Фермерство в России
Фермер
Из определения Большой советской энциклопедии фермер – крестьянин-предприниматель, который владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством.
Для того чтобы стать фермером, не существует необходимости учиться. Можно выучиться на ветеринара, зоотехника, управленца, но это подразумевает масштабность – работу в крупном хозяйстве. А чтобы стать фермером, нужно лишь сильное желание. Почему люди не едут в деревню? Первое, о чем думают при ответе на этот вопрос, – низкие зарплаты. Но по результатам исследования по селу известно, что 70% людей на первое место поставили отсутствие инфраструктуры. На второе место – не жилье, а отсутствие возможности приобрести жилье. И только на третье место – зарплату. Процитирую высказывание председателя совета директоров Великолукского молочного комбината Дмитрия Матвеева: «Вы поехали жить на село, у вас есть дети и вы хотите жить в нормальном доме. Чтобы семья пользовалась благами цивилизации, чтобы дети могли получить образование. А что сельское хозяйство? Грязь, дороги».
О проблеме мотивации говорит и генеральный директор компании «Псков-АгроИнвест» Александр Братчиков: «Люди зачастую не понимают, что надо делать, потому что они в другой среде выросли, другие задачи раньше ставились. Нет мотивации. Не понимают, что именно может быть выгодно. Поэтому должна быть третья сторона, которая способна их всех объединить. Очень хороший пример – финская компания Valio, которую создали несколько фермеров, объединившись для переработки и сбыта продукции». «Нужны модели и технологии, – уверен автор социологического исследования «Семейные сельские хозяйства Псковской области» Сергей Дамберг. – Желающий начать дело должен понимать: выращивать надо не то, что принято, а то, что выгодно, а также знать, в каких объемах и как выгодно продать».
Существующая поддержка государства ориентирована скорее на уже состоявшееся хозяйство, способное создать бизнес-план и взять кредит, отмечают эксперты, подчеркивая, что ее также необходимо продолжать. Для такого производителя поддержка означает удешевление кредита и возможность через использование заемного капитала увеличить активы, развить предприятие, открыть новое направление деятельности. Рост поддержки, то есть сумм, закладываемых в бюджет, означает возможность сделать все вышеперечисленное в большем объеме.
В качестве поддержки малых форм производства может выступать именно помощь в определении, чем выгодно заниматься (специализация, сочетание культур) и как это делать наиболее эффективно (технологии производства и сбыта). «Чтобы люди пошли в село, необходима внутренняя мотивация, при этом они должны понимать, что могут еще и зарабатывать деньги», – утверждают эксперты.
История развития фермерских хозяйств в России
По мнению отдельных исследователей, первые российские фермеры появились в связи с преобразованиями, связанными со столыпинской аграрной реформой. В ходе ее проведения крестьянские (фермерские) хозяйства, охватывавшие в то время свыше 80% населения страны и бывшие господствующими по отношению к другим субъектам аграрной сферы, естественным образом получили возможность развивать новый уклад «предпринимателей-фермеров», выделив из них наиболее активную часть сельского населения. Вместе с тем, спустя два десятилетия, по мере развития коллективизации, в России начался прямо противоположный процесс. В результате фермерский уклад был уничтожен и трансформирован в государственно-кооперативный, выражавший монополию государства на производство, распределение, обмен и потребление сельскохозяйственных товаров.
Вследствие этого на смену фермерскому укладу пришло искусственное образование – «колхозно-совхозный» уклад, выступавший в роли организационно-правовой формы хозяйствования, не имевшей цивилизованной рыночной основы. В условиях отсутствия институтов рыночной экономики государственно-монополистический «экономический порядок» не мог обеспечить расширенного воспроизводства, поскольку был сконструирован в идеологической сфере и поддерживался административными методами воздействия на субъектов сельского хозяйства. Мощный толчок будущему сельскому предпринимательству был дан постановлениями Правительства СССР в 1986–1990 годах для осуществления экспериментов по созданию подрядных и арендных коллективов в сельском хозяйстве и принятием Законов о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности. Эти радикальные попытки и изменили построенную коллективизацией искусственную систему взаимоотношений и стимулировали возникновение в 90-е годы новых форм собственности, способствуя их становлению и дальнейшему существованию.
Основной процесс реформирования в аграрном секторе начался в 1990–1991 гг. В это же время были приняты Закон РСФСР «О земельной реформе», Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и другие. Одной из важнейших особенностей Закона «О земельной реформе» является утверждение, что государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций. Подтверждено многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, коллективно-долевой и частной форм собственности. В законе говорится о том, что отменяется монополия государства на землю. Но государство, исходя из общественных интересов, может устанавливать предельные размеры земельных участков. Согласно закону, приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов. В декабре 1992 года принят Закон РФ «О праве граждан в Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства». Он гарантировал право продажи гражданам, получившим в частную собственность землю с соответствующими целями, независимо от сроков приобретения прав собственности.
На первом этапе (начиная с 1989 года по 1993 год), по оценкам самих предпринимателей, наблюдались самые благоприятные условия для становления и развития бизнеса. Некоторые первые фермеры прошли школу подрядных и арендных коллективов и в начале рыночных реформ, накопив стартовый капитал и освоив практические навыки самостоятельной работы, продолжили свой бизнес в новых организационно-правовых формах.
Можно выделить две группы людей, возглавивших фермерское движение в начале 90-х годов. Первая группа – это рядовые механизаторы, желавшие проверить свои силы в открывшихся новых экономических условиях. Костяк второй группы – это руководители, специалисты коллективных хозяйств, которые воспользовались своими знаниями для успешного «фермерского старта». В эту группу вошли и те руководители и специалисты, которые в знак протеста или в результате возникшего конфликта с ближайшим руководством ушли из коллективного хозяйства и начали свое дело.
Становлению фермерства в начале 90-х годов несомненно способствовали значительные льготы и целевые государственные кредиты. В дальнейшем ослабление и практически полное прекращение государственной поддержки кардинально изменили ситуацию. С одной стороны, это сказалось положительно, произошел отсев случайных людей, привлеченных ранее возможностью быстрого обогащения, а с другой стороны, сократилось количество желающих стать фермерами. В последнее время организация фермерских хозяйств все чаще расценивается как очередная ошибочная кампания. Если раньше, в начале 90-х, формировалась позиция на фермеризацию, то теперь она радикально изменена в сторону сохранения любыми способами крупных коллективных хозяйств и ограничения образования фермерских хозяйств. В связи с этим из отечественной практики обращает на себя внимание столыпинская аграрная реформа. П. А. Столыпин говорил: «Нужно снять те оковы, которые камнем лежат на крестьянстве, и дать ему возможность самому избирать тот способ пользования землей, который наиболее приемлем».
Современное российское законодательство в области фермерского хозяйства
Принятие 11 июня 2003 г. нового Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который определяет юридический статус крестьянского хозяйства как особую форму предпринимательства без образования юридического лица, в отличие от предыдущего закона. Из этого следует, что те хозяйства, которые сегодня являются юридическими лицами, должны поменять юридический статус до конца 2010 года. В результате чего многие фермерские хозяйства примут статус «ООО» или другой.
В соответствии с Законом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится в совместной собственности его членов. Вопрос о наделении имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного субъекта предпринимательских отношений указанным Законом не регламентирован. Тем самым не соблюдено необходимое условие существования фермерского хозяйства как самостоятельного участника хозяйственных отношений.
Как известно, обособление имущества не является самоцелью – это лишь создание экономических предпосылок для возможности несения имущественной ответственности только фермерским хозяйством. В отличие от юридических лиц гражданин либо граждане отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
В последнее время к традиционной проблеме нехватки финансовых ресурсов добавилась проблема малоземелья. Причина тому – нереализация конституционного права россиян на землю.
Основной преградой в образовании новых крестьянских хозяйств и дальнейшем затруднении развития фермерского движения является принятый Закон Ставропольского края «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края» от 11 октября 2002 года №42 КЗ, которым произведены ограничения минимальной величины выделяемого земельного участка для образования крестьянского хозяйства в размере 300 га. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в отличии от предыдущего закона) членами фермерского хозяйства могут быть родственники, но не более чем из трех семей, а также количество граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, не должно превышать пяти человек.
Этими законами серьезно ограничиваются права землевладельцев, он фактически лишает крестьян земельных паев, доставшихся им в результате реформирования коллективных хозяйств. Если учесть, что средняя земельная доля колеблется в пределах 7 гектар, то образование крестьянского хозяйства невозможно.
В итоге полностью останавливается дальнейшее образование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Но если даже и произойдет набор земли для образования хозяйства, произвести выдел этого земельного массива из коллективного хозяйства практически невозможно из-за противодействия руководителей хозяйства и власти. При выделении земли не происходит выделения основных и оборотных средств, что является также препятствием. В результате крестьянское хозяйство остается полностью неспособным для обработки такого участка земли.
Сельские жители так и не стали фактическими собственниками своих земельных долей. Так, при желании выйти из коллективного хозяйства существует основное ограничение прав владельцев, которое заключается в согласии других членов хозяйства.
Рыночные отношения и фермерство
Практика перехода на рыночные отношения в стране показала несовершенство целого ряда положений и методов формирования аграрного рынка, в том числе и по проведению действительно эффективной земельной реформы. Говоря о земельных отношениях, необходимо определиться не только с формой хозяйствования, но и с формой собственности. Наличием в России четырех видов прав на землю (собственность, аренда, владение, пользование) объясняются многие наши беды, связанные с земельными отношениями. В условиях разнообразия форм хозяйствования, при 4 видах прав на землю, тогда как в мире существуют только два из них – собственность и аренда, в России зачастую порождается субъективный подход к некоторым формам хозяйствования.
В таких условиях важно создать равную доступность рынка земли всем заинтересованным участникам. Для этого важно уже сегодня разработать рациональные финансовые механизмы, позволяющие подключиться к рынку и фермерам.
Рассмотрим точку зрения В. А. Башлачёва, в которой говорится о неприемлемости для России ведения хозяйств, как на Западе. «В 1990 г. в Россию вернулись единоличные крестьянские хозяйства. Но, так как идеологами их внедрения были «западники», то большинство предпочитает и западное название – фермеры. Однако, эта подмена, безобидная на первый взгляд, привела к отклонению от цели. Стремление к подражанию фермерства Запада не привело к повышению эффективности сельскохозяйственного производства России. Почему?
Суть фермерства Запада – специализация на каком-то одном виде продукции. Отсюда и подход к оценке эффективности: урожайность с 1 га, надои на 1 корову. Они в России в 2–3 раза хуже, чем на Западе. Отсюда и главная аргументация идеологов фермерства: мол, плохо осваиваем западную специализацию.
На первый взгляд такие аргументы вроде бы правильны. Да и звучат привлекательно. И, гипотетически – выполнимы. «Поднатужившись», можно купить на Западе самую современную технику, приобрести самые элитные семена растений и самые продуктивные породы животных. Но будем ли мы в России иметь такую же продуктивность, как на Западе?
… Как видите, идеология фермерства, со специализацией на одном виде продукции для Русской равнины не является оптимальной. В XXI веке в России останутся два полугодовых цикла – «зима» и «лето». Русскому крестьянину «на земле» придется заготавливать на зиму кормов на 1 корову – в 2 раза больше. А период заготовки в 1,5 раза короче. Биологическая продуктивность 1 га Русской равнины в 2 раза ниже.
Русский «человек на земле» способен воспринять и приспособить технические достижения Запада без понуканий. Не надо только лезть к нему с советами «западников» о специализации. Пора понять: Ведь пословица: «что немцу здорово, то русскому смерть» – появилась не на пустом месте и не сегодня. Слепая подмена двух полугодовых циклов Русской равнины одним специализированным циклом Запада эффективность русского крестьянского хозяйства не повысит. Надо признать: безобидная, на первый взгляд, подмена понятий: «русское крестьянское хозяйство» на «фермерство» ведет не к повышению, а к снижению эффективности крестьянского хозяйства».
Возможность ориентировать на рынок личное подсобное хозяйство
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации напрямую связанной с сельским хозяйством.
Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем – фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.
В пункте 1 статьи 19 Федерального закона №74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Рассмотрим пример функционирования сельского хозяйства в Псковской области. Для Псковской области сельское хозяйство – намного больше, чем отрасль. Ввиду отсутствия крупного бизнеса, предприятий, аккумулирующих трудовые ресурсы, агропроизводство берет на себя социальную функцию – обеспечение жителей региона работой. На селе проживает треть жителей области, из них в сельском хозяйстве занято 22%. Однако саму занятость сложно назвать эффективной. Эксперты отмечают невысокую производительность труда и, как следствие, невозможность поднять зарплаты до уровня, стимулирующего приход молодежи.
Новые производства, запущенные крупными переработчиками сельхозпродукции, создают высокооплачиваемые рабочие места, но, учитывая автоматизацию технологического процесса, в ограниченном количестве. Если рассматривать в качестве тенденции развитие крупных производств (инвесторы уже озвучили планы по строительству свиноводческих комплексов и молочных ферм), в дальнейшем область сможет наращивать выпуск сельхозпродукции. Но вряд ли новые предприятия решат проблему занятости и роста уровня жизни населения, хотя бы потому, что не нуждаются в таком количестве работников. В качестве выхода видится развитие самозанятости, но не в натуральном хозяйстве, а в сфере производства на рынок. Уже сейчас личные подсобные хозяйства (ЛПХ) выращивают до 90% некоторых овощных культур в регионе, однако рассматривать их как рыночно ориентированные затруднительно.
Согласно данным Псковстата, на конец ноября 2009 года на хозяйства населения приходилось 19,4% поголовья крупного рогатого скота, 20,8% свиней, 96,4% овец и коз. Правда, здесь необходимо сделать важное уточнение. Часть довольно крупных хозяйств населения учитываются как личные подсобные. Такая форма может быть более удобной для сельского жителя, в том числе с финансовой точки зрения. К примеру, семья содержит небольшой свинарник. Это накладывает отпечаток на стоимостную структуру производства продукции. В целом же в последние годы хозяйства населения стабильно снижают объемы производства, а сельхозпредприятия – незначительно повышают.
Перспективы у села есть, но реализовать их мешает нерыночная мотивация, замечает президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. Сельское хозяйство обязано быть рентабельным. Но для больше части фермеров (владельцев ЛПХ) продажа произведенных продуктов выступает в качестве дополнительного источника дохода, призванного компенсировать низкий уровень жизни.
Вероятно, при росте оплаты труда по месту основной работы большинство представителей данной категории домохозяйств прекратили бы продажу продукции и их производство превратилось бы в натуральное хозяйство. Ведущие личные ЛПХ имеют основную работу и не склонны бросать ее, несмотря на низкую оплату. Самозанятость не рассматривается ими как деятельность, способная дать достаточный доход, который позволил бы уйти с низкооплачиваемой работы и заняться собственно агробизнесом. Хозяйства, ориентированные на рынок, как таковые не являются рыночными. А значит, за редким исключением, не пытаются вводить современные агротехнологии, реализовывать новые бизнес-проекты, определять специализацию с точки зрения рентабельности отдельных видов производства.
Согласно данным социологического опроса, половина производимого в ЛПХ молока и мяса реализуется родственникам и знакомым, очевидно – по невысокой цене. «Личные хозяйства населения демонстрируют крайне слабый вектор на собственное развитие, – делают вывод исследователи Института регионального развития. – Только 6,7% обнаруживают интерес к развитию, указывая на конкретные трудности.
Развитие фермерства в России
Создание фермы стоит в среднем 5 млн. долларов. Чтобы получить такой кредит в банке, фермер должен иметь залог – сумму в два раза больше. Если допустить, что у предпринимателя имеется такое количество средств, то сразу возникает множество вопросов: где взять поросят на откорм? Как реализовать продукцию по приемлемым ценам? И т.д. К сожалению, на мой взгляд, в России отсутствуют необходимые для развития сельского хозяйства институты. Если и есть возможность для самореализации, то на пути встаёт огромное количество препятствий: что делать с избытком продукции, как конкурировать с импортной продукцией (более дешёвой, зачастую) и пр.
В последние десятилетия отток сельского населения в города достиг практически критической отметки. Уже к 1994 году отток трудоспособного населения из села составил 25%, и в последующие годы не наблюдалось его снижения.
Привлечение молодежи на село возможно только в том случае, если будет создана развитая инфраструктура, если работа на селе будет приносить не только радость, но и доход. Кроме того, возвращение на село трудоспособной части населения сможет составить тот костяк, который станет основой развития фермерского хозяйства в России.
Также одной из проблем фермерского хозяйства в России является финансовая проблема. В решении данной проблемы может помочь система кредитования фермерских хозяйств на льготных условиях. Во многих регионах существуют законы, которые ограничивают размеры земельных участков, которые может иметь фермер. Многие фермеры хотели бы расширять свои земли, развивать хозяйство, но это становится невозможным. Решение данной проблемы также возможно только на государственном уровне.