Физическая рекреация и метатеоретические аспекты ее теории
В настоящее время имеется достаточно обширный научный материал о тех или иных аспектах физической рекреации (ФР). Однако общей концепции физической рекреации, позволяющей отразить целостную картину осуществления этого явления в жизни человека и общества еще не сформировано. Отсутствует общая концепция и по отношению к формированию теории физической рекреации (ТФР), предлагались только некоторые частные варианты систематизации научного знания о ней.
Физическая рекреация – это педагогически организованная двигательная активность, выступающая в форме действий (оперативная ФР), или в форме деятельности (кумулятивная и компенсаторная ФР), направленная на восстановление оперативно-, хронически- или патологически сниженной работоспособности с использованием технологий ФК, на основе закономерностей стресс-реакции и механизмов адаптации в целом.
Как следует из этого определения, общая концепция ФР основывается на закономерностях восстановления работоспособности и таких категориях, как "деятельность", "адаптация" (особенно "стресс-реакция"), "спортивная тренировка". Отдых и рекреацию обычно отождествляют или между собой, или с восстановлением, или с его средствами; они должны рассматриваться как характеристики восстановления, и вместе с реабилитацией создавать континуум всех форм восстановления, отличающихся детерминированностью уровня и характеристиками утомления.
Следует различать понятия: отдых – как процесс восстановления работоспособности после ее временного снижения в результате нарастания утомления под воздействием оперативных нагрузок, как средство естественного регулирования работоспособности; рекреацию – как процесс восстановления работоспособности после ее значительного и длительного снижения в результате суммации воздействия нагрузок на фоне хронического недовосстановления; реабилитацию – как процесс полного или частичного восстановления (компенсации) работоспособности после ее снижения в результате развития патологических состояний, связанных с болезнью или длительными истощающими нагрузками.
Восстановительный континуум – отдых, рекреация, реабилитация характерен отсутствием основной трудовой деятельности или снижением ее объема, интенсивности, а также возможной деятельностью или бездеятельностью, способствующих восстановлению работоспособности. Нами различаются следующие типы ФР: "оперативная ФР" – применяемая в рамках отдыха, т. е. на фоне оперативного утомления; "кумулятивная ФР" – применяемая в рамках рекреации, т. е. на фоне хронического утомления; "компенсаторная ФР" – применяемая в рамках реабилитации, т. е. на фоне патологических состояний.
Отдых и рекреация: общее и особенное
Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. Следовательно, о чем уже было неоднократно сказано выше, с понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».
Отдых – любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).
По мнению Т. В. Николаенко, отдых (рекреация) – любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.
В советской литературе понятия рекреации и отдыха различались, и основное их отличие заключалось в том, что рекреация – это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.
Сейчас наиболее уместным будет дать определение понятию «рекреация», которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад. Авторами этого определения являются ученые Московского государственного университета Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебов (1981).
Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания. Эти же авторы предлагают свое определение понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность – авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд (Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов).
Человек весьма избирателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию. Следуя данной точке зрения можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:
1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);
2) любительские занятия – охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;
3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;
4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);
5) общение по интересу и свободному выбору;
6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);
7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.
Точка зрения
В современных условиях такое разграничение понятий утратило смысл. Термины "отдых" и "рекреация" Т. В. Николаенко рассматривает как синонимы: по сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления.
Виды отдыха могут быть самыми различными. Это, прежде всего, сон как основная и самая необходимая форма отдыха. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, для сна человеку требуется большее или меньшее количество времени, но, скорее, он спит не менее трети всей жизни. По мнению Т. В. Николаенко, отдых включает набор видов деятельности, связанных с развлечениями и спортом, посещением различных любопытных для человека мест и многое другое. Приводить здесь полный перечень видов деятельности, так или иначе связанных с отдыхом, нет никакого смысла: итогом стал бы громадный список, который необходимо уточнять с учетом того, о каком времени и какой социокультурной системе идет речь, поскольку виды отдыха весьма историчны и носят социокультурный характер.
Многообразие видов отдыха, различная их технология, требующая особых «средств отдыха», и характер используемых ресурсов определяют и множественность предприятий, обеспечивающих тот или иной вид отдыха. Они называются рекреационными предприятиями. Все эти предприятия и связанные с ними структуры образуют особую отрасль народного хозяйства – рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс), главная задача которого – обслуживание отдыхающих вне постоянного места их проживания.
Рекреация относится к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей (Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов, 1981).
Важнейшей особенностью рекреации является ее привязка к определенной территории, пространству, которое может быть локальным (читальный зал, пляж) или охватывать целые географические регионы (для туристских путевок и поездок). На этой особенности рекреации основано рекреационное зонирование, то есть выделение определенных зон для различных видов отдыха. Деятельность отдыхающих людей (рекреантов) сказывается на природной среде, ландшафтах, социальных образованиях.