Характеристика автомобилестроения стран-лидеров
Место стран-лидеров на рынке автомобилестроения в мире
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине ХХ ст. стала ведущей тенденцией развития современной мировой экономики. Одной из главных особенностей этого процесса являются образования больших зон влияния наиболее развитых стран. Они становятся своеобразными интеграционными группировками, вокруг которых объединяются другие государства, что обеспечивает им важную роль в мировом хозяйстве и политике.
Европейский Союз на сегодня является наибольшим экономически обоснованным объединением в мире государств, общей чертой которых является приблизительно одинаковый уровень развития.
Важную роль в мировом хозяйстве и ЕС сыграют страны-лидеры Европейского Союза, к которым принадлежат Великобритания, Германия, Италия и Франция.
Это страны с высокоразвитой экономикой, которые осуществляют большое влияние на формирование международных экономических отношений. Традиционно они являются основоположниками создания большинства межгосударственных организаций и блоков в областях экономики, финансов, банковской системы, отдельных направлениях промышленности и сельского хозяйства.
По размерам производства, уровню экономического и социального развития эти страны занимают одно из ведущих мест в мире, также по размерам ВВП.
Самым надежным в Европе, с точки зрения знатоков отрасли, является чешская «Шкода».
Автомобиль – прекрасный продукт, результат труда и опыта людей многих
профессий. Для его производства требуются огромные совместные усилия и
напряженная работа инженеров, конструкторов, техников, художников и рабочих.
Skoda выпускает автомобили в течение многих лет. Рассказывать ее историю – все
равно, что рассказывать историю мирового автомобилестроения. Немногие компании
(всего 4 в мире) могут похвастаться 100-летним опытом и знаниями в
проектировании и производстве автомобилей.
Все началось в 1895 г., когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, названное Laurin & Klement. К 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Уже на раннем этапе производство автомобилей Шкода стало очень успешным. В 1925 г., сразу после слияния с фирмой Skoda Pilsen, изменился уровень качества. Началось производство новых превосходных автомобилей. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях.
Бурное развитие замедлилось лишь после Второй Мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада. В 1991 г. предприятие Skoda Auto восстановило традиции прошлого и вновь вышло на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen.
Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили (Fabia, Octavia Tour, Octavia, Superb), способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям.
Характеристика экономического роста стран-лидеров в контексте развития автомобилестроения
Страны-лидеры занимают одно из наиболее ведущих мест в мировом хозяйстве.
В экономической стратегии правительств этих стран развитию внешнеэкономических связей отведенная ключевая роль с учетом высокой степени зависимости состояния экономики от результатов ее участия в международном товарообмене и от состояния мировых товарных рынков.
Особое внимание при этом отводилась укреплению позиций стран-лидеров в системе международных экономических отношений, участию компаний этих стран в общеевропейских и региональных программах экономического и научно - технического сотрудничества в рамках ЕС, ВТО и других многосторонних экономических организаций и соглашений.
Основой внешнеэкономической политики стран-лидеров остается развитие торгово-экономических отношений со своими главными торговыми партнерами: ЕС, США, Японией.
Также следует отметить, что страны-лидеры, поддерживая тесные отношения со своими основными торговыми партнерами, уделяют внимание развитию торгово-экономических отношений со странами Центральной и Восточной Европы.
Важную роль в реализации идей либерализации торгово-экономических связей правительства этих стран отводят Всемирный торговой организации. Учитывая взаимозависимость мировой экономики, страны-лидеры выступают за отмену каких-либо барьеров на пути движения товаров, услуг и инвестиций, а также отказ от политики протекционизма, в первую очередь в сельскохозяйственных областях.
Внешняя политика стран-лидеров продолжает в значительной степени определиться участием в ведущих организациях Запада, наличием значительного ядерного потенциала. Эти страны лидируют в Содружестве, владеют одной из наиболее развитых и открытых экономик в мире.
Автомобилестроение России
Автомобилестроение России отведено в отдельный пункт неспроста. Во-первых, Россия является стратегическим партнером Украины во многих вопросах, в том числе и автомобилестроения. Все украинские производители автомобилестроительной отрасли тем или иным образом связаны с Россией: рынком сбыта, закупкой деталей и т.д. Поэтому рассмотрим автомобилестроение России.
Состояние дел в российском автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России, замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять месяцев 2005 г. объем промышленного производства снизился на 17,6 %.
Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 2002 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
Таблица 1. Производство автомобилей в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)
За декабрь | Всего за год | Темп (%) | |||
2004 | 2003 | 2004 | 2003 | ||
Легковые автомобили | |||||
Всего | 81353 | 75691 | 981724 | 874241 | 112.3 |
Российская Федерация | |||||
в том числе: | |||||
ОАМО ЗИЛ | - | - | 8 | - | - |
ОАО ГАЗ | 10344 | 10378 | 124339 | 124284 | 100.04 |
ОАО КамаЗ | 1755 | 1507 | 17933 | 8935 | 200.7 |
АО АвтоВаЗ | 60838 | 58662 | 740526 | 680570 | 108.8 |
АО Москвич | 1321 | - | 19920 | 2929 | 680.1 |
АО АвтоУАЗ | 4925 | 3656 | 51411 | 33701 | 152.6 |
АООТ СеАЗ | 820 | 650 | 8302 | 3671 | 226.2 |
АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону) | 1055 | 40 | 13000 | 4062 | 320.0 |
Ижмаш | 148 | 787 | 5200 | 9149 | 56.8 |
Украина | 147 | 11 | 1085 | 6940 | 15.июн |
в том числе: | |||||
ПО АвтоЗаЗ | 136 | 11 | 1030 | 6881 | 15.0 |
ЛуАЗ | 11 | - | 55 | 59 | 93.2 |
Грузовые автомобили (включая шасси) | |||||
Всего | 13704 | 13974 | 162548 | 151146 | 107.5 |
Российская Федерация | 12536 | 13333 | 148301 | 138782 | 106.9 |
в том числе: | |||||
ОАМО ЗИЛ | 1434 | 1606 | 18281 | 7200 | 253.9 |
ОАО ГАЗ | 7497 | 7180 | 87482 | 80375 | 108.8 |
ОАО КамАЗ | 584 | 2542 | 12765 | 20814 | 61.3 |
АО УралАЗ | 520 | 269 | 5339 | 6522 | 81.9 |
АО АвтоУАЗ | 2390 | 1262 | 20557 | 14760 | 139.3 |
АО ОЗТП- Сармат (г. Орск) | - | 4 | 55 | 193 | 28.май |
ЗАО Уральский автомоторный завод | 52 | 56 | 973 | 1402 | 69.4 |
ОАО ПСА Бронто | 59 | 53 | 670 | 395 | 169.6 |
Ижмаш | - | 361 | 2171 | 7101 | 30.июн |
АО БАЗ | - | - | 8 | 20 | 40.0 |
Украина | 91 | 234 | 1620 | 1962 | 82.6 |
в том числе: | |||||
ПО АвтоКрАЗ | 91 | 231 | 1610 | 1905 | 84.5 |
ЛуАЗ | - | 3 | 10 | 57 | 17.май |
Беларусь | 1077 | 407 | 12627 | 10402 | 121.4 |
в том числе: | |||||
ПО МАЗ | 968 | 323 | 11449 | 9266 | 123.6 |
ПО БелАЗ | 109 | 83 | 1090 | 1047 | 104.1 |
ПО МОаЗ | - | 1 | 88 | 89 | 98.9 |
АВТОБУСЫ | |||||
Всего | 4238 | 3566 | 44545 | 37562 | 118.6 |
Российская Федерация | 4119 | 3489 | 43079 | 35566 | 121.1 |
в том числе: | |||||
ОАМО ЗИЛ | - | - | 1 | - | - |
ОАО ГАЗ | 1006 | 534 | 8596 | 4482 | 191.8 |
АО НефАЗ | 50 | 421 | 600 | 1395 | 43.0 |
АО АвтоУАЗ | 2296 | 1751 | 24475 | 21084 | 116.1 |
АО ЛиАЗ | 43 | 11 | 129 | 234 | 55.1 |
АО КавЗ | 18 | 11 | 700 | 1078 | 64.9 |
АО ПАЗ | 689 | 760 | 8450 | 7235 | 116.8 |
АО ГолАЗ | 9 | 1 | 100 | 28 | 357.1 |
АО Спецавто | 7 | - | 13 | 25 | 52.0 |
(г. Энгельс) | |||||
АО ОЗТП- Сармат | 1 | - | 15 | 5 | 300.0 |
(г. Орск) | |||||
Украина | 104 | 74 | 1290 | 880 | 146.6 |
ЛАЗ | 104 | 74 | 1290 | 880 | 146.6 |
Латвия | - | - | 66 | 1093 | 6.0 |
АО РАФ | - | - | 66 | 1093 | 6.0 |
Беларусь | 15 | 3 | 110 | 23 | 478.3 |
ПО МАЗ | 15 | 3 | 110 | 23 | 478.3 |
Троллейбусы | |||||
Всего | 16 | 5 | 124 | 126 | 98.4 |
Российская Федерация | |||||
АО Троллейбусный завод им. Урицкого | |||||
16 | 5 | 115 | 115 | 100.0 | |
Украина | |||||
ЛАЗ | - | - | 9 | 11 | 81.8 |
Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 2003 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые - плюс 7.5%, автобусы – 18.6%), но всё же достаточно ощутимо.
Ситуация же по “легковым” заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 2004 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 2003 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей – прирост на 13.2%). Отлично расходятся малютки Ока.
Ситуация с грузовиками несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов – прирост на 23.1% по сравнению с пошлым годом; вот-вот на рынке появится вариант с дизелем Steyr), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот КамАЗ охватила лихорадка: объём выпуска упал почти в четыре раза.
Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в основном производители микроавтобусов – УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов – не в счёт) как не было, так и нет…
В автомобилестроительном производстве занято, по данным за 2001 г. 1114336 чел., что составляет 97,2% занятых в 2000 г., в том числе численность промышленно-производственного персонала равнялась 963386 чел. (97% к 2000 г.), из них рабочих 771241 чел. (96,8% к 2000 г.).
Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.