполитический курс этих стран и как своеобразное межгосударственное политическое объединение независимых государств. Туркменистан, извлекая для себя немалые геополитические выгоды, мог бы активизировать усилия по встраиванию в многообразные процессы обновления Движения неприсоединения.

Потребности развития независимого Туркменистана состоят в том, чтобы скрупулезно учитывать особенности географического и геополитического положения страны, обеспечивать возможность для национально-исторического, социально-экономического, а также государственно-политического возрождения и строительства Туркменистана, заботиться об авторитете страны, способствовать вхождению ее в качестве полноправного члена в международное сообщество. Туркменистан имеет также "внешние" объективные потребности: обеспечение безопасности и стабильности государственного и общественного развития; выход на мировые рынки, достижение свободы коммуникаций с внешним миром; создание условий для бесперебойного и достаточного по объемам экспортно-импортного обмена, в том числе для снабжения Туркменистана (Создания стратегических запасов) некоторыми важнейшими ресурсами жизнеобеспечения страны (например, пресной водой).

Независимость Туркменистана

Объективной основой внешней политики Туркменистана является сам факт существования независимого Туркменского государства.

27 октября 1991 года в результате всенародного референдума Туркменистан был провозглашен независимым государством. Итоги референдума нашли отражение в Конституционном законе Туркменистана о независимости и основах государственного устройства Туркменистана. В Законе, в частности, записано: "Провозгласить в границах территории Туркменской ССР независимое демократическое государство - Туркменистан.

Независимость Туркменистана провозглашается во имя высших целей - обретения туркменским народом подлинной национальной государственности, обеспечения каждому человеку независимо от различий в национальном, расовом и социальном происхождении и вероисповедания прав и свобод, предусмотренных Конституцией Туркменистана, Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права, построения гуманного демократического общества, в котором верховенствует закон".