Формирования населения Бразилии
Формирование исконного населения (индейцы)
К анализу формирования антропологического типа аборигенного населения Америки нужен особый подход. Делать «временной срез» на уровне наших дней здесь было бы нецелесообразно, так как европейская колонизация до такой степени нарушила естественный, традиционный ход процессов эволюции и дифференциации индейских и эскимосско-алеутских популяций, что судить об антропологических и демографических параметрах населения Нового Света до Колумба было бы во многих случаях просто невозможно.
Поэтому обычно принято рассматривать антропологический состав аборигенных групп Америки, исходя из их демографии и расселения к моменту начала преобразований, связанных с приходом европейцев.
Условной исходной точкой процесса автономного внутриконтинентального формирования америндов (индейцев) следует считать время первоначального заселения Америки. Именно в этих хронологических рамках традиционно анализируется антропологическая характеристика американских индейцев.
В физической антропологии американские индейцы традиционно описывались как «американоидная» или «американская» раса, которая либо фигурировала в литературе как часть «большой» монголоидной расы, либо выделялась как самостоятельная ветвь внутривидовой дифференциации человечества на уровне основных его подразделений. Так или иначе, обсуждая вопрос о характерных физических особенностях америндов, нельзя не затронуть проблем их связи с крупнейшими расовыми стволами человечества.
Проблема формирования доевропейского населения Америки в значительной мере сводилась всегда к анализу миграционных волн из других частей света. Наиболее естественным и логичным при первом же взгляде на карту представляется предположение о связи америндов в древности с населением Азии. Неудивительно, что гипотезы такого рода высказывались еще в XVII-XVIII веках
Исследователи, обосновывая гипотезу «американского гомотипа», то есть, единого антропологического типа индейцев, перечислил ряд признаков антропометрии и антропоскопии головы и лица, считая этот набор критериев систематики характерным для всего аборигенного индейского населения Америки. Например: густые, прямые, черные волосы, очень слабый рост волос на лице и теле, желто-коричневый цвет кожи, темно-карие глаза, выдающиеся скулы, средний (по масштабу больших рас) прогнатизм, довольно сильно выступающий нос (у мужчин - часто «орлиный»), наружный угол глаза немного выше внутреннего, широкий рот, довольно толстые губы (толще, чем у европейцев).
Были приведены также некоторые признаки, связанные с формой грудной клетки, мускулатурой конечностей, размерами и формой зубов.
Набор таких признаков как цвет кожи, форма и цвет волос, выдающиеся скулы, слабое развитие волосяного покрова послужили основанием к тому, что многие исследователи отнесли индейцев Америки к большой монголоидной расе.
Однако, среди индейцев Америки выделяется ряд морфологических вариантов. Конкретно Бразилии характерно распространение амазонидов, лагидов и пампидов:
Амазониды (бразилиды в иной терминологии) заселяли обширную территорию Южной Америки начиная Анд до побережья Атлантического океана, включая бассейны рек Амазонки и Ориноко, на юге - до реки Ла Плата. Ростовые характеристики можно назвать средними (мужчины имеют рост около155-158 на севере бассейна Амазонки, 161-166 - на юге). Сильно варьирующий головной указатель (79-84), короткие ноги, длинные руки. Кожа различных оттенков на желтоватом фоне.
Пампиды (в ином варианте- патагониды). Заселяли район Матто-Гроссо, центральную равнину Аргентины, степи юга до Огненной Земли. Имели высокий и очень высокий и рост. Б области Чако рост мужчин 160-170, в Патагонии - 173-181). Брахикефалия у техуельче (указатель 80,0), долихокефалия у она - (указатель 78-79). Для представителей данных племен характерны, крупные размеры лица, относительно узкий и высокий нос, довольно темная пигментация кожи с бронзовым отливом. Волосы прямые, жесткие, черные.
Лагиды - Восточное плоскогорье Бразилии, несколько изолятов в других регионах, в частности - на крайнем юге Калифорнии. В прошлом этот тип был распространен гораздо шире - на территориях Мексики и Чили. Низкий рост (мужчины - 150-157), резко выраженная долихокефалия (головной указатель - 66-73), высокий свод черепа, лицо широкое и низкое, платириния (относительно широкий и низкий нос), темная пигментация волос и глаз, форма волос варьирует, как и цвет кожи.
М. Т. Ньюмен объяснял появление различных морфологических черт, придерживаясь «экологической позиции». По его мнению, все разнообразие антропологических вариантов в Америке можно объяснить влиянием локальных средовых условий. Этой же точки зрения придерживался перуанский американист М. Валье. В. П. Алексеев пришел также к выводам о решающем значении гетерогенной среды в формировании расовой политипии.
На наш взгляд, на формирование различных морфологических черт, безусловно, повлияли средовые факторы, но при этом велика также и роль исходного генетического разнообразия модифицированного и усиленного генным дрейфом в группах, оказавшихся в изоляции.
Х. В. Родригес, детально изучивший явления эпохальной изменчивости в странах Латинской Америке, убедительно показал, что во многих районах начиная с III-I тысячелетия до н.э., и в особенности, - после X-XI веков н.э., происходил быстрый процесс брахикефализации, так что без какого-либо притока инородных генов черепной указатель в ряде регионов быстро менялся, долихокранные формы сменялись мезокранными и далее - брахикранными.
Такой феномен легко объясняется переходом к оседлости, к новому типу хозяйства, земледелию, и, соответственно, пищевой революции, которая вызывает ослабление нагрузок на зубо-челюстной аппарат и соответствующую перестройку связанных с жевательной мускулатурой отделов черепа.
База генетических данных позволяет обратиться к общей проблеме уточнения времени первых поселений человека в Америке. Исследование американских ученых из штата Аризона позволило построить следующую концепцию: в истории заселения Америки участвовали три волны мигрантов – палеоиндийцы (40-16 т.л.); группа на-дене (14-12 т.л.);эскимосско-алеутская волна – 9т.л. до нашей эры.
Российско-американская группа генетиков (Сукерник, Кроуфорд), рассуждая с позиций альтернативной - «двухволновой» гипотезы, получила несколько другие данные по рассматриваемой проблеме: 1. первая (палеоамериканская) волна - 20 тыс. лет, вторая - на-дене - эскимосская - 12-11 тыс. лет. Предполагается миграция в два этапа, причем авторы не разделяют волны на-дене и эскимосско-алеутскую, полагая, что их дифференциация имела место уже в Новом Свете.
По мнению исследователей, опирающемуся на наличие археологических находок у Серра-де-Капивара, первые поселения людей в Бразилии датируются 40 -35 тысячелетием до н. Э., хотя такая точка зрения подвергается сомнению некоторыми учеными. Предположительно, заселение Бразилии произошло через существовавший ранее Берингов перешеек.
На северо-востоке Бразилии около Сан-Раймунду-Нонату на территории 40000 кв. км. найден целый ряд памятников доисторического искусства, которые представляют собой как цветные рисунки, так и контурные изображения. Цветные рисунки найдены около подножья вертикальных прибережных скал и в пещерах. Высеченные контурные изображения находят и на отдельных скалах у входов в пещеры.
Некоторые галереи состоят более чем из тысячи изображений, но большинство включают от 10 до 100 фигур. Это по большей части антропоморфные изображения. Люди представлены на ходу, некоторые фигуры составляют очень динамичные композиции, хотя их интерпретация тяжела.
Археологические раскопки установили приблизительную хронологию расселения на этой территории и развития древнего искусства. Самый древний период - Педра-Фурада (Pedra Furada) делится на четыре последовательные фазы. Появление искусства обычно относят к периоду Педра Фурада I (около 40 000 года до н.э.), в археологических слоях этого периода уже найдены фрагменты скал с цветными отметками. Высеченные контурные изображения появляются только в последней стадии (Педра Фуада IV, около 15000 года до н.э.).
Большая часть дошедших до нас археологических свидетельств относятся к периоду после 6000 до н.э. Изучение существовавших тогда культур, обычаев затруднительно по следующим причинам. В отличие от индейцев, населявших Мезоамерику и Западные Анды, индейцы Бразилии не имели письменности, они также не создавали памятников из камня.
Для территории Бразилии характерен влажный климат, на большей территории распространены кислые грунты. Такая совокупность способна уничтожить практически все следы материальной культуры, сохраняются, преимущественно, древесина и кости. Сведения о заселении этой территории до 1500 года основываются на анализе незначительного количества артефактов, например, керамики, каменных наконечников.
Самыми известными останками обществ доколумбовой эпохи считаются насыпи ракушек, которые были найдены в прибрежных местах. По мнению исследователей, данные территории были населены беспрерывно на протяжении 5000 лет. О деятельности человека свидетельствуют также найденные груды черной земли или terra preta, которые были зафиксированы и описаны в Амазонии – ученные классифицируют их как древние кучи мусора.
Относительно недавно были открыты несколько таких «груд». По мнению исследователей, они свидетельствуют о наличие достаточно больших поселений, которые могли содержать десятки тысяч домов.
Археологические находки свидетельствуют о том, что ранние бразильские народы использовали кость и каменные струганные инструменты, со временем, более распространенными становятся полированные каменные инструменты.
Для территории современной Бразилии характерно раннее появление керамики. Самые ранние образцы керамических изделий найдены именно на территории Амазонии. На этих данных основывается теория о возникновения цивилизации именно в этом месте и дальнейшее ее распространение с Юга на Север.
Гончары на территории Бразилии обратились к использованию сложных материалов. Изготовляя как утилитарные, так и церемонные сосуды, украшенные резным или окрашенным орнаментом, мастера использовали микроскопические кварцевые иголки, получаемые из губок, определенных видов.
Эволюция стилей керамики в разных местоположениях указывает на сложные процессы внутренней миграции и замены народов. В частности, возможно, что индейцы тупи-гуарани - которые до 1500 были главной этнической группой на восток от Анд - возникли как небольшое племя в Амазонии, и мигрировали до своей новой территории - от Центральной Бразилии до Парагвая - где-нибудь в первом тысячелетии н. э.
Возможно, первые индейские народы Бразилии существовали за счет охоты, рыболовства и сбора плодов. В некоторых местах они развили технологию сельского хозяйства. Некоторые продукты (например, кукуруза) были завезены из более развитой цивилизации Западных Анд, тогда как маниока, которая стала главным продуктом питания для многих народов, как считается, была распространена здесь.
Бразильские индейцы не имели одомашненных животных, которые могли бы использоваться для транспортирования или земледелия, потому сельское хозяйство осуществлялось полностью ручной силой. Оно включало выкорчовывание джунглей, чтобы расчистить участок земли, сжигание древесины для получения минеральных удобрений, сев и сбор урожая. Обычно две или три культуры высаживались вместе. Поля часто покидались и снова использовались.
Индейское население Бразилии не было однородным в плане социальном и культурном.
Современная наука условно подразделяет их на две большие группы. К первой относились так называемые лесные индейцы или, по названию лодок, которыми они пользовались для передвижения по водным путям, «индейцы каноэ», населявшие бассейн реки Амазонки и побережье Атлантического океана.
Их основными занятиями были охота и рыболовство, сочетавшиеся с лесным собирательством и примитивным земледелием подсечно-огневого типа. Лесные индейцы выращивали такие культуры, как маниок, кукуруза, бобы, арахис, ямс, умели ткать и плести корзины, знали гончарное ремесло. Они строили просторные дома продолговатой или округлой формы, в каждом из которых проживало от 15 до 70 семей, связанных родственными узами и подчинявшихся старейшему мужчине рода. Несколько подобных домов образовывали деревню, во главе которой стоял избираемый советом старейшин вождь. Тропические индейские племена жили в условиях первобытного коллективизма, - съестные припасы, орудия труда, домашняя утварь находились у них в общинной, а не личной собственности - и не имели определённой государственной организации. В основном, они говорили на языках тупи-гуарани, однако зачастую различия между этими языками были настолько значительными, что даже представители соседних племён не могли свободно общаться друг с другом.
Принципы земледелия определялись характером почв и растительности. Индейцы были вынуждены приспосабливаться к условиям сельвы, распространенной на побережье атлантического океана и в бассейне реки Амазонки – то есть в высокоствольному влажному лесу, состоящему из разнообразных древесных пород.
Бедность почв во влажных тропических лесах компенсируется развитием пышной пологовой растительности. Характеризуя почву, надо отметить, что грибы и бактерии в данных районах очень быстро минерализуют органический опад, на территории сельвы гумуса образуется очень мало. Во время ливней питательные вещества, которые необходимы. Что бы вырастить сельскохозяйственные культуры из верхних слоев почвы вымываются.
Такая природная ситуация вынуждает индейцев обращаться к переложной системе земледелия: урожай снимается с поля в течение нескольких лет. Затем это поле забрасывается. Такой тип ведения земельного хозяйства, разумеется, возможен только в районах не сильно заселенных.
Вторую туземную группу составляли так называемые маргинальные индейцы, обитавшие в глубине материка, на внутренних плато Центральной Бразилии. По уровню развития они заметно уступали своим собратьям. Маргинальные индейцы вели полукочевой образ жизни, причём не использовали каноэ и передвигались пешком. Не зная земледелия, они добывали средства к существованию охотой и сбором дикорастущих плодов и ягод, жили небольшими семьями в убогих хижинах и не изготовляли ни корзин, ни керамических изделий. Большинство из них говорило на языках "же" (название группы индейских племён, к настоящему времени практически вымерших).
В отличие от инков и майя бразильские индейцы никогда не развивали централизованную цивилизацию. Благодаря джунглям и климату, очень мало что осталось археологам для изучения: немного гончарных изделий, кучки ракушек, скелеты.
Когда португальцы впервые высадились на берег, территории сегодняшней Бразилии заселяли разнообразные народы, а население составляло до шести миллионов. Сегодня индейцев меньше 200 000, большинство из которых прячется в глубине бразильских джунглей.
К началу португальской колонизации (XVI в.) на территории Бразилии проживали многочисленные индейские племена, отличавшиеся друг от друга типом хозяйства, социальной организацией, языком, традициями. Крупнейшие из них относились к языковым семьям тупи, карибской, аравакской, же и др. Из индейцев, говоривших на языках тупи, наиболее крупной была группа племен тупинамба.
В XVI веке они расселялись по побережью Бразилии от Канане на юге штата Сан-Пауло до устья Амазонки на севере. Это были одно из наиболее развитых в социально-экономическом отношении племен Бразилии. Они оказали заметное воздействие на культурное развитие многих индейских племен. Они первыми вступили в контакт с португальцами, которые заимствовали многие их достижения в материальной и духовной культуры. Со временем ряд культурных традиций индейцев тупинамба стал составной частью общенациональной бразильской культуры.
Несмотря на отсутствие письменности и памятников культуры, племена не были примитивными, о чем свидетельствуют сохранившиеся образцы искусства. Именно удаленность и труднодоступность территории способствовали долговременной изоляции. Создали возможность самостоятельного развития культуры индейских племен. Нужно отметить, что и на сегодняшней момент исследователями фиксируются племена, живущие вне контакта с европейской цивилизацией.
На этапе первоначального развития аборигенов Америки, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на их культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовно-эстетических аспектах.
Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Индейским племенам тропиков, и субтропиков например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ.
Бразилия расположена, преимущественно, в зонах экваториальных и тропических. Погода в основном на ее территории отмечается жаркая и влажная, можно говорить о достаточной водообеспеченности в большей части районов (исключение – Северо-Восточные области).
Теплый и влажный климат. Безусловно, выступал как одно из благоприятных условий для развития народностей, населявших эту территорию. Климатические и природные различия, как факторы, влияющие на формирование культуры, цивилизации особенно ощутимы на ранних ступенях развития общества, поскольку на данной ступени развития преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их непосредственным использованием в готовом виде.
Климат, как недостаточное или неблагоприятное условие не тормозил общественное развитие на территории Бразилии. Однако, как тормозящий фактор выступала растительность, природный мир джунглей, с которым человеку приходилось вести постоянную борьбу.
По наблюдениям исследователей, именно на Юге благоприятные природные условия способствуют ускорению общественного развития.
Однако благоприятные факторы оказывают свое положительное влияние лишь до определенного времени. В дальнейшем, на определенном этапе благоприятные условия начинают играть роль своеобразного тормоза. У коренных народов Бразилии не было соответствующей природной стимуляции для развития «сверхусилий» направленных на общественное развитие.
Имея все необходимые средства существования в природе, население Юга не имеет стимула для развития производства. Именно недостаток природных условий для развития культуры индейских поселений привел к тому, что это развитие было прервано вторжением уже более развитых на тот момент колонизаторов из Европы.
Изменения в народонаселении в связи с колонизацией
Формирование Европейского населения
По мнению некоторых ученых территория современной Бразилии была последней землей, на которой появились люди. Неприступность Анд и района Амазонии долгое время сдерживала развитие жителей Восточной части континента. Характеризуя территорию Бразилии нужно отметить, что 57% территории расположены на высотах 200-900 м. над уровнем моря. И 40% на высотах менее 200м. Особенности Бразильского нагорья таковы, что к северу от города Сальвадор оно полого, спускается к атлантическому океану, однако в центральной и Южной Бразилии оно обрывается и образует большой уступ. Такие географические условия создают затруднения для проникновения во внутренние районы страны.
Однако экономические факторы эпохи великих географических открытий подтолкнули к тому, что возникла и необходимость освоения территории современной Бразилии.
В 1500 году португальская флотилия под руководством Пьера Алвареша Кабрала, направлявшаяся в Индию, заметила на горизонте неизвестную землю и причалила к ней. Таким образом, по некоторым версиям, случайно была открыта Бразилия, которую португальцы сочли островом и назвали Землей Святого Креста. Его «открытие», правда, было представлено королю так, как будто существование Бразилии было уже известно многим морякам. Некоторые историки подтверждают, что он планировал попасть именно в Бразилию.
Цель экспедиции Кабрала заключалась в том, чтобы обосноваться в Индии, подавить возможное сопротивление, утвердить португальское влияние и установить прочные торговые отношения по возможности мирными средствами.
В состав экспедиции входило 13 кораблей, как военных, так и торговых и около 1500 человек на борту. Лоцманами назначались такие уже известные люди как Бартоломеу Диаш – первый из европейцев, обогнувший Африку с Юга (1487-1488гг.), Николау Коэлью – участник первой экспедиции в Индию, Дуарти Пашеку Пирейра, ставший хронистом экспедиции и многие другие.
Был набран состав для установления торговых отношений с Индийскими княжествами: Агент Айриш Коррейа, секретарь будущей фактории в Калькутте Перу Ваш де Каминья, а также переводчик мавр Эль Масуд (Монсайди), который служил у Васко да Гамы, бакалавр Жуаниш – учёный и медик экспедиции и восемь францисканских монахов во главе с Энрике де Коимбре, назначенным викарием в Калькутту и несколько священников.
В трюмах для торговли везли медь, киноварь, бархат, шерстяные ткани и другие товары; припасов было взято на 1,5 года плавания. 9 марта 1500г. в порту происходила торжественная процессия и месса епископа дона Диогу де Ортиса. Мануэл I лично передал знамя экспедиции, знамя ордена Христа, Кабралу, что делало честь мореплавателю.
После отплытия 9 марта 1500г., корабли под командованием Кабрала 14 марта миновали Канарские острова, а 22 марта достигли островов Зелёного Мыса. В ночь с 22 на 23 марта пропал корабль Васко де Атаиде.
Затем корабли Кабрала, следуя инструкциям Васко да Гама и Бартоломеу Диаша, отклонились на юго-запад, чтобы обойти Гвинейский залив и идти от островов Зелёного Мыса прямо на Юг, до широты мыса Доброй Надежды. Идя таким курсом, корабли Кабрала пересекли три морских течения: Северное Пассатное, относившее их к Западу, Экваториальное противотечение, затем Южное Пассатное течение (снова к Западу), и, наконец, они увлечены были Бразильским течением на юго-запад.
Эта точка зрения подтверждает «случайность открытия» бразильской земли Кабралом, как и та, что на основе курса Васко да Гама мореходы последующего периода, следуя в Индию, стремились избегать Гвинейского берега, где господствовали долгие штили, было очень жарко, шли дожди.
Но есть и другая точка зрения, утверждающая что «в Португалии к моменту выхода в море эскадры Кабрала, вероятно уже знали об открытии Колумбом в 1498г. большой земли, лежащей к Западу от Тринидада». Но это было достаточно далеко от того места, где высадились моряки Кабрала 23 апреля 1500г.
А, что касается экспедиций Пинсона и Лепе, исследовавших восточные берега Южной Америки несколько месяцев до Кабрала, то даже слухи об этом не могли достигнуть Португалии, так как Пинсон вернулся в Испанию только в конце сентября 1500г., а Лепе в Испанию вернулся в июле 1500г Хотя есть утверждения, что в Португалии уже знали об исследованиях Пинсона и Лепе до 9 марта 1500г.
Если принять во внимание ту точку зрения, что португальцы до Колумба плавали к берегам Южной Америки, то мы натолкнёмся на отсутствие убедительных доказательств тому. Известно, что, будучи на португальской службе Мартин Бехайм не отразил на глобусе никаких признаков заатлантического Южного материка.
Таким образом, было ли отклонение на Запад кораблей Кабрала спланированной акцией или нет до сих пор неясно, но одно остаётся верным, воды до Папского меридиана принадлежали Португалии, поэтому она не могла их не обследовать.
В письме Перу Ваш де Каминья к королю Мануэлу I мы находим, следующие сведения «апреля 21-ого числа,…, вдруг явились нам приметы» (морские водоросли – саргассы, седум и птицы), а 22 апреля вечером они увидели землю. 23 апреля часть участников экспедиции направилась к берегу и в этот же день впервые увидели туземцев: «Были они темнокожие и совсем голые: не было на них ничего даже срам прикрыть. А в руках держали луки и стрелы». 24 апреля на флагманский корабль привезли двух туземцев, которых португальцы хорошо приняли. Тут Каминья, воочию увидев их, дал более подробное описание аборигенов: «У обоих нижняя губа проколота, и торчит из неё настоящая белая кость, длинною в ладонь, толщиной с веретено, а на конце острая, как шило. Вставляют её в губу изнутри, и та часть, что промеж губой и зубами, обточена как шахматная ладья, и, будучи там вставлена, их не тревожит и не мешает ни говорить, ни есть, ни пить. Волосы у них гладкие. И головы с боков острижены, от шеи вверх, и над ушами тоже, на темени же торчат высоко. А у одного из них под волосами от виска к виску – этакое подобие гривы из жёлтых перьев длиной в палец, густое и жёсткое, и закрывает ему затылок и уши. А приклеено к волосам пёрышко чем-то мягким, как воск (но не воском), и получается шапка – очень округлая, очень жёсткая, очень ровная, и ничего с ней не сделается, сколько ни мой – только лучше стоять будет».
В отличие от Пинсона и Лепы, у моряков Кабрала с туземцами сложились вполне дружеские отношения; вооружённых стычек между ними, по сведениям Каминьи, не было. Туземцы даже помогали португальцам рубить деревья. Раньше рубили «они дерево камнями, сделанными клином, вставляя их в развилку палки и, привязывая крепко-накрепко, как говорили наши, давеча к ним ходившие и сие видевшие».
Португальцы восхищались превосходной флорой и фауной. Это чудные плоды, огромное количество попугаев. Многие в те времена Бразилию называли – «страной попугаев». Каминья утверждал, что индейцы «ныне веры никакой не имеют и ничего в этом не смыслят». 1мая 1500г. в пятницу был водружён большой деревянный крест с гербом и девизом короля Португалии и отслужена официальная месса монаха Энрике де Коимбра, на которой присутствовало много туземцев.
В этот же день был отправлен Кабралом корабль Гаспара де Лемуша с известием об открытии новой земли. Лемуш вёз с собой письма Каминьи, Кабрала и других участников экспедиции. Новую землю капитан Кабрал назвал Остров Истинного Креста (Vera Cruz). Возникает вопрос связанный с появлением слова «остров» в названии. Возможно, что после первых двух экспедиций Христофора Колумба португальцы сознательно стремились к тому, чтобы закрепить за собой контроль над Южной Атлантикой и найти, возможно, дальше от африканских берегов острова, которые могли бы служить этапами на морском пути к Индиям. Одним из таких островов Кабрал счёл и Бразилию и потому назвал её сначала «Островом Истинного Креста».
На Мануэла I известие не произвело большого впечатления, хотя открытая земля могла служить базой для остановки и починки кораблей на пути в Индию. Об экспедиции Кабрала Мануэл I в последствии уведомил всех монархов, переименовав Vera Cruz в Santa Cruz, то есть Святого Креста.
В обиходе она называлась либо «страной попугаев», либо «Бразильская земля». Это название пошло от растущего здесь дерева-бразы, из которого добывали ценные красящие вещества, до этого поступавшие в Европу только из Азии.
Первоначально, португальцев, привлекал лишь один отмеченный ими природный ресурс – ценная древесина дерева Пау –бразил, поскольку из него получали вещество для приготовления ценной красной краски.
Земля, открытая Кабралом, в действительности оказалась удобной на пути в Индию, так как не только здесь можно было починить корабли и пополнить припасы, но и успешно со стороны Бразилии миновать мыс Доброй Надежды.
Таким образом, в итоге, экспедиция Кабрала дала Португалии то, что должна была дать: - помогла «вступить во владение территориями Атлантики».
Немаловажным фактом является постройка первых поселений. Если Кабрал оставил двух ссыльных на берегу (а также двое юнг - дезертиров), то после следующих экспедиций Лемуша, Америго Веспуччи, Гонзалу Коэлью уже основывались крепости.
Таким образом, в отличие от Пинсона и Лепы (испанских мореплавателей), которые появились в этих местах незадолго до португальцев, итог экспедиции Кабрала важен тем, что португальцы остались здесь и начали, хотя и неуверенно, основывать первые небольшие поселения.
Несмотря на то, что активная колонизация началась через 30 лет после экспедиции Кабрала, уже в первые годы была оценена важность открытия – оценены были дерева браза и плодородная земля. Так указом 1516г. Мануэл I приказал выдать топоры, мотыги и другие орудия труда колонистам. А чуть позже был подписан указ о необходимости нахождения человека, способного положить начало сахароварению в Бразилии, в связи, с чем ему будут выделены средства.
В. 1530 году король Жуан III, опасавшийся конкуренции со стороны испанцев и французов, приказал ускорить процесс экспансии. В Бразилию отправились 400 поселенцев во главе с Мартимом Афонсу ди Соузой; они везли с собой скот, семена сахарного тростника, аграрный и строительный инвентарь. В 1532 году Соуза основал первый из бразильских городов Сан-Висенти (впоследствии Сантус), а в 1533 - город Пиратининга (будущий Сан-Паулу), положив начало европейской колонизации
В 1531 году король Португалии Жуан III отправил в Бразилию первых поселенцев, а в 1534 году, боясь соперничества других европейских держав, разделил побережье на 15 «капитанств», которые были розданы друзьям королевства.
Так возник приокеанический тип размещения населения, который сохранился до наших дней, когда в пределах узкой приморской полосы, занимающей всего 7% территории Бразилии, живет около половины всего ее населения. В то же время на западную половину страны, занимающую более 1/2 ее площади, приходится всего 5 % населения, а средняя плотность его здесь не достигает 1 человека на 1 км.
Началась история колонизации Бразилии португальцами, однако, малочисленность их привела к тому, что для освоения обширных земель Бразилии потребовалась ассимиляция индейцев.
Долгое время португальцы рассматривали её, в лучшем случае, как одну из морских баз на пути в Индию, не проявляя серьёзного интереса к освоению самой страны.
Вскоре колонисты обнаружили, что земля и климат идеальны для выращивания сахарного тростника.
К этому моменту были истощены возможности эксплуатации плантаций сахарного тростника на побережьях Африки и островах Атлантического океана. Такая производственная ситуация совпала с моментом роста потребления сахара в Европе. Основой Бразильской экономики становиться налаженное производство сахара (в основном на северо-востоке Бразилии).
Экономика, основанная на производстве монокультуры, явилась причиной первых противоречий, возникших между производителями сахарного тростника и экспортерами продукции, которыми был отмечен весь колониальный период в истории Бразилии. В международной торговле португальцы сдали свои позиции голландским купцам, контролировавшим европейские рынки сбыта.
Однако с 16 до середины 17 века экспорт сахара с Северо-востока страны становится основой формирующейся экономики.
В 1690 годах было обнаружено золото. Бразильцы и португальцы толпились на этих территориях.
Месторождения золота стали другим природным фактором, во многом повлиявшим на формирование населения Бразилии.
Именно находки месторождений золота и драгоценных каменей стимулируют расширение территории Бразилии западном направлении. На протяжении 17 века организуются многочисленные экспедиции бандейрантес, начинавшиеся из района Сан-Паулу. В поисках золото, драгоценных камней первопроходцы организовали длительные экспедиции вглубь страны.
Настоящую «золотую лихорадку» вызвала находка золота экспедициями бандейрантес в Минас-Жерайс. Добыча золота и драгоценных камней (прежде всего алмазов) резко меняет экономику страны. Производство сахара престает быть лидирующей отраслью.
Именно открытие золота привлекает в страну новый поток иммигрантов. К добыче золота обращаются также и жители других районов колоний, это приводит к резкому увеличению городского населения. Общественно-экономический центр страны смещается в южные районы.
До середины ХIХ века среди переселенцев европеоидной расы отмечается абсолютное большинство португальцев. В течение трех веков португальцы составляли основную массу европейского населения Бразилии. В основном они занимались торговлей или организацией работы на плантациях. Иммиграционную политику меняет провозглашение независимости в 1882 году. Присоединяются иммигранты из Италии, Испании. Германии, Польши, балканских стран, Ливана. После второй мировой войны значительной становиться японская иммиграция.
Наиболее многочисленны переселенцы из Италии, быстро ассимилировавшиеся. Немцы и японцы прошли через процесс ассимиляции не так быстро, им для этого потребовалось около 3-4 поколений – такая ситуация была связана не только с разницей в культурах, но и с их расселением в глухих и малонаселенных районах.
Судьба индейского населения после колонизации
Отношение европейцев к индейскому населению было обусловлена необходимостью развития производства. Возможности развития общества определяются географической средой, способом производства материальных благ, и населением. Освоение природных богатств, нормальное развитие производства в целом предполагает определенный минимум народонаселения.
В росте народонаселения искали ключ к пониманию развития общества многие философы. Так У. Петти рассматривал рост трудового населения как важнейшее условие развития общества и освоения природы.
Успехи в области производства сахара напрямую зависели от решения проблемы привлечения рабочей силы.
Проблема привлечения рабочей силы была решена посредством порабощения бразильских индейцев. Работорговля скоро стала доходным делом, возглавляемым бандейрантес. Они охотились на индейцев, загоняя их вглубь страны, которая к середине XVII века достигла перуанских Анд.
Однако, колонизаторы столкнулись с рядом проблем. В результате контактов с европейцами индейцы приобретали заболевания, приведшие к демографической катастрофе.
Индейское население было неустойчиво против ряда незнакомых им ранее болезней: корь, оспа.
Подавляющее большинство индейцев, скорее всего, погибли не от мечей и пуль, а из-за болезней, занесенных европейскими колонистами. Вероятно, наиболее смертоносной оказалась оспа. Индейцы не просто умирали от нее, они слабели от болезни и оказывались неспособными позаботиться о себе - проще говоря, они умирали с голоду. Иными убийцами стали тиф, дифтерия, бубонная чума, холера, корь и т.д. Большинство этих болезней были в той же мере опасными и для европейцев, однако к некоторым из них они либо успели приобрести иммунитет, либо научились правильно лечить их.
Болезни, завезенные европейцами в Америку, такие как: туберкулез, воспаление легких, грипп, корь, оспа не были знакомы индейцам, отделенным экологической нишей, которым не хватало иммунологической защиты для борьбы с ними и среди туземцев смерть приносила «богатую жатву».
Часто обычная простуда являлась смертельной для туземцев, до этого не знавших этой болезни и в связи с тем, лишенных биологической защиты
Помимо этого, индейцы оказывали ожесточенное сопротивление, защищая свои земли.
Именно благоприятные для производства сахарного тростника климатические условия способствовали колонизации территории и вытеснению коренного индейского населения вглубь страны.
Быстрое численное сокращение индейских племен объясняется, прежде всего, варварским отношением европейцев к местным жителям: индейцы подвергались систематическому физическому истреблению, сгонялись с исконных земель, посылались на тяжелые принудительные работы.
Приводили к сокращению чисто индейского населения и интенсивные ассимиляционные процессы, протекавшие между индейцами и португальцами. Если в начале текущего столетия в стране насчитывалось примерно 230 индейских племен и племенных групп, то теперь их осталось менее 150.
Формирование Африканского элемента населения
С середины XVI века, а особенно в XVII веке, на плантациях индейцев заменили африканские рабы. Они были менее уязвимыми для европейских болезней, но продолжительность их жизни была коротка.
Работорговля, развернувшаяся в Бразилии с 16 по 19 вв., коренным образом изменила этнический облик страны. В этот период в страну было завезено от 3 до 4 млн. рабов-африканцев. В наши дни самая высокая плотность чернокожего населения по-прежнему наблюдается на Северо-востоке страны.
Африканцы оказали значительное влияние на национальный состав страны и ее культуру. Африканская музыка, танцы, кухня, верования стали неотъемлемой частью повседневной жизни страны
В течение трёх столетий в европейских колониях Нового Света повсеместно использовался труд рабов африканского происхождения.
С начала XVI века по 1870 год в Америку было вывезено, по разным оценкам, от 5 до 12 млн. негров, четвёртая часть которых погибла в пути. По степени применения рабского труда в сельском хозяйстве, а после открытия богатых месторождений золота и алмазов. В горнодобывающей промышленности, Бразилия занимала одно из ведущих мест на всём континенте.
Согласно первой переписи, датированной 1582 годом, в ней насчитывалось всего 57 тыс. жителей, включая 14 тыс. невольников (индейцы не учитывались вообще). К 1798 году численность рабов возросла до 1,6 млн. из 3,3 млн. бразильцев, то есть фактически составила половину населения, и достигла рекордного уровня - 2,5 млн. человек - в 1850 году.
В общем же, за период с 1574 года, когда чернокожие рабы впервые появились на плантациях хлопка и сахарного тростника восточной Бразилии, до окончательной отмены рабства в 1888 году, в страну было ввезено не менее 4 млн. африканцев.
По своему происхождению они относились, во-первых, к бантуязычным племенам португальских Анголы и Мозамбика, во-вторых, к народностям йоруба, фон, фанти и ашанти, проживавшим на западном побережье современных Нигерии, Бенина и Ганы, в-третьих, к мусульманским племенам хауса, манде и фулани из западного Судана.
Мало-помалу сформировался этнический пласт афробразильцев, представители которого не только внесли ощутимый вклад в становление национальной экономики, но и способствовали культурному прогрессу страны. Широко распространённые в Бразилии синкретические культы, например, кандомбле с его традиционным ритуалом, многие популярные танцы (самба), виды спорта (капоэйра), блюда народной кухни имеют ярко выраженные африканские корни.
Сообщества беглых рабов (quilombos) развивались в течение колониальной эры. Их размер колебался от «mocambos» (маленьких групп, спрятавшихся в лесах) до большой республики Палмарес.
В 1630 году беглыми рабами-неграми была основана Республика Пальмарес, просуществовавшая более полувека (1630 – 1697 гг.). В период расцвета в этом своеобразном государстве насчитывалось около 20 тыс. жителей. Любой беглый раб был полноправны членом этой республики. На протяжении нескольких десятилетий Пальмарес оставался центром притяжения всех беглых негров-рабов.
С этим, естественно, не могли смириться латифундисты. В 1694 году была создана специальная армия для уничтожения негритянской республики. Защитника Пальмареса сражались до конца, а когда сопротивление стало бесполезным, оставшиеся в живых предпочли смерть плену и бросились со скалы. В 1696 – 1697 гг. были разрушены последние жилища Пальмареса.
На колонизацию и освоение европейцами территории Бразилии оказала влияние, прежде всего, географическая среда то есть состав растительного и животного мира, состав почв, характер их увлажнения. Наличие определенных полезных ископаемых.
Природная среда оказывала влияние, прежде всего, на развитие материального производства (в ситуации с Бразилией – преимущественно, производство продуктов сельского хозяйства). От особенностей природной среды зависело преимущественное направление развития человеческой деятельности на данной территории – то есть развитие сельского хозяйства и золотодобывающей отрасли.
Именно освоение сельскохозяйственных территорий и соответственно привлечение рабочей силы повлияло как на переселение и сокращение численности коренного индейского населения, так и на ввоз представителей негроидной расы из Африки.
В этом регионе основной формой производства было сравнительно умеренно развитое земледелие.
Модели колониального землевладения формировались под влиянием вышеуказанных причин, а также экологических условий и политики «материнских» государств Иберийского полуострова.
Примечательно, что данный регион значительно отличается от другого региона, также богатого земельными ресурсами - Северной Америки. В то время как большинство развивающихся экономик - это экономики с избытком рабочей силы (что свойственно Азии), для Нового Света характерен дефицит трудовых ресурсов и изобилие земли.
Не меньшую важность имели и различия в экологических условиях обеих Америк применительно к ведению сельского хозяйства. В отличие от тропических зон обоих континентов, Север был наиболее пригоден для производства злаковых культур. Уровень доходности в производстве злаков постоянен, в отличие от таких культур, разводимых на плантациях, как сахар, уровень доходности в производстве которого возрастает.
Последнее, правда, в меньшей степени, верно и в отношении табака и кофе. В тех зонах обеих Америк, где климатические условия позволяли выращивать подобные культуры, с точки зрения производственных затрат, использование принудительного труда имело громадные преимущества перед свободным трудом, и, как результат, сформировалось гораздо более социально и экономически дифференцированное общество с большим уровнем имущественного неравноправия.